Какие бывают виды молитвы, какие из них выделяются особо и каковы основные этапы возрастания в молитве.
Молитва коррелирует с состоянием души во время молитвы. По ходу жизни душа часто переходит из одного состояния в другое, поэтому и виды молитв, которым она молится, также изменяются.
О каких состояниях идет речь? - В веселии, в печали и отчаянии, в преуспеянии и в нападении врага, при просьбе прощения грехов и приобретения благодати или добродетели или уничтожении порока, в страхе геены и суда и желании будущих благ, в нужде и напастех, в безопасности и спокойствии, при просвещении откровениями тайн и скорби о бесплодии добродетелей и сухости чувствований.
Глава 8.
Объять все виды молитв без высочайшей чистоты сокрушенного сердца и просвещения Св. Духа, мне кажется, невозможно. Они столь же многочисленны, как и те состояния, в коих может находиться всякая душа. Хотя мы и совершенно уверены, что не можем, судя по холодности нашего сердца, обозреть все виды молитв, впрочем, попытаемся изложить их, насколько позволяет нам малая опытность наша. По мере чистоты, в какой преуспевает чей-либо ум, и по свойству состояния, в какое он или случаями приводится, или своим старанием приходит, ежеминутно изменяется и сам вид молитвы, и потому очевидно, что никто не может воссылать молитвы всегда однообразные. Ибо всякий молится в веселье иначе, нежели когда отягчен бременем печали и отчаяния; иначе, когда укрепляется в духовном преуспевании, нежели когда притесняется нападениями врага; иначе, когда испрашивает отпущения грехов, нежели когда просит приобретения благодати, или какой-нибудь добродетели, или уничтожения какого-либо порока; иначе, когда сокрушается мыслью о геенне и страхом будущего суда, нежели когда воспламеняется желанием будущих благ и надеждою; иначе, когда находится в нужде и напастях, нежели в безопасности и спокойствии; иначе, когда просвещается откровениями небесных тайн, нежели когда скорбит о бесплодии своих добродетелей и сухости чувствований.
Апостол Павел в послании к Тимофею называет 4 вида молитв. А так как Апостол, а точнее Святой Дух устами Апостола, ничего не говорит просто так, мимоходом и без намерения, то, несмотря на разнообразие видов молитв, имеет смысл особо рассмотреть именно те 4 вида молитв, о которых он говорит. Причем, обратим внимание не только на сами виды, но и на порядок их перечисления, который тоже имеет значение.
Глава 9. О четырех видах молитв
Изложив понятие о качестве молитвы, хотя не столь подробно, как требовала бы важность предмета, но насколько позволяет краткость времени, или лучше, слабость нашего ума и огрубелость сердца, теперь предстоит нам еще большая трудность в раздельном изъяснении всех видов молитв, коих апостол полагает четыре, говоря об этом так: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (1Тим 2, 1) Такое разделение, без сомнения, сделано апостолом не напрасно. Поэтому нужно сперва определить, что значит молитва, моление, прошение, благодарение, далее необходимо исследовать, все ли эти четыре вида должны быть вместе употребляемы молящимся, так чтобы во всякой молитве все они соединялись, - или должны быть приносимы порознь и попеременно, т.е. иногда молитвы, иногда моления, а иногда прошения или благодарения, или один должен воссылать Богу молитвы, а другой моления, один прошения, а другой благодарения, сообразуясь с мерою возраста, какой соответствует чей-либо ум, смотря по напряжению своей деятельности.
Глава 10. О порядке видов молитвы
Итак, прежде всего нам следует вникнуть в свойство самих названий и показать различие между молитвою, молением и прошением; потом рассмотреть, должны ли они возноситься порознь или вместе; в-третьих, надо размыслить, не внушает ли чего-нибудь важного и сам порядок слов апостола или надо просто почитать его лишь обыкновенным разделением и понимать его безразлично, что, впрочем, кажется мне невероятным; ибо не следует думать, что Св. Дух устами апостола произнес что-либо мимоходом и без намерения. Рассмотрим же теперь, при содействии Божием, каждый вид молитвы в том именно порядке, какой предложен нами.
Вот это место из послание к Тимофею (1Тим.2:1): παρακαλῶ οὖν πρῶτον πάντων ποιεῖσθαι δεήσεις προσευχάς ἐντεύξεις εὐχαριστίας ὑπὲρ πάντων ἀνθρώπων. В руссом переводе: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения.
Апостол особо называет следующие 4 вида молитвы:
- молитва (δεήσεις, ед. ч.- δέηση) - просьба о прощении, умилостивлении;
- моление (προσευχάς, ед. ч. - προσευχή) - обет Богу, испрашивание благ;
- прошение (ἐντεύξεις, ед. ч. - έντευξις) - заступление за других;
- благодарение (εὐχαριστίας, ед. ч. - ευχαριστία) - излияние духа, происходящее от созерцания настоящих и будущих и воспоминания бывших благодеяний Божиих.
Глава 11. О молитве (absecratione)
«Прежде всего прошу совершать молитвы» (1Тим.2:1). Молитва есть умилостивление за грехи, посредством которого человек кающийся испрашивает прощение или в настоящих, или в прежних своих беззакониях.
Глава 12. О молении (oratione)
В молениях мы что-либо приносим или обещаем Богу, что по-гречески называется ευχή - моление обетное, или просто, обет. Почему, где в греческом стоит: τὰς εὐχάς μου τῷ Κυρίῳ ἀποδώσω, в латинском переводе читается: vota mea Domino reddam - «обеты мои воздам Господу» (Пс 115, 9). Согласно же с обычным значением слов, греческий текст может быть истолкован и таким образом: моления мои Господу воздам. Равно и в Екклезиасте мы читаем: когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его (Еккл 5, 3). Греческий текст, соответствующий нашему, есть следующий: εαν ευξης ευχην Κυρίω и проч., который может быть переложен таким образом: если принесешь моление (обетное) Богу, не медли исполнить его. А исполнить его может каждый из нас. Так, мы приносим эти обетные моления, когда, отрекаясь от мира, обещаемся служить Господу со всей ревностью сердца своего и умереть для всякого общения с миром и для всех дел его; приносим эти моления, когда, презрев мирские почести, отвергнув земные стяжания, обязываемся во всяком сокрушении сердца и в нищете духа прилепляться Господу; мы приносим эти моления, когда даем обет непрестанно сохранять совершенную чистоту тела и непреодолимое терпение или вовсе исторгнуть из сердца своего корень производящего смерть гнева и уныния. Если же по своей беспечности и склонности к прежним порокам, мы не исполним тех благих намерений, то будем виновны в наших молениях и обетах, и к нам отнесутся тогда слова: «лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл 5, 4). Что в греческом можно понимать так: лучше не молиться, нежели, молясь, не исполнять молитвенных обетов.
Глава 13. О прошении (postulatione)
На третьем месте у апостола поставлены прошения, которые мы, находясь в горячности духа, обычно воссылаем за других, прося о тех, кого любим, или о мире всего мира, выражаясь же словами самого апостола, за всех человеков: за царей и за всех начальствующих (1Тим 2, 2).
Глава 14. О благодарении
Напоследок, на четвертое место, ставятся благодарения, которые ум в неизъяснимом восторге приносит Богу, когда вспоминает прошедшие благодеяния Божий или созерцает настоящие, или когда, прозревая будущность, усматривает, какие и сколь великие блага уготовил Бог любящим Его. В этом последнем случае обычно изливаются обильнейшие молитвы, когда дух наш, взирая чистейшими очами на награды, уготованные святым в будущем веке, побуждается е. безмерной радостью воссылать Богу неизреченные благодарения.
О различии молитвы и моления по преп. Максиму и о трудностях перевода этих греческих слов на русский я уже писал (см.
1,
2,
3). Здесь не будем на этом останавливаться, но лучше рассмотрим, что означает порядок перечисления четырех видов молитв.
Преп. Исаак соотносит 4 вида молитв с 4 духовными возрастами подвижника. Это не значит, что в таком-то возрасте есть только такой-то вид молитвы. Нет, в каждом возрасте и есть и должны быть все виды молитв. Но, при этом, в каждом возрасте какой-то вид молитвы будет наиболее подходящим к нему. Поэтому мы можем соотнести эти 4 вида с 4 возрастами, маркировав каждый из возрастов своим видом молитвы.
Соответствие видов молитвы духовным возрастам:
- молитва (умилостивление) свойственна в первую очередь начинающим (нищим духом и плачущим), еще уязвляющимся воспоминаниями своих пороков;
- моление (обет) свойственно преуспевающим в деятельности (кротким), т.е. тем, которых преуспевание в добродетелях поставило на некоторую высшую степень духовного совершенства;
- прошение (за других) более свойственно завершающим очищение (милостивым), т.е. тем, которые, исполняя обеты свои на самом деле, принимают на себя ходатайство и за других по любви и снисхождению к их немощи;
- благодарение свойственно достигшим чистоты и возшедшим к созерцанию (чистым сердцем), т.е. тем, которые, исторгнув из сердец своих терны наказующей совести, спокойно и совершенно чистым умом созерцают милости и щедроты Господни.
Как видим, этапы возрастания в молитве соответствуют этапам духовного возрастания подвижника в целом (в скобках я указал соответствующие заповеди блаженства, которые и даны нам Господом как некий путеводитель по пути спасения). Завершение же пути - усыновление Богу по седьмой заповеди блаженства, - в молитве соответствует начальным словам молитвы Господней - "Отче наш".
И этому завершению пути свойственен еще один вид молитвы, совмещающий в себе все четыре предыдущих - неизъяснимый и чистейший, когда Сам Дух без нашего ведения возносит Богу ходатайства о нас неизреченными воздыханиями (Рим.8:26). Эти неизреченные воздыхания бывают в любой мере возраста - ими Святой Дух подкрепляет нас в наших немощах, учит молитве и направляет нашу молитву, даже [особенно] если мы не знаем, о чем молиться как должно. Бог дает нам эти залоги истинной молитвы вследствие нашего потенциального усыновления Ему в крещении. Для достигших же актуального усыновления Богу этот вид молитвы становятся преобладающим.
Глава 15. Всем ли необходимы четыре вида молитв и вместе или каждому порознь и отдельно?
Каждый из показанных четырех видов молитвы может иногда делаться приношением тучным; ибо известно, что и молитва, рождающаяся от сокрушения о грехах, и моление, проистекающее от верности приношений и точного исполнения обетов в чистой совести, и прошение, происходящее от пламенной любви, и благодарение, рождающееся от созерцания благодеяний, величия и милосердия Божия, весьма часто производит в нас горячайшие и пламенные молитвы. Отсюда видно, что все вышеупомянутые четыре вида полезны и необходимы всякому человеку, так что один и тот же человек, смотря по различию внутреннего своего расположения, может приносить иногда молитвы, иногда моления, иногда прошения, иногда - благодарения, чистые и горячайшие. Впрочем, первый вид, кажется, особенно приличен начинающим, которые, как жалом, уязвляются еще воспоминанием своих пороков; второй - тем, которых преуспевание в добродетелях поставило на некоторую высшую степень духовного совершенства; третий - тем, которые, исполняя обеты свои на самом деле, принимают на себя ходатайство и за других по любви и снисхождению к их немощи, четвертый же свойствен тем, которые, исторгнув из сердец своих терны наказующей совести, спокойно и совершенно чистым умом созерцают милости и щедроты Господни, или прежде оказанные им, или настоящие, или в будущей жизни уготованные, и через то пламенеющим сердцем возбуждаются к горячайшей и устами человеческими невыразимой молитве. Случается, впрочем, что ум, достигший такого совершенства чистоты и начавший уже утверждаться в нем, вдруг объемлет все эти виды молитв и, обтекая их, наподобие некоего непостижимо быстрого пламени, проливает перед Богом неизъяснимые, чистейшей силы исполненные моления, которые Сам Дух, без нашего ведения, возносит к Богу в воздыханиях неизреченных (Рим 8, 26), т.е. в сию минуту человек воодушевляется такими чувствованиями и столь непостижимо изливается в молитве, что в другое время он не только не может пересказать этого, но даже и возобновить в своей памяти. А из этого видно, что в какой бы мере возраста кто ни находился, может иногда воссылать чистые и усердные молитвы. Ибо и тот, кто стоит на первой и низшей ступени, возмущаясь помыслом о грядущем суде, страшась испытания и ужасаясь наказания, и тот приходит иногда в такое сокрушение, что является готовым утучнить (Пс 62, 6) молитвенную жертву свою не менее, чем и тот, кто наслаждается неизреченным весельем и радостью при созерцании чистым сердцем Божеских благодеяний; ибо он, зная, что ему много прощено, начинает, по слову Господа, много любить (Лк 7, 47).
Как и вообще в духовной жизни, в молитве также следует соблюдать порядок восхождения. Нельзя пытаться вскочить на более высокие ступени не пройдя более низшие, иначе ничего не получится.
Глава 16. Восходить к означенным видам молитв следует постепенно
Впрочем, для преуспевания в духовной жизни и для совершенного исполнения добродетелей, мы особенно должны располагать себя к тем видам молитв, воссылать которые побуждают нас или созерцание будущих благ, или сила пламенной любви, или, по крайней мере, стремление снискать какую-нибудь добродетель или истребить какой-нибудь порок. Ибо нельзя иначе достигнуть тех высших видов молитвы, о которых мы уже сказали, если ум наш мало-помалу и постепенно не пройдет сперва ряд низших молитв.
Все эти виды молитв указаны нам Христом как пример, которому мы должны подражать (см).
Глава 17. И Христос употреблял эти четыре вида молитв
Господь наш собственным примером благоволил освятить четыре вида молитв, дабы и в этом случае исполнилось то, что о Нем сказано: что Иисус делал и чему учил от начала (Деян 1, 1). Он приносит молитву, когда говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф 26, 39), или как воспевается в псалме от лица Его: Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего ты оставил меня? (Пс 21, 2) и т.п. Моление Его выражается в словах: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин 17:4), или: и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (Ин 17:19). Прошение Его выражается в следующих словах: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин 17:24), или: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23, 34). Благодарение выражается в следующих словах: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение (Лк 10, 21), или в словах: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня (Ин 11:41-42). Хотя эти примеры показывают, что все четыре рода молитв можно воссылать порознь и в различное время; впрочем в совершенной молитве они могут и соединяться, - чему также учит пример Господа нашего, представленный в той пространной молитве, которую читаем в конце Евангелия Иоанна (Ин 17). Текст ее, по своей обширности, не может быть приведен здесь, но в справедливости сказанного может увериться всякий читатель после внимательного рассмотрения ее содержания. Ту же мысль очевидно выразил и апостол в послании к филиппийцам, где он несколько меняет порядок четырех видов молитвы и показывает, что иногда, объятые молитвенным пламенем, мы должны приносить их вместе. Но всегда, - говорит он, - в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп 4, 6), тем самым он в особенности хотел внушить нам, что к молитве и молению надо присоединять и благодарение с прошением.
Как уже сказано, после прохождения этапов, соответствующих четырем видам молитв, следует состояние сыновства, когда человек, созерцая единого Бога и пламенея к Нему любовью, беседует с Богом как со своим Отцом - ближайшим образом и с особенной искренностью. Мы должны стремиться к такому усыновлению, к чему и призывают нас первые слова молитвы Господней: "Отче наш".
Глава 18. О молитве Господней
За четырьмя видами молитв следует состояние возвышеннейшее и совершеннейшее, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, и где ум наш, объятый и проникнутый этой любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенной искренностью, как с Отцом своим. То, что мы должны стараться достигать такого состояния, внушают нам слова молитвы Господней (Мф 6, 9-13). Мы говорим: "Отче наш!" Если таким образом Бога, Господа вселенной собственными устами исповедуем Отцом своим, то вместе с тем исповедуем и то, что мы из состояния рабства совершенно приведены в состояние усыновленных чад Божиих. ...
Впрочем, о молитве Господней следует сказать отдельно.
Молитва Господня заключает в себе всю полноту совершенства и исполнение того, что в нашей власти, но не завершение пути вообще - далее все целиком в руках Божиих. Своих присных, т.е. прилежащих ей (не на словах только, но и на деле), эта молитва ведет к возвышеннейшему состоянию - пламенной и неизреченной молитве, которая превосходит человеческое понятие и не может быть выражена словами, произносится не человеческой речью, но изливается произвольно как бы от избытка чувств, как будто из обильного источника.
Глава 25. О качестве высшей молитвы
Хотя предложенная молитва, будучи изречена или постановлена самим Господом, по-видимому, заключает в себе всю полноту совершенства; впрочем, присных своих она направляет к тому, прежде сказанному нами, возвышеннейшему состоянию, к той пламенной и весьма немногими познанной и испытанной или, точнее сказать, неизреченной молитве, которая, превосходя всякое человеческое понятие, не может быть выражена ни звуками голоса, ни движениями уст и никаким сочетанием слов, но которую ум, озаренный блистанием небесного света, произносит не человеческой слабой речью, а от избытка чувств произвольно изливает из себя, как бы из некоего обильнейшего источника, и неизъяснимо воссылает к Господу. В это краткое время ум наш бывает исполнен таких ощущений, что и обратись в самого себя, не может ни изречь, ни обозреть их. Такое состояние также показал нам Господь в тех молитвах, которые Он, как пишется в Евангелии, возносил уединенно на горе (Лк 5, 16) или в молчании, когда, находясь в подвиге молитвы, проливал даже капли крови (Лк 22, 44). Пример неподражаемый!
Ссылка: преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Собеседования египетских подвижников. Писания к 10-ти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве (
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/9)