Наше казанское путешествие подходило к концу, и в один из последних дней мы запланировали съездить в Татарский этнографический музей под открытым небом в село Исаково.
Располагалось это село примерно в десятке километров от Свияжска, но добираться до него на общественном транспорте предлагалось очень криво: либо на автобусе, который ходит до Свияжска, но он такой один-единственный и имеется только в выходные дни; либо на автобусе в направлении Чебоксар - их много, но куда бы вы на таком автобусе не поехали, заплатить за билет нужно ровно столько же, как если бы вы ехали в сами Чебоксары, а если учесть, что Исаково расположено всего в 40 километров от Казани, а Чебоксары примерно в 200, это несколько странно. Еще есть вариант ехать в Исаково на такси, но это дорого и не спортивно. Поэтому, когда моя лирушная френдесса из Казани Олеся предложила съездить туда вместе с ней, ее мужем Ильдаром и детьми Пашей и Маратом на их машине, да еще раздобыла где-то автомобильное кресло для Дани, мы не смогли отказаться. Правда, Олеся и Марат, к большому нашему сожалению, в итоге поехать не смогли, но Ильдар и Паша составили нам замечательную компанию, и, конечно же, мы были очень рады, что вопрос добирания в Исаково так быстро и благополучно решился благодаря им.
Татарский этнографический музей в Исаково на момент нашего туда визита существовал всего год. Он небольшой, но там настолько уютно и мило, что он запросто даст фору другим крупным этнографическим музеям.
2.
Да и тот факт, что одновременно с нами в этой музей приехало еще сразу несколько семей, несмотря на его малую известность, симпатичный, но совершенно не раскрученный сайт, говорит о многом.
Нас, как и всех остальных, встретил основатель музея Минедамир Камальтдинов - очень харизматичный, задорный и без ума любящий свое дело человек, татарин-мешари по национальности. Он то и провел нам экскурсию. И она оказалась настолько интересной, Минедамир с таким удовольствием рассказывал о традициях, обычаях, быте местных татар, буквально о каждом своем экспонате, что мы просто заслушались и не заметили, как пролетело время.
3.
Пожалуй, самая главная в музее - это настоящая деревянная мельница 1943 года постройки, которую Минедамир привез из деревни Старый Киек Высокогорского района. Это был самый первый экспонат.
4.
А самое интересное это то, что во все здешние здания и сооружения можно не только заходить, но и брать в руки, рассматривать и даже иногда использовать по применению все те предметы, которые там есть. Например, мельница оказалась все еще действующей. Мы с Антоном по деревянной лестнице поднялись на самый ее верх и изучили конструкцию механизма. Ветер вращал ее лопасти, лопасти приводили в движение деревянное колесо с шестеренками, оно поворачивало центральный столб, а он, в свою очередь, - каменные жернова, на которых и мололось зерно.
5.
6.
7.
Но и другие здания в музее тоже очень интересные.
8.
Например, мы побывали в ткацкой мастерской. И самым потрясным там нам показался вовсе даже не ткацкий станок, который подарила музею 87-летняя бабулька из какой-то глухой татарской деревни со словами, что это - ткацкий станок ее бабушки (сколько же ему тогда лет?).
9.
А коллекция старых гармоней. Я, наконец, увидела там знаменитую тальяночку.
10.
А на другой гармони экскурсовод даже сыграл нам пару мелодий. Несмотря на ее возраст, звук гармонь выдавала очень красивый и правильный, а мелодия оказалась приятной и тоже красивой. Как выяснилось, у татар давно существовал такой обычай: если кто-то навсегда уезжал из села, провожали его все вместе и с музыкой. Музыкант брал гармонь, выходил на улицу и начинал играть. За ним шли певцы, которые пели песни под его музыку, а вслед за ним тот или те, кто уезжает. В прошлом веке, кстати говоря, именно так провожали в армию призывников. В результате эта процессия проходила по всем улицам деревни, и все всегда знает, кто куда едет и зачем.
11.
А дальше мы отправились в кузню.
12.
Даня после Свияжска, где он прошел мастер-класс по ковке подковы, там сразу проявил себя опытным кузнецом, тут же подошел к наковальне и взялся за молоток.
Тяжело, однако. :)
13.
Но выяснилось, что кузнецов среди татар всегда было очень мало. Причина была в том, что после того, как Иван Грозный взял Казань, он ввел против татар мощные санкции. О некоторых из них я уже рассказывала. Так, татарам запрещалось строить каменные мечети, селиться в деревнях и селах ближе, чем в 30 километрах от Казани, селиться вдоль рек и по-близости от лесов, а еще нельзя было работать кузнецами, ибо, по мнению Ивана Васильевича, ковать можно не только подковы и разные полезные в хозяйстве инструменты, но и делать оружие. А где оружие, там и сопротивление, оранжевая революция, свержение власти и всё такое прочее. А зачем царю такой "хоккей"? Такой "хоккей" ему не нужен! В общем, работать кузнецами могли только русские или... татары, принявшие православие. Ставшие православными татары, кстати, получали и много других благ от царя, в том числе, и освобождения от целой кучи налогов и податей. Но все равно крестились в итоге совсем не многие, большинство же оставались верными своей вере.
14.
Во дворе кузницы Минедамир показал нам еще вот такое хитрое сооружение. Оно, по его словам, всегда было в любой кузнице, и его применяли для того, чтобы подковывать лошадей, и чтобы лошадь при этом не брыкалась и не дергалась. Лошадь загоняли внутрь сооружения, закрывали его, а затем делали с ней всё, что хотели. Рейки со всех сторон не давали ей двинуться с места, и кузнец легко и быстро устраивал ей подковный тюнинг. :))
15.
Гончарная печь.
16.
Прежде чем начать в ней обжигать посуду, татары обязательно топили ее целых семь дней без остановки. За это время сама печь успевала обжечься и в ней можно было делать даже крупную глиняную посуду.
17.
Кстати, когда в Исаково приезжают группы туристов, Минедамир приглашает специалистов, и они проводят для всех желающих мастер-классы, и в том числе, по изготовлению посуды на гончарном круге и ее обжигу в настоящей гончарной печи. Мы, правда, на мастер-класс не попали, так как были не с группой, да и специалиста-гончара в тот день не было.
Ну, а это уже - домашняя печь. Знаете, чем татарская домашняя печь отличается от русской?
18.
Во-первых, в татарской печи есть встроенный казан.
19.
А во-вторых, имеется специальная полочка для кувшинчика - кумгана. Мусульмане перед каждым намазом, а намазы они совершают по 4-5 раз в сутки, должны совершать омовения. Ну, а чтобы вода для этого была теплой (все-таки мыться приятнее в теплой водой), ее и держат в кумгане на печи.
20.
21.
Печь мы осматривали в доме гончара. Ну, и, конечно же, осмотрели и сам дом.
22.
23.
24.
Главным предметом мебели в нем, как и в любом татарском доме, была сякэ - широкая деревянная кровать-стол. Ночью на ней спали самые старшие хозяева дома - бабушка с дедушкой, а утром перину убирали, и кровать становилась столом. На нее ставили самовар, пили там чай. Бабушка с дедушкой при этом сидели прямо на кровати-столе, а остальные члены семейства устраивались со всех сторон. Даже если в татарской избе и имелся, кроме сякэ, обычный стол, то за ним никогда не ели, а просто хранили на нем посуду.
25.
Баня по-черному, потому что за вытяжную трубу нужно было платить налог.
26.
Пилорама.
27.
Приспособление для строительства мостов, шалаши.
28.
29.
Колодец-журавль.
30.
31.
А еще в музее есть контактный зоопарк с лошадью и осликом, на которых покатались все желающие, включая Даню.
32.
33.
Правда, Даня решил, что ослик - это пони, а управлять пони он уже немного умеет. Каково же было Данино удивление, когда ослик встал и не стал его слушаться. Едва смогли объяснить ему, что это - другое животное. :))
34.
Ну, а кроме лошадки и осла, в зоопарке жили павлин, страусы, цесарки, индюки, куры, гуси, кролики и недавно родившиеся крольчата.
35.
36.
Оооо, сколько было визгу, когда детишек запусти в загон с кроликами и разрешили взять малышей в руки! :)) Порода кроликов называется "Бабочка", ее вывели в Англии в 1987 году. Отличаются они от прочих своей окраской. Эти кролики беленькие с разбросанными по спине и бокам черными симметричными пятнами. За один раз крольчиха приносит в среднем по восемь крольчат, и в нашем случае было примерно столько же. Ну, а крольчата растут довольно-таки быстро, и вскоре становятся взрослыми и тоже приносят потомство.
37.
В общем, в этнографическом музее нам так понравилось, что уезжать абсолютно не хотелось. Но...
А на следующий вечер мы уже покидали и сам Татарстан, обросшие пакетиками и коробками с чак-чаком, татарской пастилой, эч-почмаком и разными другими вкусностями. Наше путешествие, хотя и было коротеньким, всего лишь пятидневным, но получилось очень насыщенным. Думаю, что в Татарстан мы еще когда-нибудь съездим. Пожалуй, нужно осмотреть его более подробно.
---------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, май:
Во что превратили Свияжск... Как стирают трусы в Елабуге Загадочная смерть в Елабуге Казань. Кошачья радость Где в Казани загулять? Казань татарская Казанский Кремль Казань. Третья столица России Казань, Татарстан. Фотообзор: Майские татарские -----------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из прогулок и путешествий с Даней:
2016 год:
Москва. Кинотеатр "Кино на Алтуфьевском". На страусихах по Автралии Москва. Экоцентр "Кузьминки". Совсем озверели! Румыния. Фотообзор: Две недели в стране вампиров, или Что мы забыли в этой Румынии? Москва. Царская пасека. Хватит уже жужжать! Москва. Клуб любителей северных ездовых собак "На хаски от Кузьминок до Аляски". Как в московских парках собаки на лис охотятся Москва. Фестиваль "Мультимир". Что это еще за мультики? Московская область. Домодедово. Детский споттинг. Что случилось в Домодедово? Москва. Парк "Царицыно". Небо в змеях Москва. Эколого-просветительский центр "Битцевский лес". Московских зайцев сдали в музей Москва. Иннопарк. Инновации с пелёнок Москва. Измайловский лесопарк. Катит или не катит? Москва. Эколого-просветительский центр "Конный двор". Ааааа, какая морда! Москва. Эколого-просветительский центр "Воробьевы Горы". Индианы Джонсы на Воробьевых Горах Москва. Купольный кинотеатр "Zыркус". Не стройте себе иллюзий! Москва. Ферма "Российские альпаки". Зачем коренные американцы переехали в Россию на ПМЖ и поселились жить в Куркино? Москва. Театр "Уличный медведь". Масленица с пылу с жару. Уже отметили! Москва. "Паровозия" и "Город конструкторов". Не покупайте ребенку паровозы! Москва. Kidzania. Кидзер-сюрприз Москва. Клуб любителей северных ездовых собак "На хаски от Кузьминок до Аляски". Как мы пересобачились Московская область. Звенигород. Музей русского десерта. Можно ли выжить без тирамису и эклеров? 2015 ГОД И РАНЬШЕ: Мы в
ЖЖМы в
ФейсбукМы в
ИнстаграмМы в
Ли.ру