- согл. шумерским текстам, использована ануннаками для создания разумного человека:
Змея, змеиная натура?
أفعى ['afeaa; хава, ева] (араб.) - змея (ассоциируемое как с самым злым из животных, так и с самым мудрым). Ср. Афина, гр. богиня мудрости - также изображавшаяся со змеёй. Значительная часть археологических находок религиозной тематики на территории России составляют вовсе не крестики и иконки, как полагают далекие от науки неофиты - а амулеты с изображением змееногой богини Табити, великой праматери скифского народа! Многие десятки тысяч змеевиков (!) -- супротив штучных экземпляров христианских крестов. https://zen.yandex.ru/media/id/5c1cf4490df9c100aafd3652/iskonnaia-russkaia-vera-nauchnyi-vzgliad-5c9aa45b61fcd2300032b1e5?fbclid=IwAR2gpggska7UmvVqmXDWn89IQovK5PJqCsfS8UOJxrs2rnQscZh8b95oFMs И, по словам Геродота, первая мать скифов была полуженщиной-полузмеей. Интересно, как имя скифской богини Табити созвучно фин. Taivaan Äiti - Небесная Мать. Также у шумеров была богиня Амаушумгаль-анна - «мать-змея неба». Ср. Исида, Нинхурсаг - двуглавая богиня-змея (на многих изображениях кормит фараонов, детей богов, своим священным молоком). http://www.planetanovosti.com/blog/zmeja_kak_misticheskij_i_religioznyj_simvol/2017-04-10-2 Греческие гностики-офиты также отождествляли Мать с первородной змеей. Кихуакохуатль, богиня-мать человечества, спутница Тонакатлькоатля - главного солнечного божества мексиканского пантеона - изображается как «женщина-змея». Главным божеством перуанцев был змей-солнце, чья жена, женщина-змея, родила мальчика и девочку, от которых произошло человечество. В Китайской мифологии мать-прародительница: богиня Нюва, создательница рода человеческого, вылепившая первых людей из глины, - имела облик полуженщины-полузмеи.
"Воришка"?
оьп (чечен.), эп (ингуш.) - хомяк; afi (язык эве, Африка) - мышь; N.B. и мыши (крысы), и обезьяны - воришки.
оба, обе (общесл.) - два, две abù, abùdu м., abìdvi ж. (лит.), abi (лтш.), аbbаi м. (прус.) - оба, обе; ambō (лат.) - оба; ἄμφω (гр., по Фасмеру) - оба; ubhā́ м., ubhā́u м., ubhḗ ж., ср. р. (санскр., по Фасмеру), uvа м., ubē ж. (авест., по Фасмеру) - оба, обе.
Чередование -б- / -м-: όμοιος [homios; омиос] (гр.) - похожий; ομοιάζω [omoiázo, омоязо] (гр.) - напоминать (кого-л.), быть похожим на; omogeneo [омодженео] (ит.), homogenea [омодженеа] (лат.), homogenuous [омоджениэс] (англ.) - однородный; come [коме] (ит.) - как, такой как; kamu [каму] (индонез.) - ты; шумо (тадж.) - ты. Ср. "Созданный по образу и подобию": human [хьюмэн] (англ.), uomo [уомо] (ит.), homo [хомо] (лат.) - человек (разумный); human [хьюмэн] (англ.), umano [умано] (ит.) - человеческий.
А́вва, А́ба (арам. אבא /ʔabɑʔ/, греч. ἀββᾶ) - арамейско-сирийское слово, обозначающее «отец», однокоренное с еврейским אב aḇ, арабским أب ab и амхарским አባት abat с тем же значением; Абба́т - настоятель, святой отец в католической церкви.
ов, -ова - формант окончания в русских фамилиях ("кого, чей"); av [ав] (шв., норв.), af [аф] (дат., исл.), of [ов] (англ.) - послелог и предлог в значении "кого, чей"; mab, fab [маб, фаб] (уэльс.) - сын; [abn, ибн] (араб.) - сын (также связка в именах и фамилиях); fan [фан] (фризск.), van [ван] (нидерл.), von [фон] (нем.) - послелог и предлог в значении "кого, чей" ; bin [бин] (ндонезийск.) - сын.