Или каким должен быть преподаватель.
Автор статьи -
Ревекка Абрамовна АВЕРБУХ В начале 20-х годов Московский университет был ареной острейшей борьбы между старым и новым, между представителями прежней буржуазной исторической школы и профессорами-марксистами, между «аристократической» частью студенчества и демократической молодежью, хлынувшей широким потоком в открытые Октябрьской революцией двери университета. Как декан общественно-педагогического отделения Н.М.Лукин в этот период становления пролетарской высшей школы был организатором нового исторического образования. Он мобилизовал демократическую часть студенчества на изучение подлинно научной истории, основанной на марксистской методологии. На лекциях и семинарских занятиях Н.М.Лукин неустанно пропагандировал марксистские идеи.
Семинары Н.М.Лукина объединяли обычно несколько курсов: он привлекал в свои семинары всех интересующихся его тематикой. В них принимали участие в качестве вольнослушателей люди, иногда уже закончившие свое историческое образование в других вузах. Так,
Н.П.Фрейберг, ставшая в дальнейшем самостоятельным исследователем, в качестве вольнослушательницы участвовала в 1921-1922 гг. в семинаре Н.М.Лукина по буржуазной революции во Франции. В результате получилось так, что на студенческих семинарских занятиях Н.М.Лукина, а также
В.П.Волгина, молодых профессоров-коммунлстов, было даже больше участников, чем в семинарах старых, маститых профессоров Д.Н.Егорова и Д.М.Петрушевского.
Семинарские занятия у Н.М.Лукина проходили в атмосфере товарищества, свободы и непринужденности.
Тематика семинаров Н.М.Лукина была разнообразной, но всегда теснейшим образом связана с его исследовательской работой. Темы семинаров были следующие: «Якобинская диктатура и деятельность революционного правительства во Франции в 1793-1794 гг.», «История германской социал-демократии», «Парижская Коммуна».
Эти темы были новыми, продиктованными интересом к революционному прошлому, к истории революционного и рабочего движения западноевропейских стран и по своему содержанию чрезвычайно актуальными. В частности, актуальной была тема якобинской диктатуры. Известно, что уроки якобинской диктатуры имели большое значение при разработке В.И.Лениным учения о пролетарской революции и пролетарской диктатуре.
К работе семинара Н.М.Лукин относился чрезвычайно серьезно. Внимательно следил за работами участников семинара, требовал знания европейских языков и обстоятельного изучения источников. Состав семинара был относительно постоянным; доклады представлялись руководителю в письменном виде заблаговременно и подробно обсуждались. Как руководитель семинара, Н.М.Лукин давал обстоятельный разбор докладов, вызывая активное участие слушателей. Так студенческая молодежь проходила марксистскую школу исторического исследования.
Иногда Н.М.Лукин привлекал участников семинара к своей научной работе, в частности ко второму изданию книги «Парижская Коммуна», вышедшему в 1924 г.; студенты привлекались к составлению научного аппарата, втягивались таким образом в научную работу и расширяли свои знания.
В те же годы Н.М.Лукин вел семинар по якобинской диктатуре в Институте красной профессуры. В отличие от студенческого семинара, где практиковались лишь некоторые элементы научной работы, здесь она была развернута в полной мере.
Выпестованные Н.М.Лукиным молодые историки пооктябрьского поколения, из которых многих уже давно нет в живых, были в свое время в авангарде советских историков Запада. В советской исторической литературе они впервые успешно применили марксистско-ленинский метод исторического исследования и далеко продвинулись в атом отношении вперед.
В 1923-1925 гг. в семинаре принимали участие, кроме автора этих строк,
С.Куниский,
А.Лурье,
С.Моносов, В.Позняков. Мы разрабатывали центральные проблемы якобинской диктатуры: аграрные отношения, борьба политических течений, история якобинского клуба, революционный террор и др.
Н.М.Лукин предъявлял к нам большие требования. К изучению вопроса обязательно нужно было привлекать все основные доступные источники и максимальное количество литературы. Требовалось тщательно разрабатывать конкретный материал, подвергать анализу основные процессы и непременно делать самостоятельные теоретические обобщения. Все работы подвергались коллективному критическому обсуждению с неизменным участием Н.М.Лукина. Его заключительное слово было всегда авторитетным, оно базировалось на обширном и глубоком знании вопроса.
Итогом этого семинара было издание небольших, но важных в политическом и научном отношениях исследований, вышедших из-под пера его участников.
В 1926-1928 гг. Н.М.Лукин руководил в Институте красной профессуры семинаром, посвященным теме «Историки французской революции». Участниками его были С.С.Бантке,
В.М.Далин, Е.С.Николаев.
Н.М.Лукин тепло и душевно относился к своим ученикам и слушателям, касалось ли это студентов или более зрелых людей, работавших в его семинарах в Институте красной профессуры. Он внимательно следил за их научным ростом, радовался их успехам, интересовался их дальнейшей судьбой. За внешней суровостью скрывалась большая сердечность; Николай Михайлович был настоящим педагогом, умело и с большим интересом растившим новые кадры.1
В те же годы Н.М.Лукин стал организатором историков как партийных, так и беспартийных в Обществе историков-марксистов. Здесь он в 1924-1928 гг., в период наиболее интенсивной своей работы в Обществе, возглавлял секцию Запада, а я, будучи аспиранткой РАНИОНа, в общественном порядке выполняла обязанности секретаря этой секции. Н.М.Лукин всегда присутствовал на ее заседаниях, принимал участие в обсуждении докладов.
Вспоминается заседание, на котором был заслушан
доклад В.М.Далина «Мануфактурная стадия капитализма во Франции в конце XVIII в. в освещении русской школы». Доклад был основан на изучении значительного количества источников и специальной литературы. Впервые в советской исторической науке прослеживались истоки развития капитализма в экономике Франции. Подчеркивалась роль капиталистической мануфактуры в области промышленного развития Франции. Этот доклад вызвал оживленные прения. В заключительном выступлении Н.М.Лукин дал анализ доклада, указав большое значение этой новой постановки вопроса. Доклад
В.М.Далина был напечатан2. Вспоминаю также доклад
И.Завитневича «
Расслоение крестьян в Бретани накануне французской революции», который также прошел при большой активности аудитории и, разумеется, сопровождался очень ценным выступлением Н.М.Лукина.
Общество историков-марксистов начинало играть все большую роль в жизни историков Советского Союза и ученых, работавших в Москве. На заседания Общества приходило много историков и студенческой молодежи. Все заметнее становилась роль Н.М.Лукина как организатора быстро разраставшегося отряда историков-марксистов. Эта его деятельность имела большое значение в становлении и развитии нашей советской исторической науки. И когда в декабре 1928 г. собралась Первая всесоюзная конференция историков-марксистов, это был уже обширный и сплоченный коллектив квалифицированных работников исторического фронта. В создании и активизации этого коллектива, в укреплении важнейших участков этого идеологического фронта роль Н.М.Лукина была весьма значительной.
- - -
1
С.Куниский и В.Позняков. Общинные земли в эпоху Великой французской революции. М., 1927;
С.Моносов. Фракционная борьба в якобинском клубе. - «Вестник Коммунистической Академии», 1923, № 6; он же.
Очерки по истории Якобинского клуба. М., 1925 (2-е изд. М., 1928); Р.Авербух.
Террористический режим во Франции в 1793-1794 гг. - «Вестник Коммунистической Академии», 1925, № 11; она же. Олар и теория насилия. - «Печать и революция», 1925, № 1.
2
В.М.Далин.
Мануфактурная стадия капитализма во Франции в конце XVIII в. в освещении русской школы. - «Историк-марксист», 1930, т.14.
Руководство историко-философского факультета МГУ: Н.М.Лукин, Е.А.Мороховец,
В.П.Волгин, декабрь 1930 г.
Николай Михайлович слева, Вячеслав Петрович справа, Евгений Андреевич в центре
сборник статей
памяти академика Н.М.ЛУКИНА
ЕВРОПА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
М: Наука. 1966
Воспоминания А.З.Манфреда о Н.М.Лукине Н.М.Дружинин. Лукин в большевистском подполье #нашиисторики #боизаисторию