Памир - Тянь-Шань: allegro для четырех инструментов, I

Aug 10, 2015 20:01






Тянь-Шань. Высота всего 3200, тикает в затылке, сбросы и наборы высоты по два километра вверх-вниз не лучший вариант акклиматизации.

Центр Бишкека перекрыт, стрельба, взрывы - зачистка радикальных элементов.

Стирается из памяти выжженное небо Казахстана.
- +46 на градуснике, жарко у вас тут.
- ...сегодня похолодало, вчера +52 было.
В салоне машинки от температуры капают на спальное место какие-то пластиковые элементы крыши.

Когда я стартовал, откуда, зачем? Цель ставится на полдня вперед, и полностью укладывается в экран навигатора.

Граница Киргизии:
- Москва? Какой район? Северо-запад? Это около Новогиреево, знаю, я там жил!
- Слушай, Антоха, а как в Москве к киргизам относятся?
Затихли, перестали писать, настороженно ждут ответа. Дипломатично бубню что-то.
- Слушай, ну не говорят что киргизы бешеные, без башни?
Решительно отвергаю такой тезис, и сотрудники таможни успокоенно возвращаются к заполнению бумажек.
- Оооо, откуда Беш-Таш знаешь? Интернет смотрел?
- Добро пожаловать в Киргизию, отдыхай!

Впереди Памир. Произвольная программа, благо дороги размывает одну за другой.

Партиция первая >>>


...16 июля сошел селевой поток, который был спровоцирован таянием ледников в связи с аномально жаркой погодой. В результате русло реки Гунд было перекрыто большим объемом камней и грязевого потока. На высоте около 2,5 тыс. метров над уровнем моря началось образование искусственного водоема, который постепенно стал охватывать территории кишлаков Барсем, Бердибеков. Ширина селя, преградившего течение реки Гунд, в настоящее время доходит до одного километра, а длина образовавшегося водоема - около двух километров.

...в результате сильных дождей спустившаяся оползень перекрыла русло реки Камароб, вследствие чего были уничтожены полностью 60 жилых домов с пристройками, 1 автомобильный мост, 10 км автодороги.

...полностью разрушены 58 и частично 14 жилых домов, 1 средняя школа, 6 магазинов, 2 пешеходных моста и 2 автомобильных моста, 1 автозаправочная станция, разрушено 6 км высоковольтной линии электропередач (35 кВт), 2 км линии электропередач (10 кВт), 2 км автодороги районного значения, уничтожено 5 автостоянок, 6 автомашин.

...в результате селевых сходов был полностью разрушен автомобильный мост, селевым потоком были снесены трейлер, два бульдозера, а также грузовой автомобиль. В результате, 6 человек погибли и 5 человек считаются пропавшими без вести.

...в заявлении МИД ущерб от стихийного бедствия оценивается в $100 млн.



Пока Россия. Настоящий кленовый лес, весело шелестящий утром, и таинственно-мирно вечером, весь иссечен узенькими тропинками.



Казахстан. Жидкие лесопосадки, внезапно с толпой комаров, бесконечная серая полоса дороги с белесым выцветшим небом и редкими фурами. Проезжая мимо Аральска переключаюсь из режима транспортировки, ищу Аральское море. По дну бывшего моря странная грунтовка, вытрясающая всю душу на малой скорости, и награждающая громадными ямами на большой. Замусоренный, заросший водорослями водоем с водой ванной температуры, глубина кажется везде по колено, падаю в промежуток без пластиковых бутылок и жирных подводных растений, 40° на воздухе и 40° в воде, - и за этим я сюда ехал?
Должно же быть где-то море, настоящее. Отворот с дороги, впереди песок сверкающий на солнце, ближе, ближе, однако машина едет вниз а не вперед. Мдэ. Это обманка: смесь соли, ила, травы, песка, глины, подсохшая снаружи и вязкая, вонючая внутри, только издалека похожа на песок. Рядом бакен, жирные следы ног, до моря пятьдесят метров, но дойти нет никакой возможности - ноги тонут, жижа желает утащить мои кроксы. Печаль. Полчаса рывков включив все блокировки со сдутыми до половины атмосферы колесами, и распространяя яркие ароматы гниения я возвращаюсь на сушу.



На заправке у трассы дальнобой набирает редбулла, говорит что температура днем будет под 50°, собирается ехать всю ночь. Поддавшись на ажиотаж тоже лечу не разбирая дороги, походя коррумпировав представителей семейства казахских палкомахающих по надуманному поводу. Убежать от наступления дня не удастся, повороты, дорожки, все абсолютно одинаковое в свете фар, холмик покрытый невнятными колючими кустиками и усыпанный кругляшками овечьего помета. Выхожу на улицу, пять утра, температура +36°, воздух стоит, пронзительный запах раздавленных колесами колючек.
Восемь утра, дальше.



Змей-горыныч. Вперед-вперед, там ждет Памир, там прохлада журчащих рек!



Подхватываю мужичка, три часа обсуждаем актуальные вопросы.
- Вот раньше семьи были, десять, двенадцать детей! А сейчас что? Три-четыре ребенка, и все? Тьфу! При союзе всем хватало!
Получаю подробную информацию о границах проезжаемых районов, их названиях и центральных населенных пунктах.
На термометре 46°. Тени нет.



- Такие могилы, это не по Корану! Все умрем. И что будет если каждый себе такую могилу сделает!?



Проскочив границу с киргизами и сменив симку в модеме понимаю что сменилось все вокруг. Сброс из водохранилища, дамба увенчана знакомым профилем титанического размера, наследие союза. Температура падает до 30°. Жизнь потихоньку возвращается.



Беш-Таш. Среди юрт, машин, собак, лошадей, парнокопытных, находится пятачек у ледяного шумящего потока, укрытый от взглядов всех обитателей долины. Я убежал от белого солнца.



Известниковые озера. Кто-то по тропинке явно туристической направленности водит скот на дальние пастбища.



Дорожка уходящая куда-то в сторону, улыбчивый киргиз на вопрос можно ли проехать задумчиво закатывает глаза - "длинная, да, проехать можно, но потом нет дороги". Ага, берем.



Карликовое что-то. Родственник сосны. Или нет.



Чем ближе к небу тем ярче цвета.



За перевалом уходящая долина, по стенкам прогрызена дорожка шириной чуть больше автомобиля, с маленькими но очень гадкими осыпями - плоская скользкая слюда, каждая пластинка размером с кредитку, на которых машина плавно сползает в сторону уклона - в сторону обрыва. "Очко пилота способно перекусить лом"©



Местами дорога превращается в лошадиную тропу.



Прекрасно пообщались, обсудили ряд международных вопросов, посмотрели на "дорогу", осыпь съела кусок метров пятьдесят, прорваться можно, но не в одиночку, не за час до заката, без запаса по времени назавтра.



Прихлопнул дверью телефон, наложил шину, гипс, ответственно провел операцию. Но нет, не заработало. В ремонт.



- А какие у вас в России лошади?
- Нннннууу, разные... ~:[]



Один объектив у пентакса рассосался в процессе путешествия. Тряска вестимо. В ремонт. Холодильник тоже не выжил.



Пятилитровка малины, сначала в чай, прекрасно, потом морс, восхитительно, потом еще морс, прелестно, отложили ненадолго, на пару дней, потом проба определила градус сопоставимый с пивом. Утром не пить.
Часть команды прилетела в Бишкек, рывок на перевал к акклиматизационной ночевке, восхитительный шашлык на трассе Бишкек-Ош.



Кислотные каскады токтогульской гэс.



Памирский тракт.
Вся команда в сборе в Оше, все документы получены, холодильник полон говядиной и бараниной для вечерних шашлыков, все свободные места забиты мешками с лавашом, печеньем, орехами и изюмом, конфетами и всем остальным, что только можно купить на рынке. По загрузке машины отчетливо рисуется автономная кругосветка.
Высота растет. Машина матерится и плюется, густые клубы белого дыма окутывают при нажатии на газ. Пристальные взгляды под капот четырех пар внимательных глаз не выявляют разрушений. Ползем на почтихолостых.



Поворот к волшебному озеру Кол-Кеджиге.



Разноцветное ягодное дерево. На вид - вкусное, на вкус - не рискнули.



Затерянный мир. Тут живут несколько ярко раскрашенных уток, при нашем появлении взлетевших и принявшихся описывать круги над головами.



На 2600м костер отлично горит, да и есть что жечь еще.



Хоть и старались, но вкус шашлыка, замечательный, тем не менее не обогнал шашлык в придорожной кафешке на дороге на Ош, со стенами из голого дсп и заляпанной жирной скатертью.



Сары-Таш. Алайская долина. Перевал 3600 дался неимоверным звоном двигателя, густыми выбросами боевых отравляющих веществ из глушителя, дальше ехать нельзя.
Нашли ребят дальнобоев, которые после неоднократных органолетических тестов вынесли вердикт - "топливо говно", дизель разбавлен бензином. Купили пять литров на местной заправке, у суровых девочек 10-12 лет, словарный запас которых ограничивался понятиями "дизель!" и "сколько!", запитали двигатель напрямую - роллс-ройс, мягко, тихо, без дыма. Слили 150 литров ребятам, с концепцией "нахаляву я любое говно налью", заправились заново у девочек. Ичсх это было лучшее топливо за всю поездку, "памир алай"



Да прославится грязное дело твое в веках, кыргыз мунай.
Боюсь представить что было бы с коммон-рейлом. Впрочем тоетовский атмосферник до высоты в два километра чувствовал себя нормально.



Высота 3000м. Проходивший мимо мужичек с удочкой гордо предъявил улов из одной кильки размером с ладошку. На жирном крюке была намотана связка червей. Я так думаю им был выловлен самый дебильный представитель рода хариусов в Тянь-Шане.
При заезде в эту тупиковую долинку были внимательно приглашены пить кумыс на обратном пути, утром разрабатывали планы побега от гостеприимных киргизов, отчетливо наблюдая нештатный расход туалетной бумаги на местном питании, и не в восторге от возможности резко его нарастить.



Таджикистан. Позитивные сотрудники с правильными чертами лица на границе. Какие-то деньги принимаются по печального вида квиточкам "тир. 100500 экз. фабрика. ссср."
- Вот будем в таможенном союзе - будете приезжать к нам без всяких денег! Добро пожаловать!



Луна. Высота 4100.



Каракуль. Нам симку, детям развлечение, местным сотрудникам природоохранных органов - труд по выписыванию пропусков в заповедник-юнеску.
Ну и обсудить, как, вообще, жизнь.


 
 

Вперед, на Бартанг!
/Несколько фоток засунул под горизонтальный скроллер. Не проходите мимо!/



Лаванда (горная лаваааандаааа!) пахнет терминально, высоты больше 4 км, зеленка из невнятных колючек и мелкой травки.
Посреди луны, внезапно, одиночная евро-тетка на велике, не самого спортивного вида, бодро докладАет нам про вышедшую из берегов реку, про то что спадать вода будет недели две, не меньше, тупик, даже пешком не пролезть, надо ехать назад, что рядом чабаны у которых можно разжиться кумысом.
Вперед!



Дорожка то шириной с ВПП, то слегка увеличенная козья тропа, под самолет явно делали при союзе, приметы нового времени - экономия.



Влажный мелкодисперсный склон при приличном дожде будет сползать большими кусками, можно встрять надолго.



Грунтовка едва читается, где-то по руслу реки, где-то по намывам из впадающих ручьев, объехали чуть подсохший сель, пробились через второй, бродики без числа, все, тупик. Река Танымас, как и было указано на карте ГШ - "во время снеготаяния река разливается в ширину долины". Живая осыпь, по которой то и дело скатываются камушки, и с грохотом бьющий в нее поток жидкой расплавленной глины серо-стального цвета.



Участники вели тщательный подсчет зайцев и сурков. Число зайцев за поездку превысило 100, сурков - 350.


 

"Иногда Кушаковский поднимал к небу желтый указательный палец, а Морошек в это время перебирал четки."©
sergello, субштурман, оборудован видеокамерой, хранится в сложенном виде на заднем сиденье, при раскладывании начинает снимать. Бесконечный источник разнообразной информации.



Переночевав в заячьей роще даем команду "полный назад".
Несколько дискомфортно знаете-ли, зайдя под кустик с заветным 54-метровым рулоном, ощущать что на тебя внимательно смотрят по меньшей мере два-три зайца.



Прелестные ямки под камнями, но! То ли рыбы нет, то ли мы не рыбаки.



Петроглифы. Интересная сетка в макетированиии применена. Слабопредсказуемая.



Господин оберштурман изучает лунный календарь. Во всяком случает именно так написано на ржавой табличке неподалеку.


 
 
 

Ночевка на 3900м, несмотря на разноплановые акклиматизационные рывки в предыдущие десять дней выносит голову "аж кюшать не могу" поутру. Надо вниз.
Температура 15°, окна раскрыты, всем жарко.



Мургаб. Ливень. Попытка регистрации в МВД, редкие 40-ваттные лампочки на проводе в коридоре, скрипящий деревянный пол, капающая через заделку печной трубы в кабинете в кастрюльку вода.



Господин оберштурман виден в правой части фотографии, под выходом песчаника.
Кофейно-молочные реки с каменистыми берегами.



Аризона. Каньон с 41 трассы абсолютно не читается, если бы мы не искали укрытия для ночевки, никогда бы его не заметили.



Серные источники Джартыгумбез, размочили нас в очень горячей воде, и мы мягко покатили дальше, к озеру Зоркуль.
Облака выжимают на Афганистан.



Чертовски напоминает Исландию. Но без санфаянса. Совсем.
И без китайских туристов.



Эпическое полотно "Господин оберштурман в костюме телепузика отбирает мопэд у местного жителя"


 
 
 
 

Берег Зоркуля чертовски коварен, один неверный поворот и машинка плотно всасывается в болотце диаметром 15 метров. Участники ползают как мухи, высота 4150м, перед тем как выковырять камень нужно отдохнуть, потом еще отдохнуть, потом отнести к машине, кинуть в ямищу под колесом вывешенном на хайджеке и опять отдохнуть.
Включают закат.
Потом выключают.
Ближайшие крупные камни уже вывернуты лебедкой, уже закопали и погнули рейку хайджека, уже попробовали закопать обернутый тросом булыжник, и в свете люстры продолжаем поднимать и опускать машину на домкрате расчищая окружающую местность от твердых фракций на предмет замостить пространство под утопающим транспортом.
Победа над силами притяжения неизбежна, но кислорода хотелось бы попросить добавить.



Ночь. Забег вдоль границы по размытой дороге, мост смыло, слева шумит поток,
- Левее!
- Давай тут перескочим!
- Здесь мелко, давай сюда!
- Стой, мы похоже уже в афгане, давай назад!
Проскочили, дорога опять ведет в реку, через прозрачную воду видно что колея продолжается по дну, бампер с фарой ныряет под воду и упирается лучем в слегка охреневшую форель. После двухсекундного зависания та уплывает. Поворот по ГШ, еще поворот, все, здесь ровно, встали. Высота четыре с лишним километра, голова слегка протестует. Коньяк "Кыргызстан КВ" как выравниватель голово-атмосферного давления.
За рекой "Памир" - Афганистан.

Прошу пардону за двухчастное повествование, однако ограничения на размеры поста никак не позволяют мне уместить все желаемое в неделимое произведение.
Партиция вторая >>>

Previous post Next post
Up