В данном посте опять нарезаны цитаты из уже выложенного, однако может оказаться интересным посмотреть на этот материал в собранном виде.
А вот в предыдущем посте было новенькое - кому новенького охота, не пропускайте предыдущий пост!:)
Глобы и искусство сỷши
"…Если рассуждать о возможностях передачи нюансов мировосприятия ЭИС посредством разных форм искусства, то есть смысл упомянуть о любопытном докладе, который нам довелось в своё время заслушать на одной из исторических конференций в нашей альтерре. В этом докладе рассматривалось отражение влияния Обитателей Глубин (глобов) на искусство обитателей суши. При этом прежде всего шла речь о вербальных формах искусства, письменных и устных, но также отчасти о театре, музыке и кинематографии. Так, например, в качестве классической формы искусства, являющейся результатом "соавторства" Обитателей Глубин и насельников побережья, рассматривалась морская баллада. Для морской баллады характерен простой сюжет; на достаточно ровном "фоне" выделяются крупные, ярко очерченные фигуры действующих лиц; сильные чувства, все слова и поступки - как будто впервые… - архетипичность происходящего/изображённого выражена в высшей степени. Этот же самый момент проявляется и в особой сценической форме искусства, когда баллады разыгрываются в виде театрального действа. Главные герои одеваются в костюмы другого цвета, чем все остальные - красного (впоследствии для главных героев были оставлены лишь отдельные аксессуары красного цвета); никакой "наигрыш" при сценической постановке морской баллады немыслим в принципе - все чувства и так задействуются на полную катушку, выделяя смысловой узор сюжета.
Другой аспект восприятия Обитателей Глубин отражается в специфическом жанре рожденной прибрежными народами новеллы. Новелла эта отличается присутствием загадки, знака вопроса - поскольку отражает нечто "увиденное", "подсмотренное", но не имеющее истолкования из-за непонимания глобами побудительных мотивов героев увиденной истории. Характерный ввод в такую новеллу - человек приходит к морю и вступает в общение, нечто или некто (морское животное, морской цветок, морская раковина…) говорит ему: "Вот послушай, какую я видел историю…" Завершается изложение сюжета неизменно вопросом: "И вот с тех пор я думаю, что бы это означало, почему он/она/они поступили подобным образом, и что с ними дальше стало?.." Интересно отметить, что в распоряжении Обитателей Глубин имеются всевозможные "памятливые существа" - растения, животные… - на которых не так редко "сгружается" информация о поступивших на оконечники, но не "расшифрованных", не понятых, не воспринятых к сведению фактах и сюжетах. Эта информация хранится, таким образом, как бы и в распоряжении своего "владельца"-глоба - но вместе с тем как бы и "повисает" между морем и сушей, между сознанием и подсознанием, создавая некоторую сферу безнадёжности непонимания. Безнадёжность эта усугубляется тем, что "памятливые" живые существа, вынужденные хранить эту "повисшую", не имеющую ответа, зачастую исполненную отчаяния, тягостную ношу, "замирают" в своем собственном развитии, пребывают в положении "заблокированного" прибора - и только отраженные в новеллах контакты с сушей дают некоторый исход ситуации. Кризис взаимопонимания / взаимодействия в ойкумене налицо.
Очень интересным и очень специфическим в плане отражения эисского мировосприятия видом искусства является так называемый "диптих" - одно из недавних направлений в кино- и театральном искусстве нашей альтерры. Диптих возник под влиянием современного - открытого, "легального" - общения глобов с обитателями суши. Этот жанр отличается тем, что экран/сцена постоянно разделен на две половины, в обеих из которых действие развивается одновременно, и задача зрителя - в постоянном сравнении. Действующих лиц мало; соблюдается единство или времени, или места… - так, чтобы отслеживать одну выделенную связь и соответствующие ей изменения (например, в одной половине действующие лица молодые - в другой старые, и пр.) Это, безусловно, осмысленный шаг в направлении овладения "точечной" концентрацией при сохранении преимуществ "многоканальности". Если иметь в виду, что в открытый контакт с сушей первыми вступили младшие представители означенного этноса, то можно сделать вывод и о некоторых особенностях восприятия, и о принципиальной небезнадёжности, осмысленности поисков оптимальных путей взаимного обучения для существ такого разного телесного устройства…"
(с)
отсюда "…Перво-наперво следует иметь в виду, что устные и письменные формы повествования на Арийском Западе легко и свободно перетекают друг в друга. Легенды и удивительные житейские истории проплывают над страной балладами, оседают в романах и новеллах, извлекаются из книг и пересказываются в качестве бытовых происшествий, на ходу обрастая деталями от других историй, конкретно знакомых повествователям. Вдобавок важно вот что. У нас на Западе - немало грамотных, это раз, и немало чёрных, это два, а ведь многие чёрные обладают даром особого чтения, которое называется "чтением руками". "Читающий руками" воспринимает смысл написанного не через буквы и слова, а непосредственно - "считывая" порою не только пребывающие в глубоком подтексте прообразы-архетипы-прототипы, но и личные судьбы самих авторов, а также переписчиков (если это рукопись) и даже перепечатников. Литература сливается с жизнью, жизнь изливается словом.
Огромную роль в означенном "круговращении сюжетов" играют глобы. Я уже говорил о том, что многие глобы поддерживают давние и устойчивые контакты с обитателями суши, принимая происходящие с их контактёрами события весьма близко к сердцу. А поскольку глобы наблюдают жизнь суши не своими собственными глазами, а через восприятие своих контактёров - то не так редко они получают яркие, красочные, эмоционально насыщенные картины, которые с реальной действительностью соотносятся, так скажем, в высшей степени своеобразно. "Своеобразно" - это означает не то чтобы уж прямо "совсем никак"; однако опознать опосредованный глобовским поэтическим восприятием сюжет иной раз бывает сложновато. Антуражные детали "выпадают" из своих собственных исторических контекстов и "прилипают" к совсем другим, разные события "накладываются" и просвечивают друг сквозь друга, действующие лица и их мотивации образуют подвижные узоры калейдоскопа. Смело можно сказать, что глобы являются подлинными соавторами-сотворцами не только множества художественных произведений, созданных на суше - но и, в некотором смысле, самих событий, порождающих художественные произведения и даже порождённых ими. Соучаствуя в переживаниях людей - героев ли песни-новеллы-романа или героев реальных происшествий - глобы "отзеркаливают" эти переживания в адрес "действующих лиц" и вообще всех, кто имеет какое бы то ни было отношение к делу. Глобы невольно усиливают те эмоции, которые получают через переживание сюжета - прежде всего, эмоции, близкие и понятные им самим - и эти "зрительские" эмоции оказывают сильнейшее влияние на "действующих лиц" (они же - "исполнители"). Охваченные подобными "тайфунами чувств", люди порою совершают такое, чего "на трезвую голову" ну никак не стали бы совершать. Вдобавок с особым вниманием за приключениями обитателей суши следят не взрослые, поднаторевшие, а юные, неопытные глобы - которые не очень отличают происходящее в книжке от происходящего в жизни, да и вообще не больно-то разбираются в том, что является обычным, адекватным ходом вещей - а что нет. Поэтому заинтересованный недобрый советчик может достаточно легко ввести глоба-подростка в заблуждение и побудить его к тому, чтобы он спровоцировал в "нужном" сообществе какие-то "нужные" эмоциональные движения. Постфактум такие явления иногда выглядят вполне "правдоподобно", а иногда - ужасно дико: "что же это давеча на всех нас накатило?!.." Однако это я малость увлёкся и то ли отошёл от темы, то ли, напротив, чересчур углубился в неё. Мне хотелось лишь подчеркнуть, что посредническое участие глобов в творчестве обитателей суши исключительно велико, и многие художественные образы своим широким хождением и своеобразием обязаны именно глобам…"
(с)
отсюда "…Подобно предыдущим, нижеследующий сюжет равно бытует и в устной, и в новеллической форме. Я излагаю его приблизительно в том виде, в каком услышал в первый раз - а это было именно устное повествование. Спешу обратить внимание читателя на, если можно так выразиться, сугубо настоящее время изложения сюжета; думается, что вводными словами для него были "Представь себе…" или "Вообрази…" - сейчас я, к сожалению, не помню точно обстоятельств, при которых этот рассказ был мною услышан. В любом случае, произнесённое или же подразумеваемое "Представь себе…" / "Вообрази…" превращает рассказываемое в некое подобие кинофильма - действие разворачивается как бы непосредственно перед глазами слушателя (= зрителя). Это - важный момент, указывающий на участие в "пересказе" глобов; есть и ещё кое-какие детали, говорящие о глобовском сотворчестве, но о них я скажу пару слов чуть погодя.
Выше я уже обратил внимание читателя на "киношность" настоящего времени изложения, свидетельствующую об участии глобов в "пересказе"; на глобовское восприятие указывает также и размытость - невнятность - несуразность деталей, которая бросается в глаза каждому, знакомому с западным бытом. Какое такое "неарийское укрепление" - да тем более, укрепление, в котором никого нет (иначе бы они не смогли начертить его план)? За каким хреном этот план вообще понадобился? Почему им приходится идти так далеко? Какие такие "городские ворота", если это город, а не форт?.. - фантастичность всех этих деталей в полной мере объясняется тем, что при ретрансляции сюжета глобами обстоятельства одних историй сливаются-спутываются с обстоятельствами других, подобных оным по внутренней логике событий и по эмоциональной гамме…"
(с)
отсюда Суммируя всё вышеизложенное:
Изучая историю нашей альтерры, следует иметь в виду, что глобы постоянно воздействовали на жителей земли не только непосредственно и сознательно, но и неосознанно-опосредованно - воспринимая происходящее на суше как некие умопомрачительные приключения, которые они переживают наподобие читателей книг, зрителей фильмов или участников ролевых игр.
Это - исключительно важный для адекватного понимания жизни Земли Алестры момент!