Долина Дрины Балканский китч Рашка
Нови-Пазар Косово. Север Косово. Печ. Косово. Печская патриархия. Косово. Высоки Дечаны. Косово. Приштина. Фрушка Гора. Сремские Карловцы. Нови-Сад. Босния и Герцеговина Черногория Македония В Белграде мы провели два последних дня поездки, на этот раз уже без машины. Общественный транспорт там развит достаточно неплохо, а драконовские правила парковки, которых тогда в Москве ещё не было, уже действовали в полный рост. Правда, многое испортила совершенно дикая по меркам начала мая жара - плюс тридцать пять или около того - которая отбивала всякую охоту шляться по городу в дневное время. Так что не удивляйтесь, что большая часть предъявленных фотографий сделана в зимнее время - во время моего первого визита в сербскую столицу на Рождество 2012 года.
Апартамент, в котором мы остановились, находился в старом районе голода недалеко от Бранкова моста, переброшенного через Саву и соединяющего старую часть города с новой, начавшей застраиваться примерно в 1960-е годы. Застройка же нашего района относится либо к временам незадолго до, либо сразу после Первой мировой. Вот, собственно, дом, в котором мы жили.
Я не знаю, был ли когда-нибудь этот район престижным, но сейчас он явно не относится к фешенебельной части города, несмотря на очевидно хорошее географическое расположение - до распальцованных площади Теразие и проспекта князя Милоша отсюда идти минут семь пешком.
Видимо, до приведения квартала в божеский вид у властей пока ещё просто не дошли руки, так что ветхость построек приходится компенсировать яркой и позитивной настенной живописью
Правда, в непосредственной близости от набережной Савы попадаются уже такие руины, которые и граффити не спасёт.
По самому мосту можно прогуляться на другой берег. Сава - река неширокая, поэтому поход много времени не занимает.
С моста очень наглядно видно, насколько уязвима была сербская столица в начале Первой мировой. Напомню, что тогда сербско-австрийская граница проходила по Дунаю и Саве и поэтому бытовала поговорка, что сердце Сербии находится под ногтем её большого пальца. Судите сами. Место, с которого я снимал, находится в аккурат над кромкой бывшего австрийского берега. Центр города отсюда виден, как на ладони. Слева - крепость Калемегдан и, соответственно, стрелка Савы и Дуная.
С более близкого расстояния этот район выглядит вот так
Кстати, о трамваях. Для передвижения в центре города это самый удобный транспорт - сеть густая и практически полностью проходит по специально выделенным линиям. Особенно в этом плане удобен маршрут №2, который служит неким эквивалентом знаменитого лиссабонского трамвая №28 - он тоже кольцевой и точно так же проходит мимо большинства основных достопримечательностей города. Система оплаты в Белграде примерно такая же, как в Москве, только разовые билеты нужно компостировать. Приобретаются они либо в газетных киосках, либо у "возача" (так здесь называется вагоновожатый). С белградским трамваем у меня связана следующая забавная история. Как-то утром, уже во время моего второго приезджа в Белград, мне приспичило съездить на рынок за продуктами. А поскольку я основательно подзабыл. сколько стоит проезд, я, войдя в вагон, спросил об этом у вагоновожатого на ломаной смеси сербского и русского. Тот в ответ поинтересовался, откуда я приехал. Получив ответ, что я из Москвы, он ответил "Вам - бесплатно!" и деньги брать отказался. Пришлось ехать зайцем. Вот такая вот история.
Продолжение следует.