Почему азбука? Почему именно буквам, их начертанию, графическому представлению или интерпретации посвящается так много книг, плакатов, открыток и даже скульптур?
При упоминании слова «типографика» в одном ряду со словом «иллюстрация», многие склонны думать о красивых рукописных шрифтах, удачно вписанных в композицию работы, сообщающих что-то безумно важное зрителю или просто украшающих работу.
Стандартная формула использования типографики в графических работах звучит примерно как: «Типографика = Шрифт». Т.е. по мнению единогласного большинства типографика носит вспомогательный, оттеняющий характер, ограничивающийся написанием предложений. Однако, типографика, как самостоятельное средство создания графических работ, имеет не меньшую силу высказывания и красоты. Иногда использование типографических решений в иллюстрации придает всей работе даже особую ноту. Отдельные формы какого-то шрифта становятся нередко неотъемлемой составляющей всей работы.
Werner Sharon:
Alphabeasties: And Other Amazing Types Посмотреть всю книгу >> Типографика, как самостоятельное графическое средство - очень интересная и неожиданно увлекательная вещь. Сама по себе буква является графическим символом, обозначающим произносимый звук. А кто не любит символы? Они загадочны, красивы, поэтичны, лишь с той разницей, что мы уже знаем, как, в случае со шрифтами, символы, т.е. отдельные буквы, читаются. Поэтому многие иллюстраторы, создающие книги-азбуки, как показано в примере выше, работают сразу с буквами, не прибегая к другим изобразительным приёмам.
Благодаря своей геометрической основе, любой шрифт, каждую его букву, возможно использовать в качестве основного изобразительного элемента иллюстрации. Например, на одном из Канарских островов есть целая сеть магазинов "Козочка" с логотипом такого плана. (Их, живых козочек, там чуть ли не больше, чем местных жителей.)
Я уже писала в статье
о пользе серийности в творческих работах, что очень и очень многие иллюстраторы, художники и люди других творческих профессий обращаются к теме азбуки. И ничего удивительного! Это ведь всегда очень увлекательный процесс, который не оставит равнодушным, стоит только начать!
Для того, чтобы заразить Вас, дорогие читатели, любовью к типографике и буквам вообще, хочу поделиться некоторыми любимыми авторами. Один из них - наш современник, английский художник Peter Blake.
Другой мой любимчик, очень талантливый польский иллюстратор и дизайнер, живущий и преподающий в Потсдаме - Lex Drewinski.
В отличие от Блэйка, Древински не использует буквы, в виде символов. Его типографика носит вспомогательный характер, но не менее интригующий и лаконичный.
Я уже не могу точно вспомнить, когда сама заболела любовью к изящным изгибам чёрных букв. Студенткой первого семестра, это было почти 10 лет назад, я получила задание по типографике, создать книгу из 26 разворотов, т.е. по развороту на каждую букву латинского алфавита, об основных понятиях в типографике. При создании книги запрещалось использовать какие бы то ни было графические элементы, кроме линий и очертаний самого шрифта. Так, например, на развороте о наборе шрифта по какой-либо форме (Formsatz), я создала из массы букв дерево, вписав в его форму абзатц с определением понятия.
Из текста, набранного волной, получился типографический Хокусай
Получив в своё распоряжение для оформления книги только буквы, я имела уникальную возможность сосредоточится на их форме, построении и необычности силуэтов, придав иллюстрациям в своей книге самый необычный характер.
А это более новые изыскания. Например, буквы, выполненные по методу
аппликации-инкрустации:
Или штампиками
Или просто нарисованные буквы
О том, как нарисовать или использовать буквы я уже писала в "Колонках"
№ 8,
№ 9 и
№ 10. Надеюсь, что Вы успели заразиться типографикой и захотите создать в Вашей творческой тетради, книге или журнале не одну азбуковскую страничку, а может даже нарисуете целую книжку (малышку?) про буквы. На этой ноте - глубокого вдоха и потрясающего творческого выдоха! Речь в следующей колонке пойдёт о...
найдёнышах.
А здесь, на всякий случай, можно посмотреть перечень всех предыдущих статей:
Список ссылок