Интерфейс Adobe Lightroom. Учимся работать эффективно. Публикация №2.

Oct 09, 2012 00:06



Перечень ранее опубликованного о Lightroom:

[1] Поканальные кривые в Lightroom 4 BETA.
[2] Реализация возможности Soft Proof в Lightroom 4 BETA.
[3] Написанная по следам поста Сергея Доли статья "Некоторые моменты работы в Lightroom" .
[4] Интерфейс Adobe Lightroom. Учимся работать эффективно. Публикация №1.

Данная публикация продолжает тему, начатую в [4].


Оглавление:

1. Сравнительный метод выбора кадра, "лучшего из всех".
2. Каталог Lightroom, как логическая надстройка над файловой системой ОС. Соотношения между ними.
3. Возможные конфликтные ситуации при работе с файлами и папками. Пути их разрешения.
4. Полезные советы.
5. Резюме.

В [4] я подробно описал выбор лучшего кадра из нескольких однотипных.
Этот режим называют "обзорным".
Однако иногда нужно выбрать лучший кадр из некоторого множества неоднотипных изображений.

Для этого в Lightroom реализован другой режим, который называют "сравнительным".
Кто знаком с программированием - помнит алгоритм пузырькового метода сортировки.
Подобный алгоритм применили создатели Lightroom, реализуя этот режим.

1. Сравнительный метод выбора кадра, "лучшего из всех".

Имеем некоторое количество снимков таинственных процедур, на которые идут женщины, чтобы только понравиться нам - мужчинам! выглядеть красиво.
Нужно выбрать среди всех - один, наиболее выразительный, из которого будет сделан тизер для тематической публикации.

Выделяем два первых кадра:

рис. 1.


Затем, предварительно скрыв панели ("Sift+Tab") нажимаем хоткей "C" (первая буква слова "Compare").
Открывается экран сравнительного метода отбора:

рис. 2.


Экран делится на две части.
Слева мы видим то фото, которое в данный момент является выбранным (Select).
Справа - фото-кандидат (Candidate), которое мы сравниваем с выбранным.

В правом нижнем углу экрана расположены управляющие кнопки сравнительного метода отбора:

рис. 3.


Кнопка "Swap" - меняет местами текущие отобранное и кандидат-фотографии.
Кнопка "Make Select" переводит текущее фото-кандидат в ранг отобранного, а справа отображается следующее фото-кандидат.

Перебор кандидатов можно осуществлять стрелками "->" и "<-" как на клавиатуре, так и в экранном интерфейсе (рис. 3).

Кнопка "Done" завершает процесс сравнительного выбора, распахивая на всё рабочее окно окончательно отобранное фото.

Однократно нажав хоткей "L", переводим Lightroom в приглушённый режим просмотра.
Стрелками перебираем фото-кандидаты.

Допустим, перебирая фото-кандидаты, мы сочли снимок, на котором женщина обмотала лицо целлофаном, более подходящим, нежели первый.
Для наглядности, этот кадр выделен красной рамкой:

рис. 4.


Нажимаем кнопку "Make Select", и этот снимок переходит в левую часть экрана, становясь новым отобранным.
Справа появляется следующий по порядку снимок-кандидат (рис. 5):

рис. 5.


При необходимости, повторяем этот процесс до тех пор, пока не находим наиболее подходящую фотографию среди всех кандидатов.
Завершаем процесс нажатием "Done".

Вместо клавиши "Done" можно завершить процесс, нажав хоткей "6".
При этом отобранное фото получит красную метку.

рис. 6.


Если затем выйти в сеточный режим модуля Library (хоткей "G"), то мы это увидим:

рис. 7.


Резюме: сравнительный режим отбора наиболее подходящего фото из всех, заключается в том, что каждое фото попарно сравнивается со всеми прочими.
В сочетании с укрупнением картинки, которое достигается сокрытием панелей, и приглушённым режимом просмотра, данный способ обеспечивает высокую наглядность сравнения.

Вернуться к оглавлению.

2. Каталог Lightroom, как логическая надстройка над файловой системой ОС. Соотношения между ними.

Отчётливо помню, что впервые установив Lightroom, я долго не мог понять, как же в ней работать?
Программа не позволяла просто "открыть" тот или иной RAW-файл для конвертации.
А "виной" тому оказалась реализованная разработчиками концепция каталога Lightroom.

Общение в сети, и на семинарах показало, что и сейчас недопонимание этой концепции порождает определённые трудности.
Давайте раз и навсегда разберёмся с данным вопросом, дабы в дальнейшем сложности более не возникали.
Как мы увидим, каталог делает нашу работу с фотоархивом очень гибкой, позволяя реализовывать много полезных возможностей.

Для наглядности, рассмотрим аналогию с большой библиотекой.
Файловая система ОС, в которой физически расположены каталоги с нашими RAW-файлами - это аналог хранилищ, в которых физически находятся десятки и сотни тысяч книг.

А теперь представьте, что все книги национальной библиотеки конгресса США вывалили на площади в одну гигантскую кучу.
Представили? (лично у меня это выходит с трудом...)
Очевидно, что информационная ценность подобной хаотической горы книг будет близка к нулю.
Дабы этого не случилось в реальной жизни, информацию необходимо структурировать.

И первый шаг в этом направлении следует делать на уровне файловой системы ОС.
Принципы этой организации у каждого могут быть свои, удобные лично ему.
Однако есть и общие моменты: структура должна быть древовидной и многоуровневой.

Например, мой фотоархив организован следующим образом:

рис. 8.


Достаточно ли этого для успешного решения задач каталогизации и обработки снимков?
ИМХО, нет.
Рассмотрим ещё несколько аспектов данного вопроса:

1. Lightroom, как конвертер, должен производить т.н. "недеструктивное" редактирование.
Т.е. редактировать, не затрагивая при этом исходные файлы.
Это означает, что все настройки, которые мы задаём при конвертации RAW-файлов, необходимо хранить где-либо вне самих файлов.

2. Для ориентировки в большом фотоархиве необходимо иметь возможность присваивать каждому файлу те или иные метки, рейтинги, ключевые слова.
Ключевые слова, в свою очередь, следует структурировать.

3. Крайне полезно для нас - иметь возможность быстро и легко делать различные выборки из всего архива.
Меняя при этом критерии выбора в соответствии с текущими задачами.

4. Потратив столько сил на создание хорошо структурированного архива, нам желательно иметь возможность экспортировать любую его часть. Сохранив при этом все настройки, метки, ключевые слова и пр. в их сложной взаимосвязи.

5. Иногда бывает полезно попробовать несколько различных вариантов параметров конвертации одного фото.
Причем таким образом, чтобы все "наборы" параметров конвертации сохранялись одновременно.

Все эти соображения успешно реализованы в Lightroom.

Каталог Lightroom является чисто логической настройкой над файловой системой ОС.
Благодаря этому, импорт фотографий в него не приводит к дополнительному расходу дискового пространства.

Единственным "новшеством" для пользователей является необходимость импорта в каталог каждой новой фотосессии.
Во время этой операции мы можем сделать массу полезных вещей.

Как то:
- переименовать файлы, дав им более осмысленные названия (я этого не делаю)
- присвоить кадрам дополнительную информацию, например - сведения об авторских правах.
(ещё по данному вопросу)
- применить по умолчанию некоторые настройки, которые Вы сочтёте нужным.

Вернуться к оглавлению.

3. Возможные конфликтные ситуации при работе с файлами и папками. Пути их разрешения.

Таким образом, после импорта информации в Lightroom, мы имеем две, связанные между собой сущности:
каталоги с файлами на уровне ОС (рис. 9) и их логическое отображение в Lightroom (рис. 10):

рис. 9.


рис. 10.


Важно сознавать единство этих сущностей и стараться её не нарушать.

Недопонимание этого часто приводит к курьёзам.
Например, какие-то RAW могут быть переименованы в системе уже после импорта в Lightroom.

Покажем это на примере одного кадра.
Пусть в системе кадр _AWO5031.NEF был переименован в _AWO_5031.NEF:

рис. 11.


Lightroom ничего "не знает" о переименовании, и в сеточном представлении модуля Library кадр попрежнему отображается.
Но в соответствующей ячейке появляется маленькая пиктограмма с изображением плёночного кадра и знака вопроса:

рис. 12.


Если мы проигнорируем ситуацию, и попробуем открыть этот RAW для редактирования, то получим следующее сообщение:

рис. 13.


Вроде ничего сложного, но если таких кадров много, и переименованы они были не сейчас, а достаточно давно, то ситуация будет воспринята, как проблемная.
В этом случае Lightroom даёт возможность заново "увидеть" переименованные файлы.
Для этого в секции "Folders" левой панели делаем правый клик по "проблемной" папке, и в появившемся меню выбираем "Synchronize Folder":

рис. 14.


Появится окно синхронизации папки:

рис. 15.


Как видим, нам предлагается добавить в каталог новый файл, и удалить из каталога отсутствующий.
Опцию "Show import dialog before importing" следует активизировать в том случае, если мы хотим применить к новым файлам заранее созданные пресеты и/или шаблон метаданных авторского права.
Жмём кнопку "Synchronize".
Lightroom "увидела" переименованный файл под новым именем, он снова доступен для редактирования:

рис. 16.


И ещё один вариант подобной ситуации: в системе была переименована вся папка:

рис. 17.


Теперь в Lightroom пиктограммы с вопросительным знаком появились и у всех превью в сеточном представлении, и у самой папки в секции "Folders":

рис. 18.


В этой ситуации правый клик по проблемной папке открывает уже другое меню, в котором мы выбираем "Find Missing Folder":

рис. 19.


В открывшемся окне находим папку под её новым именем:

рис. 20.


Все пиктограммы с вопросительным знаком исчезают, Lightroom "видит" папку под её новым именем:

рис. 21.


Чтобы подобные ситуации не возникали, переименование/перенос/удаление папок и файлов, которые уже импортированы в Lightroom, следует делать только внутри конвертера.
Продемонстрирую это, вернув папке её исходное имя.

Правый клик по папке -> Rename... -> вводим прежнее имя -> Enter:

рис. 22.


Наиболее критичной из всех операций является удаление.
Если вы попробуете удалить фото, находясь в Lightroom, то появится следующее окно:

рис. 23.


Что значит "Delete from Disk" и так понятно.
А если Вы выберете "Remove", то файл будет удалён только из каталога Lightroom.
Физического удаления файла с носителя не произойдёт.

Вернуться к оглавлению.

4. Полезные советы.

4.1. Когда Вы работаете в сеточном представлении модуле Library, на экране одновременно отображается множество кадров.
Иногда возникает вопрос, где именно на диске находится тот или иной из них?

Найти его очень легко. Правый клик в соответствующей ячейке откроет меню, в котором выбираем "Show in Explorer":

рис. 24.


Получаем результат:

рис. 25.


Если нас интересует, в какой папке или коллекции модуля Library находится данный снимок, то, соответственно, в меню на рис. 24 выбираем "Go to Folder in Library", или "Go to Collection".

4.2. Резервное копирование каталога Lightroom.

Крайне важной операцией является создание резервных копий каталога Lightroom, т.к. в нём хранятся настройки конвертации всех обработанных кадров и превью для ускоренного просмотра.
Разумеется, в интерфейсе конвертера предусмотрена настройка автоматизации этого процесса.

Через меню Edit -> Catalog Settings ... мы попадаем в следующее окно:

рис. 26.


В нём выбираем желаемую периодичность резервного копирования.

Размер резервной копии, в зависимости от количества фотоснимков в нём, может составлять сотни мегабайт.
Поэтому спустя некоторое время, когда количество копий заметно возрастёт, они начинают занимать много места на диске.
При этом, очевидно, что полезными являются только несколько последних.

Поэтому рекомендуется время от времени удалять устаревшие копии.
Это делается вручную.

Но как найти сам каталог? Многие не знают, где он у них находится.

Для этого нужно опять зайти в меню Edit -> Catalog Settings ..., и нажать выделенную кнопку "Show":

рис. 27.


Окно с каталогом Lightroom откроется автоматически, и, глядя на даты, Вы легко сможете удалить устаревшие копии:

рис. 28.


Вернуться к оглавлению.

5. Резюме.

В данной публикации подробно описан сравнительный способ выбора одного, наиболее подходящего фото из некоторого подмножества.

Подробно описана концепция рабочего каталога Lightroom.
Проанализированы типичные ошибки, возникающие при работе с каталогом, и показаны способы их устранения.
Сформулировано важное правило: после экспорта сессии в Lightroom, удаления и переименования файлов лучше делать в конвертере, а не в проводнике.

В следующей публикации серии будут подробно рассмотрены вопросы создания и работы с коллекциями.
С упором на место коллекций в рабочем процессе.
Вернуться к оглавлению.

lightroom, статьи, цифровая обработка

Previous post Next post
Up