Фильм «Собачье сердце» появился всего через год после того, как впервые была опубликована повесть «Собачье сердце» (1987 г., журнал «Знамя»). На мой взгляд, это единственная удачная экранизация произведения Булгакова.
При том, что действие повести целиком и полностью происходит в Москве, фильм был снят режиссером Владимиром Бортко в Ленинграде как же давно я так не называла этот город этим именем….
Начинается фильм с кадров «кинохроники»: улицы, на которых никто не убирает снег, черные фигуры куда-то спешащих людей...
Санкт-Петербург, Дегтярный переулок: слева в кадре дом 26, справа - дом 7:
Дегтярный переулок, д. 5:
Трамвай по переулку в наши дни уже не ходит - трамвайное депо, в которое вели пути, разрушено.
В подворотне лежит пес Шарик и размышляет над своею незавидной судьбой: «У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне
ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал».
По мнению исследователя творчества Булгакова Б. Мягкова, завязка повести происходит возле нынешнего Дома ученых - Пречистенка, 16. (Б. Мягков. Булгаковская Москва, Московский рабочий, 1993. С. 53)
В фильме же пес спрятался в подворотне дома 3 по Боровой улице (Санкт-Петербург)
Из подворотни пес видит здание Ямского рынка (Боровая ул., 2)
И здесь же судьба сводит его с профессором Преображенским
Из воспоминаний Владимира Бортко о съемках этого эпизода:
«До предложения сниматься в роли профессора Преображенского Евгений Александрович Евстигнеев «Собачье сердце» не читал. Да и где он мог прочитать повесть Булгакова, если долгие годы та ходила только в самиздате?
Случилось так, что из-за уходящей зимней натуры пришлось снимать сразу после утверждения проб без долгих разговоров и репетиций.
В первом кадре, который мы начали снимать, профессор Преображенский выходил из кооперативного магазина, пересекал дорогу и подходил к дворняге Шарику. Вот, собственно, и все. Оператор Ю. Шайгарданов быстро поставил свет. Включили ветродуй, полетел снег.
- Мотор! - крикнул я и увидел, как из кооперативного магазина, держа в руках пакет краковской колбасы, вышел профессор Плейшнер из фильма «Семнадцать мгновений весны» и направился к дворняге.
- Стоп! - крикнул я.
Не уверен, что дальнейший диалог запомнил дословно, но смысл передаю верно.
- Евгений Александрович, профессор так не ходит.
- Не надо мне рассказывать, как ходит профессор. Я уже одного профессора играл.
- Вот именно. А это другой профессор.
- Какой?
- Менделеев!
- Вот так?
- Вот так.
Он немного подумал и сказал: «Давайте снимать». Полетел снег, со скрипом открылась дверь магазина, и оттуда вышел... не Менделеев, не Плейшнер, а профессор Преображенский».
(
Евгений Евстигнеев - народный артист Кстати,
«биографическим прототипом Филиппа Филипповича <Преображенского> большинство исследователей считают дядю писателя по матери Николая Михайловича Покровского. Он и его брат, Михаил Михайлович, были врачами. Их адреса значатся в дореволюционных и начала 20-х годов московских адресно-справочных книгах: «Покровский Н.М. - женские болезни - Обухов переулок, 1, квартира 12» и «Покровский М.М. - венерические болезни - Пречистенка, 24, квартира, 12». А по существу их адрес был один, - в угловом доме постройки 1904 года домовладельца-архитектора С.М. Калугина (в повести - Калабухов) в бельэтаже второго подъезда.
(Б. Мягков. Булгаковская Москва, Московский рабочий, 1993. С. 51)
Вот так выглядит дом в «Обуховом переулке» (с 1922 г. - Чистый переулок) в наши дни:
И что-то мне подсказывает, что дверь слева должна быть окном…
В фильме Обуховым переулком стала Моховая улица в Питере.
Справа - дом 29 по Моховой
Профессор Преображенский живет Доме страхового общества «Россия» (1897-1899 гг, архитектор Бенуа Л. Н. Моховая ул., 27-29
А Шарика выгуливают совсем недалеко, на Преображенской площади, возле Преображенского собора (1827-1829 гг., архитектор В.П. Стасов)
Собор находится за спиною оператора. В кадре дома: Манежный переулок, д. 1, Преображенская площадь, д. 6,
Улица Рылеева, д.2/6
«Так свезло мне, так свезло, - думал он, задремывая, - просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Тут не без водолаза. Потаскуха была моя бабушка, царство ей небесное, старушке. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть».
Все «киносравнения»:
«Служебный роман» (Ч.
1-1. Где жили герои,
1-2. Дом Калугиной,
2. Виды Москвы)
«О бедном гусаре замолвите слово» «Собачье сердце» «Афоня» «Когда деревья были большими» «Гусарская баллада» «Формула любви» «Достояние республики» «Офицеры»