Любой, абсолютно любой город, старается сделать главные ворота в город такими, чтобы приезжающие туда обязательно поразились или восхитилсь размахом. Особенно это касается столичных городов. Времена меняются и стены уходят в прошлое. А вместо ворот сейчас выступают аэропорты и вокзалы, именно через них и попадают в другие города и страны путешественники. Может быть со временем я напишу про аэропорт Мадрида, который в свое время меня поразил, но сегодня железнодорожный вокзал Аточа.
Начнем с истории этого замечательного вокзала, с исторических фотокарточек и интересных фактов. Вокзал открылся на этом месте в 1851 году. Тогда он назывался Estación де Mediodía. Но случившийся пожар сильно повредил здание вокзала и его перестроили. После реконструкции вновь он открылся в 1892.
XIX и начало XX века было золотым веком для железнодорожного транспорта и ЖД вокзалы строились с большим размахом. Это были не просто остановочные пункты - это были огромные дворцы, чуда инженерной мысли.
Помпезные фасады - это обязательно. Практический любой центральный вокзал крупного европейского города - это шедевр архитектуры, а уж столичные вокзалы - непременно становятся достопримечательностями.
Автором обновленного вокзала Аточа (свое нынешнее название вокзал получил в честь находившейся неподалеку церкви) стал испанский архитектор и инженер Альберто Паласио. Он был учеником знаменитого Густава Эйфеля, и говорят, что и к этому проекту француз приложил руку. Паласио - замечательный инженер, по его проектам построены еще несколько зданий в Мадриде, об этом позже и еще замечательный и совершенно уникальный Бискайский мост.
В середине 80-х годов XX века решили провести масштабную реконструкцию вокзала. Внутри объема старого вокзала убрали пути и поменяли покрытие.
А также построили новые здания и пути. Для очередного обновления пригласили архитектора Рафаэля Монео. Кстати спустя 10 лет он получил самую престижную архитектурную премию - притцкеровскую. Не за этот проект, а за здание в Бильбао, но все равно.
1. В общем история довольно интересная. А теперь поглядим на вокзал Аточа, на то, что он представляет из себя сейчас. У главного входа не многолюдно. Странно, ведь это довольно крупный транспортный узел.
2. Хотя, ничего странного тут нет. Внутри вокзала есть станция метро, откуда и идет наиболее интенсивный поток пассажиров. И вообще в историческом здании теперь нет платформ и поезда отсюда не отправляются. Что же там внутри, пойдемте поглядим. Но сначала взглянем на красивый остекленный фасад торцевой части дебаркадера.
3. Внутри теперь общественное пространство. По сути тут ресторанчики и магазины, где пассажиры могут скоротать время, ожидая своего поезда.
4.Тот же витраж изнутри.
5. Какие-то растения в горшках.
6. Симпатичные часы и детали витража. Очень красиво, очень тонкая работа.
7. Растения в кадках - это ерунда. В центре зала тут целая оранжерея прям. Пальмы и разные другие экзотические растения.
8. Вокзал решили превратить в тропический лес. Это очень и очень круто.
9. Посмотрите, какая красота.
10. Еще один вход где-то сбоку. Тут стоит такая вот скульптура. Вообще на удивление скульптур и памятников на вокзале много. Испанцы любят ставить скульптуры и элементы современного искусства, они эту тему любят.
11. Раньше умели делать так, что металлоконструкции помимо несуших свойств выполняли еще и декоративные. Как выигрышно смотрятся стальные двутавровые колонны с заклепками.
12. В джунглях есть даже свой прудик.
13. В котором водятся черепахи.
14. В другом торце уже видно, что это вокзал. Интересно сделаны подъемники - это не эскалаторы, по которым неудобно подниматься с объемными чемоданами - это наклонные траволаторы.
15. Поднимаемся с уровня, где был прудик, тут табло и куча автоматов по продаже билетов. Очень мы этому обрадовались, так как собирались отсюда проехаться в Толедо. Но не все так радужно. В день поездки оказалось, что все эти автоматы продают билеты только на электрички, а покупать билеты в другой город надо в кассах. Там электронная очередь и очередь тянется оооочень долго. Печаль.
16. Еще один памятник. Кому бы вы думали? Архитектору? Какому-нибудь писателю? Нет. Это памятник коммерческому агенту.
17. Еще детальки. Очень красивый вокзал. Именно свой лаконичной простотой.
18. Ну и забираемся на самый высокий уровень - это третий этаж от уровня прудика... Симпатично.
19. Около современной части вокзала стоят такие вот две скульптуры - головы младенцев. Вот эта символизирует день, тут глаза у младенца открыты.
20. А вот и ночь. Автор - скульптор Антонио Лопес Гарсия. А в качестве модели выступила маленькая внучка художника. Кстати Лопес Гарсия один из самых дорогих ныне живущих художников испанцев. Одну его картину с видом Мадрида продали на международном аукционе за астрономические 1,7 миллиона евро.
21. Спускаемся в тот круглый павильон, что на фото 19.
22. Очень симпатично.
23. Поглядим сверху. Тут висит расписание электричек. Турникеты - это вход в
метро.
24. А это современная часть вокзала с другой стороны. Именно около нее стоят скульптуры голов.
25. Ни прогуляемся внутри. Интересно тут все устроено. Как в Аэропорту. Ты сначала проходишь через рамки металлодетектора, просвечиваешь свой багаж и иногда могут даже дополнительно досмотреть пассажиров. Скорее всего, но я не уверен точно, эти дополнительные меры безопасности на вокзале Аточа были введены после терактов 11 марта 2004 года. Тогда от рук террористов погиб 191 человек, более 2000 было ранено.
26. Выходы к поездам, как выходы к гейтам в аэропорту.
27. Ожидать своего поезда можно в таких вот креслах - они такие же, как в скоростных поездах. И стена отделана в виде стены поезда с окнами, за которыми проносятся испанские пейзажи - очень оригинально сделано.
28. Собственно поезда.
29. Тут спуск к платформе тоже по траволатору или на лифте.
30. А вот эти красавцы - это высокоскоростные поезда Talgo 350. За характерный клюв, местные его называют "утка".
Архивные фото найдены на замечательном сайте
Madrid Antiguo Еще про Мадрид:
Две площади и рынок.
Метро Мадрида.
Вокзал Аточа.
Музей железнодорожного транспорта. Старый парк и современное искусство.