День четвертый
Танзыбей - Каменный город - Тармазаковский мост
Протяженность - 150 км.
Красивые автомобильные дороги с плохим покрытием. Пешие прогулки.
Дни:
1 |
2 |
3 | 4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 После вчерашнего общения с представителями администрации парка "Ергаки" было решено заходить на старый Усинский тракт с юга, то есть от Тармазаковского моста. Но когда мы выехали с базы в рации раздалась умная мысль - а когда следующая заправка? Ответ прост - в Кызыле. А перед этим кто-нибудь заправился? Нет.
Тогда напрашивается логичный вопрос: а куда мы тогда вообще намылились?
Решено - разворот оверштаг и обратно в Танзыбей. На лобовом стекле остатки наклейки в виде головы лошади, это остатки логотипа
томского оффроад клуба. :-)
Танзыбей встречает нас логичным возгласом.
На единственной заправке в Танзыбее всегда столпотворение, особенно когда туда подваливает такая толпа, как мы. Потому что это последняя заправка перед горным отрезком М-54, следующая только в Тыве. Мы очень долго заправлялись у флегматичной бензоколонки. Особенно радовались те, у кого два бака. Попутно отобрали обратно у тувинских тувинцев наших девушек, которые им понравились. :-)
Симбир всю дорогу скакал на трех аммортизаторах.
На заправке повстречали МЧСников, которые сказали, что теоретически старый тракт мы можем пройти и как собирались. Подсказали как лучше проходить брод, где тонут шишиги. Так что в Танзыбей мы вернулись не зря, и решили заходить на старый Усинский тракт с севера, как и планировали.
Из истории:
В 1896 году минусинские купцы обратились к Иркутскому генерал-губернатору с просьбой о проведении
через Усинский округ чайного пути из Монголии. Генерал идею одобрил и выделил 3000 рублей. Однако командированный на место техник Сикорский сделал такие выводы, что дальнейшая судьба дороги осталась под большим вопросом.
И лишь в 1906 году на совещании при генерал-губернаторе в Иркутске дело сдвинулось с мёртвой точки. Причём из двух вариантов - Кебежского и Ойского - Предпочтение было отдано второму (инженер А. Глебович).
В 1910 году проект Усинской дороги длиной 165 верст был готов: сметы и чертежи весили около одного пуда. Само строительство началось в августе 1910 года. Подрядчиками стали крестьяне Алексей Курилов и Константин Иванов, которые вложили в залог 12 тысяч рублей в красноярское казначейство. Начальником строительства назначили Эпингера, инженером - Широкова. Работали здесь крестьяне и переселенцы, а в 1912 году - каторжные и политссыльные. На старом Усинском тракте существует место под названием «Оленья речка», где приютилась небольшая метеостанция. Там стояли бараки каторжников.
Строили вручную. Грунт долбили кирками. Возили в грабарках (тарантайках), уплотняли деревянными
катками. Уже летом 1914 года до Григорьевки последовал автомобиль, а в декабре - конный обоз с товарами.
Выдвигаемся обратно в царство клещей.
Это федеральная трасса. Была. Очень федеральная.
Это не развилка, это шпилька на серпантине.
Обалденная поляна с жарками. Фотографы залипли здесь надолго :-)
Приехали. Проезд механических транспортных средств без специального разрешения дирекции природного парка - запрещается нах!!!
Но нам ведь сказали вчера по телефону, что пропуска в Тушканчике, поэтому все равно двинулись вперед. Типа, получим пропуска задним числом.
Детские бродики. Еще при планировании маршрута я пообещал народу большое количество бродов (эти, кстати, в то количество даже не входили), и народ постоянно меня спрашивал, мол, где обещанные броды? Знали бы они, что их ждет через пару дней! ;-) Да и знал бы я......
Из нас с Олей добывают интервью.
Коля ставит симбиру подножку.
Я как самый крайний вечно на разведке.
После того как я там пройду, все уже видят, что там мелко, и давай плескаться от души!
Здесь был мост, сейчас он разрушен. На его обломках стоит фотограф. Переправа внизу через речку. Но самое интересное, что на этом мосту нас встречали!
Еще когда двигались по лесу, наблюдали в грязи свежие автомобильные следы - уазовской 245-й и какой-то зимней. На зимней был эскудо Димы Лазуткина, который ждал нас на этом мосту, а уаз - это буханка инспекторов охраны заповедника. Они стояли там двумя машинами и ждали нас, потому что Дима справедливо ожидал, что мы привезем пропуска, в том числе на него. :)
Это мы погрузили руководящий комитет в симбира и поехали на тот берег, общаться с инспекторами.
Рассказали инспекторам, что, мол, о нашей движухе дирекция в курсе, но бумажку не дали, потому что в Ермаковском было воскресенье. Поэтому мы едем без бумажки, а получать ее будем на кордоне Тушканчик. Вобщем, поназывали всяких имен и фамилий в разговоре, инспектора видимо поняли, что мы тут не хрен с бугра, а люди в теме, хоть и без бумажки, поэтому хорошо к нам отнеслись и пропустили.
Настала пора выбираться на противоположный берег.
Накатанную колею перекрывал сугробчик, по консистенции как бетон, поэтому объезжали по кустам. Очень, знаете ли, неловкие ощущения - гонять на машине по кустам в заповеднике на глазах у инспекторов...
Буханка попыталась взять сугроб на таран и пробить дорогу для остальных, но сугроб решил иначе :-)
В этот момент выяснилось, что у мистраля сдохли шайтанские автоматические хабы! Могучая штука, особенно после пробега в двести тыщь и 15 лет...
Поэтому при попытке подъема мистраль изображал из себя санки, хоть и четырехместные, и забраться в горку не мог.
Пришлось его оттуда лебедить.
Глядя на эту фотографию можно даже предположить, что у симбира есть ходы подвески...
Все люди как люди, один я задом в колонне езжу.
Развалины следующего моста.
Больше всего переживали за недоприводного мистраля, но со всеми остальными препятствиями он справлялся и на заднем приводе.
Приехали на поляну, откуда начинается заход на Каменный городок.
Скалы-останцы "Каменный городок"
Уникальным местом в природном парке является памятник природы «Каменный городок» (фото), который представляет собой останцы выветривания пород в виде причудливых скал высотой 35-40 метров, находящихся в зоне горной тайги. В них угадываются лики героев древних Саянских легенд. Этот живописный ландшафт отличается своеобразной красотой и величественностью, что привлекает туристов со всего мира.
![](http://www.ergaki-park.ru/assets/images/mountains/kamenniy-gorodok1.jpg)
Легенда о древнем городе здесь -
http://www.ergaki-park.ru/tourism/sights/mountains/kamenniy-gorodok.html Непривычным автомобильным туристам вдруг пришлось скакать по курумникам, все офигели от такого счастья. :)
Но наверху настоящая красота.
Кликабельно
![](http://i136.photobucket.com/albums/q168/bochkarev/stonekyk2009/4day/th_---_mini.jpg)
Это я не смску пишу, это у меня там карта.
Вот оно какое наше лето! Напоминаю, на дворе 19 июня ;)
А камуфляж то работает!
Команда самых боевых товарищей убежала вперед. Вон на той скале, что справа, стоит человек в полный рост. Это так, для масштабу.
Если внимательно приглядеться, то на скале по центру тоже можно заметить человечка в полный рост.
Эта скала наверняка как-нибудь называется...
Вот еще один ребус. Здесь, типа, изображено лицо спящего саяна.
Бабы женщины на снегу!
Сахар-рафинад был в мраморном карьере, а здесь сахар-песок.
Из него получается вкусная сахарная вата.
Вернулись к машинам, а у нас в колонне образовался чирок! Догнал нас из Красноярска
И вроде ничего не выдает истинной сути...
Речка Большая Оя. Самая красивая в исполнении нашей
![](http://www.livejournal.com/img/userinfo.gif)
фотографини.
И сама фотографиня тоже :-)
Брод через Ою. Именно этим бродом нас пугали в дирекции парка. Типа здесь неделю назад чуть не смыло шишигу.
Мне, как ведущему колонны, досталось великое удовольствие разведывать этот брод. Сначала было очково, даже адреналинчику хапнул. Такая странная траектория, это потому что на прямолинейной траектории находится глубокая промоина.
You can watch this video on www.livejournal.com
Чирок вроде хапнул воды фильтром. Или это не здесь было...
Высиживаю адреналин. Им хорошо, они по изведанной дороге пошли :)
Эскудик птица сильная! Но легкая... Его чуть не унесло в открытый океан...
Крузеру - он барабанщик, ему все по барабану, он пошел напрямик через промоину. Вроде не такая и глубокая оказалась :)
Параход Иван Федорович Крузенштерн.
Тут опять переживали за заднеприводного мистраля, но он выгреб на заднем вообще как будто так и надо!
Нива тоже сильная и тоже легкая...
За кроку тоже переживали, потому что у ней резина очень дорожная, но все прошло пучком.
Выходим к цивилизации.
Какой выбор! Все такое вкусное...
Вышли опять примерно в то же место где ночевали на М-54. То есть продвижение по М-54, которое мы осуществили в течение сегодняшнего дня, можно было сделать еще утром за 10 минут. :-)
Спящий саян.
Подслушанный диалог:
- Сфотографируй меня на фоне головы спящего саяна. Сделай так чтобы у меня там прямо на фотографии такая морда здоровая была на всю фотку.
- Нууу, если бы ты был.... бурятом или татарином..... тогда у тебя бы была морда большая....
Подошли к Тармазаковскому мосту. Теоретически нас тут ждали дружественные турбазы, которые могут предоставить ночлег, но чото они такие стремные оказались...
Река Тушканчик, на которой кордон, где мы должны получить пропуска. Пообщались с местными, народ предельно дружелюбный! После города даже впадаешь в ступор от неожиданности, когда тебе прямо с порога идут навстречу!
Отправили нас спать на базу "Спящий саян", что в пятнадцати метрах вон за тем указателем, и сказали, что пропуска привезут нам утром.
База уютная, особенно нам повезло, что мы случайно урвали номера с нормальными кроватями. :) Но в кафе был абсолютный голод, никакой еды нет, поэтому мы напросились на кухню, и наши девушки наготовили нам шикарный пир! А потом баня с душем. И еще туалет ;-)
Дни:
1 |
2 |
3 | 4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9