Енисейская Одиссея-2009. Когда упадет камень. День 1

Jun 22, 2009 13:35



Когда-то жил в этих краях хозяин тайги. Человек простой и достойный, был он любимцем богов. За его честность, доброту ко всему живому поставили они его охранять свои места. Долгие года он жил и берег богатства природы. Но неумолим бег времени. Пришла старость, а за ней и смерть. Боги не нашли в мире другого такого человека и обратили Саяна в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он - спящий Саян бережет свои богатства.
Неподалеку от него расположен «Висячий камень» - огромная скала стоит на краю обрыва. Когда Камень упадет, грохот разбудит воина. Что произойдет потом - можно только догадываться, но то, что предстанет перед взором Саяна, то, что сберегли люди за время сна стража, мы сможем увидеть своими глазами.
Так что же будет, когда упадет камень?

Маршрут экспедиции прошел из Красноярска по южным районам края c максимально удалённой точкой у заказника Гагульская котловина Ермаковского р-на.


Дни: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

День первый.
Красноярск - Новоселово - Пригорск - г. Куня - Абакан - Минусинск - г. Тепсей
Протяженность - 480-500 км.
Стартовый день, очень большой перегон по асфальту. Жесткое расписание.

Старт 12 июня 2009 в 9.00 от станции "Енисей". Предстартовая суета.


Дорога до Балахты. Колонну должен был вести Симбир, но почему-то ее долгое время вел Ниссан Марч.


Остановка в Верх. Бирюсе. К нам тут же прибилась лошадь-фотомодель.




Двигаемся дальше, вырвались из серпантинов и тайги в степи.


По дороге с облаками.


Классическая русская природа


Ненадолго выскакиваем из Красноярского края в Хакасию, чтобы потом снова вернуться в него.


В Хакасии случается первая неприятность. Ее вовремя заметил экипаж следом идущего патриота. Примерно через минуту после остановки, как только я подсунул домкрат под машину, колесо лопнуло с характерным звуком, который было слышно далеко. Если бы это случилось на скорости 90 км/ч...


За две минуты поменяли колесо, почти как в формуле-1.


Первая запланированная остановка с условным названием "гора Лиственная". Условным, потому что настоящая гора Лиственная находится метрах в 300 в стороне и заезда на нее нет, а эта вершина безымянная. На ней запланирован обед.


После этого подъема начались приключения с паджерой, которые подробно описаны тут - http://www.mi-service.ru/rests/20090612/report.html


С горы открывается шикарный вид на залив Варча и Красноярское море.


Паджера немного задержала расписание, но все равно идем по плану.


Моя новая рация Yaesu VX-170, которую я получил по почте за два дня до старта, и подключенная к ней внешняя антенна, которую я получил непосредственно на старте. Антенны предоставила фирма Геотелеком, за что им огромное спасибо.


Следующим пунктом по плану у нас идет посещение Боярской писаницы.

Боярская писаница, наскальные изображения на горном кряже Бояры, расположенном вдоль среднего течения р. Сухая Тесь (приток Енисея), в Боградском районе Хакасской АО. Рисунки, высеченные точечной техникой, изображают жилища, домашнюю утварь, людей и животных (коров, яков, лошадей, северных оленей, овец, коз, собак). Б. п. относится к тагарской культуре (7-3 вв. до н. э.) и частично захватывает переходный этап (2 в. - 1-я половина 1 в. до н. э.) к таштыкской культуре.
1. Два комплекса рисунков - Большая и Малая Боярские писаницы расположены на отвесных скальных выходах Боярского кряжа, в 7 км к востоку от п.Троицкое
2 - 3. Основной скальный фриз. Панорама древнего селения. Изображены люди, животные, постройки (избы, юрты), котлы. Эпоха раннего железа (конец I тысячелетия до н.э. - начало I тысячелетия н.э.)

В селе Троицкое на заправке. Прямо отсюда поворот к горному кряжу Бояры.


Конкретная точка, где находится писаница, неизвестна, поэтому приходится обшаривать Бояры. Съехал в овраг, пришлось лезть в крапиву, включать хабы.


Это на карте Бояры небольшие, а на местности они что-то какие-то большие. Оставил колонну у прошлого холма и рванул на разведку. Увидел скальные выходы, примерно похожие на те, что нам надо, и полез наверх прямо на машине, а то бежать далеко. Залез почти до вершины, крен страшный. Лез до тех пор, пока лампочка масла не загорелась и мотор не задымил...

Гонцы побежали наверх, искать наскальные рисунки. Оказалось, что нифига тут нет.


Зову колонну, говорю, мол, здесь рыбы нет, рисунков нет, но приезжайте кто-нибудь меня сфотографировать снизу, а то я зря что ли сюда лез :)
Приехала колонна полным составом, я им говорю: "Здесь ничо нет! Сюда ехать не надо!!"
Так нет же, народу уже хочется экшена, все тоже полезли наверх. :)




Фотографиня шевинивы боевой нашла цветочек. Вот пониже нигде не было цветочков да? :)




Вот тут примерно видно угол наклона.


Саша на сурфе немного неудачно встал и при попытке развернуться его сурф начинал отрывать левое заднее колесо от земли и очень хотел кувыркнуться. Мы побежали ему на помощь, помахали руками, посемафорили - вырулил и все закончилось благополучно.


Экипаж Мистраля с тревогой наблюдает за происходящим наверху.


Вобщем, Боярскую писаницу мы не нашли, ибо уже поджимало время, но на обратном пути шевики все-таки нашли наскальную живопись. :)
Вспоминая прошлогодний ликбез на эту тему, думаю, что это около 3-2 века до н. э. Слева непонятный рисунок треугольными насечками - гораздо моложе.


От программы "В отрыв" с нами поехал оператор Макс. Мегачел! :-)




Следующий пункт нашей программы гора Куня. В прошлом году из-за своей "супер" раздатки 1.43 я на нее не смог заехать, а теперь, чтобы оправдать зимовку в гараже я лез во все щели и на все горы. :)

Чуть левее от горы Суханика нам предстает не менее таинственная и загадочная гора «Куня», с древней хакасской крепостью с которой открывается потрясающий вид на долину Енисея.
Гора Куня грандиозный памятник наскальной живописи, находящийся в Хакасии. В переводе с хакасского Кюн-Таг - гора солнца, культовая гора поклонению солнца, гора тоже является священной для хакасов. Высота Куни составляет более 400 метров - это огромная естественная крепость.
Еще в эпоху бронзы, более 4000 лет назад, люди использовали эту гору для того, чтобы укрыться от вражеского набега. Она протянулась по гребню, отделяющему пологие склоны горы от ее внутренней части, где в распадках могли укрыться не только женщины и дети, но и домашний скот.
А мужчины-воины могли успешно оборонять стену от врагов. Попасть внутрь крепости по кручам врагу было нереально - даже слабые женщины и дети могли с легкостью сбросить нападающих вниз, обрушив им на головы обломки плитняка, в изобилии усеивающие гору. Эти же обломки позволили сложить стену без больших затрат труда.
Древней крепостью пользовались на протяжении тысячелетий. В последний раз это случилось во времена заката раннефеодального классового государства средневековых кыргызов.
Далеко внизу рябь Подкунинской протоки Енисея.
Маленький, всего несколько десятков метров в длину, отрезок стены отсекает мыс с ровной ритуальной площадки,с которого начинается спуск к реке. На скальных обрывах этого мыса находится знаменитая Подкуненская писаница. На древних рисунках писаницы изображены несколько сотен фигур: люди, олени, козы, лошади, верблюды, птицы, медведи. Рисунки датированы 2 тысячелетием до н.э.
На вершине горы сохранились древние оборонительные сооружения, а также многочисленные изображение лошади.

Нас, правда, не интересовали уже всякие там древние укрепления и наскальная живопись, мы туда поехали ради открывающегося с вершины вида.


Скальный массив г. Тепсей, находится на том берегу Красноярского моря. Там у нас запланирована ночевка.


В то время, пока мы лазили по Куне, пострадавшая Паджера в сопровождении "семидесятки", ТЛК80 Александра Самкова, замыкающего нашей колонны, пытались найти автосервис в Абакане или Минусинске, но в красный день календаря вечером найти ничего такого невозможно, поэтому они решили потихоньку двигать к месту ночевки на г. Тепсей. Ту самую, что напротив Куни на том берегу моря.
Когда мы залезли на вершину, вдруг в рации раздался разговор, оказалось, что Паджера и ТЛК едут по мосту через Тубинский залив. Подсчеты по карте показали, что до них по прямой 27 километров. Внешние антенны для раций, которыми нас снабдил Геотелеком, позволяют спокойно переговариваться на таких расстояниях! Все были в шоке, потому что рации со встроенными антеннами в прошлом году плохо пробивали даже из головной машины колонны до замыкающей.






Шикарный вид на море.


При проектировании Красноярской ГЭС были допущены экологические ошибки. В частности, предполагалось, что незамерзающая полынья будет иметь длину 20 км. В реальности она составила около 200 км (дальше Красноярска), что оказало сильное влияние на экологию и климат. Также ГЭС критикуется за большие площади затопленных ценных земель и значительное количество переселённого населения. (с)

Экологические проблемы в итоге дали огромное море, на которое мы теперь любуемся. Вот тот беленький пиксель внизу, это наш Паша :)


На Куне всегда получаются шикарные фотографии :-)

 


 

Вид из кабины. Те, кто был в подобной поездке впервые, были шокированы тем, куда можно залезть на автомобиле. :)


Въезжаем в Абакан.

Стела «Лора» - символ Хакасии. Автор работы красноярский скульптор А. Д. Давыдов. Своё неофициальное название стела получила по имени Ларисы Ивановны Орешковой, бывшего секретаря горкома КПСС. Портретного сходства в скульптуре нет, просто Орешкова активно помогала скульптору в создании монумента.


В Абакане и Минусинске мы пытались найти колесо на Симбир взамен взорвавшегося. Раньше я думал, что Я-471 довольно распространенная резина, но до самого конца экспедиции я так и проездил с рваной запаской, благо еще было 4 уазика в колонне, у которых можно было стрельнуть колесо...


Так как я впервые водил такую здоровую колонну, то первые несколько дней у меня просто лопалась голова от нагрузки на моск, из-за того, что я пытался рулить за всю колонну сразу. И периодически пропускал нужные повороты. Это просто шикарное действо, когда на узкой улочке нужно развернуть 14 машин...
Потом я все-таки сообразил, что я ведущий и мне надо смотреть вперед, а не назад. :) Сзади для этого есть замыкающий.


Вышли на Тубинский залив.

Зона переменного верхнего бьефа Красноярского водохранилища. Иногда суша, иногда болото, иногда водная гладь.


Как будто на вертолете...


Прилично поплутав, мы все-таки нашли место лагеря, где уже обосновались Паджера и ТЛК. Через скальный массив Тепсея рации не пробивали, благо тут была сотовая связь.

Закат на Красноярском море.


Повешу себе дома в рамочку эту картинку....




Дни: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
Previous post Next post
Up