День шестой.
Тувинская степь, отроги Саян, речка Теплая.
Протяженность - 160 км.
Особенности маршрута первоначально неизвестны, идем в разведку.
Дни:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | 6 |
7 |
8 |
9 Утром следующего дня, после вчерашних дневок и пеших походов, стартовали с утра пораньше и выдвинулись по трассе М-54 в направлении Кызыла.
М-54 и р. Оя
Перевал. Здесь начинается Тыва. Все насторожились :-)
Заканчиваются горы и выезжаем в тувинские степи. На посту ДПС всегда горит красный светофор. Как хочешь так и понимай. Видимо он нужен для того, чтобы у гаишников был повод. Однако, расторопные гаишники пили чай у себя в будке, и пока они отрывали свои задницы наша скромная колонна из двенадцати машин успела проскочить. :-)
Дорога почти как в американских фильмах. ;) До Кызыла мы не поехали, а заехали только в Туран - первый тувинский населенный пункт по пути. Там заправились бензином и едой. От магазина к магазину перемещались организованными группками по 30 человек, вспоминая позапрошлогоднюю историю с тувинской безголовой гопотой и заточенными отвертками.
Из Турана двинулись по степям на запад. Наша цель где-то там в облаках и горах. Теоретически мы хотели добраться до деревни Усть-Золотой. Она стоит на заливе Саяно-Шушенского водохранилища.
Так наша колонна выглядела в степях из ведущего автомобиля.
А так из всех остальных автомобилей :)
Степь стала стремительно мокреть. Появилась первая лужа. На топографической карте дальше по дороге обозначено болото.
У первой лужи хорошее твердое дно и все через нее бодро перескакивают.
Хоть дальше дорога и просматривается, причем довольно четко, но воды на ней более полуметра. И все заросло кочками.
Симбир пошел на разведку. Плавненько шел накатом и залез в такую даль, что вообще непонятно, как он там оказался...
- Япона-мать! Нахрен он туда полез!
Симбир плавно шел, плавно погрузился на дно и превратился в недвижимость.
А вокруг чо-то как-то не за что залебедиться почему-то...
Крузер сказал: "Ща я его оттуда выдерну!"
Взвыл, рванул и прилип в первой луже. Тяжелая это работа - по болоту тащить бегемота. Макс на крыше заскучал...
В это время Паша топчет местность вокруг Симбира, пытается найти дорогу посуше. Бесполезно.
Чего только не встретишь на сибирском земном шаре. Даже болото в степи. Земной шар он такой - круглый вроде, а вмятины есть.
Симбир к тому времени погружается все глубже...
На помощь выехала двадцатьчетверка. Она значительно полегче крузера. Подобралась на расстояние вытянутой лебедки.
В это время народ на суше собирает все веревки вокруг, чтобы с берега выдернуть крузер.
Мы с двадцатьчетверкой, поочередно лебедя друг друга, стали возвращаться.
По пути вытянули на поверхность крузер.
Потом он потащил нас.
Двадцатьчетверка возвращается из болота с богатым уловом.
В это время в степи внезапно материализовалась тувинская полиция.
Интересно, а кони на учете в гаи стоят?
Изучают карту.
Наши подозрительно наблюдают за туземцем. Может готовятся задать вопрос: "Есть чо?" ;-)
Ладно, в этом болоте нам ловить нечего, поехали обратно через твердую лужу и в объезд.
Козлы какие-то
Удобный отрезок дороги, когда можно смело всем крикнуть: "Эй, вы не туда едете!" :-)
В одном из населенных пунктов нас резко накрыло шквальным ливнем. Так резко, что в голове колонны дождь, а в хвосте в этот момент еще сухо!
Постепенно подходим к отрогам саян.
Где-то там наша цель. Нам нужна была деревня Гагуль или как минимум то место, где когда-то была эта деревня.
Дорога, которая была обозначена на карте, стала постепенно ухудшаться. По пути нам встретился молодой тувинец неопределенного пола на коне, который сказал(-а), что дальше дороги нет, а только тропа. Оказалось правда - дальше только аццки пропиливаться. Все дорога в таких лесинах.
Решили опять возвращаться и ехать в объезд. В результате проехали через деревню Малиновка и стали подбираться к границе Тувы и Красноярского края.
Впереди показалась жопа. Ну как жопа... Подъем с колеей Урала, заваленной бревнами. Прорубиться можно, но не на стоковых машинах и не на таком количестве машин.
Крузер поехал искать дорогу по низу и плотно там засел на несколько часов. Потом к нему на помощь поехала буханка и тоже засела.
В это время двадцатьчетверка вооружившись бензопилой ловко проложила по верху путь для всех остальных и колонна медленно, но верно и благополучно поднялась наверх.
Наверху, точно на границе Тувы и Красноярского края, нас встретила неожиданная табличка. Государственный заказник "Гагульская котловина".
Ни на одной карте он не обозначен.
Достоверные источники -
Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края - сообщает:
Заказник "Гагульская котловина"
Образован в 2007 г. в целях сохранения и восстановления животных высокогорного водно-болотного комплекса (водоплавающие, околоводные птицы, млекопитающие), редких и исчезающих видов животных и растений, охрана и воспроизводство охотничье-промысловых видов животных, охраны единого ландшафтного комплекса как среды обитания объектов животного мира, а также развития экологического туризма с целью наблюдения диких животных в природе.
Здесь охраняется снежный барс! По последним данным в Красноярском крае осталось около 10-20 снежных барсов...
А Красная книга Красноярского края говорит, что в Гагульскую котловину возможны заходы манула! Да-да, того самого пушистого котейки, многократно воспетого в интернетах демотиваторами. И он тоже в
Красной книге.
Гагульская котловина - это такая большая и очень красивая равнина. Сфотографировать её так, чтобы передать всю красоту, наверно невозможно.
Когда мы по ней ехали, у меня возникла ассоциация, что здесь можно снимать мультфильмы про Мадагаскар. ;-)
Здесь мы встретили местных мужиков на аццком Урале. Они пытались нас запутать, рассказывая ужасы про местное бездорожье и абсолютно не могли сориентироваться по картам.
Ужасались, что мы приехали сюда на Патриотах, мол, у него ж там на переднем мосту крышка! Мол, она об камень чпок и кирдык!
Три Нивы среди нас их при этом совершенно не смущали ;)
Здесь мы вышли на очень красную речку. Местные называют ее Теплая, но судя по картам это р. Саксонак, который потом впадает в Теплую.
Вода удивительно красного цвета! Не зря здесь раньше мыли золото. Потом все забросили и разъехались, а местные теперь на Урале гоняют по окрестностям и собирают оставшийся металл.
Выбираемся из котловины и выходим к р. Теплой. На самом деле, сидя дома в интернетах мы планировали ехать дальше, а путь через Теплую был запасным маршрутом на случай жопы. Однако, по рассказам местных, на запланированной нами дороге есть такие места, как например 7 километров движения по реке, или съезды в воду, где Урал встает вертикально жопой кверху...
Естественно мы решили идти через Теплую. Тем более что время поджимало...
Ну что? Вы хотели бродов?! Их есть у меня!!!
Немного прошли вдоль Теплой и дорога стала петлять, часто пересекая русло реки. Могу сказать, что броды, обозначенные на карте, никак не коррелируют с реальной местностью. :) И еще в долине реки мой GPS приемник часто терял спутники...
Паша взял флагшток и пользуясь им как шестом пошел промерять глубину.
Первый брод пройден.
Впереди еще много бродов, все в легком шоке. Вечереет. До предполагаемого места ночевки - около 40 километров бездорожья. И неизвестно, сможем ли мы пройти все броды.
Есть отрезки, где дорога идет по руслу реки.
Сибмир шел первым, разведывал все броды. Бился о камни той чудной крышкой, которую так боятся местные ураловоды. :-)
Вторым шел маленький да удаленький Эскудик. Он выполнял роль психологического стержня экспедиции. Если прошел Эскудик, то остальным уже или стыдно не пройти или гордость не позволяет. ;-)
Бродов в этот вечер было еще предостаточно. Выйти же к Верхнеусинскому мы не успевали даже теоретически при самом благополучном раскладе, поэтому решили искать место для лагеря. Выбор не то чтобы был небольшой - его вообще не было. Встать на месте, где на карте обозначен пункт Красный Октябрь (нежил.) можно было, но там на склоне долины курился дымок, и неизвестно, кто там сидит и чо делает или замышляет. Поэтому встали недоезжая километра до этого места. На первый взгляд, очень неуютное, жесткое место с косогорами, но забегая вперед скажу, что утром, когда встало солнце и поляна была уже обжитой, оказалось, что это просто шикарнейшее место для лагеря!
Вечером оказалось, что у Саши, пилота Сурфа, День рождения! Фотка правда не праздничная получилась. :-) Мы спели ему песню и спать! :-)
Дни:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | 6 |
7 |
8 |
9