Енисейская Одиссея-2009. Когда упадет камень. День 6

Jun 22, 2009 13:35



День шестой.
Тувинская степь, отроги Саян, речка Теплая.
Протяженность - 160 км.
Особенности маршрута первоначально неизвестны, идем в разведку.


Дни: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

Утром следующего дня, после вчерашних дневок и пеших походов, стартовали с утра пораньше и выдвинулись по трассе М-54 в направлении Кызыла.

М-54 и р. Оя


Перевал. Здесь начинается Тыва. Все насторожились :-)




Заканчиваются горы и выезжаем в тувинские степи. На посту ДПС всегда горит красный светофор. Как хочешь так и понимай. Видимо он нужен для того, чтобы у гаишников был повод. Однако, расторопные гаишники пили чай у себя в будке, и пока они отрывали свои задницы наша скромная колонна из двенадцати машин успела проскочить. :-)


Дорога почти как в американских фильмах. ;) До Кызыла мы не поехали, а заехали только в Туран - первый тувинский населенный пункт по пути. Там заправились бензином и едой. От магазина к магазину перемещались организованными группками по 30 человек, вспоминая позапрошлогоднюю историю с тувинской безголовой гопотой и заточенными отвертками.


Из Турана двинулись по степям на запад. Наша цель где-то там в облаках и горах. Теоретически мы хотели добраться до деревни Усть-Золотой. Она стоит на заливе Саяно-Шушенского водохранилища. 


Так наша колонна выглядела в степях из ведущего автомобиля.


А так из всех остальных автомобилей :)


Степь стала стремительно мокреть. Появилась первая лужа. На топографической карте дальше по дороге обозначено болото.




У первой лужи хорошее твердое дно и все через нее бодро перескакивают.


Хоть дальше дорога и просматривается, причем довольно четко, но воды на ней более полуметра. И все заросло кочками.


Симбир пошел на разведку. Плавненько шел накатом и залез в такую даль, что вообще непонятно, как он там оказался...


- Япона-мать! Нахрен он туда полез!


Симбир плавно шел, плавно погрузился на дно и превратился в недвижимость.


А вокруг чо-то как-то не за что залебедиться почему-то...


Крузер сказал: "Ща я его оттуда выдерну!"


Взвыл, рванул и прилип в первой луже. Тяжелая это работа - по болоту тащить бегемота. Макс на крыше заскучал...




В это время Паша топчет местность вокруг Симбира, пытается найти дорогу посуше. Бесполезно.


Чего только не встретишь на сибирском земном шаре. Даже болото в степи. Земной шар он такой - круглый вроде, а вмятины есть.


Симбир к тому времени погружается все глубже...


На помощь выехала двадцатьчетверка. Она значительно полегче крузера. Подобралась на расстояние вытянутой лебедки.




В это время народ на суше собирает все веревки вокруг, чтобы с берега выдернуть крузер.


Мы с двадцатьчетверкой, поочередно лебедя друг друга, стали возвращаться.


По пути вытянули на поверхность крузер.


Потом он потащил нас.




Двадцатьчетверка возвращается из болота с богатым уловом.


В это время в степи внезапно материализовалась тувинская полиция.


Интересно, а кони на учете в гаи стоят?


Изучают карту.


Наши подозрительно наблюдают за туземцем. Может готовятся задать вопрос: "Есть чо?" ;-)


Ладно, в этом болоте нам ловить нечего, поехали обратно через твердую лужу и в объезд.


Козлы какие-то


Удобный отрезок дороги, когда можно смело всем крикнуть: "Эй, вы не туда едете!" :-)


В одном из населенных пунктов нас резко накрыло шквальным ливнем. Так резко, что в голове колонны дождь, а в хвосте в этот момент еще сухо!


Постепенно подходим к отрогам саян.


Где-то там наша цель. Нам нужна была деревня Гагуль или как минимум то место, где когда-то была эта деревня.


Дорога, которая была обозначена на карте, стала постепенно ухудшаться. По пути нам встретился молодой тувинец неопределенного пола на коне, который сказал(-а), что дальше дороги нет, а только тропа. Оказалось правда - дальше только аццки пропиливаться. Все дорога в таких лесинах.


Решили опять возвращаться и ехать в объезд. В результате проехали через деревню Малиновка и стали подбираться к границе Тувы и Красноярского края.

Впереди показалась жопа. Ну как жопа... Подъем с колеей Урала, заваленной бревнами. Прорубиться можно, но не на стоковых машинах и не на таком количестве машин.


Крузер поехал искать дорогу по низу и плотно там засел на несколько часов. Потом к нему на помощь поехала буханка и тоже засела.


В это время двадцатьчетверка вооружившись бензопилой ловко проложила по верху путь для всех остальных и колонна медленно, но верно и благополучно поднялась наверх.


Наверху, точно на границе Тувы и Красноярского края, нас встретила неожиданная табличка. Государственный заказник "Гагульская котловина".
Ни на одной карте он не обозначен.

Достоверные источники - Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края - сообщает:

Заказник "Гагульская котловина"
Образован в 2007 г. в целях сохранения и восстановления животных высокогорного водно-болотного комплекса (водоплавающие, околоводные птицы, млекопитающие), редких и исчезающих видов животных и растений, охрана и воспроизводство охотничье-промысловых видов животных, охраны единого ландшафтного комплекса как среды обитания объектов животного мира, а также развития экологического туризма с целью наблюдения диких животных в природе.



Здесь охраняется снежный барс! По последним данным в Красноярском крае осталось около 10-20 снежных барсов...

А Красная книга Красноярского края говорит, что в Гагульскую котловину возможны заходы манула! Да-да, того самого пушистого котейки, многократно воспетого в интернетах демотиваторами. И он тоже в Красной книге.


Гагульская котловина - это такая большая и очень красивая равнина. Сфотографировать её так, чтобы передать всю красоту, наверно невозможно.
Когда мы по ней ехали, у меня возникла ассоциация, что здесь можно снимать мультфильмы про Мадагаскар. ;-)


Здесь мы встретили местных мужиков на аццком Урале. Они пытались нас запутать, рассказывая ужасы про местное бездорожье и абсолютно не могли сориентироваться по картам.
Ужасались, что мы приехали сюда на Патриотах, мол, у него ж там на переднем мосту крышка! Мол, она об камень чпок и кирдык!
Три Нивы среди нас их при этом совершенно не смущали ;)

Здесь мы вышли на очень красную речку. Местные называют ее Теплая, но судя по картам это р. Саксонак, который потом впадает в Теплую.


Вода удивительно красного цвета! Не зря здесь раньше мыли золото. Потом все забросили и разъехались, а местные теперь на Урале гоняют по окрестностям и собирают оставшийся металл.


Выбираемся из котловины и выходим к р. Теплой. На самом деле, сидя дома в интернетах мы планировали ехать дальше, а путь через Теплую был запасным маршрутом на случай жопы. Однако, по рассказам местных, на запланированной нами дороге есть такие места, как например 7 километров движения по реке, или съезды в воду, где Урал встает вертикально жопой кверху...

Естественно мы решили идти через Теплую. Тем более что время поджимало...






Ну что? Вы хотели бродов?! Их есть у меня!!!

Немного прошли вдоль Теплой и дорога стала петлять, часто пересекая русло реки. Могу сказать, что броды, обозначенные на карте, никак не коррелируют с реальной местностью. :) И еще в долине реки мой GPS приемник часто терял спутники...

Паша взял флагшток и пользуясь им как шестом пошел промерять глубину.


Первый брод пройден.


Впереди еще много бродов, все в легком шоке. Вечереет. До предполагаемого места ночевки - около 40 километров бездорожья. И неизвестно, сможем ли мы пройти все броды.




Есть отрезки, где дорога идет по руслу реки.


Сибмир шел первым, разведывал все броды. Бился о камни той чудной крышкой, которую так боятся местные ураловоды. :-)
Вторым шел маленький да удаленький Эскудик. Он выполнял роль психологического стержня экспедиции. Если прошел Эскудик, то остальным уже или стыдно не пройти или гордость не позволяет. ;-)






Бродов в этот вечер было еще предостаточно. Выйти же к Верхнеусинскому мы не успевали даже теоретически при самом благополучном раскладе, поэтому решили искать место для лагеря. Выбор не то чтобы был небольшой - его вообще не было. Встать на месте, где на карте обозначен пункт Красный Октябрь (нежил.) можно было, но там на склоне долины курился дымок, и неизвестно, кто там сидит и чо делает или замышляет. Поэтому встали недоезжая километра до этого места. На первый взгляд, очень неуютное, жесткое место с косогорами, но забегая вперед скажу, что утром, когда встало солнце и поляна была уже обжитой, оказалось, что это просто шикарнейшее место для лагеря!




Вечером оказалось, что у Саши, пилота Сурфа, День рождения! Фотка правда не праздничная получилась. :-) Мы спели ему песню и спать! :-)




Дни: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
Previous post Next post
Up