Триалог культур - II

Feb 12, 2013 14:18



В реале я имею дела по преимуществу с людьми, носящими такие фамилии, как Новак, Правда или Билый. Бреясь по утрам, напеваю перед зеркалом "Už mi lásko není 20 let". Говоря о кино, называю нашими актрисами Йиржину Богдалову и Квету Фиалову. На католическое Рождество готовлю традиционного карпа. Автоматически пересчитываю на кроны суммы, указанные в любой валюте. Прежде чем выложить пост, редактирую каждую фразу, пока не добьюсь, чтобы она была построена по-русски, а не по-чешски. Словом, я восемнадцать лет живу в благословенной Богемии.

В ЖЖ зарегистрированы миллионы аккаунтов. По меньшей мере несколько сотен тысяч юзеров ведут свои журналы довольно активно. Это огромное количество людей, из которых можно выбрать авторов на любой вкус. Однако не приходится сомневаться, что самым богемизированным блогером Рунета являюсь именно я. При этом некоторые посетители то и дело пытаются что-то рассказать мне об этой стране на том основании, что в детстве прочли "Швейка" и две газетные статьи о чешской истории.



Hапример,  leonid_vlad даже зафрендил меня, дабы поведать, что в Праге есть музей советской оккупации, что немецкий - второй язык чехов, и что чехи на генетическом уровне любят гитлеровцев.

Что означает термин "генетическая любовь к гитлеровцам" я, признаться, не понял. Музеи советской оккупации на белом свете есть, но они находятся в Риге и Тбилиси. В Праге такого музея нет (здесь есть музей коммунизма, но это далеко не то же самое). Во времена социализма единственным иностранным языком в чешских школах был русский, а сейчас на 112 тысяч школьников, изучающих немецкий, приходится 618 тысяч учеников, выбравших английский, так что  в Чехии бесполезно пытаться говорить по-немецки за пределами туристических объектов и пограничных райoнов.

Полное незнание советофилами чешской истории и чешских реалий ничуть не удивляет, всё же Чехия - это маленькая страна. Удивляет неравнодушие этих людей  к стране, о которой им ничего неизвестно. Недавно sg_karamurza процитировал Мамардашвили, в молодости проведшего некоторoе время в Праге (оказывается, его кто-то цитирует). В комментариях в очередной раз был с успехом повторен опыт академика Павлова: условый рефлекс на слово Прага сработал, и советские люди сказали то, что должны были сказать.

kan_kendarat (позиционирующая себя в качeстве коренной горожанки с крестьянской системой ценностей) : "И здесь Прага. И снова Прага. Кого ни копни из оборотней - тут же вылезает пражский след. Да что за антисоветское кубло бурлило в этой Праге? Прямо-таки анти-Лонжюмо, ей-ей!"

valery_5  (копипастер газеты "Завтра", согласно собственной характеристике - левый антизападник, отрицающий частную собственность): "Вспомните-ка, как вели себя чехи хотя бы во время 1-й и 2-й Мировых. Это показательно. Поляки нас давно ненавидели, однако всё-таки было Войско Польско, а на той стороне, вроде, массово не воевали и в хозяйстве Рейху старательно не помогали... "

asox (в своём журнале призывающий называть Царицын Сталинградом и поздравляющий читателей с днём рождения Чапаева): "А Вы Богемика почитайте. Ну или - "Бравого солдата Швейка". Чехия, Прага, походу "онтологический" антипод России. Прага - уютный, "красивенький" город, пышный как торт, мирный, не воюющий ни с кем - и отдающийся любому завоевателю и любому победителю. Её население имеет своей целью "просто хорошо жить". И страна у них тоже маленькая, игрушечная. А Москва - суровая, жёсткая, столица огромной страны, ставящей перед собой великие цели - и не способная без них существовать. В этом смысле, кстати, противоположность Москвы и Вашингтона, Лондона, Парижа - и даже Варшавы - значительно меньше." http://sg-karamurza.livejournal.com/145448.html?thread=4690472#t4690472

Последний из перечисленных юзеров пару раз появлялся в моём журнале. Я пытался с ним общаться. О сложных вещах, вроде того, что Прага в своё время была столицей Священной Римской империи, а владения Габсбургов изначально консолидировались не вокруг Австрии, а вокруг Богемии, я говорить не стал, но дал собеседнику ссылку на свой старый пост Маленький уютный империализм . В этом тексте рассказывается, как чехи захватывали принадлежавшие их соседям территории, и как они овладели золотым запасом России и Румынии (судьба первого сокровища до сих пор остаётся предметом споров, а второе просто бесследно исчезло). Люди реaгируют на этот расскaз по-разному.

Например, ув. cherniaev в своё время откликнулся на него так:  "Чехи - прагматичный, жестокий, беспощадный народ. Идеальные славяне - высшая точка исторического развития."  http://cherniaev.livejournal.com/561617.html

Конечно, такая оценка вряд ли когда-нибудь станет мейстримной. Чтобы сформулировать её, нужно обладать интеллектуальной честностью Черняева (которая встречается довольно редко). Но я надеялся, что по крайней мере усвоить простейшую информацию и перестать повторять глупости о "швейках" может каждый. Мои надежды не оправдались.

Оказалось, поклонники Чапаева не понимают даже того, что оценивая боевые (да и любые другие) качества чехов, они ставят в неловкое положение сами себя. Ведь кто-нибудь может не полениться и проанализировать ход столкновений Красной Армии и Чехословацкого легиона. Kрасные показывали в этих боях вполне швондеровские результаты. "Это просто какой-то позор" (Oговорю cпециально для юзеров, чрезмерно увлечённых тематикой Второй мировой войны: речь идёт не о действиях Красной Армии по освобождению Чехословакии в 1945 году, а о гражданской войне в России).

Но ещё больше меня впечатлил тезис Асокса "Чехия - это онтологический антипод России".

Ув. salery обратил внимание читателей на список 100 книг, рекомендованных российским детям министерством образования РФ:

"Какими они могут быть, понятно было уже при озвучивании самой идеи. Но ожидания были превзойдены. Более 70 - советские авторы, из коих, конечно 11 на тему ВОВ (в т.ч. чудесный В.Богомолов - привет юзеру urukhaj). Все наследие исторической России (включая былины и ПВЛ) исчерпывается 13 пунктами. Проявленная толерантность (даны 5 эмигрантов) компенсируется таковым же числом апологетов дела революции (конечно, и «Разгром», и «Как закалялась сталь»). Что любопытно, аромат советской литературы дополнен отчетливым привкусом «евразийства»: если на всю старую Россию приходится 13 книг, то на «сказки народов СССР» - 19 (от Ибрагимбекова и Тукая до «Алпамыша», «Манаса», «Урал-Батыра», «Кер-оглы» и т.д.)" http://salery.livejournal.com/80443.html

Каждый желающий может ознакомиться с полным российским списком на сайте министерства. А я между тем поинтересовался аналогичным чешским перечнем.  Он состоит из 129 книг, представляющих как чешскую, так и зарубежную литературу (http://www.milujemecestinu.cz/index.php/seznam-povinne-etby). Зарубежных книг в нём - 85. Охват - от "Гильгамеша", "Одиссеи" и Нового Завета до "Властелина колец", "Уловки 22" и "Ста лет одиночества". Среди этих восьмидесяти пяти произведений называются:

I. A. Krylov: Bajky
  A. S. Puškin: Evžen Oněgin
  F. M. Dostojevskij: Zločin a trest
  L. N. Tolstoj: Anna Kareninová
  N. V. Gogol: Revizor
  A. P. Čechov: Višňový sad
  S. Jesenin: Anna Sněgina
  M. Bulgakov: Mistr a Markétka
  V. Nabokov: Lolita
  A. I. Solženicyn: Jeden den I. Děnisoviče

Отбирая для своих детей книги, появившиеся на этой планете от зари человеческой истории, чехи отвели русским авторам 10 из 85  мест. Двенадцать процентов всемирной литературы. (Пост)советские умудрились ограничить тринадцатью процентами русскую долю в отечественной литературе. Культура РФ оказалась дальше от исторической России, чем культура современной Чехии.

Разумеется, говоря "Въ СССР вообще не было средняго образованiя - а лишь слегка upgraded начальное" ( http://philtrius.livejournal.com/768309.html), ув. philtrius абсолютно прав. Ведь он оценивает образование по критериям, принятым в Российской империи. Но это сложная мысль, и для её восприятия нужно иметь определённое представление, что это за критерии.

Зато правота другого суждения Фильтриуса на образовательную тему - "если въ СССР средняя школа вообще не давала никакого образованiя, то теперь она увѣренно проскользнула въ область антiобразованiя; лучше ужъ ничего, чѣмъ то, что они даютъ." http://philtrius.livejournal.com/825039.html - должна быть очевидна любому, кто понимает, в каком направлении развивается идеология РФ.

Как это ни печально, она развивается в уголовном направлении.

Уважаемый asterrot привёл высказывания двух женщин - заключённых, конфликтующих в 28-й колонии с Мариной Алёхиной из Pussy Riot:

" Нонна Иванова (42 года, из них 22 провела в местах лишения свободы):

"Мы стали ей говорить, общаться с ней начали - почему ты так поступила (в ХХС)? Она нам давай совсем другое говорить. Ну, якобы нас в колонии обманывают, у вас забирают все, вы ничего не видите. Это нас оскорбило. Просто она не думала, кому это говорит. На зоне прислушиваются к нам осужденные, берут во внимание наши слова. Ну мы сказали то, что: - Вот ты кто такая, пришла здесь решать наши судьбы, как мы живем, ну кто ты такая? Я понимаю, что у тебя денег много, так ты выберись сама отсюда. Ведь тут народу много и всем не угодишь. Мы каждый за свою жизнь отвечаем. Ну какая разница, кто как живет. Мы выживаем. Тут колония, мы же не на курорт приехали. Кормят, поят, одевают, босиком не ходим, спим нормально, в тепле. Что еще надо? На самом деле, если так взять, тут вообще половина бомжей, они тут хоть кормятся да одеваются. И та же зарплата тысяча, те же пятьсот рублей, те же конфеты идут отовариваются, они это видят, а на свободе они не видят ничего."

Алёна Качур (38 лет, из них 18 провела в местах лишeния свободы):

"Мне очень не понравилось, как она себя ведет. Она очень высокомерная. Она разговаривала со мной, а смотрела на меня как на вот это цветок. Я ей задала вопросы, которые меня интересовали. Почему она пошла туда? Она мне, знаете, что ответила: «А твое какое дело? Я почему должна тебе объяснять?» То есть она приехала в колонию, в которой я живу 13 лет. Правильно? Я здесь все знаю, это мой дом, я живу здесь. Она приехала ко мне домой права свои качать. У нас есть здесь все. Все, что нужно для жизни, для женщины, у нас есть все. Передачи мне не передают. Я живу так, как живу, на зарплату. Я зарабатываю деньги, мне хватает. Полторы тысячи.<...> Ей с нами жить, у нее срок. И когда я пыталась ей это объяснить, она меня попыталась вот так ниже плинтуса опустить. Я ей не угрожала собственно, я не захотела с ней находиться под одной крышей. Я ей сказала, чтобы она уходила. Не знаю, куда она может уйти. Ушла же куда-то. Я не буду с ней находиться в одном помещении." http://asterrot.livejournal.com/351494.html

Тут дело не в личной судьбе Алёхиной, а в исторический судьбе всех нас. Две женщины, у которых есть всё необходимое для жизни - барак, телогрейка, баланда - это идеальные граждане, какими их хотел бы видеть существующий в РФ режим. Трудолюбивые, уважающие церковь, живущие крепкой семьёй (Иванова и Качур составили в колониии семейную пару и всегда едят из одной миски). Шьют зимники для полиции, борются с Pussy Riot. Говорят правильные советские слова.

Eсли честно, я вообще не слышал, чтобы советские патриоты говорили что-нибудь иное.

Но городская крестьянка kan_kendarat, левый антизападник valery5 и чапаевец asox чрезмерно усложняют свои простые мысли. Поэтому ни кого из них нет читателей. "Анти-Лонжюмо, "нестяжательсто", "онтологический антипод" - это филологические излишества, в которых не нуждаются ни нынешнее поколении советофильской публики, ни нынешняя модификация советской власти. При Суркове ещё наблюдались отдельные попытки изобразить интеллектуализм, но при Володине идеология упростилась до одноклеточного уровня.

Юзер arguendi - пропагандист относительно успешный. У него даже есть читатели (не знаю, читают ли они его в силу собственной интеллектуальной скромности или по долгу службы). Его тексты совпадают с высказываниями уголовниц-патриоток Ивановой и Качур не только по духу, но и по стилю.

Мужественные швеи-лесбиянки отказываются быть под одной крышей с людьми, не разделяющими их восторга по поводу лагерной жизни. " Я ей сказала, чтобы она уходила. Не знаю, куда она может уйти. Ушла же куда-то". Аргуэнди то выражает радость, что такие, как Богемик, уезжают из страны http://bohemicus.livejournal.com/71692.html?thread=6400268#t6400268, то грозит людям, что скоро будет депортировать их "к Богемику" http://galkovsky.livejournal.com/208138.html?thread=56582410#t56582410

Пропаганда навязывает России предельно простую модель социума: внизу - Иванова и Качур (за еду шьющие полицейские зимники), наверху - Дед Хасан и отец Чаплин, недовольных - выслать к Богемику.

На самом деле тут нет ничего нового. Семидесятилетний путь развития описал круг, и в 1991 году постсоветская власть припала к советским истокам. Мнение, что ВКП(б) была политической стрyктурой, очень сильно преувеличено. В первую очередь это была организованная преступная группировка. Я имею в виду не преступность её идеологии и методов политической борьбы, а самую обычную уголовщину.

Руководство партии и командный состав Красной Армии в ранний период - это просто персонажи Розенбаума. "Майданщик, Молдаван, Толстая Кармэн". Без прeувеличений, в буквальном смысле - Камо, Коба, Балабол, Мишка Япончик, Розалия Землячка. И делами они занимались соответствующими.

1-й съезд РСДРП, 2-ой съезсд РСДРП, выпуск газеты "Искра" - это кривляния перед английскими друзьями. Реальная история партии куда конкретнее. 1-ое Миасское ограбление, 2-ое Миасское ограбление, Тифлисское ограбление, контрабанда в Одессе, рэкет в Питере...

Власть изволила вернуться к корням, но у неё возникла проблема. Оказалось, что некоторые граждане не желают быть Ивановой и Качур под смотрящим Хасаном и окормляющим Чаплиным. И таких людей довольно много. Думаю, миллионов 120. Может быть, 130. Поскольку выслать всех их к Богемику не предствляется возможным, власти пускаются во все тяжкие, пытаясь выбить населению мозги и довести людей до состояния Ивановой, Качур и Аргуэнди.

В такой ситуации не до классики. Фактическая замена советского необразования постсоветским антиобразованием предполагает полное отречение от русского классического наследия.

И вот на этом фоне находятся люди, пытающиеся усмотреть антипод России... в Чехии.

У чехов очень адекватное восприятие жизни. Они прекрасно знают, кто есть кто в этом мире. Для них русские - это один из великих европейских народов, создатели одной из великих европейских культур. А взаимные исторические претензии... да у кого ж их нет? Претензий к немцам у чехов на два порядка больше, что не мешает им адекватно воспринимать и этот великий народ.

Думаю, у русских вообще нет антиподов, кроме советских. Написав  Триалог культур , я думал, что сказал всё необходимое о взаимном соотношении трёх культур, на стыке которых прошла моя жизнь - чешской, русской и советской. Сейчас я вижу, что эта тема останется неисчерпаемой, пока не разрешится русско-советская коллизия.

Причиной этой коллизии является одна советская ошибка. Она не в том, что советские неадекватно воспринимают современную Чехию. И даже не в том, что они неадекватно воспринимают историческую Россию. Как заметил ув. galkovsky:

"Я думаю ошибка гораздо глубже. Ошибка советской культуры и советских людей просто в том, что они есть." http://galkovsky.livejournal.com/211731.html?thread=57869331#t57869331

symposium, bohemia, cogito, russia

Previous post Next post
Up