Как все начиналось Двенадцатая ночь Театр: Национальный театр
Режиссеры: Роб Эшфорд, Кеннет Брана
В ролях: Кеннет Брана (кто же еще?), Алекс Кингстон
Опыт с "Двенадцатой ночью" был позитивным, и мне захотелось сходить на что-нибудь еще из программы. Для разнообразия хотелось на трагедию, поэтому выбор пал на "Макбета" с Кеннетом Браной и Алекс Кингстон.
Внимание! Возможны спойлеры.
Это спектакль из программы National Theatre Live. В отличие от "Глобуса", NTL не выпускает свои спектакли на дисках, хотя некоторые из них таинственным образом утекают в сеть, но далеко не все, к сожалению. Третий источник - спектакли Royal Shakespeare Company (RSC). Они вроде бы тоже со временем выходят на dvd. "Ричард II" вот недавно вышел.
Запись, которую нам показали, была сделана на Манчестерском театральном фестивале в каком-то соборе. Сценой служили проход и алтарь. Зрители с двух сторон от прохода примыкали вплотную. Вся сцена была залита грязью, при том грязью жидкой, т.к. первые пять минут (во время битвы) сверху на сражающихся лились потоки воды. Думаю, на зрителей в первых рядах брызги летели только так. Короче, темно и сыро - как раз подходящий бэкграунд для шотландской трагедии.
Постановка целиком соответствовала атмосфере - всё было до крайности серьезно, мрачно и временами жутко. Кровь лилась рекой. Все умерли.
Кингстон в роли леди Макбет была, может быть, чересчур экспрессивна, чтоб не сказать маниакальна. Здесь у меня это не вызвало неприятия, хотя вообще излишнюю экспрессию и заламывание рук я не люблю. Но тут я решила для себя, что она в маниакальной фазе биполярного расстройства, осложненной сверх-идеей о том, что Макбет непременно должен стать королем, и всё встало на свои места. Вообще, многим шекспировским героям можно и нужно поставить психиатрические диагнозы, и наверняка это уже не раз было сделано. Лень гуглить.
Брана был хорош, но странно было бы ожидать от него иного. В последнее время я прониклась к Кеннету очень нежными чувствами - то ли, потому что он такой несчастный в "Волландере"; то ли, потому что он много сделал для карьеры Тома (don't ask:)); то ли просто потому что он шекспировский фанбой)) Но к моменту просмотра "Макбета" у меня никаких особых чувств еще не было. Так что теперь хочется пересмотреть, тем более с момента посещения кинотеатра прошло 9 месяцев. Не только из-за Кеннета, просто хочется. И скорее всего пересмотрю, потому что как раз этот спектакль есть в местах не столь отдаленных.
Понравился Макдуф. Его скорбь по убитым жене и сыну разрывала сердце. Вообще, именно в этом спектакле все трагические сцены смотрелись (для меня) очень натуралистично, не как театральная условность (а со зрителем здесь не церемонятся - всех, в том числе ребенка, "убивают" прямо на глазах с особой жестокостью) - то ли я изначально была в подходящем настроении, то ли атмосфера способствовала, но когда в конце все актеры, живые и здоровые, вышли на поклон, моя первая мысль была "Что ты тут делаешь? Тебя же только что убили! И тебя! И тебя! И тебя!"
Остальной каст помню плохо. В целом больше всего запомнилась именно атмосфера гнетущего ужаса и надвигающейся тьмы. На появлении за праздничным столом призрака Банко невозможно не вздрогнуть. Да и вообще вздрагиваешь постоянно.
И рекламный ролик спектакля:
Click to view