Мой духовный путь. Часть 4. Служба в армии

Jan 19, 2012 10:39


(Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь)

После окончания университета в 1985 г. я приехал в Беловежскую пущу, проработал там всего 3 месяца и был призван на военную службу продолжительностью 1,5 года. В армию уходил с большим энтузиазмом. Дело в том, что после вуза я был распределен учителем в сельскую школу, где необходимо было отработать 3 года. Туда я не явился, фактически удрал в Пущу. Тогда были лишь две возможности законно избежать принудительного распределения и негативных последствий неявки - уйти в армию или жениться / выйти замуж. Во-вторых, я следовал правилу - неизбежное нужно пройти с минимальными потерями и максимальным позитивным эффектом.


Меня определили в танковые войска. В военкомате никто не смотрел на мою профессию и квалификацию. Спросили рост и сразу же вердикт - танковые (или мазута, как называли нас в самой армии). Первым местом службы стала образцово-показательная учебка "Печи" возле Борисова, в Белоруссии. Она была знаменита на всю страну тем, что международные военные делегации возили для показухи прежде всего туда.

Скажу сразу, что моего задорного энтузиазма хватило ровно на 3 дня службы. :) Я знал, что армия - это своего рода дурдом, но я не подозревал, что такоооооооой дурдом... Это трудно передать словами тем, кто лично не служил тогда и не пережил на собственном опыте. К тому времени великая, но насквозь прогнившая страна СССР приближалась к своему коллапсу, а армия есть зеркало страны. Армейская глупость и деморализация достигли апогея. Лично мне в учебке не довелось красить траву в зеленый цвет. Но мыть дорожные бордюры с мылом, намазывать асфальт черным кремом и подметать его так, чтобы при прикосновении мокрым пальцем не прилипала ни одна песчинка, приходилось :).

Мне определенно повезло: около 30 выпускников вузов, включая меня, собрали в отдельный "элитный" взвод и командиром поставили умного и доброго сержанта - физкультурника, выпускника пединститута. Поэтому в сравнении с другими "молодыми" нам было много поблажек. Тем не менее, уже через месяца два я завел календарик, где отмечал, сколько дней оставалось до дембеля. Юмор заключался в том, что такой календарик заводят "старики" за 100 дней до демобилизации. Это часть их ритуала. А тут "молодой"... Наш сержант иногда во время вечерней проверки для поднятия настроения спрашивал: "Рядовой Козулько, сколько дней до дембеля?" "468!", - бодро отвечал я. После чего общий смех…

Про саму службу в этой теме нет смысла рассказывать. Все как обычно: боевая и политическая подготовка, караулы, стрельбы на полигоне, хозяйственные работы, уборка казармы и территории, иногда культурная программа. И скучание по родным, особенно по своей любимой, которая ждала меня...

В армии я быстро понял, что для меня, по призванию ученого и полюбившего Беловежскую пущу, это будет время бОльших потерь, чем приобретений. Как говорили некоторые мои товарищи, вычеркнутые из жизни 1,5 года. Поэтому вскоре я развернул свой гражданский план и совместил его с военной службой. После университета меня зачислили в аспирантуру (соискателем, что означало самостоятельную учебу) и в армии начал подготовку к кандидатскому экзамену по философии. Всего было около 100 билетов, третьим вопросом которых стояло знание печатных работ Энгельса, Маркса и Ленина. Благо что в каждой роте их труды были обязательным атрибутом так называемой ленинской комнаты. Я завел тетради для конспектирования и по максимуму использовал свободное время для самоподготовки. Такого дива ни офицеры, ни сержанты еще не видели, поэтому под одобрение политрука мне сделали поблажку - трогали в последнюю очередь и позволяли заниматься даже в ущерб службе. А я во время этого не только постигал хитрую науку, но и душой возвращался в привычную для себя студенческую атмосферу, что сильно помогало мне переносить солдатские тяготы.

Через полгода учебка была окончена. Я не захотел там оставаться сержантом, меня сильно угнетали изобилующая глупость и муштра. Выбрал боевые войска, где, как говорили, свободы было много больше. А с ней и бардака...

Я был направлен в танковую дивизию под Бобруйском, в Белоруссии. Что-то там было лучше, что-то хуже. Но в целом тот же "дурдом". 70% солдатского состава были выходцы из азиатских стран. Плюс дедовщина (у нас средняя). Мы, несколько сержантов, носили свои вузовские значки-ромбики, выделявшие нас из общей толпы. Это (высшее образование), а также более старший возраст (на 5 лет) сыграли свою роль: "деды" поначалу "прощупали" каждого, проверили на слабость и вшивость, и далее почти не трогали. Остальным "молодым", особенно трусливым, иногда доставалось по полной. Благо, что офицеры не сильно препятствовали такой "воспитательной" работе.

У меня, как имеющего биологическое образование, теоретически была возможность попасть санитаром или даже фельдшером в медчасть. Это я узнал, когда встретил солдата-"медика", демобилизующегося и искавшего себе замену. У него вообще не было никакого спецобразования, так сказать, человек с улицы. Я ожидал целый месяц, но меня не взяли. Чуть позже на полигоне я встретил нового санитара-фельдшера, как оказалось, еще одного "человека с улицы". Лишь в конце службы месяц проработал ассистентом у зубного врача. Зимой, во время учений на полигоне у меня воспалился зуб, опухла щека и его удалили. После чего положили на неделю в госпиталь. Зубной врач, узнав о моих познаниях в анатомии и физиологии человека, договорилась с начальством и оставила меня с якобы осложнением еще на три недели.

Таким образом, мне пришлось делить тяготы и невзгоды вместе со всеми практически на протяжении всей службы. Тем более, что даже в конце службы я не занимался дедовшиной, а если нужно, наравне и вместе с "молодыми" выполнял черновые работы. Чем вызывал недовольство своих товарищей "дедов". Своим неправильным поведением ты разрушаешь сложившиеся традиции, говорили мне они. Но у меня были свои моральные понятия, принципы и правила, включая сострадание к близкому, и нарушать их я не мог, душа не позволяла. Из-за этого некоторые старослужащие меня сторонились и побаивались, да и я не особо стремился в их кампании. В том числе и потому, что хорошими друзьями для меня были всё те же томики Владимира Ленина, которые я брал с собой даже на полигон.

Итак, какое отношение всё сказанное имеет к духовному? Самое прямое. Во-первых, в этих трудных условиях проявлялись и проверялись различные черты характера, в том числе любовь, сострадание, милосердие, самопожертвование, сила духа и пр. Во-вторых, изучение философии - моего тогдашнего "духовного" знания. Помните, прошлый раз я писал, что в конце концов понял, почему во время сдачи экзамена не понял теории научного коммунизма? Так вот, проработав около сотни работ классиков марксизма-ленинизма в оригинале, освоив их поначалу трудный для восприятия и понимания язык, я пришел к заключению, что тогдашний социализм (1970-80-е года) на практике имел мало общего с учением этих классиков, а научный коммунизм в значительной степени был выдумкой. В них было много путаницы и несуразиц, поэтому я, логик, и запутался в этой путанице. Например, у В.Ленина часто проходит мысль "марксизм не догма, а руководство к действию". Это означало, если жизнь меняется, то учение также нужно менять и адаптировать к жизни. А идеологи СССР зачастую поступали наоборот - жизнь подстраивали под устаревшее учение. Именно это впоследствии, считаю, и стало главной причиной развала СССР.

Спустя год после начала изучения, взяв с собой 2,5 толстые тетради законспектированных (мелким почерком и в каждую строчку) работ классиков марксизма-ленинизма, я сдал кандидатский экзамен по философии на "отлично". Тем самым выполнил свое обещание, данное во время проваленного университетского госэкзамена. Хотя, допускаю, что не последнюю роль в столь высокой оценке сыграла моя сержантская форма :) (я был единственный служивый из всех сдававших экзамен). По возвращении в армию из отпуска взялся за подготовку ко второму экзамену - по немецкому языку.

Во время службы в армии начался период перестройки и гласности Михаила Горбачева. В открытый доступ хлынули потоки информации, прежде скрытой от народа. После чего стало окончательно ясно, что с социализмом и научным коммунизмом нас в школах и вузах крепко обманули. Это явилось для меня продолжением серьезного критического переосмысления всего изученного ранее.

Должен сказать, что в армии я реагировал, нередко болезненно, на проявления несправедливости и глупости и в открытую сопротивлялся им. За что страдал и даже наказывался. Но иногда это мое качество использовали. Помню, политрук дал задание подготовить доклад на собрание роты, чтобы в нем была критика в духе перестройки. На радостях я написал почти 10 страниц, где изложил всё наболевшее. Доклад занял 20 минут. Зал внимательно слушал. После завершения солдаты бурно зааплодировали в поддержку. На лицах политрука и комбата читалась некоторая растерянность и опасение. После этого докладов мне больше не поручали...

В конце службы к нам в роту перевели украинца Александра (не помню фамилию), выпускника театрального вуза, актера по профессии. Видя мои чаще всего бесполезные и неудачные потуги в борьбе против несправедливости и глупости, он посоветовал почитать в библиотеке книгу Владимира Леви "Искусство быть другим". Это стало для меня своего рода переворотом в понимании человеческих отношений и началом изучения психологии. Пожалуй, он единственный, кто тогда внес значительный вклад в мое становление как личности. За что ему огромное спасибо.

Перед демобилизацией нас, кто после вузов, направили на 2-месячные офицерские курсы в Брест. То было больше похоже на спецкурорт, чем на армию. После чего присвоили звание младшего лейтенанта и отправили по домам.

И последнее. В конце службы у меня не сложились отношения с командиром роты, ему надоела моя критика и независимое поведение. Он написал в целом негативную служебную характеристику, где были такие слова: "Постоянно работал над повышением своих знаний по гражданской специальности, не уделяя внимания воинской. … Вывод: тов. Козулько по своим морально-деловым качествам не достоин поступления в аспирантуру …" Мой коллега актер Саша, прочитав это, сказал, с такой характеристикой тебя можно зачислять в любую аспирантуру страны даже без экзаменов. :)
(При нажатии фотографии немного увеличиваются)

 

1 и 2. На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.

 

3 и 4. На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.


5. Загрузка снарядов в танк

 
 
6 и 7. Несение караульной службы, Бобруйск, 1987 г.

 

8. Мой второй танковый экипаж - слева наводчик орудия Молдабаев, справа водитель танка Соколов, г. Бобруйск;
9. Расчистка снега

 
 
10. Дежурство по роте, г. Бобруйск;
11. Стрельба из автомата

 
12. Расчитска мишеней от снега на полигоне, г. Бобруйст, 1987 г.

 
 
13. Дембель, г. Брест, 1987 г.;
14. Дембель, г. Брест, 1987 г., в центре сидит Александр (актер)

(Продолжение здесь)
Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/93274.html)
Previous post Next post
Up