"Преступление" и "наказание"

Aug 07, 2013 04:28

И исполнятся на тебе все проклятья эти, и будут преследовать тебя, и настигнут тебя, пока не будешь ты уничтожен за то, что не исполнял ты волю Господа Бога твоего и не соблюдал заповеди Его и установления Его, которые Он заповедовал тебе. И будут они знамением и примером на тебе и на потомстве твоем вовеки, за то, что не служил ты Господу Богу твоему с радостью и с веселым сердцем, когда у тебя было изобилие во всем (Втор. 28:45-47).

Таким образом, для того, чтобы избежать исполнения проклятий, вплоть до уничтожения, недостаточно служить Ему и соблюдать заповеди и установления Его: надо все это делать с радостью и с веселым сердцем, иначе хоть бы и вообще не делать, хуже не будет. (Можно было бы ухватиться за то, что радость и веселое сердце требуются лишь когда у тебя изобилие во всем; но изобилие - понятие плохо определенное и во всяком случае относительное, в то время как наказания определены лучше некуда - Втор. 28:16-68; так что вряд ли эта оговорка существенно меняет дело.)

Вдобавок и само соблюдение заповедей и установлений Его (пусть бы и без веселого сердца) - дело весьма неформальное: к числу 613 заповедей Торы относятся, например, такие, как двекут (прилепись к Нему), imitatio Dei (ходи Его путями), заповедь любить ближнего как самого себя. Есть интерпретации Мудрецов, придающие этим трем заповедям относительную удобоисполнимость: это, соответственно, прилепись к знающим Его, т. е. к знатокам традиции; посещай больных, потому что Он их посещает; и золотое правило Гиллеля. Но эти интерпретации-рекомендации не отменяют буквального смысла, знаменитого своей юридической неопределенностью. К тому же оказывается, что недостаточно и всех 613 заповедей, включая «неопределенные»: Строго соблюдай заповеди Господа Бога твоего и свидетельства Его и установления Его, которые повелел Он тебе, и делай справедливое и хорошее в глазах Господа, чтобы было хорошо тебе и чтобы ты пришел и [по праву наследства] овладел страной хорошей, которую обещал клятвой Господь отцам твоим (Втор. 6:17-18; см. статью mkitross).

Итак, со строго правовой точки зрения, установлены суровые наказания без вины виноватым: «поди туда не знаю куда, добудь то не знаю что», а иначе исполнятся на тебе все проклятья эти, и будут преследовать тебя, и настигнут тебя, пока не будешь ты уничтожен.

* * *

Согласно раву Соловейчику, есть две стороны Завета (Covenant) Всевышнего с евреями, это Завет судьбы (Covenant of fate), символизируемый обрезанием; и Завет предназначения или цели (Covenant of destiny), символизируемый погружением (в микву).

Судьба в переводе на еврейскую систему понятий означает суждение Всевышнего. Завет судьбы означает, что Всевышний положил истории человечества быть такой, что евреи в ней остаются евреями и сознают себя евреями. Он как бы распространил на евреев закон, которому подчиняется Сам, закон тождества (идентичности): Он есть Он и `сознает` Себя Собой, независимо от чего бы то ни было. Разница, однако, в том, что у Него это `добровольно`, а евреи остаются и сознают себя евреями (т. е. сохраняют еврейскую идентичность) добровольно или вынужденно. Завет судьбы невозможно «нарушить», но можно действовать ему вопреки, т. е. нарушать правила еврейского и человеческого общежития (включая ритуальные правила, хуким, когда они еще являлись правилами еврейского общежития, и постольку, поскольку их рудименты сохраняются сегодня); это влечет наказания в обычном современном смысле слова.

Предназначение есть особая роль евреев в достижении - или, что то же самое, в познании - цели мироздания: Завет предназначения является двигателем истории. Этот двигатель - именно Завет Всевышнего с евреями, но не сами евреи: сами евреи - всего лишь особый субъект истории, свет для народов, но также и восприниматели света от народов. Двигатель движет историю с необходимостью; как бы ни «вели себя» евреи, он все равно работает, хотя характер его работы зависит от «поведения» евреев. Но еще один установленный Всевышним закон истории состоит в том, что если/когда (а точнее, постольку, поскольку) евреи следуют Завету предназначения плохо, без радости и веселого сердца, то они становятся не субъектом истории, а ее объектом; и это о еврейских костях в колесе истории говорит (намеренно или нет) Мандельштам (Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, Ни кровавых костей в колесе). О последствиях (коллективного) расхождения с Заветом предназначения и говорится во Второзаконии; и это видно из того, что «награда» за «соблюдение» - не благоустроение общества, как при соблюдении Завета судьбы, а достижение/познание цели общества: чтобы было хорошо тебе и чтобы ты пришел и [по праву наследства] овладел страной хорошей, которую обещал клятвой Господь отцам твоим.

Сегодня должно быть достаточно ясно, что речь во Втор. 28 идет не о наказании, а том, что считалось коллективной ответственностью и называлось наказанием на языке традиционных религиозных представлений: действие установленных Всевышним законов природы и истории. Ибо нет наказания без преступления, а нарушения Завета предназначения, такие как служение без радости и веселого сердца или неумение ходить Его путями, преступлениями не являются: это всего лишь печальные следствия недостаточного стремления к знанию. Как ущерб от болезней и стихийных бедствий - не наказание, а результат недостатка ественнонаучных знаний, так и исполнение проклятий Второзакония - не наказание, а последствия недостатка (коллективного) знания Его путей и дел, или, что то же самое, последствия недостатка коллективной доброй воли.

И несмотря на неопределенность Завета (включая неопределенность приводимых выше заповедей и требований) Тора указывает, что он весьма удобоисполним: Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе сегодня, не загадочна она для тебя и не далека она. Не на небесах она, чтобы сказать: "кто поднялся бы для нас на небеса, и принес бы ее нам, и возвестил бы ее нам, чтобы мы исполняли ее?", и не за морем она, чтобы сказать: "кто бы отправился для нас за море, и принес бы ее нам, и возвестил бы ее нам, чтобы мы исполняли ее?", но очень близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его (Втор. 30:11-14); Пути ее [мудрости=Торы] - пути приятные, и все стези ее - мир (Притч. 3:17, цитируется там же у mkitross). Но для такой удобоисполнимости все и каждый должны слушать Его голос (Втор. 30:20) - для чего тоже нет технических рецептов, но было бы желание: оно, в конечном счете, необходимо и достаточно.

( crossposted at machanaim )

Previous post Next post
Up