Захватив в середине седьмого века византийскую Палестину, мусульмане огляделись и благоразумно решили строительством городов не заниматься, тем более что существующих было предостаточно. Но поскольку плохо то правило из которого нет исключения, в начале следующего столетия правитель
Палестины Сулейман ибн Абд аль-Малик нашёл-таки свободное место - чуть южнее
византийского Диосполя, нам известного как Лод - и основал там новую столицу. В 715 Сулейман ушёл на повышение, в халифы, а ещё через два года умер (вредная работа... мало кто из монархов доживает до пенсии...). Однако проект Сулеймана, получивший имя Рамла (вероятно от арабского слова, означающего "песок") продолжал расти и развиваться при последующх омейядских и аббасидских халифах, а соседний Лод при этом потихоньку хирел.
Описывая Рамлу образца примерно 985 года,
аль-Мукадаси не жалеет похвал, правда и отдельные недостатки находит - снега мол нет, а в банях деньги требуют:
Это прекрасный город, хорошо построенный; его вода хороша, его фрукты обильны. Он расположен среди красивых деревень и беличественных городов, близко к святым местам. Коммерция здесь процветает, и рынки великолепны. Во всём исламском мире нет более прекрасной мечети. В городе есть великолепные гостиницы и приятные бани, деликатесы и пряности, просторные дома, прекрасные мечети и широкие дороги... Он расположен на равнине, недалеко и от моря, и от гор. Здесь растут фиги и пальмы; поля не нуждаются в орошении, они плодородны от природы. С другой стороны, зимой это место тонет в грязи, а летом здесь пыльно, сухо, нет воды и зелени; и здесь никогда не выпадает снег. Колодцы глубоки и солоны, а дождевая вода хранится в закрытых резервуарах, поэтому бедные и чужаки страдают от жажды. В банях нужно платить, прежде чем служители повернут водяные колёса. Город занимает квадратную милю, дома построены из хорошо обработанных камней. Среди ворот самые известные - ворота солдатского колодца, ворота мечети Аннаба, иерусалимские, ворота Била'а, лодские, яффские, египетские и даджунские.
В другом месте автор замечает, что будь в Рамле проточная вода, город был бы прекраснейшим во всём исламском мире, не больше не меньше. Следует заметить, что автор немного опоздал - в восьмом-девятом веках проточная вода в Рамле
таки была...
Между тем, в те годы белая полоса в истории Рамлы уже сменялась чёрной. Собственно, чёрная полоса наступала для всего халифата, постепенно разваливавшегося на части. В 969 Палестину прибрали к рукам
Фатимиды, но это было только начало. Всяческие разборки шли с тех пор практически без перерыва. В частности, в 971 Рамле досталось от
карматов, а в 979 от бедуинов из племени Бану Тай. Одиннадцатый век оказался не лучше. В 1033 землетрясение разрушило треть города; следующее, в 1068, пощадило только два дома и убило пятнадцать тысяч человек. В 1170-е Фатимидов изгнали
сельджуки; двадцать лет спустя сельджукская империя, в свою очередь, начала рассыпаться, а Фатимиды - заново осваивать Палестину. И если жизнь всё ещё казалась кому-то недостаточно интересной, завершился век появлением западных варваров. Прослышав о последних, жители Рамлы решили, что с них довольно, и и бежали в
Аскалон. 3 июня 1099 года крестоносцы заняли опустевший город. По состоянию на 1099 год, если верить Вильгельму Тирскому, какие-то городские стены у Рамлы имелись, пусть даже без рва; но крестоносцы не стали приводить их в порядок, а ограничились возведением небольшой цитадели. В 1102 гарнизон состоял из пятнадцати рыцарей. Рамла сперва относилась к королевским владениям, затем к яффской сеньории. В 1134 город стал центром феодального владения, во главе с Балдуином, бывшим местным кастеляном. А потом перешёл к
Барисану Ибелину, женившемуся на дочери Балдуина.
Но вернёмся к началу двенадцатого века. Ошалевшие поначалу Фатимиды вскоре пришли в себя. И поскольку в Рамле сходились дороги на Иерусалим, Яффу и Аскалон, город с завидным постоянством
оказывался на пути египетских армий. В 1101 и 1105 христиане одолели мусульман. 17 мая 1102
поле боя осталось за последними;
король Балдуин скрылся в цитадели Рамлы. На следующий же день египтяне взяли цитадель, но (
сообщает Альберт Аахенский) Балдуин успел под покровом ночи перебраться в
Арсур, а оттуда, на корабле некоего "Godericus pirata de regno Anglia" в Яффо. К нему присоединились подкрепления из Галилеи и прибывшие морем паломники. 27 мая Балдуин снова дал бой неверным и на сей раз победил. Упомянутыми битвами список столкновений на южном фронте не исчерпывается; случалось противникам встречться и под
Явне, и у стен Аскалона, и КПД египетских армий был не слишком высок. Со временем от полномасштабных вторжений Фатимиды перешли к набегам силами аскалонского гарнизона, а там пал и этот их последний форпост в Палестине (1153). В 1177 у Саладина были вроде бы прекрасные шансы, но Балдуин - на сей раз четвёртый - застал египтян врасплох
при Монжисаре, опять-таки недалеко от Рамлы; город пограбить сарацины всё же успели.
Как известно, десять лет спустя султан взял реванш на севере, и добыл в качестве трофея практически всё королевство, включая Рамлу. Дальше был третий крестовый поход; дела у Саладина шли средненько и в 1191 он разрушил франкскую цитадель Рамлы, с очевидной целью предотвратить повторное использование крестоносцами. Завершившее поход яффское соглашение (1192) предусматривало раздел Рамлы между христианами и мусульманами. Так или иначе, источники начала тринадцатого века (Вильбранд из Олденбурга, Якут) сходятся на том, что город не оправился от выпавшего на его долю. В 1229 египетский султан
аль-Камиль уступил Рамлу
Фридриху, а в 1266 Бейбарс забрал обратно.
Возвращение мусульманской власти, однако, не повлекло за собой восстановление статуса столицы провинции. Кроме того, разрушение Яффо и упадок Иерусалима превратили Рамлу из возможно важнейшего в Палестине перекрёстка в одну из многочисленных остановок на пути из Египта в Сирию. Что тоже не так уж плохо, но... Источники пятнадцатого века изображают ситуацию следующим образом.
Пьетро Касола пишет, что имелись городские стены, но атаку бы они не выдержали; франацисканец Франциско Суриано отмечает, что дома в Рамле строились из глины и соломы;
Муджир ад-Дин жалуется:
От города осталась даже не треть, даже не четверть. Несколько новых мечетей и минаретов были построены там со времени
Абд аль-Малика аль-Насира Мухаммеда Калауна. Сейчас большая часть домов в руинах. Мечеть сейчас за городом и окружена кладбищами... От сооружений вокруг мечети осталась только четверть с северной стороны.
История османской Рамлы не была, видимо, насыщенной событиями. В девятнадцатом веке город начал потихоньку приходить в себя, и к сороковым годам двадцатого дорос до пятнадцати тысяч жителей (12000 мусульман, 3000 христиан). В 48-м, в ходе
операции Дани, Рамла сдалась без боя. Иорданский
Арабский Легион выделил для защиты Лада и Рамлы одну-единственную роту, да и ту быстро вывел. Главный легионер
Глабб ссылался на недостаток сил, которых едва хватало на удержание более удобного фронта к востоку от упомянутых городов. Его подчинённый
Абдалла Таль, как обычно, предлагает конспирологическое объяснение - британцы руками Глабба помогли сионистам, а иорданцы были не против, ибо считали Лод и Рамлу вотчиной муфтия, которого крепко не любили. Местные милиции тоже особого рвения не проявили.
Самый известный туробъект Рамлы, без сомнения - минарет на улице Дани Мас, именуемый "белая башня" (Дани Мас - командир "
отряда тридцати пяти", в честь которого кстати и была названа вышеупомянутая операция Дани). Другое его название - "башня сорока"; имеются в виду сорок спутников Мухаммеда; название это, однако, сбило с толку некоторых христианских авторов, связавших его с
сорока севастийскими мучениками.
Как мы помним, аль-Мукаддаси считал местную мечеть прекраснейшей во всём исламском мире. Вот немного деталей, от него же:
Главная мечеть Рамлы находится на рынке, и она даже красивее, чем мечеть в Дамаске. Она называется аль-Абьяд (белая)... Я слышал... что когда халиф собирался строить минарет, ему доложили, что у христиан есть мраморные колонны, зарытые в песок, приготовленные для церкви в Била'а. Тогда халиф Хишам сказал христианам, что или они покажут ему, где зарыты колонны, или он прикажет разрушить церковь в Лоде и взять её колонны для мечети. Тогда христиане показали, где они спрятали колонны. Они очень толстые, высокие и красивые. Крытая часть мечети вымощена мрамором, а двор другими камнями. Ворота сделаны из кипариса и кедра.
Логично идентифицировать "ту" белую мечеть с "нашей". Ещё один кусочек информации находим у Цитрин-Сильверман; по её словам, в Белой мечети была найдена надпись бейбарса, позднее "переехавшая" в
Большую мечеть; согласно надписи, Бейбарс "приказал построить купол над этим благословенным минаретом, а так-же ворота этой мечети. Работа была выполнена его подданным слугой Халилем ибн Шауром в 666 г. (1268 г)"; возможно, речь идёт о том самом минарете, что у аль-Мукаддаси ? И осталось ли от этих ранних построек хоть что-нибудь ? Яаков Каплан, проводивший раскопки около башни в 1949, обнаружил три этапа строительства, и таки отнёс наиболее ранний к омейядскому периоду. Прингл не соглашается, и склонен считать все три этапа мамлюкскими. По поводу минарета, во всяком случае, вопросов не возникает - согласно надписи, он построен мамлюками в 1318.
Муджир ад-Дин под "мечетью за городом" по всей вероятности тоже имеет в виду Белую мечеть - центр Рамлы со временем сместился к востоку, к Большой мечети. На многих изображениях Рамлы видна мечеть где-то на отшибе - так вот это "наш" объект и есть:
Картинка из манускрипта
Конрада Грюненберга, примерно 1487:
(
wiki)
Жан Зуаллар, 1587:
(
wiki)
1668:
Гравюра
Дэвида Робертса, примерно 1840:
(
wiki)
Рамла с верхушки минарета белой мечети, 1890-1900:
(Библиотека Конгресса)
Итак, мамлюкский минарет. Основание семь на семь метров, высота тридцать метров, 119 ступенек.
Надпись. Та самая, про 1318 год:
In the name of God, the Merciful, the Compassionate. “The mosques of Allah shall be visited and maintained by such as believe in Allah and the Last Day, establish regular prayers and practice regular charity, and fear none except Allah” (Qur’ān 9 - sūra of the Ultimatum /Bara’ah, verse 18). Has ordered the erection of this blessed minaret (ma’dhana), our lord the Sultan al-Malik al-Nāṣir, the learned, the righteous, the holy warrior, the warrior in the frontier fortress, the defender of the frontier, sultan of Islam and of the Muslims, the reviver of the justice in the world, slayer of the infidels and the polytheists, king of the Arabs and the non-Arabs, possessor of the necks of the nations, guardian of the places of Allah, Nāṣir al-Dunyā wa ‘l-Dīn Abū ‘l-Fatḥ Muḥammad, son of our lord, the martyr sultan al-Malik al-Manṣūr Sayf al-Dunyā wa ‘l-Dīn Qalāwun al-Ṣāliḥī, associate of the Commander of the Faithful. May Allah prolong his days and spread his banners and standards through victory. The completion of its construction took place in the middle of the month of Sha’bān, in the year 718 [ca. October 12th, 1318].
(via Cytryn-Silverman)
Внутри:
Лестница, сперва такая:
Потом немножко такой:
Сверху можно пофотографировать остатки мечети. Слева видны два спуска в подземные резервуары; есть ещё третий, правее-ниже кадра.
Кладбище к западу от мечети; в самом низу кадра немного виден третий спуск в резервуары:
Те же развалины, но уже не с верхушки минарета:
В резервуары нельзя:
[Update]Повторная проверка показала, что резервуары по прежнему заперты. Восточный (ближайший к башне) - наглухо. В западный (около кладбища) можно заглянуть:
Зато южный вскрыт народными средствами:
Итак...
Та же лестница, вид снизу:
Резервуар довольно внушительный - 38 на 10 метров, ёмкость 2200 кубометров. Ряд из десяти колонн делит его на два нефа. Цук пишет, что где-то около входа сохранились остатки арабской надписи о том, что резервуар был заново оштукатурен по указанию мамлюкского эмира Бигута аль-Жахри, предположительно в 1408-м. Два других резервуара размером 24 на 14 метров, объёмом 2000 кубов, с двумя рядами колонн. Каплан обнаружил акведук, приходящий откуда-то с запада и питающий западный и южный резервуары.
Дальняя стена:
Обратно:
Видна кладка:
[/Update]
Белая мечеть на схеме от
Эрмете Пьеротти, 1854-61:
Рисунок
Генри Харпера, 1872:
(Яд Бен-Цви)
Начале 20 века, из
архива Кресвелла:
Объект на ремонте, 1924:
(Яд Бен-Цви)
И из коллекции Мэтсона, 1943:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
A history of Palestine, 634-1099 By Moshe Gil
p 339,
p 355The Middle East: a brief history of the last 2,000 years By Bernard LewisThe Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys PringleThe Crusades, c. 1071-c. 1291 By Jean RichardThe Battles of Ramla (1099-1105) By M Brent (from Egypt and Syria in the Fatimid, Ayyubid and Mamluk eras, Volume 3)
Ramla After the Crusades By Andrew Petersen (from Egypt and Syria in the Fatimid, Ayyubid, and Mamluk eras III)
Palestine under the Moslems By Guy Le StrangeHistoire de Jérusalem et d'Hébron depuis Abraham jusqu'à la fin du XVe siècle de J-C: fragments de la Chronique de Moudjir-ed-dynIsrael and the Palestinian territories: the rough guide By Daniel Jacobs, Shirley Eber, Francesca SilvaniWar in Palestine, 1948: strategy and diplomacy By David Tal
The Mamluk Minarets of Ramla By Katia Cytryn-Silvermanצביקה צוק - מים בקצה המנהרה
Отчёт ЖЖ юзера
javax-slr Отчёт ЖЖ юзера
ramires10 РАМЛЕ, РАМА, Аль-РАМЛА (С)
levakov