Лод - Церковь св. Георгия.

Feb 02, 2014 01:46




Согласно умным книгам, Лод впервые упоминается в надписи времён Тутмоса III в Карнаке, датируемой 1465 годом до нашей эры. Далее Паралипоменон 1 (8:12) сообщает, что Шемед из колена Биньямина "построил Оно и Лод и окрестности его". Нехемия числит среди евррев, вернувшихся из вавилонского изгнания, 721 уроженцев Лода, Хадида и Оно (7:37) и ещё раз вспоминает Лод как один из городов, где снова поселились "сыны Биньямина" (11:34). Из Книги Маккавеев номер 1 (11:34) мы узнаём, что в 145 до н.э. селевкиды в лице Деметрия Сотера признали "как пределы Иудеи, так и три области: Аферему, Лидду и Рамафем, которые присоединены к Иудее от Самарии" за макквеями, представленными Йонатаном.

В начале римского периода город по Плинию и Флавию служил центром одного из примерно десятка округов-топархий Иудеи. После покушения на Цезаря один из лидеров заговора, Гай Кассий Лонгин, прибыл в Сирию собирать средства на вооружённую борьбу за власть; вероятно, не все пожелали платить, поскольку в 43 до н.э. "Кассий лишил самостоятельности четыре города; наиболее могущественными из них были Гофна и Эммаус; другими же двумя являлись Лидда и Фамна.". После поражения Кассия восточная часть империи досталась Марку Антонию, и "первосвященник Гиркан и весь народ [иудейский] отправили к нему посольство с поручением вручить ему золотой венец и с просьбой издать указ, в силу которого были бы отпущены на свободу по отдельным эпархиям все неправильно захваченные Кассием в плен иудеи и им была бы возвращена земельная собственность, которой они были лишены во времена Кассия"; Антоний просьбу удовлетворил.

Уже в нашу эру Лоду досталось от Цестия Галла: Из Анти­патриды Цестий двинулся вперед в Лидду, но нашел город покинутым его обитателями, так как по случаю праздника кущей все насе­ление устремилось в Иерусалим; только пятьдесят человек усмотрено было на месте, - они были убиты и город предан огню. (Иудейская война 2:19:1). Пару лет спустя Веспасиан "пошел на Лидду и Иам­нию, покорил и ту и другую, населил их жителями раньше перешедших к нему городов, которые казались ему подходящими для этого, и прибыл в Аммаус" (Иудейская война 4:8:1). Ещё через полвека имело место так называемое Восстание Диаспор; Лод стал его центром в Иудее. В 117 римская армия под началом Лузия Квиета покончила с восстанием в Месопотамии и перебазировалась в наши края; Лод был осаждён и взят штурмом. Квиет, повидимому, настолько отличился в "принуждении к миру", что восстание часто называют его именем в несколько исковерканной форме - Война Китоса. После успешного окончания войны имени себя он остался наместником в Иудее, но год спустя был убит, возможно по приказу нового императора Адриана. В 200 Септимий Север даровал Лоду привилегии и новое имя Colonia Lucia Septimia Severa Diospolis; впрочем есть мнение, что название Диосполь могло быть введено несколько раньше, возможно ещё Адрианом.

Христианская традиция связывает с Лодом судьбу одного из самых известных святых - Георгия, победителя дракона. Детали разнятся - не то Георгий здесь родился, не то вырос, не то оба ответа неверны. Не то был был казнён Диоклетианом в далёкой Никомидии-Измите, а тело перенесено в Лод; не то в Лоде и казнён. Но во всяком случае считается, что здесь его могила. Впервые Лод в данном контексте возникает у пилигрима Феодосия в начале шестого века: "В 12 милях от Эммауса расположен Диосполь, где св. Георгий стал мучеником; там находится его тело и произошло много замечательных событий". Поскольку в 325 местный епископ Аэтий участвовал в Никейском Соборе, логично предположить, что в то время в Лоде уже имелась церковь; но была ли эта церковь изначально посвящена св. Георгию, неизвестно. Большое здание, вероятно эта самая церковь, видна на изображении города на мозаике из Медвы. К концу византийского периода Лод иной раз именуют Георгиополем.



(Andrés Marzal De Sax, примерно 1400)

В 636 Лод сдался мусульманской армии под командованием Амра ибн аль-Аса. Некоторое время он был столицей провинции Палестина (Джунд Филастин), но в начале восьмого века Сулейман ибн Абд аль-Малик построил новую столицу чуть южнее, и Лод постепенно пришёл в упадок. Церковь, впрочем, продолжала функционировать несмотря на завоевание и кризис. У Эпифания (8-9 века) находим следующее описание: "Церковь очень велика, и на алтаре лежит пыточное колесо. С правой стороны нефа стоит колонна, к которой колесо привязано. В день его {Георгия} памяти три часа льётся кровь". Мукаддаси (10 век) писал, что когда халиф Хишам прослышал, что у христиан припрятаны мраморные колонны, он потребовал выдать оные для строительства мечети в Рамле, угрожая что иначе разрушит церковь в Лоде. Тот же автор поведал, что в конце времён у ворот "великолепной церкви в Лоде" Иисус поразит лжемессию-Даджала. Это что же получается, Хишам едва не сорвал торжество добра над злом ? Традицию о победе добра над злом в скромном Лоде отметили также ат-Табари (9-10 века) и Якут аль-Хамауи (12-13 века); правда, они писали про "ворота Лода". Подробнее прочих тему раскрыл Муджир ад-Дин в конце 15-го века; и тоже без упоминания церкви:

Описание ад-Даджжаля (Антихриста у мусульман), да поразит его Всевышний Бог! - Ад-Даджжаль не вступит в Бейт-ал-Мукаддас. - Передают со слов ад-Даххака, что у ад-Даджжаля нет бороды но густые усы; его лицо длиной в два локтя, ростом он в 80 локтей, а между плечами - 30 локтей; его платье, сапоги, седло и уздечка (украшены) золотом с драгоценными камнями; в его руке топор о двух лезвиях. По внешнему виду он огнепоклонник, щит его - персидский, и язык его - персидский; земля будет вполне покорена им и его приверженцами, так что он будет попирать населенные места ее и спустится к водопоям ее, за исключением четырех мечетей: мечети Меккской, мечети Мединской, мечети Иерусалимской и мечети ат-Тура (Месджид-ат-Тур). Со слов 'Абдуллы-ибн-Мас'уда: ад-Даджжаль проникнет повсюду на земле, за исключением четырех мечетей и населенных мест: Мекки, Медины, Иерусалима и Тур-Сины (Синайской горы)... - Со слов Раби'и-ибн-Язида: посол Божий сказал: вы не перестанете сражаться против неверующих, пока оставшиеся из вас в живых не сразятся с ад-Даджжалем в долине Урдуннской; между вами будет река; вы будете на западе от нее, а его приверженцы на востоке от нее. - Передают еще, что пророк Божий, Иисус, - спасение да будет над Ним! - возьмет три камня из камней Иерусалимских; первый из них, говоря: „во имя Бога Авраамова!" второй, говоря: „во имя Бога Исаакова!" и третий, говоря: „во имя Бога Иаковлева!" Затем Иисус выйдет с теми мусульманами, которые будут при нем, против ад-Даджжаля. Тот, увидав его, убежит от него, но он догонит его у ворот Лудда, пустит в него первым камнем и попадет в него между глазами его; затем он пустит вторым и третьим; тогда ад-Даджжаль упадет и Господин наш Иисус, - спасение да будет над Ним! - ударит его и убьет его; и евреи подвергнутся избиению до такой степени, что камни и деревья будут говорить: верующий! подо мной (спрятался) еврей, поди и убей его! - (Мухаммед) сказал: приблизится время, когда спустится к вам Сын Марии в качестве имама правосудного и изломает крест и перебьет свиней.

Возвращаясь к церкви св. Георгия - немного позже, в 1010, объект всё же был разрушен (наряду с церковью Гроба Господня и другими) по указанию халифа аль-Хакима; неназванный Принглом источник говорит, что затем он был восстановлен усилиями венгерского короля Иштвана. Потом были землетрясения (1033, 1067-8) и мусульманские междоусобицы... В Истории александрийских патриархов есть упоминание о могиле св. Георгия под алтарём церкви, относящееся к 1090-м; стало быть, церковь по крайней мере не была совершенно разрушена ?

3 июня 1099 года к Лоду подошла армия крестоносцев. Словами Вильгельма Тирского:

...они пришли в Лидду, которая Диосполь, где до наших дней показывают могилу мученика Гворгия... Благочестивый и правоверный император римлян Юстиниан приказал построить церковь в честь этого святого. Услышав о приближении наших людей и испугавшись, что они захотят превратить длинные балки церкви в машины и катапульты для штурма города {Иерусалима}, враг разрушил {церковь}.

Идея, что франки разберут церковь на осадные машины, представляется Принглу странной даже для мусульман; более того, разрушив здание, сарацины облегчали западным варварам задачу (если только не сожгли балки или всю церковь). То ли, гипотетизирует он, сарацины разрушили объект по какой-то иной причине, то ли объект лежал в руинах до появления крестоносцев. Так или иначе, по всей вероятности церковь досталась завоевателям в нерабочем состоянии. Поначалу и Лод, и Рамлу отдали под управление латинского епископа Лода; потом последнюю отобрали. В документах город фигурирует то как Лидда, то как "Св. Георгий"; иногда не так-то просто понять, идёт ли речь о всём городе или о церкви.



(Неизвестный грузинский художник, 15 век)

Между тем непонятки с состоянием объекта продолжаются. В 1102 Лод подвергся нападению египтян; жители укрылись в церкви св. Георгия. Альберт Аахенский пишет, что супостаты подожгли церковь. Судя же по более подробному рассказу Фульхерия Шартрского, сарацины "оценили прочность этого места и вернулись в Рамлу". В 1106 паломник Даниил обнаруживает "большую церковь, посвящённую св. Георгию, и его могилу в алтаре". О чём они ? О полуразрушенной старой церкви или уже о новой ? Последующие пилигримы отмечают могилу, но церковь упрямо игнорируют. В 1120 в церкви был похоронен рыцарь по имени Амброз де Турре; в 1153 некто Амальрик, назначенный епископом Сидона, был здесь рукоположен. В 1177 лодская церковь попадает в хроники в связи с вторжением Саладина. Один из мусульманских отрядов, во главе с армянином Ивелинусом, атаковал Лод; жители нашли убежище на крыше церкви; посему можно сделать предположение о наличии этой самой крыши. А вот что рассказывает нам Иоанн Фока (1185):

...храм громадный Святого великомученика Георгия, который и родился в этих местах, и за благочестие подъял величайшие подвиги, где находится и его священный гроб. Храм продолговатый, и в углублении алтаря под полом святой трапезы (престола) виднеется маленькое отверстие гроба, окаймленное белым мрамором. Но необходимо (здесь) рассказать то что мы слышали от клириков храма о том, что случилось на гробе святого за несколько лет пред сим. Нам говорили, что нынешний латинский епископ, определенный в этот город, пытался открыть устье гроба, и когда снята была доска, оное заграждавшая, найдена была большая пещера, в глубине которой находился гроб Святого. И когда он покусился открыть и самый гроб, то из гроба вырвался огонь и одного из них (рабочих епископа) превратил на половину в уголь, а другого мгновенно сделал жертвою смерти.
(Сказание вкратце о городах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о Святых местах Палестины)

В июле 1187, Лод сдался Саладину. Завершившее третий крестовый поход яффское соглашение (1192) предусматривало раздел земель Лода и Рамлы между христианами и мусульманами; в 1229 оба города с землями были закреплены за франками, но в 1266 пришли мамлюки. При последних Лод был административным центром и важным промежуточным пунктом на дороге из Каира в Дамаск. Османский документ от 1596 числит Лод большой деревней (498 домов, из них 233 христианских) в нахии Рамлы, с рынком и тремя сотнями ткацких станков; в окрестностях выращивали пшеницу, ячмень, виноград, кунжут и фрукты, разводили коз и пчёл. Перепись 1851 года обнаружила 1345 жителей. В 1902 по населённому пункту прошлась эпидемия холеры (погибло 700 жителей). В 1927 землетрясение разрушило 500 домов. К 1948-му население достигло 20 тысяч, из них порядка 1500 христиан.

Лод и Рамла были заняты АОИ в ходе операции Дани. Согласно Давиду Талю, арабский легион выделил для их защиты одну регулярную роту и 500 бедуинов; к этим силам следует добавить неизвестое количество местных иррегуляров. Главный легионер Глабб ссылался на недостаток сил, которых едва хватало на удержание более удобного фронта к востоку от упомянутых городов. Его подчинённый Абдалла Таль, как обычно, предлагает конспирологическое объяснение - британцы руками Глабба помогли сионистам, а иорданцы были не против, ибо считали Лод и Рамлу вотчиной муфтия, которого крепко не любили. Так или иначе, 11 июля Лод был атакован 3-м батальоном бригады Ифтах; одновременно две роты 89-го батальона во главе с одноглазым комбатом устроили рейд по восточным окраинам. Вскоре иорданская рота отступила в здание полиции Лода, откуда ночью 12-13 ушла дальше на восток; что до иррегуляров, то непохоже, чтобы они оказали серьёзное сопротивление. После окончания боёв за город практически всё население "убедили" покинуть дома.



(August Macke, 1912)

Известно, что в 1191 церковь в Лоде была разрушена по приказу Саладина. Ещё один неназванный Принглом источник (16 век) пишет, что затем объект был восстановлен Ричардом; но археологических свидетельств тому нет. Прингл склонен считать, что сарацины просто недоделали работу - снесли западную часть здания, но восточную оставили более-менее в порядке. Объект продолжает производить впечатление на постсредневековых пилигримов, и оные зачастую ни единым словом не упоминают о каких либо повреждениях. Так, Одерик из Фриули в 1330 пишет про красивую церковь, и в ней место, где был казнён св. Георгий; два года спустя Гумберт из Дижона высказывается в том же духе, но добавляет, что церковь большей частью в руинах. В 1480-е Феликс Фабер оставляет следующее описание:

Здесь мы с печалью наблюдали руины прекрасной церкви, большой и величественной. Часть хора ещё стояла, но своды и крыша обвалились. В хоре есть место, где был казнён св. Георгий, и там постояно горят две лампы... огонь в которых поддерживается греческими христианами... Остальная часть церкви отгорожена стеной, и там устроили мечеть...

В таком состоянии объект пребывал около четырёхсот лет. В 19 веке в европе начали проявлять интерес к святым местам на территории Османской Империи. На права на церковь в Лоде претендовали "греки" и францисканцы. К 1870 первые одолели вторых, и на не занятом мечетью месте - там, где была восточная часть северного и центрального нефов - была построена современная церковь.

Прингл пишет, что остатки византийской церкви (5-7 века, трёхнефная базилика внутренним размером 47 м с запада на восток и 24 м с севера на юг) сохранились в северной стене современной церкви (четыре ряда каменных блоков по полметра высотой), около северной апсиды и в северной стене мечети к западу от минарета. Южнее стояла меньшая по размеру (17 на 11 м) трёхнефная базилика с одной нишей. Эта ниша центрального нефа частично сохранилась, и видимо именно она обозначена на плане ниже жёлтым "пятном" посреди мечети. Строители мечети также использовали византийские колонны; на одной из колонн Клермон-Ганно обнаружил греческую надпись, ныне повреждённую.

Крестоносцы восстановили главную базилику; их кладка сохранилась в центральной и северной нишах и в наиболее восточной из арок, разделявшей центральный и южный нефы (а ныне оказавшейся частью южной стены церкви, непостредственно примыкающей к иконостасу). Уровень пола средневековой церкви был на полметра ниже современного. К востоку от византийской малой базилики должно до сих пор стоять небольшое строение (4 на 4 м) с куполом, вероятно 11-12 веков. Что-то я его не заметил. :(

План, перерисованный у Клермона-Ганно. Север слева. Современная церковь в левом верхнем углу, ниже двор мечети, в правом нижнем собственно мечеть. Жёлтым обозначена византийская работа, красным франкская. Следует заметить, что цвета не совсем соответствуют написанному у Прингла.



(wiki)

Церковь издали с северо-востока, примерно от хана Хилу:




С юго-востока:




Обхожу объект и подхожу ближе:




Север:







Одним из самых его знаменитых чудес является так называмое “Чудо о змие”. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. И жители начали по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Ее отвели к берегу озера и привязали. Но когда зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
(Podvorie-alexandria.ru)




Под окном - византийская кладка:







Лев, вероятно, средневековый:




И табличка, не лучшим образом характеризующая современных жителей Лода: "Пожалуйста, проявляйте уважение к этому святому месту и не справляйте нужду на дверь и рядом. Отец Софрониос."




Восток:







Юг:




Фрагмент средневековой арки южного нефа:







Внутрь удалось попасть не с первой попытки; и по закону Мэрфи как раз в этот момент окончательно сдохла батарейка в фотоаппарате. Так что большая часть снимков сделана телефоном, с соответствующим результатом.










Средневековая арка:










О ! Открытая дверь !




Здесь была ниша центрального нефа средневековой церкви; вероятно в нижней части стены можно найти её остатки, но по этому снимку трудно сказать:




Спуск в крипту:




Крипта с могилой Георгия:
















Другая сторона переулка:







Мечеть аль-Кабир / аль-Омари. Согласно надписи над входом, была построена в 1268 Ала ад-Дином Али ас-Саваком по приказу Бейбарса. Другая надпись, от 1487, сообщает об облегчении налогового бремени. В источниках мечеть фигурирует с 15 века. Так, в 1496 Муджир ад-Дин совершено верно пишет, что в Лоде есть мечеть, построенная на месте разрушенной Саладином церкви.




Надпись о Бейбарсе:




Внутри фотографировать не разрешили, пришлось ограничиться двором:







Вероятно, надпись о налогах:




Минарет новый; оригинальный был разрушен землетрясением в 1927:




Синагога по соседству тоже есть:







Рядом, у входа на рынок, ещё одно здание, значащееся у Петерсена как "маленькая мечеть". К сожалению, полностью огорожено бетонной стеной:









(Петерсен)

Мечеть Дахмаш, по другую сторону рынка:




Она же в 1948-м. Повидимому, в ходе боёв за город в мечети погибли несколько десятков человек, возможно в результате выстрела из противотанкового гранатомёта PIAT.



(wiki)

Лод в путевых заметках Конрада Грюненберга, примерно 1487:



(wiki)

Остатки восточной части церкви на рисунке Корнелиса де Брюйна, конец 17 века:



(via)

Немного озадачивает гравюра Дэвида Робертса (1839), на которой и церковь выглядит намного лучше сохранившейся, и рельеф местности не соответствует... закрадывается смутное подозрение, что имелся в виду Абу Гош.



(wiki)

Теперь фотографии; вот руины церкви и мечеть в середине 19 века:



(из Album de Terre Sainte, 1893)

Очевидно, вид с юга на уцелевшую арку, ныне встроенную в южную стену церкви:



(PEF, снято в 1866)

1890-1900:



(wiki)

1903:




1900-20:



(Коллекция Мэтсона)

1918:







1932:



(Коллекция Мэтсона)

Война за Независимость:



(Архив Пальмаха)

Интерьер, начало 20 века (коллекция Кресвелла):







Бонус - кадр из Cast a Giant Shadow. Арабы обстреливают еврейский автобус:




Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The International Standard Bible Encyclopedia By Geoffrey W. Bromiley
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 By Charles Clermont-Ganneau
Palestine under the Moslems By G. Le Strange p 28, p 493
A gazetteer of buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
War in Palestine, 1948 By David Tal
Отчёт ЖЖ-юзера olha-juli
Отчёт ЖЖ-юзера ir-maverick
Отчёт ЖЖ-юзера marinakotl

церкви и монастыри, фотоотчёты, мечети, синагоги

Previous post Next post
Up