Нам, пожалуйста, сэндвичей, да побольше...

Apr 20, 2012 23:34



(Виноград, архив ККЛ)

Данный тип израильской бронетехники времён Войны за Независимость подробно описан на одном широко известном в узких кругах сайте. Чем грех не воспользоваться, а вдобавок можно набросать всяких фотографий.

После известного решения ООН от 29 ноября 1947 о разделе Палестины стороны приступили к так называемой "межобщинной войне". Одним из наиболее популярных арабских развлечений стали нападения на еврейский транспорт, благо дороги между еврейскими поселениями часто проходили мимо арабских деревень, а иной раз, как дорога в Иерусалим, по узким долинам. Посему уже в декабре Хагана озаботилась производством бронеавтомобиля для обороны конвоев.

Донорами шасси стали грузовики, за ненадобностью распроданные британской армией; наиболее распространённым был трёхтонный полноприводной (4x4) Ford F60S. Броня состояла из двух пятимиллиметровых железных листов, между которыми вкладывали двухдюймовые буковые доски; общий вес брони составлял порядка трёх тонн. Такая конструкция получила название "сэндвич", приклеившееся и к самим броневикам. В крыше делали два люка, затянутых проволочной сеткой; машина с открытыми люками показалось кому-то похожей на бабочку, и это прозвище приклеилось тоже. Некоторое количество похожих, но меньших по размеру бронемашин было изготовлено на шасси 3/4-тонных пикапов; для облегчения брони доски брали 1.5-дюймовые, но всё равно получалось тонны две.

Бронированием занимались шесть заводов: "Маген-Четвуд", "а-Аргаз", "Солель-Боне", "Хараш", "Гамбургер" и "Кедма". 28 декабря две первые машины были отправлены в Негев. К 15 апреля было произведено 127 единиц. К тому времени Хагана перешла от пассивной обороны к наступательным действиям; для последних требовались совсем другие девайсы, нежели громоздкие, перегруженные и не имевшие собственного вооружения "бронефургоны". В начале мая сэндвичи сняли с производства, но продолжали применять в течение лета 48-го. Некоторые переделали в носители вооружения (миномётов и огнемётов).

Сионистский ВПК - неуказанный завод в Тель Авиве:



(Виноград, архив ККЛ)

Завод а-Аргаз, Тель Авив, март 1948:



(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

Ещё где-то:




Ранняя открытая машинка производства а-Аргаз на базе Ford F60S, март 48:



(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

Амбуланс:




Сэндвич классический в районе Мишмар а-Негев:



(Библиотека Хайфского Университета)

Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк:



(Central Zionist Archive)



(givati.org.il)

Вид сзади:



(Фриц Шлезингер, 1948)

Июнь 1948-го:






(Фрэнк Шершель)

Во главе конвоя; следом - мандатный броневик и, кажется, грузовик с бронированной кабиной:






(Central Zionist Archives)

Надпись гласит "батальон прорывателей" (гдуд а-порцим), т.е. 4-й батальон бригады Арэль:






(Ханс Пин, Национальная Фотоколлекция)

Конвой прибыл в Иерусалим, апрель 48:



(Эдгар Хиршбейн, архив ККЛ)

Тельавивские дети осваивают технику:



(Йосеф Виноград, архив ККЛ)

Телаьвивские взрослые тоже интересуются:



(Институт Жаботинского)

Сэндвич на базе Ford F60L, конвой Атарот; рядом британский БА Даймлер:



(C)

Конвой Неби Даниэль:



(C)

После боя за "дом ККЛ":



(архив минобороны)

Учения в иерусалимских холмах, 25 ноября 1948:



(Национальная Фотоколлекция)

Сэндвич в кибуце Хукок:



(Архив Палькаха)

Сэндвич в Негеве (Гвар Ам ?):



(Фред Чесник, архив ККЛ)

"Звери Негева" где-то около Яд Мордехай:



(C)

Мадждаль, 5/11/48:



(AP)

Этот сэндвич на базе Ford F60L побывал в египетском плену и был освобождён при взятии Беер Шевы:



(Хуго Мендельсон, Национальная Фотоколлекция)



(Хуго Мендельсон, Национальная Фотоколлекция)



(Архив Пальмаха)

А эти попали в объектив, будучи во вражеских руках:



(Central Zionist Archives)



(Central Zionist Archives)



(Central Zionist Archives)




Подбитый броневик:



(Архив Пальмаха)

Альтернативная конструкция крыши:



(Архив Пальмаха)



(Архив Пальмаха)



(givati.org.il)

А этот вовсе без крыши:



(Яд Табенкин)

Сэндвич с приспособлением для разрушения баррикад. Арабский ответ состоял в минировании баррикад. Еврейский ответ на арабский - в разрушении баррикад зарядом взрывчатки на длинном шесте.




Ещё один, июль 48:



(Национальная Фотоколлекция)

Два сэндвича и M3 Scout Car:




Парад, 48-й; два разных сэндвича и бронеавтобус:



(Central Zionist Archive)

Црифин; надписи на машине: "медицинская служба" и "победа, а не смерть"



(Архив Пальмаха, альбом 5-го батальона бригады Арэль)

И ещё такой же, но открытый сверху:




Сэндвич бригады Гивати на базе коммерческого трёхтонного Форда в Негеве, июнь 48:



(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)



(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)



(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)



(альбом Меира Гиносара, Пальмах)

Машинки бригады Ифтах на базе какого-то гражданского грузовика:



(Архив Пальмаха)



(Архив Пальмаха)

И ещё похожие:






(Архив Пальмаха)

Дир Сунид, 48:




Шасси неизвестно, март 48:



(Золтан Клугер, Национальная Фотоколлекция)

Редкий трёхосный экземпляр из конвоя Неби Даниэль:



(C)




С солдатами 22-го батальона бригады Кармели:






(via)




Мини-сэндвич на базе Доджа:






(Central Zionist Archive):

Дорога в Мааян Барух (Верхняя Галилея):



(Central Zionist Archive):

Бригада Гивати, вероятно 52-й батальон. Возможно, одна из машин на шасси пикапов ? Броневик вроде вооружён пулемётом BESA:







А на этот 20-мм пушку поставили ( Cannone-Mitragliera da 20/77 Scotti, спасибо david_2 за опознание). Негев, 1949.



(Central Zionist Archive via)

Парад, 11 мая 1978:



(Моше Мильнер, Национальная Фотоколлекция)

Mузей Батей а-Осеф:




Додж, там же:




Такой же в музее бригады Гивати:




Мемориал около Шаар а-Гай:




В кибуце Яд Мордехай:




В сирийском музее; рядом загадочный башенный БА:




И в египетском музее тоже есть...

бронеавтомобили, израиль

Previous post Next post
Up