Тель Ярмут.

Sep 23, 2016 10:01



Википедия утверждает, что Тель Ярмут расположен в пяти километрах к югу от Бейт Шемеша. Когда-то это так и было, но с тех пор город сильно разросся, совершил обходной манёвр и зажал объект в кольцо - к северу от холма проходит улица Нахаль Цеелим, к востоку улица Зхария а-Нави (за ней - квартал Рамат Бейт Шемеш Гимел), а к югу и западу, сколько видит глаз - стройки, стройки, стройки... В принципе эти стройки капитализма позволяют подъехать прямо к раскопкам в западной части холма; но крутиться по стройплощадке не хотелось, поэтому я припарковался среди оливковых деревьев к югу от Нахаль Цеелим, и преодолев пешком недлинный, но довольно крутой подъём, оказался примерно там же.

Название Ярмут встречается нам в книге Иегошуа, глава 10 - местный царь примкнул к очередной коалиции, пытавшейся встать на пути древнеизраильских агрессоров:

И было, когда услышал Адони-Цэдэк, царь Йерушалаима, что захватил Йеошуа Ай и разгромил его, (и что) как поступил он с Йерихо и с царем его, так же поступил он с Айем и царем его, и что примирились жители Гивона с Исраэйлем и остались среди них, Устрашились они очень, потому что Гивон - город большой, как один из городов царских, и он больше Айя, и все люди его храбры. И послал Адони-Цэдэк, царь Йерушалаима, к Оаму, царю Хэврона, и к Пираму, царю Ярмута, и к Яфие, царю Лахиша, и к Девиру, царю Эглона, сказать: Поднимитесь ко мне и помогите мне, и поразим мы Гивон, за то что примирился он с Йеошуей и сынами Исраэйля. И собрались они, и взошли пять царей эморейских: царь Йерушалаима, царь Хэврона, царь Ярмута, царь Лахиша, царь Эглона, они и все войска их, и расположились станом возле Гивона, и воевали против него. И послали жители Гивона к Иеошуе в стан, в Гилгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; выступи к нам скорее, и спаси нас, и помоги нам, ибо собрались против нас все цари аморейские, жители гор. И поднялся Йеошуа из Гилгала, он и весь народ военный с ним, и все мужи храбрые.

Но у агрессоров были связи в верхах:

И сказал Г-сподь Йеошуе: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои; не устоит никто из них пред тобой. И напал на них Йеошуа внезапно, всю ночь шел он из Гилгала. И привел их Г-сподь в смятение пред Исраэйлем, и он нанес им великое поражение в Гивоне, и преследовал их по дороге к Маалэй Бэйт-Хорон, и он бил их до Азэйки и до Маккэйды. И было, когда бежали они от Исраэйля, - (были) они у Морада Бэйт-Хорон, - Г-сподь бросал на них камни большие с неба, до Азэйки, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Исраэйля мечом.

Широко известный чит с остановкой солнца тоже из этой истории:

И воспел Йеошуа; перед Господом в тот день, в который предал Г-сподь эморея сынам Исраэйля, и сказал пред глазами Исраэйля: солнце, у Гивона стой, и луна - у долины Айялон! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим. Это ведь написано в Сэйфэр Айяшар. И остановилось солнце среди неба, и не спешило к заходу почти целый день! И не было такого дня ни прежде, ни после него, чтобы слушал Г-сподь голос человека, ибо Г-сподь сражался за Исраэйль.

И хотя царям поначалу удалось улизнуть, при таком раскладе им ничего не светило:

И сообщено было Йеошуе так: "Нашлись пять царей, (они) скрываются в пещере, в Маккэйде"... и вывели к нему пятерых царей этих, из пещеры: царя Йерушалаима, царя Хэврона, царя Ярмута, царя Лахиша, царя Эглона. И когда вывели царей этих к Йеошуе, призвал Йеошуа всех исраэйльтян и сказал военачальникам, ходившим с ним: подойдите, поставьте ноги ваши на шеи этих царей. И подошли они, и поставили ноги свои на шеи их. И сказал им Йеошуа: не бойтесь и не трепещите, будьте тверды и мужественны, ибо так поступит Г-сподь со всеми врагами вашими, с которыми вы воюете. И поразил их Йеошуа после того, и умертвил их, и повесил их на пяти деревьях, и оставались они повешенными на деревьях до вечера. И было, ко времени захода солнца приказал Йеошуа, и сняли их с деревьев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и заложили большими камнями отверстие пещеры, (и так оставили) до самого сегодняшнего дня.

В главе 15-й Ярмут упомянут среди городов колена Иуды:

В низменности: Эштаол, Цора и Ашна; Заноах, Эйн-Ганним, Таппуах и Эйнам; Ярмут, Адуллам, Сохо и Азэйка; Шаараим, Адитаим, Гедэйра и Гедэйротаим - четырнадцать городов с селами их.

А в Нехемии 11:29 - среди городов, где поселились репатрианты из того же колена:

А в открытых городах на полях своих жила часть сынов Йэуды: в Кирьят-Арба и в ближайших селах, в Дивоне и в ближайших селах, в Йэкавцеэйле и в открытых городах. И в Йэйшуа, и в Моладе, и в Бэйт-Палэте, И в Хацар-Шуале, и в Беэйр-Шэве, и в ближайших селах, И в Циклаге, и в Мехоне, и в ближайших селах, И в Эйн-Риммоне, и в Царе, и в Ярмуте, В Заноахе, Адулламе и в открытых городах, (в) Лахише и на полях его, в Азэйке и в ближайших селах. И расположились они от Беэйр-Шэвы до Гэй-Иннома.

Много лет спустя Евсевий отождествляет "Иермус (Ίερμοϋς) колена Иудина" с селением "Иермохос (Ίερμοχώς), в 10 милиариях от Елевферополя, по дороге в Элию".

В 1938-м Робинсону попалось в подходящем месте что-то под названием Ярмук, и он поставил на карте очередную галочку. Раскопки начали в 1970-м археологи из Иерусалимского Университета во главе с Амноном Бен-Тором. Начиная с 1980-го иерусалимцы и французы из French Centre National de la Recherche Scientifique, под началом Пьера де Мирошеджи (Pierre de Miroschedji) провели на холме двенадцать сезонов. Сейчас там опять копают, вроде Управление Древностей.

В плане найденный им холм представлял собой треугольник с вершинами на севере, западе и юго-востоке, длиной 640 м и шириной до 420 м. В юго-восточной части расположен акрополь площадью 15 дунамов, достигающей высоты 405 м над уровнем моря; нижняя точка вершины 290 м.



(Yarmuth: The Dawn of City-States in Southern Canaan)

И акрополь и нижний город были впервые заселены в раннюю бронзу, во второй половине четвёртого тысячелетия до нашей эры. В начале третьего тысячелетия объект обзавёлся внушительной (толщиной 5-6 метров) городской стеной. Её фрагменты высотой до 4 метров обнаружены в нескольких местах по периметру холма. Этим горожане не ограничились, и в 27-м веке построили в 20-30 метрах снаружи старой стены новую, толщиной от 3 до 3.6 м и высотой не менее 7 м; длина наружной стены составляла порядка 1.8 км; в общем, внушает. В западной части периметра находились ворота; к ним вела земляная рампа, с обеих сторон поддерживаемая каменными стенами. Пространство между стенами занимали каменные террасы до трёх метров высотой. В общем, описание внушает. К концу ранней бронзы внутренняя стена была погребена под новыми культурными слоями; зато поверх террас соорудили серию платформ-бастионов.

В северной части города (зона H) нашли своего рода промзону - ряд помещений с жерновами, каменными ступами итп. Что именно там производили - пока неясно,возможно оливковое масло. На крайнем западе, в зоне C, остатки нескольких построенных в разное время общественных зданий, в том числе возможно храма. Жилых домов тоже накопали некоторое количество, в зоне G. Типичный экземпляр состоял из одной-двух комнат длиной до 8.5 м и шириной порядка 2 м, двора и опционально небольшой кладовки. Около двери часто находили полузакопанный кувшин, в котором предположительно держали воду. Для власть имущих рядом имелся скромный дворец на 900 кв м. Примерно в минус 25-м веке эту жалкую халупу снесли, а заодно участок внутренней стены и вообще, видимо, изрядно перепланировали западную часть города. На освободившемся месте появился менее скромный дворец, размерами 84.5 на 72.1 м (т.е. 6000 кв м).

При неизвестных обстоятельствах этот преуспевающий город был покинут в конце ранней бронзы, без каких-либо следов войн или катастроф. Похоже, что в это время (по Мирошеджи примерно в 2300-м, но в последние годы мэйнстрим склоняется к 2400-му) в Ханаане случился некий глобальный кризис; население многих городов перебралось в деревни, поближе к жратве, и вернулось только в начале следующего тысячелетия; этот промежуточный период между городскими культурами ранней и средней бронзы сейчас так и принято называть "промежуточной бронзой". Ярмут, однако, преследовало особое невезение. Большая часть территории раннебронзового города так никогда и не была заселена. Если не считать "нескольких черепков" периода средней бронзы (16-17 века до н э), новое поселение возникло только в позднюю бронзу (13-14 века до н э) и было ограничено акрополем; оно ещё существовало в начале византийского периода (4 век). Таким образом:
- археологи имеют непосредственный доступ к большому раннебронзовому городу, не "испорченному" потомками;
- получаем, что в библейский период здесь не было ничего существеннее деревни, что не очень хорошо стыкуется с началом поста.

Итак...



Теперь вверх:



Тропинка на вершину холма; правее что-то похожее на фрагмент стены:



Вершина, с запада на восток; в дальнем её конце виден акрополь:



Иду на юг и быстро натукаюсь на следы жизнедеятельности археологов:





План раскопок в западной части холма:



(Iaa-conservation.org.il)

И в частности дворца:




На местности он выглядит так:



Северо-западная сторона:



Помещения в центральной части комплекса:











Юго-восток:







Юго-запад:



И общий вид:



Ниже по склону видим городскую стену:







Остатки рампы, ведшей к воротам ?



Ещё немного вдоль края холма против часовой стрелки:



На акрополь:



Здесь тоже побывали археологи:







С юга наступает Бейт Шемеш:



С востока уже наступил:



На севере виднеется монастырь Бейт Джемаль:



Акрополь с "наружной" стороны:



На обратном пути, если не лень, можно пройти немного к востоку вдоль ручья Ярмут (он же Вади Булус), едва текущего вдоль улицы Нахаль Цеелим:





И обнаружить в зарослях на южном её берегу колодец:







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Yarmuth: The Dawn of City-States in Southern Canaan By Pierre de Miroschedji
The Early Bronze Age Fortifications at Tel Yarmuth - An Update By Pierre de Miroschedji
Biblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petræa: A Journal of Travels in the Year 1838 By Edward Robinson, Eli Smith, Volume 2, p 343
Narrative of a Journey Through Syria and Palestine in 1851 and 1852 by C.W.M. Van De Velde, Volume 2, p 193
Iaa-conservation.org.il
Отчёт ЖЖ-юзера anno-nin
Отчёт ЖЖ-юзера janataha

крепости, дворцы, фотоотчёты

Previous post Next post
Up