Жил да был в иудейском предгорье, на северном краю
долины Эла, холм высотой 328 метров над уровнем моря; а на холме руины, носившие арабское название
Хирбет Кеяфа (этимология неясна). Локация была известна исследователям начиная с Виктора Герена (1860-е), но не казалась чем-то особенно перспективным. Около 1875-го здесь побывал Кондер и обнаружил только груды камней; в 1932-м Димитрию Барамки из мандатного Управления Древностей попалось на глаза что-то похожее на основание башни; было несколько визитёров в 1990-е (поскольку
Бейт Шемеш начал разрастаться к югу, и хотелось ещё раз взглянуть, что может попасть под бульдозер). Наконец, в 2005-м Саар Ганор из Управления Древностей разглядел что-то указывающее на железный век; посему, в 2007-м холм начали копать под началом Йосефа Гарфинкеля из иерусалимского университета и копали до 2013-го. Одним из археологов, участвовавших в раскопках, был
indy424; потом он водил туда желающих (но я не смог принять участие и восполнил пробел позже благодаря
nehag_sus) и
прочитал лекцию. И вот теперь скромный краевед-любитель я попытается разобраться, как и почему наш объект, очень мало кому известный ещё десять лет назад, вдруг вышел на первые полосы, и с чем его теперь есть. Вполне возможно, что в ходе своих дилетантских попыток постичь истину я напишу изрядное количество чуши и околесицы, поэтому буду рад поправкам и дополнениям от знающих людей. Вот и присказке конец, можно начинать сказку.
Сказка начинается в Европе примерно восемнадцатого века, где горстка нечестивых отщепенцев потянула свои грязные руки к Писанию, чтобы принизить, опошлить и подорвать доверие... Сорри, занесло... В общем, некоторые учёные мужи попытались путём анализа текста Библии понять, когда, кем и в какой обстановке она была написана. Больше всего, разумеется, досталось Пятикнижию. К концу девятнадцатого века оформилась и по сей день доминирует "
документальная гипотеза", согласно которой первые четыре книги состоят из трёх источников (т.н. Яхвист, Элогист и Жреческий кодекс), мелко нарезанных и перемешанных; отдельный источник представляет собой Второзаконие (Дварим). К середине двадцатого гипотетическому и вероятно коллективному автору Второзакония
решили приписать следующие книги, до Царств включительно плюс, возможно, часть Иеремии; предположительно автор начал работу в Иудейском царстве в минус седьмом веке, а закончил уже в вавилонском изгнании; и, опять же предположительно, ставил перед собой релевантные в тот момент политические цели. Следовательно, в полный рост встал вопрос - насколько мы можем полагаться на информацию, содержающуюся в "исторических книгах" ? Что из сказанного, например, про "единое царство" Давида и Соломона, соответствует действительности, а что не совсем или даже совсем не ? И другие вопросы, конечно; но нас в данный момент интересует именно этот.
Между тем, пока кабинетные учёные с увеличительными стёклами в руках изучали текст, их более мобильные коллеги добрались до Святой Земли и приступили к исследованиям на местности. В 1830-е - 50-е Эдвард Робинсон распознал во множестве арабских деревень и заброшенных руин места, упомянутые в Писании, и заслужил у потомков прозвище "отец библейской географии". Последующие поколения исследователей вооружились лопатами,
научились выделять и датировать культурные слои, и так далее. Библия предоставляла археологам контекст, в который можно было вписать свои порой весьма впечатляющие находки; и в свою очередь, находки подтверждали контекст. Энтузиасты, такие как
Уильям Олбрайт, даже заключили, что нет причины сомневаться в исторической достоверности (в общих чертах) истории патриархов и исхода; а уж с вышеупомянутыми Давидом и Соломоном тем более всё ясно. Наиболее наглядным археологическим подтверждением реальности "единого царства" стали массивные шестикамерные ворота, обнаруженные при мандате в
Мегидо, а потом израильским археологом Игаэлем Ядином в
Хацоре и
Гезере. Три указанных города особо упоминаются среди строительных программ Соломона; датировка - десятый век до нашей эры - подходила; сходство и монументальность ворот (и других элементов соответствующих слоёв) подтверждали, что в указанный период значительные области Эрец Исраэль находились под властью единого государства, способного концентрировать усилия для осуществления крупных строительных проектов. В общем, ништяк. Правда, время шло, а патриархи с исходом всё не находились; а по мере накопления информации и уточнения датировок стали всплывать нестыковки и с более поздними книгами - к примеру,
Иерихон в период предполагаемого визита Иегошуа переживал глубокий упадок, и штурмовать там было особенно нечего...
Начиная примерно с 1970-х на поле боя вышел новый тренд, оппонентами прозванный "
библейским минимализмом". Наиболее радикальные позиции заняли несколько библеистов из Дании и Великобритании. Между авторами имелись расхождения, и видимо было бы ошибкой говорить о единой "минималистской" теории, но они сходились на том важном моменте, что Библия в основном сложилась даже позднее, чем предполагалось ранее, а именно в персидский или даже греческий период; и что даже если в её основу лёг подлинный исторический материал, выделить его из позднейших наслоений не представляется возможным; а стало быть - нафик всё, что не имеет внебиблейских подтверждений; при этом и к способности археологии прояснить ситуацию они, насколько я понимаю, относились скептически. По указанному адресу среди прочего отправлялись Давид с Соломоном и их царство - мол, вероятный позднейший миф, призванный обосновать чьи-то политические претензии. Более умеренные формы минимализма получили значительное распространение, в том числе и в наших краях. Гнездом порока стал Тель-Авивский университет, а архизлодеем - профессор
Исраэль Финкельштейн. После того, как в 1993-м в
Тель Дане нашли стелу с упоминанием "дома давидова", Финкельштейн не спорит с историчностью Давида, но
настаивает, что не было никакого "единого царства" десятого века до н.э.; что Давид был чем-то местного "шейха", правившего кучкой деревень; что в девятом веке формируется полноценное Израильское царство, а Иудея становится настоящим государством только в восьмом, после уничтожения Израиля ассирийцами. Он ссылается на археологический материал, указывающий на то, что Иудея минус десятого века выглядят слишком скромно для центра "региональной державы"; мол, речь идёт о двух десятках населённых пунктов с общим населением порядка пяти тысяч человек, из них несколько сот в Иерусалиме. Постройки в Мегидо, Хацоре и Гезере Финкельштейн предлагает "омолодить" на несколько десятков лет и приписать Израильскому царству, и так далее. Более традиционные археологи (к таким, в свою очередь, приклеилось прозвище "максималисты") окопались в иерусалимском Еврейском университете. Так, один из виднейших "иерусалимцев",
Амихай Мазар,
соглашается, что всё вплоть до захвата Ханаана невозможно рассматривать как исторический материал; но начиная с судей - другое дело (подробнее см.
здесь).
...Небольшое отступление. К историческим вопросам в нашей маленькой ближневосточной стране отношение довольно нервное, в том числе - или даже особенно - у широких масс. В тех или иных академических дискуссиях многим видится чуть ли не эпическое сражение за право современного Израиля на существование. Подозреваю, что некоторые учёные не против и видят в такой ситуации возможность "попиариться"; но это исключительно предположение. Так или иначе, время от времени какая-нибудь археологическая новость, возможно подтверждающая какую-то библейскую историю, вихрем проносится по сети, и в воздух под крики "ура" взмывают виртуальные чепчики. Разумеется, сплошь и рядом Финкельштейну и ко приписывают антиизраильскую мотивацию - типа, а иначе почему он обижает нашего Давида ? Антипатия к Израилю, возможно, была не чужда некоторым из "радикальных минималистов" (заголовок книги Кита Вайтлэма "The Invention of Ancient Israel" с подзаголовком "The Silencing of Palestinian History" наводят на определённые подозрения); но достаточная ли это причина, чтобы объявлять врагами всех, кто делает шаг в сторону ? Конец отступления...
И вот, как уже говорилось выше, в 2007-м "иерусалимец"
Йосеф Гарфинкель начинает раскопки на скромном холме в иудейском предгорье, и находит... драматическая пауза... город, который:
1) датируется концом одиннадцатого или началом десятого века до нашей эры, т.е. примерно
эпохой Давида;
2) с монументальными укреплениями и прочими фичами, свидетельствующими о наличии настоящего государства;
3) с особенностями, указывающими на еврейскую/иудейскую принадлежность.
Так Гарфинкель изображает позицию традиционалистов, минималистов и свою касательно хронологии Израильского и Иудейского царств:
Стало быть, уели минималистов ? Давид не был "шейхом", а правил настоящим всамделишным государством, с крепостями и всем положенным ? Именно так, утверждает Гарфинкель. Впрочем он согласен, что существование "единого царства" остаётся под вопросом. Оппоненты пока что ведут арьергардные бои, отстреливаясь
предположениями, что город, возможно, всё же чуть более поздний и израильский. Или всё же ханаанейский. И вообще, что минимализм - это
не про детали биографии Давида, а про то, как, зачем и когда была написана Библия. Огонь на подавление ведётся и по отдельным тезисам (см ниже).
Теперь чуть подробнее собственно о руинах. По сравнению с объектами а-ля Мегидо, с десятками теснящихся культурных слоёв, Хирбет Кеяфа весьма "проста". Под скромными османскими, византийскими и греческими остатками был обнаружен город железного века - овал площадью 23 дунама, окружённый казематной стеной длиной 700 метров; предполагаемое население 500-600 человек. По словам археологов, город существовал всего несколько десятков лет, после чего по неясным пока причинам был оставлен населением и уже потом слегка разграблен (филистимлянами ?). Среди железновечных руин специалисты нашли оливковые косточки, подвергли последние
радиоуглеродному анализу и получили, если мне склероз не врёт, с 90-процентной вероятностью 1020-975 годы до нашей эры. Укрепления из массивных камней, порой в несколько тонн; заранее проложенные под строениями дренажные каналы; кувшины с метками, вероятно обозначавшими владельца или служившими для налоговой отчётности - одним словом, похоже на полноценное государство с организацией, планированием и бюрократией.
Откуда мы знаем, говорит Гарфинкель, что речь идёт о еврейском и иудейском (то есть относящемся к Иудейскому царству) городе ?
По его словам:
1) Планировка - казематная стена и примыкающие к ней вплотную дома, использующие казематы как "задние комнаты" - характерна для иудейских городов, например
Тель Беэр Шева или
Тель Бейт Мирсим. Оппоненты отмечают, что примеры относятся к более позднему периоду.
2) Кулинарные пристрастия (среди тысяч костей животных отсутствуют свиные) и методы готовки (круглые "поддоны" для выпечки хлеба) нехарактерны для филистимлян и ханаанеев. "Тельавивец" Надав Нааман
возражает, что свинонеедство - слабый аргумент; мол, в Бейт Шемеше их тоже не ели, хотя по Хроникам 28:18 "пелиштимляне вторглись в города низменности и юга Йеудеи, и захватили Бэйт-Шэмэш, и Айалон, и Гедэйрот, и Сохо, и пригороды его, и Тимну, и пригороды ее, и Гимзо, и пригороды его, и поселились там".
3) Более 600 ручек от кувшинов с серией выдавленных пальцем углублений вписываются в известный по более поздней Иудее "обычай" метить ручки при помощи печатей.
4) Был найден обломок черепка с фрагментом надписи протоханаанейским шрифтом. По мнению ряда специалистов надпись ивритская, о чём свидетельствует глагол "аль таас" (не делай), отсуствующий в других семитских языках.
5) Город находится на границе Иудеи и владений филистимлян, примерно там, где по Библии бились Давид и Голиаф.
6) Культовые принадлежности. Нашли несколько керамических и каменных "домиков", вероятно моделей святилища, в которых просматриваются определённые параллели с описаниями иерусалимского храма. На этих моделях, а также на другой находке - каменном алтаре - нет изображений людей или животных. Финкельштейн ядовито комментирует, что он видел много мест, где не находили изображений; и отмечает, что в более поздних населённых пунктах Иудеи изображения как раз находили.
7) Этого нет по ссылке выше, но из лекции indy424 я припоминаю, что расположение святилищ внутри частных домов, а не в отдельных зданиях, тоже считается доводом в "нашу" пользу.
(Гийом Куртуа,
via)
Среди прочего в городе обнаружились массивные четырёхкамерные ворота в количестве двух; как правило, города того времени имели только одни ворота. В частности по этой причине Гарфинкель идентифицирует найденный город с Шаараим ("двое ворот"), упомянутым в истории о победе Давида над Голиафом.
Пелиштимляне же собрали войска свои для войны и собрались в Сохо, что в Йеудее, и расположились станом между Сохо и Азэйкою, в Эфэс-Даммиме. А Шаул и Исраэйльтяне собрались и расположились станом в долине Эйла и приготовились к войне с Пелиштимлянами. И Пелиштимляне стояли на горе с одной стороны, а Исраэйльтяне на горе с другой стороны, а между ними - долина... И поднялись мужи Исраэйля и Йеудеи, и вскричали, и преследовали Пелиштимлян до входа в Гай и до ворот
Экрона. И падали убитые Пелиштимляне по дороге в Шаараим вплоть до
Гата и до Экрона.
(
Шмуэль I 17).
Шаараим появляется также в списке городов, выделенных после захвата Ханаана колену Иуды (
Иегошуа 15:36), и в этом есть некоторая проблема - город-то более поздний; но можно предположить, что упоминание у Иегошуа - анахронизм. Баба Яга, само собой против: Финкельштейн и Фанталкин
заявляют, что южные ворота - и не ворота вовсе, а результат "реконструкции" на ровном месте; поселение в Хирбет Кеяфа, по их мнению, могло принадлежаать к гипотетическиму "раннеизраильскому" образованию с центром в районе Гивона. Нааман предположил, что наш объект - это возможно филистимлянский Гов из
Шмуэль II 21:18-19: "И было позже еще сражение с Пелиштимлянами в Гове; тогда Сиббхай Хушатянин поразил Сафа, который был из потомков Рафы. И еще было сражение с Пелиштимлянами в Гове; и поразил Эльханан, сын Яарэй-Оргима Бэйтлэхэмского, Гольята Гаттиянина, у которого древко копья (было), как ткацкий навой." (интересная цитата, кстати). Что же касается Шаараим, то Нааман
не уверен, что в этом топониме есть двойственное число и полагает, что искать этот город следует западнее - мол, скорее всего имелись в виду символические "ворота" из Иудеи в филистимлянский Гат. В более поздней статье тот же Нааман выдвинул гипотезу, что Хирбет Кеяфа - часть ханаанейского анклава, зажатого между израильтянами и филистимлянами. Другие исследователи
предлагают Нетаим из
Хроник I 4:23 или Адитаим из того же Иегошуа 15:36. Игаль Левин из Бар Илана
считает, что перед нами круглый укреплённый лагерь, упомянутый в Шмуэль I 17:20: "И встал Давид рано утром, и оставил овец сторожу, и взял ношу, и пошел, как повелел ему Ишай; и пришел к кругу (стана), а войска, становившиеся в строй, кричали на (поле) брани". И это только те идеи, на которые я наткнулся.
Из
другой добычи: оружие (железные мечи, топор, наконечники копий), керамика (в том числе кипрская и филистимлянская), египетские "
скарабеи"...
В начале греческого периода (конец четвёртого века, судя по монетам) населённый пункт пережил короткий период возрождения. Поверх остатков казематной стены возвели новую, сплошную, толщиной 1.2 м; западные ворота сохранили, южные заблокировали. Вдоль стены построили некоторое количество домов. Возможно,
полагает Гай Штибель, новая власть задумала здесь опорный пункт. Так или иначе, вскоре снова это всё забросили - то ли больше не нуждались; то ли из-за каких-то обстоятельств, связанных с войнами диадохов; да мало ли... Потом имеем византийскую постройку на вершине холма, похожую на форт; и османскую ферму.
Теперь фотографии (2015, 2016, 2023); для начала - дронофотоснимки с запада и юга:
Западные ворота; всё, что выше серой линии - современная реставрация:
И немного стены:
Хорошо видно, что стена была казематной - т.е. двойной, разделённой поперечными перегородками на отдельные помещения-казематы:
Порог:
Дренажный канал:
Ворота изнутри:
И всякая всячина вокруг - зона раскопок D (слева) и B (справа):
Зона D; на горизонте -
мошав Зхария:
Одно из строений:
Грузила от маслодавильного пресса ?
Пещера; внутри ничего интересного:
Зона B; городская стена:
На горизонте -
Тель Азека:
Южная часть города (зона C):
Ещё один фрагмент казематной стены:
Южные ворота; невысокий бурый холмик визуально над левой частью ворот -
Тель Сохо:
Здесь тоже есть дренажный канал:
А это что за дыры ?
Вид снаружи:
И сверху:
Финкельштейн и Фанталкин, как уже говорилось выше, утверждают, что до реконструкции никаких ворот здесь не было, и в доказательство приводят следующую фотографию:
Возвращаемся в город:
Три помещения (два в зоне C и одно в зоне D) распознали как культовые. Перед нами одно из них, в зоне C, к западу от ворот. Видим скамью, что-то вроде очага... где-то по соседству валялась вероятная
мацева, но опять-таки в кадр не попала:
В этой комнате, к востоку от ворот, держали скотину; в наличии столбы, к которым её привязывали (кое-где вроде даже сохранились следы от верёвок) и корыто для корма:
Рядом расположен аномально широкий каземат; археологи считают этот каземат основанием сторожевой башни:
Дальше по периметру, против часовой стрелки. По пути должна была попасться маленькая зона E на востоке (фрагмент стены); но, очевидно, я был недостаточно внимателен...
Ещё древности, на северо-западе (зона F):
Теперь на вершину холма; там зона A:
Византийская постройка:
Из-под неё выглядывает общественное здание (возможно дворец) железного века:
Осторожно, можно провалиться:
Продолжение
следует.
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Khirbet Qeiyafa Archaeological ProjectDescription géographique, historique et archéologique de la Palestine (Vol. 1: Judée, pt. 3) By Victor GuérinThe survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et alThe survey of Western Palestine: Arabic and English name lists collected during the survey By E.H. PalmerBibleWalksОтчёт ЖЖ-юзера
janataha:
1,
2 Отчёт ЖЖ-юзера
javax-slr Отчёт ЖЖ-юзера
draco20-08 Отчёт ЖЖ-юзера
vladfe