Хирбет Кеяфа.

Nov 16, 2015 12:28



Жил да был в иудейском предгорье, на северном краю долины Эла, холм высотой 328 метров над уровнем моря; а на холме руины, носившие арабское название Хирбет Кеяфа (этимология неясна). Локация была известна исследователям начиная с Виктора Герена (1860-е), но не казалась чем-то особенно перспективным. Около 1875-го здесь побывал Кондер и обнаружил только груды камней; в 1932-м Димитрию Барамки из мандатного Управления Древностей попалось на глаза что-то похожее на основание башни; было несколько визитёров в 1990-е (поскольку Бейт Шемеш начал разрастаться к югу, и хотелось ещё раз взглянуть, что может попасть под бульдозер). Наконец, в 2005-м Саар Ганор из Управления Древностей разглядел что-то указывающее на железный век; посему, в 2007-м холм начали копать под началом Йосефа Гарфинкеля из иерусалимского университета и копали до 2013-го. Одним из археологов, участвовавших в раскопках, был indy424; потом он водил туда желающих (но я не смог принять участие и восполнил пробел позже благодаря nehag_sus) и прочитал лекцию. И вот теперь скромный краевед-любитель я попытается разобраться, как и почему наш объект, очень мало кому известный ещё десять лет назад, вдруг вышел на первые полосы, и с чем его теперь есть. Вполне возможно, что в ходе своих дилетантских попыток постичь истину я напишу изрядное количество чуши и околесицы, поэтому буду рад поправкам и дополнениям от знающих людей. Вот и присказке конец, можно начинать сказку.

Сказка начинается в Европе примерно восемнадцатого века, где горстка нечестивых отщепенцев потянула свои грязные руки к Писанию, чтобы принизить, опошлить и подорвать доверие... Сорри, занесло... В общем, некоторые учёные мужи попытались путём анализа текста Библии понять, когда, кем и в какой обстановке она была написана. Больше всего, разумеется, досталось Пятикнижию. К концу девятнадцатого века оформилась и по сей день доминирует "документальная гипотеза", согласно которой первые четыре книги состоят из трёх источников (т.н. Яхвист, Элогист и Жреческий кодекс), мелко нарезанных и перемешанных; отдельный источник представляет собой Второзаконие (Дварим). К середине двадцатого гипотетическому и вероятно коллективному автору Второзакония решили приписать следующие книги, до Царств включительно плюс, возможно, часть Иеремии; предположительно автор начал работу в Иудейском царстве в минус седьмом веке, а закончил уже в вавилонском изгнании; и, опять же предположительно, ставил перед собой релевантные в тот момент политические цели. Следовательно, в полный рост встал вопрос - насколько мы можем полагаться на информацию, содержающуюся в "исторических книгах" ? Что из сказанного, например, про "единое царство" Давида и Соломона, соответствует действительности, а что не совсем или даже совсем не ? И другие вопросы, конечно; но нас в данный момент интересует именно этот.

Между тем, пока кабинетные учёные с увеличительными стёклами в руках изучали текст, их более мобильные коллеги добрались до Святой Земли и приступили к исследованиям на местности. В 1830-е - 50-е Эдвард Робинсон распознал во множестве арабских деревень и заброшенных руин места, упомянутые в Писании, и заслужил у потомков прозвище "отец библейской географии". Последующие поколения исследователей вооружились лопатами, научились выделять и датировать культурные слои, и так далее. Библия предоставляла археологам контекст, в который можно было вписать свои порой весьма впечатляющие находки; и в свою очередь, находки подтверждали контекст. Энтузиасты, такие как Уильям Олбрайт, даже заключили, что нет причины сомневаться в исторической достоверности (в общих чертах) истории патриархов и исхода; а уж с вышеупомянутыми Давидом и Соломоном тем более всё ясно. Наиболее наглядным археологическим подтверждением реальности "единого царства" стали массивные шестикамерные ворота, обнаруженные при мандате в Мегидо, а потом израильским археологом Игаэлем Ядином в Хацоре и Гезере. Три указанных города особо упоминаются среди строительных программ Соломона; датировка - десятый век до нашей эры - подходила; сходство и монументальность ворот (и других элементов соответствующих слоёв) подтверждали, что в указанный период значительные области Эрец Исраэль находились под властью единого государства, способного концентрировать усилия для осуществления крупных строительных проектов. В общем, ништяк. Правда, время шло, а патриархи с исходом всё не находились; а по мере накопления информации и уточнения датировок стали всплывать нестыковки и с более поздними книгами - к примеру, Иерихон в период предполагаемого визита Иегошуа переживал глубокий упадок, и штурмовать там было особенно нечего...

Начиная примерно с 1970-х на поле боя вышел новый тренд, оппонентами прозванный "библейским минимализмом". Наиболее радикальные позиции заняли несколько библеистов из Дании и Великобритании. Между авторами имелись расхождения, и видимо было бы ошибкой говорить о единой "минималистской" теории, но они сходились на том важном моменте, что Библия в основном сложилась даже позднее, чем предполагалось ранее, а именно в персидский или даже греческий период; и что даже если в её основу лёг подлинный исторический материал, выделить его из позднейших наслоений не представляется возможным; а стало быть - нафик всё, что не имеет внебиблейских подтверждений; при этом и к способности археологии прояснить ситуацию они, насколько я понимаю, относились скептически. По указанному адресу среди прочего отправлялись Давид с Соломоном и их царство - мол, вероятный позднейший миф, призванный обосновать чьи-то политические претензии. Более умеренные формы минимализма получили значительное распространение, в том числе и в наших краях. Гнездом порока стал Тель-Авивский университет, а архизлодеем - профессор Исраэль Финкельштейн. После того, как в 1993-м в Тель Дане нашли стелу с упоминанием "дома давидова", Финкельштейн не спорит с историчностью Давида, но настаивает, что не было никакого "единого царства" десятого века до н.э.; что Давид был чем-то местного "шейха", правившего кучкой деревень; что в девятом веке формируется полноценное Израильское царство, а Иудея становится настоящим государством только в восьмом, после уничтожения Израиля ассирийцами. Он ссылается на археологический материал, указывающий на то, что Иудея минус десятого века выглядят слишком скромно для центра "региональной державы"; мол, речь идёт о двух десятках населённых пунктов с общим населением порядка пяти тысяч человек, из них несколько сот в Иерусалиме. Постройки в Мегидо, Хацоре и Гезере Финкельштейн предлагает "омолодить" на несколько десятков лет и приписать Израильскому царству, и так далее. Более традиционные археологи (к таким, в свою очередь, приклеилось прозвище "максималисты") окопались в иерусалимском Еврейском университете. Так, один из виднейших "иерусалимцев", Амихай Мазар, соглашается, что всё вплоть до захвата Ханаана невозможно рассматривать как исторический материал; но начиная с судей - другое дело (подробнее см. здесь).

...Небольшое отступление. К историческим вопросам в нашей маленькой ближневосточной стране отношение довольно нервное, в том числе - или даже особенно - у широких масс. В тех или иных академических дискуссиях многим видится чуть ли не эпическое сражение за право современного Израиля на существование. Подозреваю, что некоторые учёные не против и видят в такой ситуации возможность "попиариться"; но это исключительно предположение. Так или иначе, время от времени какая-нибудь археологическая новость, возможно подтверждающая какую-то библейскую историю, вихрем проносится по сети, и в воздух под крики "ура" взмывают виртуальные чепчики. Разумеется, сплошь и рядом Финкельштейну и ко приписывают антиизраильскую мотивацию - типа, а иначе почему он обижает нашего Давида ? Антипатия к Израилю, возможно, была не чужда некоторым из "радикальных минималистов" (заголовок книги Кита Вайтлэма "The Invention of Ancient Israel" с подзаголовком "The Silencing of Palestinian History" наводят на определённые подозрения); но достаточная ли это причина, чтобы объявлять врагами всех, кто делает шаг в сторону ? Конец отступления...

И вот, как уже говорилось выше, в 2007-м "иерусалимец" Йосеф Гарфинкель начинает раскопки на скромном холме в иудейском предгорье, и находит... драматическая пауза... город, который:
1) датируется концом одиннадцатого или началом десятого века до нашей эры, т.е. примерно эпохой Давида;
2) с монументальными укреплениями и прочими фичами, свидетельствующими о наличии настоящего государства;
3) с особенностями, указывающими на еврейскую/иудейскую принадлежность.

Так Гарфинкель изображает позицию традиционалистов, минималистов и свою касательно хронологии Израильского и Иудейского царств:




Стало быть, уели минималистов ? Давид не был "шейхом", а правил настоящим всамделишным государством, с крепостями и всем положенным ? Именно так, утверждает Гарфинкель. Впрочем он согласен, что существование "единого царства" остаётся под вопросом. Оппоненты пока что ведут арьергардные бои, отстреливаясь предположениями, что город, возможно, всё же чуть более поздний и израильский. Или всё же ханаанейский. И вообще, что минимализм - это не про детали биографии Давида, а про то, как, зачем и когда была написана Библия. Огонь на подавление ведётся и по отдельным тезисам (см ниже).




Теперь чуть подробнее собственно о руинах. По сравнению с объектами а-ля Мегидо, с десятками теснящихся культурных слоёв, Хирбет Кеяфа весьма "проста". Под скромными османскими, византийскими и греческими остатками был обнаружен город железного века - овал площадью 23 дунама, окружённый казематной стеной длиной 700 метров; предполагаемое население 500-600 человек. По словам археологов, город существовал всего несколько десятков лет, после чего по неясным пока причинам был оставлен населением и уже потом слегка разграблен (филистимлянами ?). Среди железновечных руин специалисты нашли оливковые косточки, подвергли последние радиоуглеродному анализу и получили, если мне склероз не врёт, с 90-процентной вероятностью 1020-975 годы до нашей эры. Укрепления из массивных камней, порой в несколько тонн; заранее проложенные под строениями дренажные каналы; кувшины с метками, вероятно обозначавшими владельца или служившими для налоговой отчётности - одним словом, похоже на полноценное государство с организацией, планированием и бюрократией.

Откуда мы знаем, говорит Гарфинкель, что речь идёт о еврейском и иудейском (то есть относящемся к Иудейскому царству) городе ? По его словам:
1) Планировка - казематная стена и примыкающие к ней вплотную дома, использующие казематы как "задние комнаты" - характерна для иудейских городов, например Тель Беэр Шева или Тель Бейт Мирсим. Оппоненты отмечают, что примеры относятся к более позднему периоду.
2) Кулинарные пристрастия (среди тысяч костей животных отсутствуют свиные) и методы готовки (круглые "поддоны" для выпечки хлеба) нехарактерны для филистимлян и ханаанеев. "Тельавивец" Надав Нааман возражает, что свинонеедство - слабый аргумент; мол, в Бейт Шемеше их тоже не ели, хотя по Хроникам 28:18 "пелиштимляне вторглись в города низменности и юга Йеудеи, и захватили Бэйт-Шэмэш, и Айалон, и Гедэйрот, и Сохо, и пригороды его, и Тимну, и пригороды ее, и Гимзо, и пригороды его, и поселились там".
3) Более 600 ручек от кувшинов с серией выдавленных пальцем углублений вписываются в известный по более поздней Иудее "обычай" метить ручки при помощи печатей.
4) Был найден обломок черепка с фрагментом надписи протоханаанейским шрифтом. По мнению ряда специалистов надпись ивритская, о чём свидетельствует глагол "аль таас" (не делай), отсуствующий в других семитских языках.
5) Город находится на границе Иудеи и владений филистимлян, примерно там, где по Библии бились Давид и Голиаф.
6) Культовые принадлежности. Нашли несколько керамических и каменных "домиков", вероятно моделей святилища, в которых просматриваются определённые параллели с описаниями иерусалимского храма. На этих моделях, а также на другой находке - каменном алтаре - нет изображений людей или животных. Финкельштейн ядовито комментирует, что он видел много мест, где не находили изображений; и отмечает, что в более поздних населённых пунктах Иудеи изображения как раз находили.
7) Этого нет по ссылке выше, но из лекции indy424 я припоминаю, что расположение святилищ внутри частных домов, а не в отдельных зданиях, тоже считается доводом в "нашу" пользу.



(Гийом Куртуа, via)

Среди прочего в городе обнаружились массивные четырёхкамерные ворота в количестве двух; как правило, города того времени имели только одни ворота. В частности по этой причине Гарфинкель идентифицирует найденный город с Шаараим ("двое ворот"), упомянутым в истории о победе Давида над Голиафом.

Пелиштимляне же собрали войска свои для войны и собрались в Сохо, что в Йеудее, и расположились станом между Сохо и Азэйкою, в Эфэс-Даммиме. А Шаул и Исраэйльтяне собрались и расположились станом в долине Эйла и приготовились к войне с Пелиштимлянами. И Пелиштимляне стояли на горе с одной стороны, а Исраэйльтяне на горе с другой стороны, а между ними - долина... И поднялись мужи Исраэйля и Йеудеи, и вскричали, и преследовали Пелиштимлян до входа в Гай и до ворот Экрона. И падали убитые Пелиштимляне по дороге в Шаараим вплоть до Гата и до Экрона.
(Шмуэль I 17).

Шаараим появляется также в списке городов, выделенных после захвата Ханаана колену Иуды (Иегошуа 15:36), и в этом есть некоторая проблема - город-то более поздний; но можно предположить, что упоминание у Иегошуа - анахронизм. Баба Яга, само собой против: Финкельштейн и Фанталкин заявляют, что южные ворота - и не ворота вовсе, а результат "реконструкции" на ровном месте; поселение в Хирбет Кеяфа, по их мнению, могло принадлежаать к гипотетическиму "раннеизраильскому" образованию с центром в районе Гивона. Нааман предположил, что наш объект - это возможно филистимлянский Гов из Шмуэль II 21:18-19: "И было позже еще сражение с Пелиштимлянами в Гове; тогда Сиббхай Хушатянин поразил Сафа, который был из потомков Рафы. И еще было сражение с Пелиштимлянами в Гове; и поразил Эльханан, сын Яарэй-Оргима Бэйтлэхэмского, Гольята Гаттиянина, у которого древко копья (было), как ткацкий навой." (интересная цитата, кстати). Что же касается Шаараим, то Нааман не уверен, что в этом топониме есть двойственное число и полагает, что искать этот город следует западнее - мол, скорее всего имелись в виду символические "ворота" из Иудеи в филистимлянский Гат. В более поздней статье тот же Нааман выдвинул гипотезу, что Хирбет Кеяфа - часть ханаанейского анклава, зажатого между израильтянами и филистимлянами. Другие исследователи предлагают Нетаим из Хроник I 4:23 или Адитаим из того же Иегошуа 15:36. Игаль Левин из Бар Илана считает, что перед нами круглый укреплённый лагерь, упомянутый в Шмуэль I 17:20: "И встал Давид рано утром, и оставил овец сторожу, и взял ношу, и пошел, как повелел ему Ишай; и пришел к кругу (стана), а войска, становившиеся в строй, кричали на (поле) брани". И это только те идеи, на которые я наткнулся.

Из другой добычи: оружие (железные мечи, топор, наконечники копий), керамика (в том числе кипрская и филистимлянская), египетские "скарабеи"...

В начале греческого периода (конец четвёртого века, судя по монетам) населённый пункт пережил короткий период возрождения. Поверх остатков казематной стены возвели новую, сплошную, толщиной 1.2 м; западные ворота сохранили, южные заблокировали. Вдоль стены построили некоторое количество домов. Возможно, полагает Гай Штибель, новая власть задумала здесь опорный пункт. Так или иначе, вскоре снова это всё забросили - то ли больше не нуждались; то ли из-за каких-то обстоятельств, связанных с войнами диадохов; да мало ли... Потом имеем византийскую постройку на вершине холма, похожую на форт; и османскую ферму.

Теперь фотографии (2015, 2016, 2023); для начала - дронофотоснимки с запада и юга:





Западные ворота; всё, что выше серой линии - современная реставрация:



И немного стены:



Хорошо видно, что стена была казематной - т.е. двойной, разделённой поперечными перегородками на отдельные помещения-казематы:



Порог:



Дренажный канал:



Ворота изнутри:



И всякая всячина вокруг - зона раскопок D (слева) и B (справа):



Зона D; на горизонте - мошав Зхария:



Одно из строений:





Грузила от маслодавильного пресса ?





Пещера; внутри ничего интересного:





Зона B; городская стена:



На горизонте - Тель Азека:



Южная часть города (зона C):



Ещё один фрагмент казематной стены:



Южные ворота; невысокий бурый холмик визуально над левой частью ворот - Тель Сохо:



Здесь тоже есть дренажный канал:



А это что за дыры ?



Вид снаружи:





И сверху:



Финкельштейн и Фанталкин, как уже говорилось выше, утверждают, что до реконструкции никаких ворот здесь не было, и в доказательство приводят следующую фотографию:




Возвращаемся в город:



Три помещения (два в зоне C и одно в зоне D) распознали как культовые. Перед нами одно из них, в зоне C, к западу от ворот. Видим скамью, что-то вроде очага... где-то по соседству валялась вероятная мацева, но опять-таки в кадр не попала:



В этой комнате, к востоку от ворот, держали скотину; в наличии столбы, к которым её привязывали (кое-где вроде даже сохранились следы от верёвок) и корыто для корма:



Рядом расположен аномально широкий каземат; археологи считают этот каземат основанием сторожевой башни:



Дальше по периметру, против часовой стрелки. По пути должна была попасться маленькая зона E на востоке (фрагмент стены); но, очевидно, я был недостаточно внимателен...



Ещё древности, на северо-западе (зона F):





Теперь на вершину холма; там зона A:



Византийская постройка:





Из-под неё выглядывает общественное здание (возможно дворец) железного века:







Осторожно, можно провалиться:





Продолжение следует.

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Khirbet Qeiyafa Archaeological Project
Description géographique, historique et archéologique de la Palestine (Vol. 1: Judée, pt. 3) By Victor Guérin
The survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et al
The survey of Western Palestine: Arabic and English name lists collected during the survey By E.H. Palmer
BibleWalks
Отчёт ЖЖ-юзера janataha: 1, 2
Отчёт ЖЖ-юзера javax-slr
Отчёт ЖЖ-юзера draco20-08
Отчёт ЖЖ-юзера vladfe

крепости, фотоотчёты

Previous post Next post
Up