Согласно сообщениям осведомлённых источников, под библейским топонимом Бейт Шемеш (= "дом солнца") скрываются четыре разных места - в Иудее, в землях колен Нафтали и Иссахара, а
последнее и вовсе в Египте. Если брать исключительно
"иудейский" Бейт Шемеш, то вот что мы о нём знаем:
- Город на границе территории Иуды (Иегошуа 15:10).
- Считается, что Ир Шемеш на границе колена Дана (Иегошуа 19:41) - он же.
- Город Левитов в землях Иуды (Иегошуа 21:16).
- Почему-то осведомлённые источники полагают, что гора Херес, где жили амореи (Судьи 1:34-5) - тоже наш объект.
- Хотя собственно Бейт Шемеш не упоминается в связи с Шимшоном-Самсоном, последний явно жил и работал в этих местах. Случайно или нет, но в имени персонажа просматривается то же "солнце", что и в названии города.
- Когда филистимляне захватили ковчег завета, а потом из-за обрушившихся на них неприятностей решили его вернуть, то отправили его по дороге из
Экрона в Бейт Шемеш. И между прочим, жители Бейт Шемеша тоже поимели с этого проблемы:
И послали (жители Экрона), и собрали всех князей Пелиштимских, и сказали: отошлите ковчег Б-га Исраэйлева, и пусть возвратится он в свое место, чтобы не умертвил он нас и народ наш. Ибо ужас смертельный был во всем городе: весьма тяжка была там рука Божья. И люди, которые не умерли, поражены были техорим; и поднимался вопль города до небес... И сделали люди эти так: взяли двух дойных коров и впрягли их в повозку, а телят их заперли дома. И поставили в повозку ковчег Г-сподень и ящик с золотыми мышами и с изображениями своих техорим. И пошли коровы прямо по дороге, по пути к Бэйт-Шемэшу; одною дорогою шли, идя с мычанием, и не отклонялись ни вправо, ни влево; а князья Пелиштимские следовали за ними до границы Бэйт-Шемэша. А (жители) Бэйт-Шемэша жали пшеницу в долине; и взглянули, и увидели ковчег, и обрадовались, что увидели. А повозка дошла до поля Йеошуи Бэйт-Шемэшского и остановилась там, а там был большой камень; и раскололи они повозку на Дрова, а коров принесли во всесожжение Г-споду. А Лейвиты сняли ковчег Господень и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на тот большой камень, жители же Бэйт-Шемэша принесли в тот день всесожжения и зарезали жертвы Г-споду. И увидели (это) пять князей Пелиштимских, и возвратились в Экрон в тот же день... И поразил Он людей Бэйт-Шемэша, за то что они заглядывали в ковчег Г-сподень и убил семьдесят человек, (из) пятидесяти тысяч человек народа; и заплакал народ о том, что поразил Г-сподь народ казнью великой. И сказали люди Бэйт-Шемэша: кто может стоять пред Господом, этим Б-гом святым, и к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям
Кирйат Йеарима сказать: возвратили Пелиштимляне ковчег Господень; сойдите, унесите его к себе.
(
Шмуэль 1, 5-6)
- Далее Бейт Шемеш упомянут среди городов Соломона (Мелахим 1, 4:9)
- Царь иудейский Амация потерпел здесь поражение от своего израильского коллеги Йоаша (Мелахим 2, 14:11)
- В правление иудейского царя Ахаза объект был захвачен филистимлянами (Хроники 2, 28:18)
- Здесь ТАНАХ умолкает, и следующий куской информации мы
получаем от Евсевия - мол, есть такой Вифсамес, в десяти милях от
Элевтерополя по пути в
Никополь.
В 1838 от бдительного ока Эдварда Робинсона не ускользнули разрушенная деревушка Айн-Шамс и рядом с ней холм Тель Румейле (последнее название Мастерман переводит как "маленький песчаный холм"):
Имя Айн Шамс подразумевает родник, но сейчас здесь нет какого-либо источника воды с таким названием. Место, которому арабы дали это имя, состоит из руин современной деревни средней величины, с мечетью, где всё построено с применением древних материалов. Но прямо к западу от деревни, на и вокруг вершины невысокого холма, лежащего между
Вади Сурар на севере и меньшим вади на юге, хорошо видны следы древних строений. Остатки некогда значительного города, состоящие из многочисленных фундаментов и фрагментов стен из обработанных камней. Материалы в основном пропали, будучи использованы при строительстве современной деревни; но осталось достаточно, чтобы считать это одной из самых больших и заметных древних локаций что мы видели... И название, и география указывают на Бейт Шемеш из Ветхого Завета.
В дальнейшем холм копали
Маккензи (PEF, 1911-12),
Грант (Haverford College, 1928-33),
Бунимович и Ледерман (Тель-Авивский Университет, 1990-2000), Банкофф (Brooklyn College, 2008-?). Нарытое делят на следующие культурные слои:
- Самый ранний (VI) слой соответствует ранней бронзе (примерно 2200 до н.э.).
- Слой V - средняя , эпоха
гиксосов (1750-1550). Город занимал 8 акров (203 на 157 м) и был окружён стеной с башнями. Основание стены было построено из больших необработанных камней, вершки сделали кирпичными. В южной части периметра имелись ворота, защищённые двумя массивными башнями с внутренними помещениями. Упоминается дом с внутренним двором, примыкавший к городской стене. Город был разрушен в конце 16 века до н.э., возможно в ходе разборок египтян и гиксосов.
- IV - поздняя бронза (1550-1200). Дома, некоторые из отёсанных камней; две печи для изготовления керамики; что-то связанное с изготовлением бронзы. Эгейская, кипрская и египетская керамика. Надпись угаритской клинописью и черепок, на котором написано что-то ханаанейско-финикийское.
- III - железный век I. Отремонтированная старая городская стена; дома с внутренними дворами. Опять производство металла. Разрушение города во второй половине 11 века до н.э. вероятно связано с еврейско-филистимлянскими войнами, предшествовавшими периоду единой монархии (если, конечно, мы не принимаем теорию Финкельштейна, что единой монархии не было вовсе). Из результатов последних раскопок, относящихся к 12 - 11 векам, пишут про большой двухэтажный дом в северной части холма, в развалинах которого обнаружили золотые украшения; и вокруг дома попроще. Архитектура и керамика, мол, сходны с ханаанейскими; но отсутствие свиных костей говорит о еврейском населении.
- II - минус 10 век итд.
Казематная городская стена; пристроенные к ней дома, некоторые "
четырёхкомнатного" типа; кузница; прессы для маслин и винограда; склады;
"царские" печати; печать "Эльякима, слуги Йохана". Бунимович и Ледерман докладывают о большом подземном резеруаре. Копаясь в этом резервуаре, они попытались восстановить дальнейшую историю Бейт Шемеша; подробности см. ниже.
- После падения иудейского царства - практически ничего вплоть до византийского монастыря пятого века. Дальше опять тишина.
К середине 19-го века, как мы уже знаем, к востоку от холма находились руины деревни Айн Шамс. В 1860-е Виктор Герен обнаружил только где-то здесь только руины, где в период сбора урожая жили пять-шесть арабских семей; аналогичные результаты принёс визит Кондера в 1870-е. В конце 19 века километрах в двух к северо-востоку от Тель Румейле образовалась еврейская сельскохозяйственная колония
Ар-Тув. Колония была разгромлена в ходе арабских волнений 1929-го года (жители эвакуировались поездом в Яффу), отстроена в 1930-м и снова оставлена в войну за независимость (15-16 мая 1948-го). 6 декабря 1950-го южнее бывшей сельхозколонии основали временный лагерь для репатриантов (т.н. Маабарат Ар-Тув), из которого впоследствии получился современный город Бейт Шемеш...
Итак, Тель Румейле (ныне Тель Бейт Шемеш) с севера, востока и юга:
План с зонами раскопок:
(
Depthome.brooklyn.cuny.edu)
Обход начинаю с северной части холма:
Главная достопримечательность здесь - резервуар на 800 кубов. Вода собиралась с улиц посредством оштукатуренных каналов. Уж не один ли из таких каналов попал на фото выше ? Раскапывавшие резервуар Бунимович и Ледерман докладывают, что вход был завален 150-ю тоннами грунта. На дне завала они обнаружили более новую керамику, чем выше. Это привело их к мысли, что после разрушения иудейского Бейт Шемеша была попытка возродить поселение; попытка была пресечена какими-то вредителями путём вывода из строя резервуара; и при этом вредители сперва побросали в резервуар грунт, взятый рядом (с керамикой из нового поселения), а потом в дело пошёла земля с остатками более старого иудейского города. Далее исследователи попытались датировать поселение исходя из наличия/отсутствия характерных типов керамики, и сделали следующий вывод. Город, мол, был разрушен Сеннахерибом в 701 году до нашей эры; с ослаблением ассирийской власти в седьмом веке некие иудейские поселенцы вернулись; но какая-то баба-яга (филистимляне из Экрона ?) была против и то ли сама напакостила, то ли стукнула ассирийцам... в общем, меры были приняты. Фанталкин, другой археолог из ТА, не соглашается с анализом керамики и склонен полагать, что пломбирование резервуара - дело рук вавилонян. Что до отношений с филистимлянами, добавляет он, есть основания полагать, что в указанный период местные иудеи и экронцы занимались совместным производством вина, и постассирийское поселение на месте Бейт Шемеша могло быть "сельхозколонией", экспортировавшей виноград в Экрон. Но это так, шаткие гипотезы...
Внутри темно и скользко, с потолка капает вода...
...и потом стекает в "карман". Таких карманов три, так что в плане сооружение имеет форму креста.
Видимо, когда-то воду черпали через эту шахту:
Так это было:
Дальше вдоль северного края холма:
Не подскажут ли специалисты, каково назначение камешка ?
Ещё камешек, но здесь не сквозное отверстие, а углубление. Какая-нибудь ступа ?
Дальше против часовой стрелки; вид на юго-восточную часть холма и юго-западные кварталы Бейт Шемеша:
Раскопки в южной части холма. Здесь Маккензи обнаружил среднебронзовые городские ворота; а потом Бунимович и Ледерман далеко не сразу нашли их ещё раз. Ворота состояли из двух прямоугольных башен с внутренними помещениями и прямым проходом между ними; в узком коридоре в западной башне, вероятно, находилась лестница наверх. Внутри ворот Маккензи накопал обгоревшие кирпичи, вероятно из верхней части конструкции; и обгоревшие же деревяшки, которые посчитал остатками дверей. Бунимович и Ледерман предпочитают считать, что дверей не было вовсе (в частности потому, что нет следов петель); а деревяшки, возможно, были балками перекрытия (хотя другие среднебронзовые ворота в Израиле - в
Ашкелоне и
Тель Дане - арочные).
Они же в 1912-м:
Колодец / резервуар:
Предполагаемый византийский монастырь на вершине холма. Мастерман пишет, что размер комплекса 210 на 140 м; что где-то там нашли притолоку с крестом и другие камни с крестами, а также капители и другие фрагменты колонн. Вид с запада:
Подхожу поближе:
Изнанка западной стены:
Здание, примыкающее к северной стене:
Восточная часть комплекса:
И южная:
Она же снаружи:
Здание к югу от монастыря:
С высоты квадрокоптерного полёта объект выглядит так. Северо-восток:
Правее центра - спуск в подземный резервуар:
Северо-запад:
Юго-запад:
Монастырь:
Ворота ?
Бонус - раскопки Гранта, фотографии из коллекции Мэтсона:
Update.
- В 2015-м школьник
нашёл голову статуэтки периода Первого Храма.
- В 2018-20, в рамках
подготовки к расширению 38-го шоссе, у восточного подножия холма провели большие спасательные раскопки и нашли много интересного; когда-нибудь, надеюсь, я соберусь с силами и напишу об этом отдельный пост, а пока см.
1,
2,
3.
Продолжение
следует.
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Archaeological Encyclopedia Of The Holy Land By Avraham Negev
JewishVirtualLibraryArchaeology.tau.ac.ilSolving a Century-Old Puzzle: New Discoveries at the Middle Bronze Gate of Tel Beth-Shemesh By Shlomo Bunimovitz and Zvi LedermanBiblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: A journal of travels in the year 1838 By E. Robinson and E. SmithDescription Géographique Historique et Archéologique de la Palestine (Vol. 1: Judée, pt. 2) By Victor GuérinThe survey of western Palestine by C.R. Conder, and H.H. KitchenerThe Excavations at Ain Shems 1911 By Dr Duncan MackenzieBethshemesh and the Recent Excavations of the Palestine Exploration Fund By E. W. G. MastermanAin Shems excavations (Palestine) By Elihu GrantThe Final Destruction of Beth Shemesh and the Pax Assyraica in the Judahite Shephelah: An Alternative View By Alexander Fantalkinתל בית שמש - מפעל מים - תכנית שימור ראשוניתBibleWalks Отчёт ЖЖ-юзера
putnik2008 Отчёт ЖЖ-юзера
lorien22