Об оригинальных сюжетах

Jan 09, 2025 13:28


Кстати, об оригинальных сюжетах.

Эта тема меня прямо сильно интересует. Поэтому, когда я увидел книжку «Сюжет» некоей Джин Хафф Корелиц, то тут же за неё схватился.
Смысл там такой. К писателю-неудачнику, который ведёт курсы creative writing, приходит студент и говорит, что у него есть сюжет, который настолько оригинален и настолько никогда и нигде ( Read more... )

Leave a comment

Comments 36

saaratnefesh January 9 2025, 05:11:41 UTC
"Правда о деле Гарри Квеберта" очень похожа на описанный вначале сюжет, по-моему. Там тоже про украденную книгу. Правда, не помню, насколько сюжет украденной книги был оригинален, не уверена, что этот момент описывается в книге.

Но вообще не все книги с оригинальными сюжетами запоминаются. Мне кажется, книги запоминаются не в связи с оригинальностью сюжета, а в связи с талантом исполнителя - писателя. Ведь можно описать совершенно обыденный сюжет так, что не оторвешься, а можно взять - были такие книги, очень оригинальный сюжет, но описать это деревянным языком и мало кто захочет читать.

Reply

catpad January 9 2025, 05:22:28 UTC

Всё верно, большинство прекрасных книг как раз не обладают никаким сверх-оригинальным сюжетом. И любим мы их не за это.
Но вот тут я как раз не говорю о писательском мастерстве, а именно об идее. Наверное, лучше всего это проявляется в детективах. Скажем, "Десять негритят" - абсолютный шедевр в этом смысле. Или "Убийство Роджера Экройда".

А вот как раз "Правда о деле Гарри Квеберта" - чудовищно беспомощная книга с потугами на оригинальность. И сюжет украденной книги там позорный.
Или вот есть такая популярная книжонка "Семь смертей Эвелины Хардкасл". Идея вроде бы оригинальная, но исполнение настолько ужасное, и писатель настолько бездарный, что просто жаль.

Reply

saaratnefesh January 9 2025, 05:35:29 UTC
Если сравнивать с Агатой Кристи, то да, не так много оригинальных сюжетов. Но ей было легче, до нее мало кто писал детективы.
Если уж брать прямо совсем классику, то Лунный камень вполне оригинален по сюжету.

Reply

catpad January 9 2025, 05:43:08 UTC

Для того времени, да.
Ну и самое сложное на свете - придумать новый архетип. Попробуй придумай Шерлока Холмса. Вот где гениальность-то нужна! В этом смысле Пуаро уже фигня.

Reply


postumia January 9 2025, 06:17:57 UTC

Я запоминаю скорее яркие и необычные сцены, а не сюжет.
Но если говорить собственно о необычном сюжете, то имхо фантастика должна бить все остальные жанры.
Что до детективов - то «Пестрая лента» и «Львиная грива» мне запомнились, как рассказы с необычным сюжетом. И тот рассказ Агаты Кристи, где преступники познакомившись в поезде, сговорились обменяться жертвами. Чтобы у обоих не было мотива.

Reply

catpad January 9 2025, 06:49:57 UTC

Кстати, не уверен насчёт фантастики, потому что setting это одно, а сюжет всё же другое. Вот у Чайны нашего Мьевиля, setting полностью безумный и оригинальный, а сюжетцы-то слабоваты.
Про поезд не знал раньше - отличная идея. Она вообще необыкновенно крута.

Reply

al_zatv January 9 2025, 07:31:06 UTC

Кстати, поезда вполне обжиты детективами. Кажется, это потому, что в момент рассвета жанра поезд был новой остромодной штукой. Из-за цены, одновременно показателем достатка, но в то же время доступном массовому читателю. Поэтому уважающие себя персонажи стремились либо совершить преступление в поезде, либо на худой конец броситься под него.

А скажем детективы на появившихся тогда трансатлантических лайнерах вроде были, но были реже - думаю, от того, что массовый читатель скорее всего так далеко не плавал.

А что из современного не обдетективлено? Самолёт? Батискаф? Торговый центр? Что это может дать сюжету?

Поезд вообще добавляет немножко герметичности - мало кто оказывался на изолированном острове вдесятером,а в ночном экспрессе вполне. И ещё, даёт разомкнутость разных групп пассажиров по купе, что позволяет придумывать хитрый замысел а потом распутывать его.

И ещё - а что насчёт преступления в плацкартном вагоне? Переписать что-нибудь Пуарошное в плацкарт Москва-Петербург или там Москва-Владивосток или Москва-Махачкала было бы ( ... )

Reply

catpad January 9 2025, 07:40:59 UTC

Ну опять же, это всё setting.
Я же говорю только про сюжет.
Преступники обменялись жертвами - вот это сюжет, не имеет значения где.

Reply


reineke January 9 2025, 06:58:33 UTC
если преступник сам будет наводить полицию на место и время преступления со всеми подробностями

напоминает фильм "Семь"

Reply

catpad January 9 2025, 07:08:25 UTC

Не помню этот фильм. Смотрел лет 25 назад. Надо пересмотреть.
Однако у меня он там ещё и посылает письма "из будущего", то есть как бы знает, что преступление уже произошло.

Reply


sveta_nsv January 9 2025, 07:05:25 UTC
Во втором идея такая: что будет, если преступник сам будет наводить полицию на место и время преступления со всеми подробностями?

Такое вполне возможно. Потому что больному человеку нужен адреналин. Но нужно быть очень глупым сыщиком, не видя, что наводчики и есть преступник.

Reply

catpad January 9 2025, 07:10:07 UTC

Так он и не скрывает, что он и есть преступник. Но там хитрее немного, можете почитать.

Reply

sveta_nsv January 9 2025, 07:11:47 UTC

Не скрывает от полицейских?

Reply

catpad January 9 2025, 07:39:19 UTC

Ну да.

Reply


vsparrow January 9 2025, 08:49:15 UTC

Писательница может и не наглая, но несколько недалёкая - точно. Одно из железных правил: если что-то объявляешь "гениальным", то это нельзя показывать. Все случаи, когда это правило нарушалось, было как минимум очень неловко.

Reply

catpad January 9 2025, 08:56:37 UTC

Совершенно верно. Это ровно то, что случилось с вышеупомянутой книжкой "Правда о деле Гарри Квеберта".
Там упоминается некая великая, гениальная, потрясающая книга - шедевр 20-го века. И приводятся отрывки из неё.
И это какой-то бездарный подростковый чиклит. Поэтому когда я вижу очередную поделку этого "писателя", я обхожу её далеко стороной.

Здесь не всё так ужасно, но всё равно ни о каких миллионных продажах не может быть и речи.

Reply


Leave a comment

Up