Удивительно, как за каких-нибудь 100 с небольшим лет изменилось в России понятие допустимых и недопустимых для брака родственных отношений
( Read more... )
Запрет на связь с сестрой жены имел очевидный практический смысл - не допустить возможности, чтобы она, находясь, естественно, близко к семейной паре, эту пару разрушала, "отбивая" мужа у сестры. Затем, видимо, этот запрет был сакрализован и расширен.
В иудаизме незаконным (мамзером) считается ребенок от связи замужней женщины с посторонним евреем. А незамужней или от неевреея - нет.
У грузин настолько строгая экзогамия, что невесту положено привозить из другой деревни. Фактически на соседке жениться нельзя, не то что на двоюродной сестре. Хотя вроде то же православие.
самый известный пример "другого решения"horvatiyaMay 16 2007, 09:20:57 UTC
самый известный пример "другого решения" - это северные народы, чукчи и т.п., у которых считалось за благо, если проезжий незнакомец проведёт ночь с женой хозяина(если гость захочет). И чем из более далёкого места был заезжий гость, тем больше надеялись на рождение ребёнка от этой одно-ночной "связи". Ребёнка любили и холили как "своего", слова "бастард" не было в их языке.
Спасибо. А любопытно было бы узнать от чего запрещались браки на родственниках не состоящих в кровном родстве ...
<брак между двоюродными братьями и сёстрами не осуждался ни церковью, ни в обществом... > как это не осуждался? Насколько я знаю такие браки были запрещены. Другое дело, что они имели место быть. Опять таки, кто тайно, кто писал прошение на имя Царя-батюшки, как Рахманинов, к примеру ...
Может быть я неправильно представляю, как это делалось. Просто я знаю, что таких браков было много и что все они проходили через венчание. В "Господах Головлёвых" меня поразило сексуальное приставание дяди к племяннице. Оно описанно как нечто обыденное. Но фразу в посте могу смягчить.
У Лескова на эту тему есть не то цикл повестей, не то одна, но большая повесть "Русское тайнобрачие". Как я поняла, если пара не претендовала на светскость и не возникало проблем с наследством, то окружающие не особенно заморачивались законностью и каноничностью брака. Бабушка Софьи Андреевны Толстой по материнской линии сбежала от законного мужа и при живом муже перевенчалась с дедушкой. Вообще-то брак был незаконен и даже подсуден, однако в поместье, где жили супруги им это не мешало жить и растить детей, а когда матушка Софьи Андреевны выходила за батюшку, бабушка новобрачной была возмущена незнатностью жениха и пеняла сыну, что тот "скоро дочерей за музыкантов выдавать будет
( ... )
Мне казалось, что Лескова я всего перечитал, но как оказалось, не всего :)
Я так понимаю, что дело было не только в том, как обмануть церковь и можно ли её обмануть. Дело было в том, как к этому отнесётся свет. Могли перестать принимать и т.п. Жена Безухова Элен искала себе нового мужа при живом Пьере, но сумела обставить это так, что свет не осудил. Вопрос с церковью решила просто - сменить православие не католичество.
Не помню в какие точно годы в России активно прозелитировали иезуиты. Их нанимали, в частности, учителями в богатые дворянские дома. Потом их деятельность пресекли. Влиянием иезуитов я объясняю и распространение масонства в те годы. Случаи перехода в католицизм были не так уж редки.
Сейчас если касаться венчаний в Церкви тоже не все просто. Не дай Бог, крестить ребенка с любимым человеком. Потом можно самим венчатся только по разрешению архиепископа. У крестного с крестницей по прошествии времени (а крестят не только новорожденных) тоже брака церковного быть не может. (В свое время равноапосльная наша княгиня Ольга этим обстоятельством как известно воспользовалась).
Как всё сложно. Но сейчас всё-таки институт брака в Росси - светский, религиозные обряды - факультативны. И тогда, и сейчас важнее всего было отношение общества к браку (на уровне законов и на уровне понятий).
Comments 63
В иудаизме незаконным (мамзером) считается ребенок от связи замужней женщины с посторонним евреем. А незамужней или от неевреея - нет.
У грузин настолько строгая экзогамия, что невесту положено привозить из другой деревни. Фактически на соседке жениться нельзя, не то что на двоюродной сестре. Хотя вроде то же православие.
Reply
Reply
Reply
Reply
<брак между двоюродными братьями и сёстрами не осуждался ни церковью, ни в обществом... > как это не осуждался? Насколько я знаю такие браки были запрещены. Другое дело, что они имели место быть. Опять таки, кто тайно, кто писал прошение на имя Царя-батюшки, как Рахманинов, к примеру ...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Я так понимаю, что дело было не только в том, как обмануть церковь и можно ли её обмануть. Дело было в том, как к этому отнесётся свет. Могли перестать принимать и т.п. Жена Безухова Элен искала себе нового мужа при живом Пьере, но сумела обставить это так, что свет не осудил. Вопрос с церковью решила просто - сменить православие не католичество.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment