Путешествие на край земли. Часть 1. Начало

Aug 19, 2014 16:03

Почти внезапно наступил одинокий отпуск, но я к нему как обычно был не готов. ©
Так начинался мой прошлогодний пост про отпуск 2013. Ну не отступать же от традиций!
Часть 1. Начало.
Человек такое амбициозное существо, которое постоянно тянет кому-то что-то доказывать, исследовать и превозмогать ) И я тоже незадолго до планового полномасштабного трехнедельного отпуска решил отправиться на Край земли, на полуостров Рыбачий. Задолго планировалось, что мы с другом поедем в Башкирию покорять местные горки и обползывать множество тамошних пещер, но наши отпуска пересекались только в крайнюю неделю моего отпуска, а что делать перед этим? Ко всему из-за сложностей на работе отпуск пришлось сдвигать на неделю вперед, правда и "дружеский" удалось сдвинуть, но... Осторожная мысль про Рыбачий уже засела в моей голове, а раз так, то процесс запущен и слабоконтролируем, вобщем как вышло и с Пупами в том году. А ведь прикидывал возможность обернуться и за 2 недели, вот только на Башкирию сил уже вряд ли бы осталось.
А начиналось всё с постов Ирины mareeva_irina По тегу "Как увидеть север" можно познакомиться со множеством достопримечательностей Карелии и Кольского, посещенных в ходе трёх Неустрашимых экспедиций, почерпнуть организационные сведения о поездке, и просто получить консультации по интересующим вопросам. Кроме того в ходе мониторинга форума логановодов наткнулся на тему про Рыбачий - а ведь ездят! Ну и конечно приключения оки-перевёртыша сыграли свою роль. Кстати на дроме можно отсортировать отчеты про поездки по регионам, что упрощает поиск интересных отчетов.

Так что же такое Рыбачий? Географически это полуостров на севере Мурманской области у границы с Норвегией, соединенный узким перешейком с полуостровом Средний, а тот в свою очеред через перешеек с Большой землей. 55 км вдоль и до 25 поперек. У кого плохо с тамошней географией, как у меня, может глянуть картинку.


А вот эта схема дает представление о внутренней географии.


Рыбачий, а точнее мыс Немецкий, считаются самой северной континентальной точкой Европейской части России, и потому он так притягателен. Кроме того, здесь перед вами простирается Северный Ледовитый океан, и впереди, до самого Северного полюса, земли нет. А самое главное - сюда легко добраться, в то время как доехать до берега на долготе Екатеринбурга весьма проблематично.
Но это формальная сторона вопроса. В истории же этот небольшой полуостров оставил значительный след. Давненько его заселяли люди, было там и множество различных поселений, жили рыбаки, торговцы китовым жиром и прочий люд. Были какие-то ярмарки, и даже английская экспансия русских поселений, ну или попросту грабеж. Полуостров делили с финами (формально, а затем и погранично), а после русско-финской войны он полностью отошел к СССР. В Великую Отечественную Рыбачий сыграл заметную роль в боевых действиях на северном фронте. Установившаяся линия обороны в 41-42м годах так и осталась незыблемой до 44 года, когда закупоривших перешеек немецких горных стрелков не выбили наши ребята в черных бушлатах. Погода и природа на Рыбачьем таковы, что просто выжить там - уже подвиг, а ведь эти железные люди выстояли три года в постоянном напряжении и под огнем. Встречаются фразы о том, что на Рыбачьем единственное место, где фрицы не смогли перейти границу, но это не соответствует действительности. Они не перешли старую границу, которую перенесли на запад после финской войны, в то время как пограничные столбы никто не выкапывал.
Внимательно разглядывая схему, вы могли заметить множество меток мемориалов, и их действительно много на Рыбачьем, едва ли не на каждом шагу. А хребет Муста-Тунтури? Ну, об этом позже. Послевоенная жизнь на Рыбачьем также била ключом, но уже в другом русле. Рыбачий и Средний были закрыт для посещения гражданскими и застроены военными базами, шары функционирующей радиолокационной станции до сих пор можно наблюдать за колючим забором у поселка Вайда-Губа. Кроме того на Среднем проводили электрическое зондирование земной коры при помощи тока высокой мощности, полученного при помощи МГД-генераторов, здесь в 70-80х гг находилась постоянная геологическая база Академии наук СССР. Несколько лет назад запрет посещения сняли, почти всех военных с острова вывели. А ещё муссируют слухи, что в августе Рыбачий превратят в заповедник со всеми вытекающими последствиями, якобы региональный закон уже принят. Практически ежегодно на Среднем проводятся военные учения, обычно +/- в районе сентября. Могут не пустить или пристрелить ненароком ;-) Стоит это учитывать или хотя бы поискать свежие упоминания о возможности таковых.
Полуостров-история, полуостров-легенда. Ну как оставить его без внимания?

Вернемся к вопросам подготовки к посещению. Нужны время, деньги, транспорт и компания ) Времени, казалось, было вагон.
Транспорт - видавший виды логан 2007г.в. в комплектации привележ, не позволяющей назвать его пустым. Есть альтернативные варианты, например самолетом или поездом до Мурманска, а там взять в прокат дастер 4х4 за 2-2,5кр/сутки. Ну или на велике, есть любители. Видели даже пешехода одного.
Пробег логана на момент старта 127300км, в моих руках порядка 10 месяцев и 8 тысяч километров. ГУР, АБС, две подушки, электростекла и зеркала, и конечно кондиционер - пригодился )
Полгода, как в подвеску были интегрированы проставки, также стоят бОльшие колеса, влазящие без всяких ухищрений 195/65/15. Это позволило получить просвет 220 под штатной защитой передка и всего 185 под задней балкой, ну ещё глушитель в середине свисает, хоть и не самая низкая точка.
Загнал машину на сервис, где выявили, а затем устранили ряд недостатков. [Подробнее...]Также манагер сообщил, чтобы я говился к замене сцепления в недалеком будущем. В крайнюю неделю перед выездом были заменены давно заказанные подушки двигателя (левую менял зря), установлены на постоянной основе домики под задние амортизаторы, заменены тормозные колодки в передке. На глушителе я поменял крепежные резинки чтобы подтянуть его ближе к пузу, возможно из-за этого он и треснул на стыке трубы с резонатором, пришлось подваривать в Казани. В сервисе поставили новый рулевой наконечник и заменили по гарантии рулевую тягу. Ну и конечно заменили сцепление на комплект люк, заодно с задним сальником коленвала, маслом в коробке и тросом. Привезенный мной трос не подошел, другого в е2 не было, пришлось оставить старый - был глубокий вечер воскресенья и откладывать выезд было уже невмоготу.
Также два самых безшиповых зимних колеса были надеты на недавно приобретенные мной штамповки и заняли место в багажнике, одно из них вместо запаски. Туда же была поставлена 20-литровая металлическая канистра из гаража друга. Хорошо, когда есть друзья, и когда гараж есть - тоже хорошо ))
Также купил в дисконте ДНС видеорегистратор адвокам fd-2 mini за 1 ты.р, у него было сломано шаровое крепление, но по первому взгяду вполне поддавалось починке, что впоследствии и подтвердилось. Отличная камера, крохотная и функциональная. Единственный минус отчего-то не умеет копировать ролик на внутреннюю память, хотя она у него есть. Также отсутствовала штатная карта на 4 гб, взял на 16гб 10го класса и юсб-флэшку для музыки.
Пытался обновить карты на гармине "Дороги России", но заморочек там предостаточно, а времени разбираться не было. Я и так общаюсь с гармином со скрипом. Залил только свежую карту осм-туристическую северо-запад. Обе они врали на развязках КАД под Питером в сторону Зеленогорска, там где построили дамбу и тоннель. Я офигел, когда выскочил на пункты оплаты, а отвертеться-то уже никак, развернуться некуда, пришлось платить. Оказалось всего 40р за выезд на кольцевую.
Стоит уделить внимание креплению номерных знаков. Поскольку бродов на Рыбачьем много и часто глубокие, то можно случайно оставить их там. А поскольку о такой проблеме вы уже предупреждены, то это будет не случайность. Есть два варианта: прикрутить номера получше или снять их вообще после съезда с асфальта за пограничным КПП у Титовки. У меня уже давно чесались руки пришурупить их, но саморезов под рукой не было, а когда были - забывал об этом. А тут - надо. Закрутил по паре вперед и назад прямо в бампер, помимо хомутиков, крепящих их к рамкам. Как впоследствии выяснилось - помогло, но не совсем.
Кстати о кпп и погранцах: они проверяют паспорт гражданина РФ и интересуются целью визита, так что документы лучше дома не оставлять. Если российского нет - просто так не пустят.
Что ещё? В этом году снег на перевале лежал до середины июня точно, а может и дольше. В смысле не проехать. Всё-таки это север, и погода может быть очень сурова - надо быть готовым к внезапной зиме. Дров практически нет, только на берегу плавник или с казарм доски отдирать. Ветер дует постоянно, поэтому лагерем встать в любом месте иногда невозможно или даже опасно. Есть более-менее традиционные места, где ставят палатки под прикрытием рельефа или строений. Связь есть на Немецком - очень дорогая норвежская, и возле Большого Озерка мегафон.

По снаряге:
Купил новый дождевой костюм, полчаса стоял и выбирал: брать просиликоненный, 100% непромокаемый, но не дышащий, или же каландированный капрон без проклейки швов, но с хоть какой-то вентиляцией. Цена-то одна. Продавец указала на сеточку под клапаном на спине у "резины", что и сконило к этому комплекту. Вторым был имеющийся неплохой дождевик, но только плащ. Всё равно кто-то из нас должен был идти в болотниках либо в штанах от химзащиты Л-1, если уж совсем мокро-мокро.
Купил новую газовую горелку, обычную китайскую, но с веерно-лепестковой ветрозащитой. Места правда много занимает. Газа ещё с прошлого года осталось пара паков.
Теплые куртки, штаны, шапки, носки, а некоторые даже варежки взяли - само собой, чай не на курорт едем. Забыл правда термобелье, о чем потом периодически сокрушался, но особо и не нужно оказалось. Была правда одна ночка на мысе Кекурском, но об этом потом )
Цивильное, лесное, в последний момент бросил в рюкзак шорты. Даже сандали купил, но брать не стал - у нас в Ебурге погода была мурманская, посему желания такого не возникло. Хорошо хоть плавки не забыл.
В связи с этими тратами количество дензнаков заметно уменьшилось. Хотя на непредвиденный ремонт где-нибудь посреди средней полосы вполне бы хватило. Координаты многих представительств логан-шопа в европейской части я тоже срисовал к себе в путевые бумажки.
Фотик мой благополучно скончался в предыдущие выходные перед выездом. Времени чинить уже не было - одних запчастей из китая по прикидкам не меньше недели ждать, да и денег лишних старался не тратить. Перестал довыдвигаться объектив, как я и предполагал - срезало зубья на шестеренке. Поехал со своим старым мылом-панасоником, который страдал от перекоса и заклинивания выдвигающегося объектива, приходилось похлапывать им об руку в момент активации. На обратном пути перед Питером он окончательно накрылся, и мы продолжили пользоваться только Наташкиным кэнаном и моим телефоном )

Компания также нашлась незадолго перед выездом. Всё кроме денег есть на этой фотке )


Ездили вдвоем, заднее сиденье завалено шмотьем, в багажнике две запаски и канистра, ручная лебедка уже давно там живет в комплекте с тросом, домкратом, топором, ножовкой и двумя лопатами. Ну и конечно буксировочная петля, которую какой-то не к ночи помянутый десигнер предложил ввинчивать в окошко бампера. Спали в палатке, готовили на газу, везли воду несколько канистр. Ещё одна веревка вполне сгодилась бы для обвязывания колес в роли цепей противоскольжения, если бы гребущих свойств шоссейки не хватало.
Накануне проверил трансформацию салона машины для сна - с трудом, долго, но улечься можно. Снял растяжку в багажнике чтобы можно было вытянуть ноги. Слава богу спать в машине не пришлось ))

Таким образом, долго роясь в навигаторе, интернетах в поисках достопримечательностей и описаний, а также полдня собираясь и обедая, мы в 6 часов вечера понедельника 14 июля, закупившись в икеевском ашане едой, выдвинулись в сторону центральной части России.


Продолжение...

Север, авто, Рыбачий, 2014, Туризм

Previous post Next post
Up