Oval - ISO Fabric (1997)

May 09, 2011 10:53

Группу “Oval”, как и “Autechre”, я начал слушать благодаря серии статей1 Андрея Горохова, в которых он сталкивает два этих электронных проекта, считая то, что они делают, наиболее интересными тенденциями в музыке текущего момента. Правда, текущий момент в его статьях - середина прошлого десятилетия, год эдак 2005.

Мне, конечно, до Андрея далеко, ведь все, что я могу - пересказать суть его работ, поддакнув пару раз в наиболее понравившихся местах. Есть еще одна проблема, посерьезнее: я послушал только два альбом Autechre и всего один альбом Oval, который к тому же оказался и не альбомом вовсе, а сборником лучших работ. Но я не сомневаюсь: будучи рупором, транслирующим нам тенденции Запада, Андрей не просто так многократно сталкивает эти проекты в битве.

Я все время стараюсь ломать накатанный алгоритм изучения музыки. В тот раз я решил отказаться от набившей оскомину практики слушать альбомы в хронологическом порядке, выбрав этот диск. Мне показалось, что его название - “ISO Fabric” - как нельзя кстати подходит моим ожиданиям с тех пор, как я столкнулся с “Untilted” Autechre.
“Музыка стала фабричным, серийным, потоковым продуктом, штампующимся на заводе,” - подумал я, предвкушая грядущую рецензию.

Честно говоря, в то, что Маркус Попп делает эту музыку автоматически, при помощи некоей программы, случайно выкрикивающей куски сложенного на жестком диске аудиоматериала, я сомневаюсь. В треках слышна каллиграфическая точность, осознанная структура звука, приятно звучащая и сочетающаяся друг с другом. Разумная. Увы, но даже пресловутые “clicks&cuts” здесь всего лишь звуки, участвующие в аранжировке. И я рад, что это так.

Спросите меня
- какая музыка по моему мнению наинопланетнейшая?
- что я включил бы в саундтрэк фильма о параллельном мире, абстрактном, математическом и сложном?
- кто для меня образец утонченного и интеллектуального аудиополотна, способного заинтересовать только настоящего ценителя?
Сраный сборник лучших треков группы “Oval”.

Я сам еще не знаю насколько это плохо - с одной стороны, я за одну пластинку длительностью в неполный час изучил множество непересекающихся аудиомиров, побывал в тени самых разных звуковых оттенков; с другой - теперь чуть ли не на каждом альбоме мне будет встречаться что-нибудь знакомое, портящее впечатление о всем остальном материале альбома - незаученном и чужом. Это, правда, произойдет лишь в том случае, если Маркус Попп, как и динозавры рока, выдавал по паре хитов в каждом альбоме.

Этот диск я люблю слушать на ночь. Мне кажется, что в первый раз слушающему эту музыку человеку лучше поступить так же. Ведь на первый взгляд перед нами немного странноватый эмбиент - плавный, тягучий и консонирующий. Извивающаяся широким мазком фоновая волна медленно меняющихся аккордов нарушается мелким аудиомусором - тресками, писками и звуками сбивающегося лазерного диска. То что последний - всего лишь бутафория, символ, олицетворяющий сбивающийся аудиоматериал - шаг навстречу попмузыке в произведениях группы Oval. Между двумя этими слоями постоянно проходят разряды - то появляется скатывающийся в гул низкочастотный скрежет, то нарезанный правильной лесенкой почти вокальный электронный звук, дискретно восходящий и нисходящийся тонами.

Как бы то ни было, шорохи и потрескивания не раздражают, складываются в ритмический рисунок, достаточно стабильный, в отличие от Autechre, но и не сказать, что абсолютно ровный. Такая музыка - неторопливая и релаксирующая, да еще и местами поделенная на ровные отрезки легким ритмом, вводит в транс даже вполне выспавшегося человека.



Не обошлось без гротескного юмора - ближе к концу сборника, в треке “Eigenlitchen 2.0” мы слышим какое-то демоническое веселье, аудиогорбуна, вытанцовывающего на столе жутко близкие к текущим поп-хитам помои. Издевательски простой трек, в котором кренящаяся конструкция ритма каждый раз кажется вот-вот упадет. Именно на этом треке я чаще всего просыпаюсь и скорей всего проснетесь и вы.

Этот альбом - тот самый случай, когда произведение искусства - лишь полуфабрикат, пустая емкость, которую можно наполнить собственным содержимым. Представлять далекие полеты в космос или иные культуры, развившиеся вдали от традиционной музыкальной теории. Настоящая электронная музыка, не обязывающая видеть в себе что-то абсолютно конкретное; многоплановый и глубокий узор, вглядываясь в который можно размышлять и медитировать практически бесконечно.

Статьи Андрея Горохова:
Oval
Oval--
Autechre++


электроника, горохов, музыка, рецензия

Previous post Next post
Up