6 ССВ: (2) А.Левенгук 31.07.2010 - 02.09.2011

Feb 23, 2020 00:02

Анатолий Левенчук   ailev.livejournal.com
31.07.2010  ailev.livejournal.com/853399.html  "Программа общего верхнего образования. Повторюсь: в образовании я считаю главным его содержание (чему учить), а не форму (как учить -- хоть знаниевой таблеткой на ночь, хоть в виртуальных мирах, хоть в кэмповерах с методами подъема мотивации использованием блэкджека и шлюх 2.0). В основе -- конструктивизм ("понять что-то -- это уметь такое сделать, в том числе отмоделировать") и конструкционизм ("сделал сам -- покажи другим"), то есть инженерный (а не исследовательский) подход. Причем эта деятельность проходит в коллективе (личное взаимодействие) и в обществе (безличное взаимодействие). Т.е. готовим деятеля, а не университетского ученого. Считаем, что деятель и исследовать может. А вот исследователь деятелем обычно стать не может, подготовки не хватает. Приведенный вариант -- это самое начало работы, схватывающий основную идею черновик. По форме это, конечно, каталог методов (и в таковую форму его еще нужно будет перевести, сейчас даже заголовки там "не по форме"). Идеал -- когда человек-"выпускник" владеет перечисленными методами в качестве общей части своего верхнего образования.
Поскольку речь идет о методах, то под каждой строчкой подразумевается:-- описание работчих продуктов (в том числе моделей и используемых языков для их записей)-- описание практик-- описание ролей и компетенций-- описание инструментов (например, софта) То есть дается не "чистая теория" (только модели), но и инструменты и практики.Воспитанием этот курс не занимается, но кое-что из методов на эту тему есть. Это может вызвать споры, но пока я пишу это в раздел "безопасность" (самого разного свойства), хотя это и очень спорная точка зрения. Безопасность и защита -- про заповеди ("не делай того, не делай сего") и обеспечение их соблюдения. Поэтому в качестве рабочей гипотезы я беру в качестве более общей рамки более "операционную" безопасность, а не этику/мораль. И сюда же попадает вся "общественная безопасность", защита от насилия одних граждан над другими при помощи или без помощи государства. Тут еще думать и думать.
0. Пререквизит: английский язык.

1. Мышление
1.1. Современная логика: аналитическая школа (critical thinking) -- Андрей Шуман, "Современная логика" (2004г.). Убедительная речь, обоснования (в том числе инженерные  ailev.livejournal.com/811715.html), рациональность, контрфактуальность (counterfactuals). Другие логические школы (например, генетически-содержательная логика СМДМ, логики идеалистической философии, пост-аналитической философии).
1.2. Терминология, словари (и соответствующие стандарты).
1.3. Онтология -- теория о бытия ("что есть в мире"). -- [Тест на понимание "некомпьютерной части": одобрить или содержательно критиковать работу Сергея Дацюка -- uis.kiev.ua/xyz/tv/tv-book.htm]. Компьютерная часть: Handbook on ontologies, second edition (2009). Стандарты, в частности ISO 15926 [тест: типизировать какую-нибудь метамодель/стандарт в ISO 15926]. Simsion, Witt: Data Modeling Essentials (third edition, 2005). Концептуальное моделирование. 
1.4. Гносеология (теория познания, исследование разума): методология науки и эпистемология. Герменевтика (смысл и толкования). "Принятие теорий всерьёз".
1.5. Радикальный конструктивизм. Меметика и Dawkins. "Теория всего" Кена Уилбера (восемь групп описаний).
1.6. Системное мышление (systems thinking), системный подход. Системные движения и мыслительные технологии (СМД-методология, ТРИЗ, thinking processes из теории ограничений и т.д.). SWAT by Timothy Johnson, Journey through the systems landscape by Harold Lawson. Системы систем, холоны.
1.7. Теория вероятностей и статистика.

2. Язык. Нотационная инженерия.
2.1. Лингвистика (естественный язык) -- в том числе работы В.А.Тузова ("Компьютерная семантика русского языка"), generative approach и прочие подходы. Важнейшие искусственные языки (conlang.org/, список рассылки listserv.brown.edu/archives/conlang.html). Компьютерная лингвистика, The Handbook of contemporary semantic theory (1997, что-то быстро не нашлось аналогичного по scope и поновее). 
2.2. Контент-анализ. Вопросно-ответные системы (IBM Watson) и языковые фреймворки (UIMA и др.).
2.3. Дизайн языков программирования, языков моделирования, языков разметки.
2.4. DSL, языковой дизайн предметно-ориентированного языка.

3. Программирование и моделирование, представление знаний, формальные методы -- в аспекте computer science/даталогии (оперирование байтами безотносительно их смысла).
3.1. Понятие программирования (планирования, исполнения, вычисления). Аппаратура. Компиляторы, интерпретаторы. Семантика и синтаксис.
3.2. Мультипарадигмальное программирование: основные парадигмы и поддерживающие их языки.
3.3. Интерактивное программирование. Исполняющие среды. Language workbenches. Суперкомпиляторы.
3.4. Программирование-в-малом и программирование-в-большом. Параллельное программирование. Коммуникации и интернет.
3.5. Моделирование. Работы группы AtlanMod, Handbook of Dynamic Systems Modeling (2007) -- системная динамика, Modelica и т.д.. 
3.6. Масштабирование (работы STEP). 
3.7. Базы данных и persistance. Семантическая интеграция данных.
3.7. Агентский подход, генетические алгоритмы. 
3.8. Использование формальных методов.

4. Праксеология и ситуационная инженерия методов.
4.1. Основы праксеологии (Котарбиньский, Мизес и др.) и других теорий деятельности (СМДМ).
4.2. Методология (СМДМ и другие). Стандартизация, как форма бытования методологии. Моделирование (discovery, "демистификация мастерства") и дизайн методов.
4.3. Ситуационная инженерия методов (jucs.org/jucs_16_3/situational_method_engineering_state/jucs_16_03_0424_0478_henderson.pdf). Стандарты описания методологий разработки (практик и жизненных циклов). Расширения ISO 24744. Каталоги методов (OPFRO). SEMAT. Различия между проектными, процессными и практическими описаниями деятельности. Уровни зрелости деятельности.
4.4. Языки паттернов.
4.5. Организационные нормы (business rules).

5. Что делать: развитие. 
5.1. Философия развития. S-кривые развития.
5.3. [ссылочно] Предпринимательство. "Дилемма инноватора" по Кристенсен. 
5.2. Сингулярность и Человечество+
5.4. Управление развитием: себя, соседа, фирмы, отрасли, общества. Координация развития (форсайты, роадмэпы, промышленная политика). [ссылочно: стратегирование, безопасность -- австрийская школа экономики]

6. Что не делать: безопасность и экология.
6.1 Научные школы в гуманитарных дисциплинах. Методологический индивидуализм и коллективизм. Отличия научных школ от политических философий. Книжки издательств ИРИСЭН, СОЦИУМ в ассортименте.
6.2. Этика. Мораль. Ненасилие и справедливость. Право. Праксеология и право: австрийская правоведческая школа (Kinsella). 
6.3. Государство. Страховая концепция государства. 
6.4 Праксеология и экономическое мышление: австрийская экономическая школа, вирджинская школа общественного выбора, краткая характеристика других экономических школ.
6.5. Инженерия общества, управление развитием общества (в т.ч. промышленная политика).
6.6. Инженерная онтология безопасности и защиты (по Donald Firesmith). 
6.7. Техническое регулирование. Моделирование целей заинтересованных сторон и правовых конструкций (NOMOS).

7. Инженерия психики [OpenMeta] и тела.
7.1. Активное сознание (психонетика). 
7.2. НЛП и его современные последователи (типа clear speak, metapractice и т.д.).
7.3. Интегральная психология (в т.ч. организация религиозного опыта).
7.4. "Двигательный процессор" (модель тайцзи).
7.5. Внешняя перспектива (инженерия для психики): презентация -- см. kapterev.livejournal.com/696992.html, дидактика (instructional design), актерское мастерство, коммуникативные практики, user experience design и HCI. Коучинг. Поток (Чиксентмихай) и его обеспечение.
7.6. Экзокортекс и его организация. GTD.

8. Системная и программная инженерия.
8.1. Введение в системную инженерию. Введение в программную инженерию (как часть системной инженерии!). Различия между системным инженером и менеджером проекта. 
8.2. Виды жизненного цикла (agile против водопада, ICM, OPEN/Metis и т.д.)
8.3. Моделеориентированная инженерия требований.
8.4. Моделеориентированная инженерия системной архитектуры и методы проектирования (generative design).
8.5. Валидация и верификация
8.6. Управление конфигурацией и кодирование, вынос в реальность. Управление версиями.
8.6. Порождающее производство.
8.7. Эксплуатация и ремонт "по состоянию". OpenO&M.
8.8. DevOps (как в программной, так и в железно-системной сфере).
8.9. Systems family engineering, product line и прочий переход от единичного производства
8.10. Системная инженерия технической платформы

9. Инженерия организаций [PraxOS,  community.livejournal.com/praxos/7722.html с дополнениями, после "/" названия практик по ISO 15288]
9.1. Стратегирование, цели, KPI / описание ЖЦ 
9.2. Управление проектами и управление портфелем, в том числе планирование (Handbook of Scheduling, 2004), СС, LastPlanner, beyond budgeting -- включая управление цепочками поставок и логистику / управление проектами и управление портфелем 
9.3. Управленческий учет (throughput accounting), бухучет (пост мортем) / измерения
9.4. Мегамодель организации (оргмодель, enterprise architecture -- группы описаний) / управление информацией
9.5. Архитектура сервисов, ответственностей, полномочий (включая архитектуру IT-систем и оргструктуру. Конфликты интересов. Модель мотиваций. Заинтересованные стороны и их цели). SOA, DEMO (включая теорию communicative actions) / управление инфраструктурой
9.6 Инициирование и проведение организационных изменений (мероприятия активного типа, team building и т.д.). Цикл непрерывных улучшений, методы Six Sigma и прочие из этой серии (и их связь с TOC). / управление инфраструктурой и управление персоналом
9.7. Управление данными. Качество данных. Мастер-данные. Промышленные каталоги. Учет/регистрация, handover. Датацентрика против документоцентрики. Электронная подпись. / управление инфраструктурой
9.8. Сообщества (community of practice). Управление tacit knowledge.
9.9. Управление талантами (компетенциями). / управление персоналом
9.10. Методы групповой коммуникации (групповая динамика, конфликтология и принципиальные переговоры, коучинг, консалтинг, игровые техники).

10. Культура и искусство.
Не смотрите телевизор из соображений гигиены. Не читайте top 10 из книжных рейтингов, нарветесь на женские детективы. Читайте ЖЖ, вам про современную культуру все расскажут и даже покажут, на каких торрент-серверах ее брать."
09.08.2010  ailev.livejournal.com/855472.html  "Тезисы к Программе общего верхнего образования. 
1. В основу всего курса я кладу возможность контринтуитивного размышления и размышления о наглядно непредставимых (абстрактных) сущностях. Нужно уметь относиться всерьез к мыслям, если они расходятся с текущим восприятием и даже со здравым смыслом. Самые важные идеи -- контринтуитивны. Земля не плоская, а круглая. Молекулярные орбитали наглядно непредставимы, и вообще не "орбитали". Это, в частности, объясняет внимание к априорным наукам (когда речь идет именно о науках, ибо не все содержание курса -- науки). 
а) скепсис к "очевидному" и подозрение к "здравому смыслу" (включая даже "духовные откровения" и "непосредственные знания", доступные "просветленным"). Иллюзии восприятия бывают не только оптические, но и любые другие (включая иллюзии восприятия собственных мыслей).
б) тренинг в работе с непредставимым (абстрактными объектами -- процессами, языками, онтологиями и т.д.).
в) отношение всерьез к формальным построениям с абстрактными объектами, т.е. соотнесение этих объектов с реальным миром "как будто это правда",
и представляет собой основное, что дает этот курс.
2. Критерием успешности курса я кладу попадаемость выпускников в энциклопедии (в отличие от всевозможных курсов "саморазвития", после которых есть шанс попасть в книгу рекордов Гиннеса, или никаких шансов ни на что вообще нет, кроме получения всяких "ощущений счастья" или "возвращения к себе"). Для того, чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса, нужно что-то натренировать (неважно, что). Для того, чтобы попасть в энциклопедии, нужно что-то сделать что-то заметное для человечества. Программа подсказывает, что именно нужно натренировать (главным образом в сознании, и много меньше -- в теле), чтобы был шанс что-то сделать заметное для человечества.
3. Моя оценка "заметного для человечества" может разительно различаться с оценкой других людей. Для того, чтобы суметь поддержать разговор на тему "заметного для человечества" против других точек зрения, в Программу вставлена тематика "развития". Да, я знаю, что многие мои френды не любят понятие "развития" (но, например, любят понятие "эволюции", хотя могут и "эволюцию" не любить тоже, а рассуждать только о том, что было, полностью устраняясь из дискуссии о целях и будущем -- предоставляя творить это будущее кому-то другому, а себе отводя роль лишь критиков, а не творцов). Для осознанного размышления обо всех этих тонких материях и вставлена тема Развитие. 
4. В основе Программы лежит деятельностная онтология, а не научная (как могло бы показаться), и не религиозная. Праксеология -- это как раз про деятельность. Системная инженерия -- это про то, как коллективно что-нибудь сделать. Computer science и программная инженерия разведены, но отношение к инженерной части "программирования" не менее серьезное, чем к научной. Наука для того, чтобы делать, а не делание для науки (disclaimer: тут это философское заявление, а в каком-то конкретном случае вьюноши, обдумывающего житьё, вполне может наличествовать деятельность заради науки).
В частности, именно это заставляет выбросить естественнонаучный цикл (физику, химию, биологию и т.д.), ибо это уже специализация.
Из-за деятельностной онтологии в ее основании Программа не будет понята "интеллектуальными кругами", "серьезными людьми" и прочей воспитанной в советское время интеллигенцией, которая мыслит "по-настоящему высшее образование" как воспроизводство популяции ученых (которая их самих воспитала, и завещала воспитывать ученых и впредь, как единственно возможных мыслящих людей. Не-ученым в хорошем мышлении отказано). Ибо на выходе моей Программы -- Деятель, которого еще только нужно будет специализировать в Ученого, если вдруг возникнет такое желание. На всякий случай, я слово "высшее" заменил на "верхнее", чтобы сбить пафос.
5. Вся политика, общественное устройство, этика, техрегулирование и т.д. сознательно вставлены в тему "безопасность". "Что делать" -- это обсуждается в Развитии. "Что не делать" (всяческие заповеди, исключения из репертуара действий: "не убий", "не укради" и т.д.) обсуждается в Безопасности. Мне самому удивительно, что австрийская школа экономики попала в Безопасность. 
Этот подход к безопасности я прихватил от Ирины Постоленко: "Действие в современном мире не является дефицитным. Деятелей сегодня хоть отбавляй, любой идиот стремится что-то учудить, ленивых нет. Дефицит как раз в воздержании от действия -- на основании того, что результаты этого действия или само действие по каким-то причинам будут опасны". Это мне показалось достаточно интересным (и уж точно контринтуитивным на фоне обильно льющихся со всех сторон призывов к действию -- личному, коллективному, государственному).
6. Я отлично понимаю всю неподъемность такой обширной Программы. Слишком много букофф во всех необходимых книжках, поэтому нет шанса разобраться. У меня тут три соображения по сокращению времени изучения:
6.1. В разделе психотехник даются тренировки внимания/сосредоточения, техники визуализации и т.д. -- "учить учиться". Плюс работа с телом (как об этом говорят люди из тольяттинского института управления -- "тренировка готовности"). Это, по идее, должно поднять КПД данного курса, хотя и не радикально. Как минимум, этот подкурс должен убрать блуждающее внимание, которое заставляет читать френдфид вместо "многабукафф -- ниасилить -- ЖЖ", а уж про умение сосредоточиться на толстой неинтересной книжке я вообще молчу.
Слово "дисциплина" тут является, пожалуй, ключевым -- дисциплина мысли, дисциплина действия. 
6.2. Я думаю, что сегодняшнее знание чрезвычайно пушисто, и его нужно сжать: в самых разных дисциплинах и школах мысли переоткрываются одни и те же эвристики, но в абсолютно разной терминологии и с весьма вариативным изложением. Это сжатие соответствует пунктам 4, 5, 6 из Accretion model of theory formation Дугласа Лената (в конце постинга  ailev.livejournal.com/469995.html). Я пока не понимаю, как это сделать, но как-то сделать это нужно. Поэтому мне глубоко симпатичные идеи о переописании больших кусков разных наук с использованием идей категорной логики (например,  algebraic-brain.livejournal.com/41205.html -- это чтобы понимать, каковы идеи). Другое дело, что сама категорная логика постоянно перетрактуется в терминах других разделов математики, и поэтому там место путаное изначально. Масштабы обобщений по этой линии см. в работах math.ucr.edu/home/baez/ (до его момента увлечения экологией). Категорная логика является тут только примером, над которым нужно думать дальше. Это некоторый радикализм -- во-первых, я не думаю, что общая подготовка будет включать в себя много-много сложной математики (и без нее там хватает сложностей), квантовой физики (это в спецкурсы) и т.д., а во-вторых, переформулировки для всей Программы в терминах категорной логики займут время и ресурсы, сравнимые со временем и ресурсами очередной переделки Программы в связи с очередным развитием всех поминаемых в ней областей знания (думаю, речь идет где-то о десятке лет). Поэтому нужно различить тут "исследования по обобщениям, которые закончатся аккурат к подготовке следующих версий Программы лет через десяток", и "промышленную компактификацию в порядке подготовки Программы к изучению в одно-двухлетней перспективе". Впрочем, все эти рассуждения относятся не только к переформулированию в терминах категорной логики.
Тем не менее, многие люди это называют такое переформулирование-компактификацию "математизацией": переводом многочисленных пространных эмпирических построений в тривиальный компактный формализм (Алан Кей сотоварищи ищет сейчас "какую-то математику для описания программ", чтобы сжать их объем в разы и разы в проекте STEP; инициатива SEMAT ищет "какую-то математику для описания деятельности", чтобы получить компактные описания методологий разработки).
Еще одно название для того же самого: поиск паттернов (а, вернее, методов). Когда паттерн найден, то огромные куски текста сокращаются просто путем указания на известный паттерн. Это (перетаскивание паттерна размышлений из одной предметной области в другую) получило название "подхода". Ага, "системный подход" -- это перетаскивание паттернов размышления в терминах систем, наработанное в биологии, на другие предметные области. Так что речь идет о том, чтобы использовать минимальное число подходов для изложения всей Программы, но без ущерба для ее содержания.
6.3. Тут нужно оговорить, что я не обсуждаю вообще форму занятий, и тем самым не обсуждаю обеспечение мотивации. Как поддерживать достаточную мотивацию для многочасовых занятий, нужно обсуждать, в частности, в instructional design (перевод "дидактика" тут не слишком точен, ибо в дидактике мотивационные вопросы явно не центральные). Тут есть некоторая рекурсия, ибо от выпускников ожидается и умение преподавать: это базовое, общее умение, необходимое для коллективной деятельности. Если человек не умеет донести до других людей, что он делает и как думает, то он тем самым не умеет участвовать в коллективной деятельности -- и это не зависит от его специализации."
02.09.2011  ailev.livejournal.com/950308.html  "Картина мира для младшеклассников. Я думаю, что даже третьекласснику уже можно дать какое-то связное объяснение того, как устроен современный мир. Конечно, это должно быть загрублено до предела ("позвоночник из трёх позвонков, и по одной косточке на каждую конечность"). Вот, например: 
1. Наука занимается получением компактных тематических описаний (моделей) окружающего мира -- изобретением таких объектов, в терминах которых можно корректно описать мир (сделать модель мира). Научный метод -- это когда изобретается "из головы" гипотеза об описании, а затем ставится эксперимент: проверка, насколько описание соответствует действительности.
2. Для того, чтобы правильно рассуждать об описаниях мира (моделях), используется философская логика. Особый статус математики, как продолжения логики (неологицизм): это про описания описаний, т.е. оторванные от реального мира описания. Формальные языки против естественных языков. Научность описаний растет по мере их формализации.
3. Компьютерная наука (computer science) -- это про то, какие описания пригодны для рассуждений компьютеров (т.е. про "исполняемые описания"). Киборгизация. Предмет информатики как создание языковых исполняющих сред. Информатика как не только алгоритмика, но и моделирование данных. Информатика как "исполняемая философская логика".
4. Системное мышление -- это о том, как выделять из "непрерывного" мира какие-то дискретные описываемые куски.
5. Инженерия -- это о том, как что-то сделать (задумать, сделать, использовать, выкинуть). Системная инженерия -- как сделать кусок мира, специальная инженерия -- как обеспечить какой-то тематический аспект системы.
6. Деятельностный подход -- это о том, что любые научные описания нужны для инженерной деятельности ("описывать нужно для того, чтобы что-то сделать"). Чтобы что-то сделать, используется метод -- и тематические описания являются его частью. Как описать метод. 
7. Коллективная деятельность: кооперация и коллаборация. Праксеология. Обмены.
8. Наука и религия.
9. Этика."
*

содержание журнала  dar-aya.livejournal.com/5085.html

система обучения, ценностная ориентация, мудрость людей

Previous post Next post
Up