содержание п. 6.1. стр.1

Feb 28, 2020 19:36


Систематизация свидетельств времени ССВ
(в скобках указаны содержание / ключевые слова):
6.  Образование:

6.1. Суть образования  
1  (альтернативное образование (домашнее, свободное); / литература; / суть форсайт-проекта России)   
4  (26.10.2010 - 22.09.2011: различение реальности практики от идеальных конструкций; / покупка диплома; / вред высшего образования; / гуманитарное образование)   
8  (23.09.-18.11.2011: вред старших классов; / истребление письм. историч. свидетельств; / о запоминании и канале восприятия; / базовые принципы)   
9  (ноябрь 2011: "Реформа" образования и ее подоплёка; / факторы, погубившие высшее образование; / ИТ-образование; / на кого стоит учить детей)   
12  (11-15.02.2012: мы смотрим на мир в соответствии с тем, как его выстраивает наша грамматика и как делит его на части словарь: ловушка возвратной частицы -ся - герой сообщения представлен не субъектом, а пассивным объектом «действия»; словарный смысл может быть один и тот же, но внутренняя форма - связи, в которых «исторически замечено» то или иное слово, - неявным образом влияет на его восприятие и употребление, иногда довольно сильно; главное - это прекратить наконец «думать за других» и начать разговаривать; / приемы работы с текстом; / мозг как поисковая машина и, следовательно, интеллект человека определяется объёмом накопленной информации и скоростью её переборки; / о приведении системы образования в соответствие с потребностями экономики)   
13  (15.02.-27.03.2012: продолжение о приведении системы образования в соответствие с потребностями экономики / признаки синдрома информационной усталости; / в докапиталистическую эпоху науку делали одиночки. Объём информации, которой располагала тогдашняя наука, позволял манипулировать ею одним мозгом. И человечество знало так мало, что рук одного экспериментатора хватало, чтобы выкопать у природы её тайны. И вообще идеи и генераторы идей нужны в очень незначительном количестве - у человечества не хватает сил на реализацию этих нужных ему идей. Обыватель привык персонифицировать явление. Трудно ему осмыслить в качестве автора чего-то там полезного муравейник. Точнее, человечник. Вот и выдумывают для него, обывателя, главного гения. И назначают таковым кого надо. Кто изготовляет главных научных гениев? Понятно кто: кто имеет власть, а ещё лучше четвёртую власть-контролирует медийное пространство; / Сила логики и до некоторой степени алгебры: можно видеть изоморфизм совершенно разных систем понятий и совершенно разных аргументов. "Что нового дает нестандартный анализ?" - нестандартный анализ позволяет сократить формулировки и доказательства. / Изоморфизм - логико-математич. понятие, выражающие одинаковость. / Логика - это один из инструментов формирования мыслеформ. (1) Бинарная логика (двоичная, Аристотелева) является фактически доминирующей, т.к. идеально подходит для создания системы ОБЪЯСНЕНИЙ. Система объяснений - это инструмент массового отупления и создания иллюзии понимания, когда информационное поле формируется авторитетом и никем другим. Это означает невозможность трансформации собственной системы представлений. Вместо знания слушатель получает общую для всех слушателей систему ответов. Все инструменты изменения системы представлений скрыты от человека, и он воспринимает мир на уровне беспорядочной системы бинеров. Пройти этот барьер можно только самостоятельно. А наиболее отчетливо сформулировать этот барьер можно так: "Аристотелева логика - есть ВНЕШНИЙ инструмент формирования мыслеформ, а человеку необходимо развить индивидуальный ВНУТРЕННИЙ инструмент формирования мыслеформ". (2) Нечеткая логика вводит объективное вероятностное распределение, возможность мыслить не однозначными точечными объектами, а категориями, изменяющимися на интервале, что способствует навыку развития самостоятельного мышления. (3) Так как думать на Аристотелевой логике невозможно и не думать совсем тоже невозможно, а аристотелева логика общепринята, значит, она используется не для мышления, а для общения (передачи информации), причем и для общения используется некая ее модификация - контекстная логика, когда выбор значения слова определяется из контекста, т.е. из окружения. Вот этот момент выбора и определяет то, что мы подменяем ментальные инструменты на интуитивные ощущения, что приводит к тому, что большинство диалогов превращаются в споры и споры эти становятся в лучшем случае терминологическими. А ведь именно здесь должен начинаться разговор, только отсюда начинается сколько-нибудь реальная работа. Треугольник "Бинарная-Нечеткая-Контестная" логики вполне устойчив и самодостаточен, он решает задачи поддержания текущего состояния и препятствует задачам развития. (4) Вопрос об изоморфности представлений имеет колоссальное значение и может решатся различными способами. Такими, как калибровка по реперным точкам, сравнение асимптотик, топологическая конгруэнтность. Однако наиболее важным моментом в практическом использовании изоморфических логик является ясное и четкое осознание степени соответствия пространства представлений реальности, статус того или иного ментального объекта или связей между ними. Статус аксиомы, рабочей гипотезы, вероятностного допущения, следствия из закона аналогии, знания, практики... Более того, необходимо представлять, как собственные границы представлений, так и границы представлений собеседника. (5) Суперпозиционная логика - когда оба полюса бинера существуют вместе. Именно такие ситуации чаще всего приводят к парадоксам и именно из таких ситуаций, мы можем перейти от плана феноменов к плану ноуменов. (6) Объединение предыдущих логик в единое пространство дает нам семеричную логику Джайнов, способную дать нам внешнюю замкнутую группу ответов, которые описывают эволюцию системы представлений от проявления бинеров в феноменальном мире до перехода к ноуменальной идее.)  
15  (27.03.2012: в России граждане, открывающие для себя все новые грани упоения неолиберальным прагматизмом, нам ее преподносят как наипрогрессивнейший метод цивилизованного мира. Регресс нашего общества в пещерные правила жизни вообще не перестает удивлять - согласилось же оно без всяких проблем с существованием узаконенного рабства в лице гастарбайтеров. На Западе есть люди, которые считают, что бизнес-подход к университетскому образованию стал «убийством образования» еще 100 лет назад. Элитные университеты с заоблачной стоимостью обучения выполняют ту же функцию, что и дорогие рестораны, - являются в первую очередь элитными клубами для «своих», а вовсе не источником знаний в гуманитарном понимании. Какую ценность имеют знания и культура вне контекста рыночных манипуляций... чтобы граждане этого государства могли быть людьми в том понимании человека, какое существует у этого государства, нации и цивилизации. Поэтому вопрос о приемлемости торговли знаниями (кстати, как и о приемлемости торговли людьми) - это не вопрос о ценах, спросе и предложении. Это вопрос о том, что означает быть человеком в нашей системе координат. Если она у нас есть. / Большинство наших бед заключается именно в образовании. Поскольку, как не крути, а основные наши проблемы заключены в неравенстве людей. А неравенство оно не в количестве доходов или месте проживания. Основное неравенство оно именно в способностях, то бишь, в наличие или отсутствии определенных знаний. А всё остальное вторично. Не менее чем 90% знаний, которые мы используем в жизни, мы получаем в школе. Обычной, средней школе. Надо учитывать то, что под изучением школьной программы подразумевается её развернутое понимание. То есть не только учебник, но и то, что называлось рекомендуемой литературой для чтения. А так же всевозможные кружки, факультативы, дополнительные занятие и всякие экскурсии. / Основные элементы мироаоззрения: знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. Основные компоненты структуры мировоззрения: (1) Познавательный компонент базируется на обобщенных (повседневных, профессиональных, научных) знаниях и представлениях о природе в целом, об универсуме, космосе, о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности. (2) Ценностно-нормативный компонент используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека. (3) Эмоционально-волевой компонент - для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования. (4) Практический компонент. Мировоззрение - это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. На высоком уровне мировоззрения - теоретическом - происходит критическое осмысление принципиальных основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, картины мира, которые опираются на житейскую мудрость традиций, на здравый смысл. Функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, обыденное знание. Мифология - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений на основе неспособности человека выделить себя из окружающей среды. К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести: - синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного); - антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами); - гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.). Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями (как формой абстрактного мышления). Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к их разрешению. Цель философского поиска - через частное и общее обнаружить всеобщее. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек». Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры наиболее общие представления о мире и человеке, которые носят название универсалий культуры. Универсалии культуры - это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает, переживает и преобразует мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслируется в культуре и усваивается индивидами в процессе социализации.)
16   (15.04.2012: О творчестве и обучении творческим специальностям: я сейчас говорю о способности и умении создавать нечто новое, то, чего еще не было. О видении необычного в банальном. О соединении несоединимого. О выражении невыразимого. О творческой смелости, необходимой, чтобы это все воплотить, причем по-своему, не прячась в скорлупу "правильного" и "принятого нашей школой". Это и есть ТВОРЧЕСТВО. Что вообще требуется для живого творчества? Того самого, что не боится ошибок, презирает штампы и не терпит стагнации? (1) Мотивация. Надо, чтобы человек ХОТЕЛ творить. Был готов к этому. Не мог без этого. И не так важно, на чем базируется это желание - на любви или фрустрации, позитиве или агрессии. Это все частности. Главное - желание. И пусть это коряво, пусть поначалу банально. На практике мотивация чаще всего подавляется. С методической точки зрения позиция "вам рано!" тоже не выдерживает критики: в процессе творчества студент (допустим, студент) перерабатывает намного больший объем информации, чем при заучивании материала, а главное, изучает его намного глубже, касаясь в т.ч. и дополнительных областей. У меня только 2 объяснения такому "педагогическому подходу": некомпетентность и зависть. (2) Специализация. Научитесь писать новостушки - будете писать репортажи. Этапность обучения глубоко условна. Наоборот - если у человека что-то изначально хорошо получается, надо развивать дарование, а не низводить его до среднего немотивированного уровня. Слышал возражения: "надо, чтобы каждый технически умел делать все, а потому выберет, что ему ближе" и "действительные таланты не ломаются". По первому пункту отвечу просто: а зачем? Да, Пушкин в литературе умел решительно все. Блок - нет. И чо? А что касается пассажа про "не ломающихся талантов", то ответьте мне - у нас ВУЗ или камера пыток? Человек пришел учиться, а не рвать жилы в борьбе за право быть собой. Оно и так у него есть. (3) Внутренняя свобода. Любой автор должен иметь возможность для экспериментов с материалами, темами, идеями, цитатами, семантическими пластами и т.п., причем без оглядки на традиции и нормы. Это своего рода "игра в бисер"... Надо ценить творчество как таковое, а не креатив в рамках привычной формы. (4) Экзистенциальный опыт. Творчество требует большого и разнообразного жизненного опыта. Но - и это принципиально важно! - опыта сугубо индивидуального, необходимого конкретному автору. (5) Интеллектуальный опыт. Свобода изучения и привлечения. Свобода оценки. Свобода анализа. Свобода мнений. И пусть хочется расхохотаться в лицо 17-летнему юнцу - все равно слушай и уважай, слушай и думай! Не сами воззрения, а факт свободного высказывания. Не аргументацию, а ход мыслей. И пусть ваш студент-автор бросается от даосизма к Карлу Марксу и от Хлодвига к зеленым человечкам - плевать! Именно в таком метании видна личность (и проблемы). Именно помехи в творческом росте - основная забота преподавателя, обучающего творческим дисциплинам. (6) Время. Нельзя торопиться. Творческая квалификация (любая) - это не набор навыков, а состояние сознания. Эта квалификация оттачивается годами. Бывает, именно творческий человек годами мается вроде бы откровенной херней. Это нормально. Это для вас - херня, а он много чего в этой херне понимает... (7) Право на эксперимент и на ошибку. Пусть ошибается. Пусть ошибается здесь, в аудитории, пока это еще можно исправить. Пусть знает, как исправляться. Пусть поймет природы ошибки; может, это сейчас она такова, а через пару лет эта нынешняя ошибка станет единственно возможным путем. И с чьей точки зрения "ошибка"? С вашей? Или его? Или творческого процесса? (8) Инфраструктура. Очень трудно развиваться, варясь в собственном соку. Поэтому абсолютно необходимы соответствующие тусовки, выставки, чтения, учебные проекты... пусть в рамках одной пары - наплевать. Но лучше, конечно, более масштабном варианте. Конференции, семинары, обмен опытом, френдование в жж, совместное распитие спиртных напитков и проч. - было бы в тему. Эта система, где есть одновременно состязание и поддержка. Это и есть инфраструктура. Надо показать себя. (9) Признание и внимание. Сразу оговоримся: признание и внимание не означает восторженности и сюсюканья. Признается автор, а не его гений. Признается право автора на внимание, на собственный стиль, собственную позицию, собственное высказывание. Разница очевидна. (10) Конструктивная критика. "Конструктивная" - значит доказательная, профессиональная, рациональная, с рекомендациями, призванная помочь автору в ЕГО пути. Его, а не преподавателя. И конструктивная критика должна вдохновлять, а не втаптывать в землю Последнее - самый крайний случай, это ни в коем разе нельзя рекомендовать как широкий метод. Но применяется он повсеместно. Например, ирония - прекрасный способ вправить мозги. (11) Технические методы самовыражения. Надо давать возможность освоить разные приемы, но а) давать возможность, а не навязывать и б) обучать даже тому, что лично вам не нравится. / 03.06.2012 В.Мараховский Оперрационализм и процедурость. Рассказ 21-летнего студента о его столичном медийном факультете. Я спросил, чем там на факультете дышит народ, и получил ответ. Оказалось, народ не дышит ничем. В том смысле, что у него нет никаких образов, которых не было бы, например, у народа 30-летних или у народа 14-летних. То есть собственную реальность он - не создаёт вообще. Он живёт в нашей, только относится к ней несколько иначе. О политике, о текущей ситуации в стране: «тру занятые» -- то есть те, кто очень упорно учится и хочет стать настоящими медийщиками, - вообще не в теме. «Они интересуются той сферой, в которой дальше хотели бы работать, - пояснил студент обалдевшему мне. - В основном это кино, фешн, театры и книги». На первый взгляд, последняя фраза выглядит болезненным бредом. Это же как учиться на фармацевта, не зная человеческой анатомии. Но самое страшное, что на самом деле рациональность тут есть. Дело в том, что их мировосприятие строится на другом инженерном принципе - это поколение тех, кому за 35, видит в мире в основном явления. Нам этих самых явлений периодически не хватало, а поколение тех, кому сейчас 20, напротив, тонет в явлениях. Что важно: даже вполне доступных бедному студенту явлений гораздо больше, чем он может переварить. Поэтому они в мире видят первым делом операции, призванные разбираться с этим океаном явлений. Они ищут процедуры и технологии, которые помогают отбрасывать лажу и лирику - и ведут к единственно проверяемому результату в виде успеха. Если давать этой неписанной идеологии название - то её можно назвать «Оперрационализмом». И эта идеология в конечном счёте - то ли главное завоевание, то ли главная проблема пресловутой «стабильности». Мы худо-бедно живём уже лет десять в мире, где правила игры примерно одни и те же. И пока люди с сущностным мышлением спорят, справедливы ли эти правила и можно ли их изменить, люди с оперрациональным мышлением ищут способы выполнить их лучшим образом, а где возможно - скачать кряк. Изменений правил на их памяти не происходило, поэтому для них изменение - как ядерная война: вроде произойти может, но с чего бы? Разумеется, людям первого типа (с «сущностным» мышлением) этот молодняк кажется формальным и, мягко говоря, неглубоким - не способным не только решать нестандартные системные проблемы, но и даже их видеть. Правильно кажется: он (с "процедурным" мышлением) таков и есть. Приход таких процедурней в управление огромной страной - ничем хорошим для страны обернуться не может. Но что тут важно: никакой пропагандой и агитацией классического типа мы их процедурный угол мировоззрения не поменяем. Но тут нам на помощь приходит реальность. Нынешние священные технологии и процедуры успеха в ближайшие месяцы начнут давать сбои. Ибо вся эта процедурная магия - производная от хорошо слежавшейся стабильной системы. Между тем, именно в период, когда рушится один миропорядок и создаётся другой - становятся востребованы люди, которые умеют а) объяснять явления и б) создавать явления. Наша -- то есть здоровой части Рунета, Минкульта и прочих заинтересованных сторон -- задача состоит в том, чтобы начать систематически и убедительно демонстрировать, где находится настоящая тру успешность, связанная с пониманием явлений.)
17   (08.06.2012: Проводимые в образовании реформы носят по определению структурный, институциональный, технический характер. Россия входит в мировое образовательное пространство и принимает правила, распространенные в развитых западных странах. Отсюда - увеличение числа лет обучения, введение ЕГЭ, бакалавриата и магистратуры. Но это лишь новая форма. Образование (и его качество) определяется содержанием и используемыми методами обучения в широком смысле, включая формы изложения материала, систему упражнений, практических занятий, технических средств обучения и т.д., а также подготовку соответствующих педагогических кадров. Перед органами управления образованием стояла задача «перелить» образование в новую форму без потерь. Без опоры на достижения педагогической науки сделать это невозможно: слишком многое может «пролиться». К сожалению, именно это в последние годы и происходило. / Лина Сачек ЕГЭ русское и американское Сравненительный анализ диагностических тестов. Эти тесты имеют ряд существенных недостатков ведущих к дискриминации ее главной оценивающей миссии. К этим недостаткам относятся: 1. Выявленные тестами знания испытуемых не всегда соответсвуют действительности. 2. Интеллектуаные умения (умственные действия и операции), как показатели функционирования реального мышления практически не замеряются. 3. И как следствие второго недостатка - преобладание утилизированного подхода к оценке испытуемого, вместо творческеского, направленного на выявление креативно-мыслящих личностей.)
18   (13.06.2012 С.Мазаев Разум. Отличие гения от посредственности лежит вне интеллектуальной плоскости. Именно таков характер трудности, которую испытывает познающий разум в поисках истины. Истину приходится не столько искать, сколько выбирать. Гениальный ученый начинает отличаться от посредственного исследователя: он всегда, или в абсолютном большинстве случаев, выбирает именно тот путь, который ведет к «сияющей вершине». Когда отсутствуют рациональные основания для выбора, остается одно - положиться на интуицию: какому пути больше доверяешь? И здесь срабатывает сугубо психологический момент: подобное тянется к подобному; человек в первую очередь доверяет себе, а во вторую - тому, у кого с ним много общего. Что же сказать о гениальном ученом, если он всегда доверяет истине, а доверие возникает между подобными, как две капли воды, вещами? Очевидно то, что он подобен истине. Или что он такой же, как истина, - ясный, сильный, простой, чистый и целостный. То есть святой. Подобное познается подобным. Выдающегося ученого «выдает» прежде всего характер личности. У вас непременно останется светлое чувство после общения с ним, даже если вы не в состоянии уяснить характер его научных занятий. / авг.1999г. И.П. Павлов "Об уме вообще". Мотив моей лекции - это выполнение одной великой заповеди, завещанной классическим миром последующему человечеству - “Познай самого себя”. Человек имеет целью освоиться с этою действительностью так, чтобы можно верно предсказывать, что произойдет в ней в том и другом случае, чтобы можно было эту действительность даже направлять по своему усмотрению, распоряжаться ею, если это в пределах наших технических средств. * (1) общее свойство, качество ума - это постоянное сосредоточение мысли на определенном вопросе, предмете... упорство - есть общая черта ума от великих до маленьких людей, черта, обеспечивающая работу ума. (2) Между действительностью и умом стоит и должен стоять целый ряд сигналов, которые совершенно заслоняют эту действительность... наши ощущения чувств есть тоже только сигналы действительности. Ум должен разобраться во всех этих сигналах, учитывать все эти возможности ошибок, искажающих действительность, и все их устранить или предупредить. Что такое наши слова, которыми мы описываем факты, как не новые сигналы, которые могут, в свою очередь, затемнить, исказить истину. Слова могут быть подобраны неточные, неподходящие, могут неверно пониматься и т.д. И вы опять должны остерегаться, чтобы не увидеть благодаря словам действительность в ненадлежащем, неверном виде. Когда вы дойдете до выводов, когда вы начнете оперировать с теми словесными сигналами - этикетками, которые вы поставили на место фактов, - то здесь фальсификация действительности может достигать огромнейших размеров. (3) Абсолютная свобода мысли. Вы должны быть всегда готовы к тому, чтобы отказаться от всего того, во что вы до сих пор крепко верили, чем увлекались, в чем полагали гордость вашей мысли, и даже не стесняться теми истинами, которые, казалось бы, уже навсегда установлены наукой. Действительность велика, беспредельна, бесконечна и разнообразна, она никогда не укладывается в рамки наших признанных понятий, наших самых последних знаний... Без абсолютной свободы мысли нельзя увидеть ничего истинно нового, что не являлось бы прямым выводом из того, что вам уже известно. Такое беспристрастие мысли надо уметь соединить и примирить с вашей привязанностью к своей руководящей идее, которую вы постоянно носите в своем уме - вы должны быть чрезвычайно привязаны к вашей идее, и рядом с этим вы должны быть готовы в любой момент произнести над нею смертный приговор, отказаться от нее. (4) От исследующего ума требуется чрезвычайное внимание. И однако, как ни напрягает человек свое внимание, он все-таки не может охватить все элементы той действительности, среди которой он действует, не может все заметить, уловить, понять и победить. Как в случае с пристрастием ума, совершенно так же и здесь необходимо очень тонкое балансирование. Вы должны, сколько хватит вашего внимания, охватить все подробности, все условия, и однако, если вы все с самого начала захватите, вы ничего не сделаете, вас эти подробности обессилят. Здесь надо уметь закрывать до некоторого времени глаза на многие детали для того, чтобы потом все охватить и соединить. (5) Идеалом ума, рассматривающего действительность, есть простота, полная ясность, полное понимание. Хорошо известно, что до тех пор, пока вы предмет не постигли, он для вас представляется сложным и туманным. Но как только истина уловлена, все становится простым. Признак истины - простота, и все гении просты своими истинами. (6) Но этого мало. Действующий ум должен отчетливо сознавать, что чего-нибудь не понимает, и сознаваться в этом. И здесь опять-таки необходимо балансирование. Великий ум ставит себе вопросы: “Да, действительно ли все это понятно, да на самом ли деле это так?” И сплошь и рядом одна уже такая постановка вопроса есть преддверие крупного открытия. Важно стремление к ясности и простоте, а с другой стороны, необходима смелость признания своего непонимания - это совершенно законная потребность ума, так как неестественно, чтобы все было понятно, раз мы и окружены и будем окружены таким бесконечным неизвестного. Вы можете заметить, до какой степени приятно читать книгу великого человека, который много открывает и одновременно указывает, что осталось еще много неизвестного. (7) Для ума необходима привычка упорно смотреть на истину, радоваться ей. Истиной надо любоваться, ее надо любить. Это совершенно естественная привычка человека, который открывает истины. У такого человека есть потребность постоянно на эту истину смотреть. Он знает, чего это стоило, каких напряжений ума, и он пользуется каждым случаем, чтобы еще раз убедиться, что это действительно твердая истина, несокрушимая, что она всегда такая же, как и в то время, когда была открыта. (8) Последняя черта ума, поистине увенчивающая все, - это смирение мысли, скромность мысли.)
*
след. стр. содержания п. 6.1.(2)  dar-aya.livejournal.com/117395.html
оглавление журнала dar-aya.livejournal.com/71582.html

система обучения, мудрость людей, содержание оглавления

Previous post Next post
Up