6 ССВ: (15) суть образования

Feb 23, 2020 00:15

Суть образования
27.03.2012 odnako.org/magazine/material/show_16982/  "Маринэ Восканян (обозреватель отдела «Экономика» журнала «Однако») О приемлемости торговли знаниями. Американский бизнесмен Ричард Теллер Крейн в 1911 году сказал: «Те, кто любит литературу, не имеют права быть счастливыми. Право на счастье имеют только те, кто полезен». Образование как товар, повышающий собственную полезность - нет, даже не для общества, а для хозяина, который даст тебе работу, - вот предел этой логики. Между тем прошло сто лет, а в России граждане, открывающие для себя все новые грани упоения неолиберальным прагматизмом, нам ее преподносят как наипрогрессивнейший метод цивилизованного мира. Каким-то само собой разумеющимся стало упоминание везде некой суммы денег, которую семья должна накопить на образование ребенка. Инструкция по использованию материнского капитала тоже приучает к этой мысли, даже тех, кто еще только планирует рожать детей.
     Говоря проще, если у вас нет денег, ваш ребенок знания получать недостоин. И эта абсолютно дикая и еще совсем недавно вообще непредставимая для нормального человека идея вдруг стала общим местом. Регресс нашего общества в пещерные правила жизни вообще не перестает удивлять - согласилось же оно без всяких проблем с существованием узаконенного рабства в лице гастарбайтеров. Кстати, именно глядя на молодых, но при этом не умеющих читать и писать пришлых чужаков, «новых варваров», те, кто вырос в советское время, могут наглядно лицезреть светлое неолиберальное будущее. И никакие айфоны у определенных каст нового мира этого нового средневековья не отменяют - так же как в Древнем Риме высочайшие технологии архитектуры или совершенство юридической мысли совершенно не мешали работорговле.
     Платное образование предлагается как аналог западных образцов. Правда, на Западе есть люди, которые считают, что бизнес-подход к университетскому образованию стал «убийством образования» еще 100 лет назад, когда восторжествовали идеи таких «прогрессистов», как упомянутый Крейн, и что элитные университеты с заоблачной стоимостью обучения выполняют ту же функцию, что и дорогие рестораны, - являются в первую очередь элитными клубами для «своих», а вовсе не источником знаний в гуманитарном понимании. Кредиты на необоснованно дорогое образование ряд западных экспертов считает еще одним источником механизма порочного кредитного потребления среднего класса, которое наряду с ипотечным кредитованием раскручивало маховик кризиса. Но это неправильные западные люди считают, что все это плохо. Что плохого в том, чтобы расценивать себя как объект с товарными свойствами и для апгрейда этих свойств вступить во взаимовыгодные товарно- денежные отношения с образовательным учреждением?
     Главное, это очень понятная логика. Потому что система, в которой знания не продаются и не покупаются, предполагает, что в принципе существуют отношения между общественными институтами и людьми, не регулируемые коммерческими инструментами. И что их ценность также не оценивается коммерчески. Но тогда должна существовать система координат с такими некоммерческими целями и оценками. Предполагающая, в свою очередь, некие точки отсчета. Абсолютно непрагматические и предельно идеальные. Не экономика отвечает на вопрос, зачем нужны наука и культура. И даже не министерства культуры и академии наук.
     Только так можно обосновать, какую ценность имеют знания и культура, вне контекста рыночных манипуляций. Если знания не товар, то для чего они нужны, и почему государство должно создавать условия для их распространения и для повышения уровня образования граждан? Прагматический ответ: чтобы мы были конкурентоспособными в мировом разделении труда. Настоящий ответ: чтобы граждане этого государства могли быть людьми в том понимании человека, какое существует у этого государства, нации и цивилизации. Поэтому вопрос о приемлемости торговли знаниями (кстати, как и о приемлемости торговли людьми) - это не вопрос о ценах, спросе и предложении. Это вопрос о том, что означает быть человеком в нашей системе координат. Если она у нас есть."
28.03.2012 cyrilshishkin.livejournal.com/30902.html  "Разница в образовании. Откуда она? Тема изначально философская.
Причем философская в том, народном смысле, когда подразумевается, что говорить и спорить можно долго, но ответа найти не получится. Соглашусь заранее с тем, что ответа найти не получится. Но это же не значит, что нет смысла об этом говорить.
     Мне кажется, что большинство наших бед заключается именно в образовании. Поскольку, как не крути, а основные наши проблемы заключены в неравенстве людей. А неравенство оно не в количестве доходов или месте проживания. Основное неравенство оно именно в способностях, то бишь, в наличие или отсутствии определенных знаний. А всё остальное вторично.
     Как не крути, но для того, чтобы стать миллиардером, нужно иметь не только определённые деловые качества, но и какие-то знания. Собственно то, что мы называем деловой хваткой - это ведь тоже составляющая часть знаний. А вот почему этот самый уровень знаний у всех разный? От чего он зависит?
     Задумавшись над этим, я пришел к выводу, который мне самому показался неожиданным. Не менее чем 90% знаний, которые мы используем в жизни, мы получаем в школе. Обычной, средней школе. Плюс к этому, некоторое количество специальных знаний добавляет ВУЗ. Но вот как раз эти знания влияют меньше, тем более что далеко не всем приходится их применять в жизни.
     Не верите? Попробую убедить. 
     Практически всю свою трудовую жизнь мне приходится заниматься журналистикой. А журналист, это человек, которые по определению Жюль Верна обязан знать обо всем понемногу. То есть настолько, чтобы, когда о чем-то пишешь или говоришь не показать свое полное незнание вопроса (жаль, что современные журналисты не читают Жюль Верна).
     А последние лет одной из сфер моей деятельности является издание популярных справочников на самые различные темы. Что тоже требует некоторых знаний в самых различных областях деятельности - биологии, минералогии, нумизматике, географии и многом другом.
     Так вот, каждый раз сталкиваясь с какой-то темой, я постоянно убеждаюсь, что для того, чтобы разбираться в ней, достаточно напрячь память, и вспомнить школьный учебник.
     Я немного утрирую, но на самом деле, даже столкнувшись с темой драгоценных камней, мне мало понадобились знания из курса геологии, полученные в ВУЗе - хватило воспоминаний с уроков географии. Это даже удивительно, но в школе нам даётся настолько полный курс знаний, что его достаточно, чтобы стать разносторонне развитым человеком. Кстати, в ВУЗе многие дисциплины, которые даются в дополнении к основным, по сути лишь повторяют школьную программу. У нас, например, таковой, являлась химия. И весь курс химии у нас, по сути, был повтором школьной программы - разница была скорее в подаче материала, чем в объеме и глубине.
      И конечно, надо учитывать то, что под изучением школьной программы подразумевается её развернутое понимание.
То есть не только учебник, но и то, что называлось рекомендуемой литературой для чтения. А так же всевозможные кружки, факультативы, дополнительные занятие и всякие экскурсии. В общем и целом можно сказать, что если хорошо учить уроки, и при этом читать книги и вообще впитывать всевозможные знания, то более вроде ничего и не надо.
     А теперь сделаю поправку к вышесказанному - в средней школе мы МОЖЕМ получить 90% знаний, которые будем использовать в жизни.
     Можем. Но не получаем. Не получаем совершенно точно, иначе бы имели общество с таким уровнем интеллекта, что никакому Ивану Ефремову или Сергею Снегову и не снилось.
     А почему? Возможности у всех изначально одинаковые. И не надо утверждать про социальное неравенство общества. В жизни множество примеров, когда образованнейшие люди вышли из самых низов, и их родители были бедным и абсолютно безграмотными. И столько же много примеров, когда дети талантливейших людей, вырастали в полных балбесов. Поговорку «природа на детях отдыхает» ведь не случайно придумали.
      Конечно, многие социальные факторы влияют на получение образования. Но почему-то один ребенок не читает книги из огромной домашней библиотеки папы-академика, а другой зачитывается книгами из «районки», чего совершенно не понимают его родители-алкоголики. Откуда это берется? Каким образом закладывается вот это неравенство в мозгах наших детей?
Когда, кем? Может быть, ответив на этот вопрос, мы сможем очень многое изменить в нашей жизни?" 
psyera.ru/ponyatie-mirovozzreniya-i-ego-struktura-istoricheskie-tipy-mirovozzreniya-55.htm  ""Человек задумывается о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о добре и зле, справедливости и т.д. Эти и другие «вечные» вопросы, каждый раз заново решаемые новыми поколениями, составляют круг-вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют его мировоззрение.
     Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
     1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.
     Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.
     2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.
     Оценка есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной у разных людей, социальных групп и т.д.
     Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.
     3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.
     Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждение - это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля - способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения.
     4. Практический компонент. Мировоззрение - это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.
     Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение мировоззрения.
     Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
     По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.
     Жизненно-практический уровень или обыденное мировоззрение - это стихийно складывающийся тип мировоззрения у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя не систематизированное обобщенное представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте.
     Обыденное мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколения, и познанный опыт каждого конкретного человека. В нем нередки внутренние противоречия, предрассудки. Обыденно-житейское мировоззрение в целом не способно критически разобраться во внутренней сущности сложных, разнообразных и противоречивых отношений «человек - окружающий мир».
     Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения - теоретическом. Значение этого уровня заключается в том, что именно на нем происходит критическое осмысление принципиальных основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, картины мира, которые опираются на житейскую мудрость традиций, на здравый смысл. К этому уровню относится философия.
     Философия - это мировоззренческая форма сознания, однако, не всякое мировоззрение можно назвать философским. Понятие мировоззрения шире, чем понятие философия. Философия не совпадает с мировоззрением, потому что, во-первых, зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, обыденное знание; в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы и по-своему отвечает на них.
     Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию.
     Мифологическое мировоззрение - исторически первая, не-расчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифология (от греч. повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, которое не отделилось от эмоциональной сферы. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах возникновения природных явлений, о жизни и смерти человека, и т.д.
     К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести:
- синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного);
- антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами);
- гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).
Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями (как формой абстрактного мышления).
     Ушла ли мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Можно сказать, что в целом мифология как мировоззренческая форма исторически изжила себя, однако она может-фрагментарно сохраняться в современной культуре. Различные формы общественного сознания (например, искусство) продолжают использовать элементы мифологии. В XX веке наблюдалось сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам, в которых происходило переосмысление классических мифологических образов, а также сознательное мифотворчество.
     При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» или «политического» мифа. В ряде случаев власти стремятся создавать мифы, посредством которых становится возможным манипулирование массовым сознанием (например, мифы о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости вождей, о врагах и т.д.). Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой фонд искусства.
     На смену мифологии пришла религия. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.
     Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.
     Качественно новым типом мировоззрения является философское мировоззрение. Термин философия (в пер. с древнегреч. «phileo» - люблю, «sophia» - мудрость) - означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философия стала новым явлением в VI веке до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах зародились самые развитые цивилизации с производящей экономикой и товарно-денежными отношениями, с первыми государствами и классовой структурой. Зрелая социальная основа вызвала к жизни древнюю науку и философию. Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.
     По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей бытия, совершенствования познавательного аппарата появилась необходимость возникновения новой формы освоения мировоззренческих проблем.  Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами.
     Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а также весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое на протяжении тысячелетий накапливало человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры или вымысла.
     Появление философии - это появление вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии (лат. reflexio - обращение назад) и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска-через частное и общее обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы), так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек».
     Таким образом, предмет философии образуют всеобщие сущности мира и его основных фрагментов. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры наиболее общие представления о мире и человеке, которые носят название универсалий культуры. Универсалии культуры -это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия. Универсалии культуры, прежде всего, это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах, это квинтэссенция накопленного человеческого опыта, опираясь на который каждое новое поколение познает и преобразует мир. Кроме того, они определяют и эмоциональное переживание человеком мира, его оценку явлений и событий окружающей действительности.
     Категории возникают, развиваются и функционируют в культуре как целостная система, где все элементы так или иначе связаны друг с другом. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслируется в культуре и усваивается индивидами в процессе социализации. В системе универсалий культуры можно выделить так называемые базисные, универсальные категории, в которых обнаруживаются необходимые, существенные свойства и характеристики объектов, явлений мира. Эти свойства выявляются практикой в предметном мире, а затем переносятся в идеальный план сознания, фиксируясь в форме категорий пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.п. Эти категории универсальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соответствующие характеристики и свойства. Кроме базисных категорий в системе универсалий культуры можно выделить категории, посредством которых выражены характеристики и свойства субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся категории: человек, общество, я, другие, труд, сознание, добро, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т.п. Эти категории уже не имеют статуса всеобщих и универсальных категорий бытия, а применимы только для сферы социальных отношений. Однако в жизнедеятельности человека они играют не меньшую роль, чем базисные категории. Они фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивидов в систему социальных отношений и коммуникаций.
     Итак, система категорий, лежащая в основании культуры, выступает в качестве ее фундаментальных мировоззренческих структур. Она выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления о природе, обществе, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни, ценностях человеческого мира и т.д. В каждом типе культур присутствует специфический для них категориальный строй сознания, который выражает особенности культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую в нем шкалу ценностей. Категориальные структуры обнаруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры общества того или иного исторического типа (в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, художественном освоении мира и т.п.). Они выражают мировоззрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира, что позволяет рассматривать их в качестве оснований культуры соответствующей эпохи.
     Для человека, сформированного соответствующей культурой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он организует свою деятельность и строит свою жизнь.
     В процессе философской рефлексии над универсалиями культуры формируется язык философии, представляющий собой систему предельно обобщенных категориальных форм. Таким образом, результатом философского исследования и рационально-логической рефлексии являются философские категории, выступающие как своего рода теоретическая рационализация универсалий культуры, которые не всегда выражаются в логически стройной форме и могут быть зафиксированы в форме образов, иносказаний, притч и т.д. В них преодолевается чувственно-эмоциональная конкретность, образность, символизм, метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения. Философские категории представляют собой формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности. Специфика философских категорий заключается в том, что они носят универсальный характер, т.е. приложимы не к какой-то одной области явлений, а к явлениям, существующим в различных областях действительности.
     Специфика философской рефлексии над основаниями культуры заключается в том, что с ее помощью осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом. Поэтому мы можем сказать, что философия выступает как самосознание культуры.
     Если обобщить все вышеизложенное, то можно сказать, что исходным началом философского анализа, исследования, становятся результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения обществом действительности (обыденного, религиозного, мифологического, художественного, научного). Исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная,- и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними в системе логических категорий. Философские категории, законы, принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и мышление. Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, закономерном в обобщенно-систематизированное отражение действительности. Таким образом, философия - это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Источник: Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009"
*
содержание журнала  dar-aya.livejournal.com/80212.html

система обучения, ценностная ориентация, мудрость людей

Previous post Next post
Up