Понять СССР-95: Самое лучшее образование в мире, а потом верили Кашпировскому?

Mar 12, 2018 14:50


Продолжаем. См. 91, 92, 93, 94, а также список тем 01-90.

Тезис в общем виде, существует во многих вариациях:
С чего это советское образование -- самое лучшее, когда люди массово верили в Кашперовского, МММ и прочее?
Вариантов "если" -- множество, суть -- попытка заявить качество советского образования мифом. Зачем -- думаю, понятно; тут разберём саму претензию.

Главное: что подразумевает тезис "советское образование -- лучшее в мире"?
1.Речь идёт о всеобщем и бесплатном образовании, доступном каждому. Конечно, была разница между деревенскими школами, и скажем, физмат-интернатом при МГУ, но я не зря про него вспомнил: при наличии способностей можно было в него поступить и осваивать науки на соотв. уровне. Т.е. ссылки на то, что в некоем суперпуперэлитном учебном заведении на Западе с оплатой в 100500 охрениллионов, которые принимаются лишь у лордов в третьем поколении как минимум, образование лучше, -- не в тему.
2. Необходимо понимать, что наличие системы образования как образования per se и её реализация -- это не синонимы. Говоря о самом лучшем образовании, имеют в виду систематическое изложение знаний в разнообразных областях, причём связанное между собой. Упрощённо говоря, полноценное изучение школьной программы давало весьма адекватное представление о действительности, навыки системного мышления и всё такое. Проблемы были (с гуманитарными науками, но это не так уж страшно). Понятно, что далеко не все педагоги обладали талантами и призванием, и не все ученики любили учиться и могли освоить программу полностью .Тут имеются определённые недостатки в ориентации на учеников уровня 3+/4-, а более умные часто несправедливо забываются.
3. Однако надо понимать, что "лучшее" не значит "идеальное". Я лично могу написать нехилый трактат на тему "как надо бы обустроить среднее образование на основе советского с исправлением недостатков", но суть -- именно в том, что системное образование с недостатками всё равно лучше эклектического -- и тоже с недостатками.
4. Что касается Каршировского, МММ и проч., то всё просто. Школа вполне даёт знание математики даже у троечника на уровне, который позволяет видеть мошенничество МММ. Для того, чтобы понять, что "билеты" не обладают никакими обязательствами, даже математики не надо. Какие претензии к школе, если люди -- идиоты? Кем надо быть, чтобы верить в того же Чумака: "Поставьте перед телевизором трёхлитровую банку жидкости, которую вы пьёте каждый вечер, я её заряжу"?
И, кстати, проблема "ученики ни хрена не понимают, а зубрят" -- она же не эксклюзивно советско-школьная. Рекомендую книгу Р.Феймана "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" -- там есть отрывок, очень наглядный, на примере студентов университета. Или вот, В.И. Арнольд, «Путешествие в хаосе»: «Во Франции я читаю студентам такие же лекции, как и в Москве. Принимаю там экзамены. И вот во время письменного экзамена парижский студент спрашивает меня: “Профессор, я нахожусь в затруднении: скажите, четыре седьмых меньше или больше единицы?". Это студент четвертого курса, математик! Он провел сложные вычисления, решил дифференциальное уравнение и получил верную цифру - четыре седьмых. Но дальнейшие его расчеты шли двумя путями в зависимости от того, больше или меньше единицы оказывается полученный результат. Все, чему я его учил - а это дифференциальные уравнения, интегралы и так далее, - он понял, но я его не учил дробям, и дробей он не знает...».
5. Программа была единой на всю страну, при этом с кучей факультативов,кружков и проч.
6. Воспитательный аспект -- важен, но тут его не касаюсь.

hungry_ewok: МММ, кашпировских и прочих рекламировали на всю страну по государственным каналам, от имени государства же. В условиях же массовой целенаправленной обработки через СМИ образование не пляшет, причем вообще никакое. Что, собственно подтверждается примером запада, где WASP'ам с их несоветским образованием столь же успешно были навязаны толерастия, феминизм и прочие педерастии как нормы.

Это если вкратце.
Т.е. говоря о лучшем образовании, я лично (и подавляющее большинство тех, кто считает так же) имеет в виду возможность любому получить системное полноценное образование, если у него есть достаточно мозгов. Системы же образования на Западе давно отличаются "для богатых" и "для бедных", и уровень там кардинально различен.
Большая цитата для наглядности:

https://blau-kraehe.livejournal.com/429147.html
Прямо-таки блещет нестандартностью и оригинальностью вот этот пост, доказывающий, что советское образование "не было лучшим в мире", "как думают все" (кто - все?) И в самом деле: учителя были обыкновенные, учебники - серенькие, система - обычной прусской. А что в нем было "хорошего"? На протяжении всего "оригинального" поста автор доказывает: система ТОТАЛИТАРНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Как во всем государстве! Все эти люди почему-то, в отличие от меня, жили в каком-то страшном государстве, где даже дышать было нельзя без разрешения партии, родителей прямо могли чуть ли не посадить и уж точно уволить с работы за неуспеваемость ребенка, и как выразился один из комментаторов, "школа убивала лучших учеников, а вузы их добивали".

Я-то вот помню страну, где всем было на все плевать, и где как раз резко не хватало хоть какого-то принуждения, делать можно было все, что угодно. А сейчас я живу как раз в довольно страшненьком государстве ФРГ, где родители должны обеспечить явку ребенка в школу под угрозой штрафа или тюрьмы; родителей вообще никто не спрашивает особо - всем управляет государство и чиновники, в том числе - судьбой твоего ребенка. При этом эта судьба вовсе не гарантирована, ребенок не сможет автоматически попасть хотя бы в аналог ПТУ, если плохо учится - а обречен на социальную смерть, если ты не будешь зубами выгрызать и биться за его место под солнцем. Именно на социальную смерть, о которой понятия не имеют те, кто с пафосом пишет о том, как "советская школа убивала". Они не поймут, почему в Германии школьники в 5-6-м классах нередко к концу года падают в обмороки, попадают в психиатрические лечебницы - от дикого страха, что не справились, и что их вышвырнут из школы в низшую ступень. А в низшей ступени многие заранее знают, что жить им придется на пособие, а работать и получать профессиональное образование - как получится.

Ну ладно, им нравится думать, что они жили "при диктатуре" и при "тоталитарном принуждении" - пусть продолжают так думать. Оставляю это на их совести.
Поговорим о "лучшей" или "нелучшей" системе. Во-первых, я лично не знаю, была ли советская система "лучшей в мире". Вполне возможно, в какой-нибудь стране система образования была (или есть) лучше. Я не занималась такими сравнениями.
Во-вторых, безусловно, недостатков в советской системе образования было много, очень много. По сравнению с идеальной фантастической моделью - это даже прямо ад какой-то. К сожалению, мы живем в реальном мире, и та идеальная фантастическая модель пока еще нигде не была осуществлена.

А вот что на самом деле, реально отличало советскую систему образования? Нет, это не "тоталитарное принуждение". И то, что в ней было хорошего - это программа.
Как когда-то писал С.Г. Кара-Мурза, советская программа образования на любом уровне была системной. Малышу в детском саду на его уровне давали полную картину мира - природы, общества, обо всем понемножку, чтобы формировалось общее, системное представление о мире. Более сложная картина создавалась в начальной школе, еще сложнее - в старшей, и даже в вузах на первых курсах давали разнообразные предметы именно для создания общего кругозора.
Второе качество советской учебной программы - это ее научность. Это и упор на точные и естественные науки - математику, физику, химию, биологию. И в гуманитарных науках - опять же система, создание костяка представлений о русской литературе или об истории - на который уже можно было нанизывать знания фактов, у кого получше, у кого похуже. Основа советской программы - научное, но не религиозное мировоззрение.
Третье качество советской системы образования, которое мне представляется позитивным - это ее массовость и равенство. Тоталитарная система, ничего не скажешь! Вот именно то, что каждая продавщица и каждый милиционер хотя бы на примитивном уровне должен овладеть основами научного мышления. Да, это не удалось - советские граждане совершенно так же. как западные, радостно бросились верить во всякую чушь, как только "разрешили". Да ведь многие после школы начисто и перестают напрягать мозг, а мыслить - это именно напрягать его. Почему так - отдельный вопрос, и это уже относится к недостаткам системы.
Однако была сделана хотя бы попытка. Образование было равным и единым. Каждому ребенку действительно предоставлялись все возможности для роста и дальнейшей карьеры в обществе. Школа старалась уравнивать шансы ребенка из профессорской семьи и из семьи маргиналов-алкашей, заставляя последнего учиться и развиваться. Ничего похожего на чисто классовую систему образования западного общества, где дети строго распределены по социальным стратам и соответствующим школам.

В принципе, я не специалист в вопросах образования и могу делиться только личным опытом. Как и автор обсуждаемого поста.
Но личным опытом поделюсь. Мне есть с чем сравнивать. Это система образования в "лучшей в мире стране", "социальном государстве" ФРГ, с которой столкнулись мои дети. Скажу сразу, что о системе трех ступеней и связанными с этим жуткими, неразрешимыми проблемами я уже писала не раз, сейчас ее слегка смягчают (но очень слегка), поэтому повторяться не буду.
Давайте о программе.

- Однажды я с ужасом обнаружила, что моя девятилетняя дочь искренне уверена, что звезды - это небольшие светящиеся шарики объемом где-то с машину или дом, которые болтаются в небе.
Я еще поделилась этим ужасом в интернете, на что мне, разумеется, ответили, что я как мать, сама несу за все ответственность и обязана была к девяти годам обучить дочь не только чтению, письму и счету, но и физике, биологии и астрономии в полном объеме. Короче, меня облили презрением и заклеймили как мать-кукушку.
Но простите меня, я-то как раз охотно и часто рассказывала детям что-то о науке, возможно, дочь пропускала это мимо ушей - ее это просто мало интересовало. Но разве это задача родителей - дать детям полную программу образования? Ведь она к этому моменту училась уже в четвертом классе. Неужели в школе нельзя было хотя бы как-то упомянуть о том, что такое звезды?
Но когда действительно учитель должен об этом рассказывать? Предмет - аналог нашего природоведения - в начальной школе у них был раз в неделю. А религия - два раза. Обязательная для всех! В обычной, не церковной, светской школе.
(к слову, даже и религию преподавали крайне несистемно, но это другой вопрос).

- Еще больше меня потрясла программа гимназии. Гимназии, заметим, то есть школы, где дают максимально возможный объем знаний, как бы для лучших. Например, биология. Неделю дети изучают "дерево", потом две недели - корову. Потом месяц "сексуального воспитания" на той же биологии, потом вдруг цветочки и листочки. Потом немножко о клетке. Потом еще что-то об анатомии человека.
Можно представить, что из этого остается в голове - полный ноль.
А как это было у нас? Пятый и часть шестого класса - ботаника, в соответствии с классификацией растений - общая, затем классы растений один за другим. Шестой и седьмой - зоология, опять же, глядя на древо развития живого мира. А это древо, эта схема постоянно висела в кабинете биологии, к ней то и дело обращались, и она невольно запоминалась. Учили все по порядку: простейшие, кишечнополостные, беспозвоночные, хордовые, затем - амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие.
После этого, в восьмом классе приступали к изучению человека, и тут (несколько запоздало) было также и сексуальное воспитание.
В девятом и десятом изучали общую биологию, законы развития, экологию, генетику, на примитивном уровне молекулярную биологию.
Это была советская система. В немецкой же школе системы вообще нет. Правда, в последних классах гимназии (но это уже детки 18-20 лет!) они изучали генетику, общую биологию и т.д. на нашем вузовском уровне, там уже все было серьезно, и претензий у меня нет. Просто советская школа заканчивалась в 17 лет, и вот все эти подробности мы уже учили в вузах - и только те, чья специальность была связана с биологией.

Но это еще далеко не худший вариант! Это все-таки гимназия. В процессе собственного профессионального образования и общения с местными я с ужасом увидела девочек и мальчиков. которые в 18-19 лет, после окончания средней школы:
- Не знали, что такое клетка. Вообще не знали! У них в школе биологию не проходили или проходили очень плохо. Поэтому они были не в курсе, что живые существа состоят из клеток.
- Если и слышали об этом что-то, то уж точно не знали ничего о строении клетки - что там есть хотя бы ядро, мембраны и цитоплазма.
- Не знали, что такое протон, нейтрон и электрон, не слышали ничего вообще о том, как устроен атом.
- Не могли назвать формулу воды.

И это, товарищи, у них массово.
Впрочем, с химией и физикой вообще все очень, очень мрачно. И у гимназистов тоже. Я, наученная горьким опытом, дома повесила таблицу Менделеева - но это мало помогло. Спрашивала у детей и их друзей химические формулы - ну воду они знают, все-таки гимназисты. А вот формулу поваренной соли случайно назвал только мой сын. Химию проходят года два-три и очень, очень поверхностно. Физику тоже как-то так же, и уровень знаний аналогичный.

Но зато правда у них кое-что очень хорошо преподают: иностранные языки. Впрочем, не все. Только английский. На английском дети спикают свободно. А вот другие языки - испанский, французский, хотя их в школе и учат - на том же уровне, что и у нас. Так ведь английский преподается много лет, четыре часа каждую неделю.
Ведь это самое важное для современного человека! Знать английский! Как иначе служить на рабочем месте Империи Добра, самой лучшей, гуманной и главной стране мира?! Английский, немножко религии, немножко математики (в основном для тех, кто без этого не сможет обойтись в вузе), немножко немецкого. Литературы как предмета нет. Некоторые литературные произведения - по выбору учителя - бессистемно проходят в рамках немецкого языка.

Вот это - чистый личный опыт. Впрочем, у вас есть полное право ничему этому не верить, завопить "она очерняет" и рассказать о том, каким идеально образованным стал лично ваш ребенок в немецкой гимназии. Наверняка так и будет. И еще рассказать, как вас "убивали в советской школе". Я в принципе ничего против не имею - у нас постмодернизм, реальность как таковая давно уже не имеет значения, все субъективно. Я уже даже не вижу смысла рассказывать, потому что - зачем говорить правду, если она имеет ровно такое же значение, как и выдумки и "субъективные ощущения"?
Но все-таки зачем-то рассказываю.
Все сказанное здесь - чистая правда. Я не щажу себя и рассказываю неприглядные вещи о собственных детях. И о том системе, в которой мы живем. Я не могу сделать глобальных выводов, так как не специалист в образовании - хотя есть международные системы оценок, и они тоже о многом говорят и в отношении советской системы образования, и в отношении ФРГ.
Но для себя я выводы сделала.

Из комментариев:

-- Сейчас, во Франции, ребенок в младших классах, в частной школе учится, поэтому там тоже все хорошо, как в СССР - тотальное принуждение к образованию, родители все трясутся, не дай бог деточку из школы попросят. Программа, кстати, слабая. Таблицу умножения мусолят целый год. Но я рада, моему сыну самое то, чтоб не было нелюбви к школе и чтоб процесс обучения был легким.

-- Видимо образование в Германии сильно отличается от английского. Английским образованием я полностью доволен:
-детям дают столько сколько они могут съесть
- детей не пичкают насильно, хочеш бери, не хочеш - в макдоналдсе места хватит всем
...- скорость обучения - у меня два ребенка ходили в одну и ту же школу, и что удивительно, в шестом классе например старшая изучала степенные ряды, а младший в том же шестом классе учился складывать часы и повторял таблицу умножения. - детям дают то что они могут взять - вот чего яростно не хватало советской школе!

-- по ленности характера, я бы предпочел американскую, зубрить не надо
блин, есль у меня знакомая малолетка а Л.А. так она на вопрос
-сколько будет 5х7 ?
достала калькулятор потыкала и показала результат
знание таблицы умножения у них совсем не обязательно

Немного просто цитат:
Президент США Джон Кеннеди: "Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой".

Герман Греф: "Россия проиграла в глобальной конкурентной гонке и оказалась в технологическом рабстве. Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний".
Анатолий Чубайс: "Если ты доцент, профессор, завкафедрой в профильном направлении и у тебя нет своего бизнеса, да на кой черт ты мне нужен вообще.”
Андрей Фурсенко, 2004-2012 министр образования : «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Его преемник во всех смыслах (2012-16 гг) Дмитрий Ливанов: «Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии»,

мысли, СССР

Previous post Next post
Up