Кто изобрёл еврейский народ - 03-3: Раса и нация

May 23, 2020 13:49

Продолжаем.

Уже во введении к своей книге «Рим и Иерусалим» Гесс с воодушевлением цитирует Греца. Сочинение еврейского историка (а именно пятый том) объяснило ему, что даже после эпохи Талмуда еврейская история «все еще имеет национальный характер; это не только история религии или церкви» . Это революционное открытие было следствием тяжких сомнений, обуревавших уставшего радикала, которого повседневный германский антисемитизм, политический и философский, вынудил открыть свои «национальные корни». На протяжении всей книги он не скрывает своего отвращения к немцам и буквально громит их. Он предпочитает им французов, но более всего - «аутентичных» евреев.
Гесс считал сочинение Греца эпохальной книгой, сумевшей «привлечь симпатии нашего народа к своим героям и мученикам».
…крупнейшие мыслители второй половины XIX века погрязли в грандиозном вязком болоте расизма и вульгарно-этнографических установок. … Интеллектуалы - от Карла Маркса до Эрнеста Ренана - переносили на бумагу столь вопиющие предрассудки в отношении евреев, африканцев и восточных народов, что сегодня трудно понять, каким образом они за очень короткое время стали совершенно нормативными.

W.: В качестве иллюстрации напомню "К еврейскому вопросу" Маркса, мало кто в курсе.
“Поищем тайны еврея не в его религии, - писал Маркс, - поищем тайны религии в действительном еврее. Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги. ...Еврей эмансипировал себя еврейским способом, он эмансипировал себя не только тем, что присвоил себе денежную власть, но и тем, что через него и помимо него деньги стали мировой властью”.

Вся история есть нескончаемое повествование о расовых и классовых войнах, однако расовые войны первичны, а классовая борьба вторична. Пока эти кровавые войны не прекратятся, евреям (по крайней мере восточноевропейским) не следует искать прибежища нигде, кроме как на своей исконной родине, то есть на Святой земле. По мнению Гесса, постоянный конфликт евреев с «гоями» вызван тем, что евреи изначально представляют собой отдельную расовую группу. Начало этой древней неистребляемой расы следует искать в Египте. Уже на рисунках, украшающих гробницы фараонов, мы видим среди строителей зданий и дворцов людей, физически неотличимых от современных евреев: «Еврейская раса - одна из исходных рас, и климатические влияния не могут изменить ее облик ни в одной точке мира. Еврейский тип сохранился - он существовал во все времена, во всех поколениях». Гесс продолжает с горьким пессимизмом: «Ни перемена религии, ни ассимиляция в океане индогерманской и монгольской рас не помогут сыновьям и дочерям Израиля скрыть свое происхождение. Еврейский тип не исчезнет, не будет уничтожен, и всякий, кто с ним столкнется, не сможет его не узнать».

W.: Забавно: автор считает, что нации-де конструируются идеологией, но сам приводит рассуждения именно что происхождения.
(понятно, что "раса" здесь означает "расовый тип", а не одну из больших рас.

Что же чудесным образом хранило нацию так долго? На протяжении всей книги Гесс неустанно повторяет: ее хранила в первую очередь религиозная вера. Поэтому он открыто презирает сторонников религиозной реформы, впрочем, как и поборников эмансипации евреев в Германии. Иудейская религия - это национальная традиция, предотвратившая ассимиляцию еврейского народа. Впрочем, ассимиляция, так или иначе, все равно невозможна.

W.: Далее говорится о мыслях Гесса на тему "не религия формировала народ, а евреи создали религию в связи со своими особенностями". Всё верно (в общем виде, не только для евреев).
Отношение Ш. Занда к этой концепции не выражено (ох уж мне эти гуманитарии...).

Через год после выхода в свет сочинения Гесса Грец опубликовал эссе «Новая молодость еврейской расы».
Что именно дает человеческому сообществу право объявить себя нацией, спрашивает Грец? Во всяком случае, отвечает он, не общее расовое происхождение, поскольку иногда различные расовые типы объединяются в один народ. Язык тоже не может считаться ультимативным общим знаменателем - достаточно ознакомиться со швейцарским примером. Даже наличие единой территории не является достаточным условием для образования нации. Быть может, историческая память - это то, что объединяет людей в народы? Отрицательно отвечая на этот вопрос, Грец демонстрирует удивительное для своего времени историческое чутье: вплоть до Нового времени народы не принимали участия в политической истории; они оставались равнодушными наблюдателями свершений своих правителей и сильных мира сего. Быть может, основой существования нации является высокая культура? Увы, нет, ибо такая культура - совершенно новое явление, еще не ставшее достоянием всего народа. Становление наций покрыто тайной; трудно дать исчерпывающий ответ, однозначно разрешающий эту проблему.

W.: Различные расовые типы -- один народ? Вновь всплывает языковая проблема: nation. Т.е. американцы -- это типа многорасовая нация :-) На самом же деле есть этносы, которые является устойчивой расовой гибридизацией. Скажем, южные евреопейца отчётливо отличаются от северных. Совсем наглядный пример -- мексиканцы.
Швейцария -- также пример nation как народа. Хотя вопрос "есть ли швейцарская нация" интересен. Я, если честно, не копался. Но, в принципе, тут вполне возможна двуязычная нация: генетика по сути та же, менталитет по сути тот же -- т.е. выражать надо одно и то же. Вот нации, которая была бы двуязычна в виде, скажем, китайский + немецкий, я себе не представляю.
Наличие единой территории как раз обязательно. Вот потом она может быть потеряна и т.д., и тогда всё сложно (с)
А системная ошибка -- всё в той же концепции "политической нации". Естественная же нация имеет соотв. менталитет, а культура и участие в политической истории с ним связаны, но не эквивалентны.
Нет никакой тайны: нация -- это стадия развития этноса, на которой он создаёт своё государство, где является, соотв., государствообразующим этносом -- нацией. Не каждый этнос развивается до нации.
Здесь же, в контексте книги, речь в первую очередь о евреях как одном этносе -- был ли такой исторически (и таки да, если был и создал Иудею -- то стал нацией).

По мнению Греца, невозможно отрицать тот факт, что существуют как смертные народы, исчезающие с исторической арены, так и народы, наделенные бессмертием. От греческой и латинской рас не осталось и следа, они растворились в других человеческих сообществах. В отличие от них, еврейская раса сумела сохраниться и выжить, и в ближайшем будущем она снова обретет свою блестящую библейскую юность. «Воскрешение из мертвых» после Вавилонского изгнания и возвращение в Сион указывают на возможность нового «воскрешения». ...Становление еврейской расы было необычным с самого начала, поэтому ее история воистину чудесна. По сути, евреи - «народ-мессия», который в будущем спасет все человечество. Грецова телеология избранного народа остается скорее этической, нежели политической, и несет в себе покрытые пылью остатки размытой традиционной религиозной веры.

W: В общем-то, именно религиозной по сути: чего необычного-то? Точнее: все сведения по сути написаны по религиозным мифам, и таки что?
Тут интересен вопрос: за счёт какого именно фактора сохраняется единство евреев веками, если общей страны давно нет (и появилась исторически недавно и лишь благодаря другим народам), религиозность уже не является определяющим фактором: не каждый еврей -- иудей, но общность явно имеется, причём именно еврейская. И -- уже говорил -- даже с разнообразностью расовых типов от ашкенази (всегда улыбает, когда вспоминаю про "идеального немецкого солдата" :-)) и до чернокожих фаллашей. Через ярко выраженных семитов.


Телеграмм-канал для своих, не скопипащенных, постов: t.me/warrax_news

мысли, социализм

Previous post Next post
Up