Продолжаем.
Честно говоря, я очень долго не мог понять странные претензии конструктивизма к примордиализм; реально же -- какое-то выдуманное чучелко. "Сама придумала и сама обиделась".
Понятно мне стало, когда я наткнулся на описание примордиализма у С.Г. Кара-Мурзы. цитирую:
"Способом научного познания, которым пользуется примордиализм, является методологический эссенциализм (от лат. essentia - сущность) - метод, имеющий своей целью открытие истинной «природы вещей». В крайнем случае приверженцы примордиализма доходят до буквального овеществления этничности, считая ее материальной субстанцией, включенной в структуры генетического аппарата человека. Смысл сущностного подхода в том, что этничность понимается как вещь, как скрытая где-то в глубинах человеческого организма материальная эссенция (скрытая сущность). Основная претензия к примордиалистским теориям - это сомнение в неизменности этничности и этноса. Ведь, согласно им, этнос зарождается в древности и далее неизменен, существует на протяжении веков. Но это не так - этнос и этничность эволюционируют, трансформируются, этот процесс может носить эволюционистский, а может и регрессивный характер, вплоть до деградации и исчезновения этноса. Индивид даже на протяжении своей жизни способен менять этническую ориентацию. Примордиализм предполагает стабильность сформированной этничности и ее передачу из поколения в поколение. Но в истории бывает по-разному. Очевидно, что этносы меняются. Древние греки и современные греки - это разные народы, так же как древние римляне и итальянцы. На разных исторических этапах этносы могут радикально трансформироваться, вплоть до превращения в новый этнос благодаря взаимодействиям с другими этносами и т. д. Эти процессы трудно объяснить с помощью примордиалистских теорий".
Напомню про специфику мышления гуманитариев: вера авторитету и подмена системного анализма сути явления историей обсуждения термина. Упрощённо: если вы спросите у какого-либо философа о чём-нибудь сложном, что обсуждалось столетиями, то он, как правило, может зачитать вам обширную и интересную лекции по истории философии "кто, когда, где и что сказал по этому поводу". Но если вы попросите уточнить его собственную позицию -- у него будет ступор, т.к. у большинства её попросту нет.
Я не изучал подробно историю примордиализма в обсуждаемоем контексте и не считаю её достаточно важной, чтобы тратить время. Примордиализм -- естественнен и научен, что ещё надо-то? Но, поскольку естественен, то, видимо, кто-то когда-то шибко вумно выразился про "методологический эссинциализм" и пошло-поехало в меру недоразвитости. Таки да, если мы что-то такое вот обсуждаем, то должны понять, в чём суть этноса. Но приписываание "как бы неизменной материальной эссенции" -- это бред. Возможно, кто-то из примордиалистов когда-то нечто подобное и писал, затейников много. Но с чего бы приписывать этносу в концепции примордиализма абсолютную неизменность?! Что за бред? Может, кто-то такое и ляпнул; но лично у меня есть подозрение, что это приписали примордиализму конструктивисты -- мол, у нас этнос конструируется, "значит", противоположная точка зрения, доведённая до абсурда, -- это полная неизменность! Ага, и появились этносы на Земле прямо в готовом виде!
Ну очевидно же на примере языка: со временем язык меняется, но при этом "новый язык из старого" не особо-то получается. Да, современный русский сильно отличается от древнерусского, но это -- варианты русского языка сквозь множество веков. Или, скажем, итальянский сейчас -- это не латынь, но преемственность очевидна. Тут языки уже совсем разные, конечно, но и, в отличие от России, Римская Империя рухнула и раздробилась, а не просто радикально преобразовалась.
Или, скажем, современные люди статистически выше средневековых того же этноса -- и что?
Этнос -- это динамическая система, и он меняется. Но при этом системно отличается от соседних этносов по генетике и культуре. Важно понимать, что естественные изменения -- они исторические, долгие. Нет ситуации "древнерусский язык превратился в русский язык XXI века" -- этот процесс занял не один десяток столетий.
То есть претензия вообще не по адресу.
Что тут надо еще понимать. Конструктивизм в зачатке через инструментализм -- это, если не путаю, конец 1950-х, а полное становление как общепринятой и типа научной концепции -- это 1980-е. То есть примордиализм преспокойно существовал "по умолчанию" -- "выяснилось, что я всю жизнь говорил прозой" (с).
А вот когда пошёл идеологический заказ на глобализм, на коструирование "общечеловеческих ценностей" взамен традиционных и т.д. и т.п. -- тогда и появился контруктивизм, заявив себя передовым научным подходом. Полная аналогия: веками было два пола, мужской и женский, ну и некоторое количество отклонений -- гермафродиты, трансгендеры, что рассматривалсь как патологии. А есть типа "современная наука", в которой имеется несколько десятков (или уже сотен?) гендеров, а любой извращенец рассматривается как здоровая уникальная индивидуальность. Мол, как хочет, так и самоидентифицируюется. Хоть в половом, хоть в этническом плане. Читал, что в США некоторые школьники себя уже как собачек и кошечек идентифицируют и требуют им устанавливать лотки в классе.
Ceterum censeo Ucrainam esse delendam.
Телеграмм-канал:
t.me/warrax_newsВК:
https://vk.com/warrax_bfphttps://www.youtube.com/WarraxBFPhttp://www.youtube.com/DaimonBFP