Облик современного Еревана неразрывно сейчас связан с именем архитектора-академика Александра Таманяна. Именно он, в 1920-30-е гг. заложил планировочную структуру центра города и спроектировал основные его доминанты. Собственно, открыточный Ереван - это конечно Ереван Таманяна, если и не всегда по форме, то уж конечно обязательно по духу. Таманян воскресил национальные традиции в архитектуре и сделал это настолько успешно, что все последующие поколения армянских зодчих, в том числе и современные, так или иначе работают с оглядкой на его наследие.
Свои идеи Таманян сформулировал в генеральном плане развития Еревана, утверждённом в 1924 году. По нему предполагалось сориентировать основные городские магистрали по оси "север-юг", благодаря чему сейчас перспектива многих ереванских улиц раскрывается на Арарат (в хорошую погоду конечно), с опоясыванием центрального ядра города бульварным кольцом. Главными общественными и административными центрами города должны были стать две площади: Театральная со зданием Оперного театра и Ленина с комплексом правительственных учреждений, связанные между собой т.н. Северным проспектом. Интересным обстоятельством стало то, что застройка этих площадей и проспекта растянулась на 80 лет и продолжается в настоящий момент.
Это общий вид площади Ленина, сейчас называющейся площадь Республики. Сделать такую же фотографию мне не представилась возможность, потому выкладываю старый снимок из специальной книжки. Внизу справа - здание гостиницы "Армения" (сейчас Marriott Armenia). Далее по часовой стрелке. Через дорогу от гостиницы - административное здание, принадлежавшее по-моему когда-то коньячному тресту "Арарат" (сейчас МИД). Затем за фонтаном виден кусок Исторического музея и Национальной галереи (они в одном здании). Через дорогу - Дом правительства, фрагмент которого был на фотографии выше. За Домом правительства, в левом верхнем углу виден широкий бульвар, когда-то носивший название Главный проспект, а сейчас по выходным превращающийся в гигантский блошиный рынок. Наконец через дорогу от Дома правительства - бывший Дом связи (сейчас там по-моему министерства связи и транспорта). Между Домом связи и Марриоттом можно увидеть 40-метровый памятник Ленину. Сейчас его там уже нет.
Про каждое здание подробнее. Дом правительства стал первым зданием, возведённым на площади Республики (1926 год!), и единственным на ней, принадлежащим авторству Таманяна. Впрочем, остальная застройка очень аккуратно выполнена в том же духе, поэтому комплекс кажется единым.
Здание не меняло своего предназначения, там и сейчас заседает правительство Армении. Президентская резиденция и парламент кстати находятся несколько на отшибе.
Большую часть остальной застройки площадь получила уже после войны, в 1950-е гг. Фотографии делались в разные дни, потому и погода на них разная. Вообще, с погодой конечно был ахтунг: так она часто менялась, вывод к концу пребывания в Армении я вынес один. Если на улице солнце, то лучше ехать куда-нибудь в горы, потому что в Ереване с непривычки находиться просто невыносимо. Мы так старались и делать, поэтому большая часть ереванских снимков пасмурная.
Бывшая гостиница "Армения", 1955 год, архитекторы М.Григорян, Э.Сарапян. Ныне роскошный "Мариотт". Про эту гостиницу, точнее её постояльцев, расскажу одну историю. Поехали однажды мы куда-то на экскурсию, микроавтобус забирает у "Мариотта" двух таких типичных американок. Потом в ходе попутного общения выяснилось, что они в Ереване с некоей гуманитарной миссией. Сразу же остро захотелось поехать куда-нибудь с гуманитарными целям и жить две недели в лучшей пятизвёздочной гостинице города. Вот именно так становятся альтруистами, именно ужиная в гостиничном итальянском ресторане "Кучина", в душе начинает просыпаться желание бороться за мир во всём мире и запрещение противопехотных мин. Как я их понимаю.
Таксист призывно открыл дверку. Заманивает.
Здание министерства иностранных дел, 1950-е годы, архитектор С.Сафарян, соавтор В.Аревшатян. Справа от него начинается улица Абовяна, на которой очень много приятных кафешек. Здесь же постоянно тусуются понаехавшие из дальнего зарубежья туристы. В начале недели они были незаметны, но к выходным их количество увеличилось на порядки.
Наконец бывший Дом связи. Построен также в 1950-е гг., а архитектора я и не знаю.
Опять арки, опять разноцветный туф. Ни с чем не перепутаешь.
Фрагмент одной из арок.
Спустя 20 лет ансамбль площади Республики был завершён строительством нового здания картинной галереи и исторического музея, 1970-е гг., архитекторы М.Григорян, Э.Сарапян, А.Казарян.
Беларусы не могут не обратить внимания на два хорошо знакомых символа по обеим сторонам от центрального входа. :)
Перед музеем находится обычный с первого взгляда фонтан.
Но вечером, начиная с 21.00, в течение двух часов этот фонтан устраивает для тысяч ереванцев и гостей армянской столицы, светомузыкальное шоу.
К этому периодически добавляется видеоряд, проецируемый на экран из водяной пыли.
Но конечно ни одна фотография не может передать всего этого великолепия. Особенно моя фотография. :)
За музеем-галереей начинается т.н. Северный проспект. Это удивительный проект. Его задумал ещё Таманян в 1920-е годы для того, чтобы связать два центра города: площадь Республики (тогда Ленина) с площадью Свободы (тогда Театральной). Несмотря на неоднократно ещё в советские времена проводившиеся конкурсы на его застройку, по разным причинам ни один из выбранных проектов так тогда и не был осуществлён. Только спустя 80 лет после рождения идеи, уже в следующем веке, она начала реализовываться. Не знаю, правда, насколько бы доволен остался Таманян, увидев, как в итоге будет выглядеть Северный проспект - по сути это Ереван-сити в миниатюре.
За моей спиной Национальная галерея. Впереди, в створе проспекта, видна серая громада Оперного театра.
Левая сторона крупнее. Авторы зданий конечно ещё пытаются сохранять традиционные архитектурные элементы, те же арки, но застройка уже не та, чувствуется 21 век.
Это уже противоположный конец Северного проспекта. За моей спиной Опера, впереди в центре - жёлтая Национальная галерея, она стоит по диагонали к проспекту. Сам проспект, как видите, совсем недлинный и большей частью пешеходный. На первых этажах новостроек будут магазины и питейные заведения, а по центральной оси проспекта видны спуски под землю, там наверное тоже будет традиционный в постсоветских столицах подземный торговый центр.
В северном створе проспект замыкают совсем уже говнохайтечные бизнес-центры. Раз.
И два. Впрочем, застройка центрального ядра Еревана настолько эклектична, что даже хайтеком её не испортить.
Симметричное в плане овальное здание Оперного театра имени Спендиарова было построено Александром Таманяном в 1930-е гг. Чем-то, может этим довольно мрачным серым цветом, оно напомнило мне минский оперный театр Иосифа Лангбарда, возведённый примерно в это же время, хотя сами здания и не похожи.
Опера стоит на площади Свободы (бывшей Театральной). Около неё расположено огромное количество летних кафе, где по вечерам тусуется уйма народа, преимущественно молодёжи. В Ереване вообще предпочитают цивилизованно выпивать: ни разу не видел, чтобы кто-то пил пиво на улице. И девушки там почти не курят.
Это вот в город с гастролями понаехал один московский театр.
Несколько ночных фотографий тех же мест напоследок. В Ереване системно освещены как раз только две центральные площади.
Дом правительства.
Он же. Башня с часами.
Дом связи.
Опять эта парочка.
"Мариотт Армения".
Национальная галерея.
МИД.
Опера.
В заключении ещё один общий снимок, сделанный с Каскада. В центре - Опера, за ней Северный проспект, начало которого обозначено двумя бизнес-центрами с чёрными окнами. В створе проспекта жёлтая громада Национальной галереи. В правом верхнем углу можно заметить Дом связи на площади Республики.
Предыдущие серии:
1. Дорога в Ереван и обратно.
2. Армянское пиво.
3. Транспорт в Ереване.
4. Станция "Ереван".