Парадные ворота империи

Nov 16, 2010 11:34

Первый поезд прибыл в Брест (точнее тогда еще Брест-Литовск) в 1869 году из ныне польского Тересполя. Московские составы появились здесь в 1871-м, а спустя еще 11 лет городу решили построить вокзал, достойный пограничного города (здесь проходила граница между находившимися в унии Российской империей и Царством Польским) с 40-тысячным населением, узловой станцией (Варшава-Москва-Киев-Белосток) и большим военным гарнизоном. Здание в неоготическом стиле открыли 28 мая 1886 года («После молебствия, сего числа с 2-х часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции»), и к новенькому вокзалу было вполне применимо англоязычное определение state-of-the-art: здесь внедрили все самые современные технологии того времени, включая водяное отопление и электрическое освещение. Здание претерпело несколько реинкарнаций, и российская имперская стала лишь первой, в итоге пав (как и позже ржечпосполитая польская версия) жертвой мировой войны. Современный же вокзал станции "Брест-Центральный" - это большей частью (а в смысле внешнего облика практически целиком и полностью) продукт эпохи послевоенного "освоения классического наследия", когда город, по-прежнему стоявший на самой границе уже новой, советской, империи, получил здание, соответствующее статусу западных "парадных ворот Советского Союза".

О дороге в Брест, эволюции Первого-Вокзала-Страны, здания, дававшего космополиту-интуристу его первое же о стране победившего социализма впечатление, а также о современном состоянии станционного комплекса - в этой части.


Этим постом я начинаю большую волынско-галицийскую серию о своей последней пока большой поездке октября 2010 года. Мыслью по древу растекаться я люблю, потому только о Бресте будет 6-8 постов: вокзал, административный и "исторический" центры, пешеходная улица Советская и главная городская магистраль - проспект Машерова-улица Московская, определяющая лицо города как советского пограничного областного центра. Зато в этот раз не будет планировавшихся постов про музей железнодорожной техники, Брестскую крепость (как архитектурный комплекс) и уничтоженное Старое Берестье, без которых рассказ о городе конечно вопиюще неполный. Световой день уже был короткий, и я туда просто не успел. Впрочем, Крепости в отличие, например, от послевоенного Бреста в интернетах навалом с горкой.



Добираться до Волыни из Минска общественным транспортом не слишком удобно. Поезда идут через Ровно, но 371-й (Минск-Львов) на месте только в час ночи, а 47-й (Санкт-Петербург-Львов) конечно приезжает в Ровно в 11 утра, но вот зато из Минска отправляется в 2 ночи. Поэтому решил забрасываться через Брест, а заодно часов шесть посмотреть наш областной центр, где ранее бывал только транзитом в Европу.

Поезд №195 (Москва-Брест) из Минска отправляется в 06.48, в Бресте - в 12.18, билет стоит 18 000 рублей ($6). Единственная крупная стоянка по пути - Барановичи, где неожиданно состав приехал на станцию "Барановичи-Полесские". Я вообще полагал (да и некоторый опыт подсказывал), что брестские поезда следуют через "Барановичи-Центральные", но, впрочем, расстройства никакого, на "Полесских" интереснее, заодно убедился, что их вокзал пока закончили ремонтировать (левое крыло с еще старой кровлей негодует).


Про эту станцию и музей железнодорожной техники рядом я писал ранее, повторяться не буду.


Тем более, что здесь ничего не поменялось. Разве что башенный кран убрали.


Обратил только внимание на незамеченную ранее старую вывеску привокзального кафе под романтическим названием "Орбита".




Первая платформа станции "Барановичи-Полесские", справа мой поезд.


Традиционный кадр на память, тем более, что в этот раз я на поездах практически не ездил.


Итак, после 20-минутной стоянки в Барановичах, прибываем в Брест и приступаем к нашим баранам. Краткая диспозиция. Наша железная дорога делит Брест на примерно равные половины по оси запад-восток. Вокзал станции "Брест-Центральный" (а еще ведь есть станции "Брест-Восточный", "-Северный" и "-Полесский") островного типа с парадным фасадом, обращенным на запад, к загнивающей Европе. Северная сторона - Варшавская, здесь и пригородный вокзал, и бескрайние массивы частного сектора, и промзоны, южная сторона - Московская, к югу от ж/д и весь городской центр.

Три реинкарнации "Бреста-Центрального". Первая, российско-имперская, псевдорусская неоготика 1886 года выпуска (арх. Б.Лорберг), в литературке называемая не иначе как "огромным средневековым замком с имперскими мощью и шиком". Особой мощи с предложенного ракурса (открытка 1907 года) не наблюдается, декор достаточно типичен для этого стиля, обращают на себя внимание разве что четыре угловые водонапорные башни. Но в целом, да, симпатично, и к тому же в профиль скорее всего все это выглядело монументальнее.


В ходе Первой мировой войны мощь и шик серьезно пострадали, и после ее окончания поляки к 1929 году восстановили здание в куда более суровых формах, но не без необарочных (или даже скорее неоренессансных) нот, так характерных для их межвоенной вокзальной (и не только) архитектуры. Ракурс на этой фотографии 1938 года тот же, что и на открытке 30-летней давности, справа появилось новое здание у Московской стороны. Впрочем, на замок (или точнее дворец), только уже не средневековый, а века так XVII-XVIII, вокзал по-прежнему похож. Здание справа сойдет за флигелечек для гувернанточки.


Ну ведь действительно! Парадный подъезд как надбрамная вежа, более высокий объем на заднем плане, как барочный костел на замковом дворе - чем не магнатская резиденция? Хотя дворжец колейовы размерами по-прежнему не впечатляет, верно? Ведь и при поляках Брест-Литовск, превратившийся в Брест-над-Бугом, оставался важнейшим городом, став столицей Полесского воеводства, занявшего весь юг кресов всходних. Фотография 8 апреля 1939 года, второй Речи Посполитой жить оставалось совсем немного.


Однако скромность парадного фасада обманчива, весь масштаб здания виден только на фотографии "в профиль". Это снимок 1928 года, реконструкция вокзала не завершена, одна половина уже польская, вторая еще царская, но каков размах. Размер в Бресте всегда имел значение.


Во время Второй мировой брестскому вокзалу опять досталось. Восстанавливать его решили, вновь перестраивая в новом, модном, стиле, а т.к. город стал ну совсем уж пограничным, стиль этот получил просто эпический масштаб. Ну а как, с другой стороны, должны были выглядеть Западные, самые что ни на есть европейские, врата Советского Союза? Ракурс все тот же, что и на первых снимках, хорошо видно, что структура здания сохранилась, поменялась (в третий раз!) только внешняя оболочка. Здание украшено праздничным плакатом с цифрой "100" и силуэтом вокзальной башни. Наверное, год 1986-й, столетие открытия вокзала.


Современные, наконец, фотографии. Парадный западный ("польский") фасад встречает всех гостей Страны Советов. Реконструкция в ампирном духе осуществлялась в 1953-57 гг. по проекту института "Киевгипротранс" (арх. И.Пестряков). Слева - Варшавская сторона, справа - Московская.


Вокзальная башня является очевидным трибьютом московским высотками.


Здание реставрировалось в первой половине 1990-х польскими организациями, и новая звезда для шпиля также изготавливалась в Варшаве. Какой разрыв шаблона.


Растительно-милитаристско-железнодорожный декор.


А теперь я развернулся на 180 градусов, вокзал за моей спиной. Хотел было залезть на автомобильную эстакаду вдалеке, откуда открываются самые лучшие виды на западный фасад вокзала, но она как назло ремонтировалась.


Чуть левее, у Московской стороны те самые польские флигелечки-новоделы межвоенного времени с фотографий 1930-х гг., уцелели. Кстати, после барановичского робкого солнышка, Брест встретил пасмурной погодой. Дождя впрочем уже не было, как не было его и следующие 9 дней трипа. С погодой просто адски везло.


Внутри. Главный зал ожидания.


Традиционные люстры. За моей спиной еще одна, всего три штуки.


Пошли изучать инфраструктуру станции далее. С восточной стороны расположен современный павильон, в котором, если я не ошибаюсь, находится портал в тоннель к пригородному вокзалу (он за Варшавской стороной на севере).


Павильон украшен изнутри многофигурной мозаикой, в сюжете которой я не разобрался, тем более она частично прикрыта уродскими киосками.


Похоже на какой-то митинг.


Пригородный вокзал, пути Варшавской стороны справа за границей кадра.


"Пассажирский павильон" также очевидно послевоенной постройки.


Пригородный вокзал со стороны города.


Здесь же, неподалеку, ДК железнодорожников.


Атмосферная такая оградка, да? )


Окрестности станции. Ну чем не "сталинская сестра"?


Издалеко ее пропорции лучше воспринимаются. Вблизи она все же кажется слишком массивной, не хватает высоты, того, что па-беларуску называется "стромкасцю".


Башня и массив вокзала.


Увы, этот массив лучше всего обозревается с пешеходного моста, а пешеходный мост расположен с восточной стороны, и географически западная башня оттуда видна плохо. Варшавская сторона с польским локомотивом.


Дореволюционные пристанционные постройки и необычный трапециевидный корпус Брестской железнодорожной больницы вдалеке.


Наконец, вся громада "Бреста-Центрального" с пешеходного моста. На переднем плане - Варшавская сторона.




Восточный фасад с билетными кассами.


"Брэст" і зоркі.


Московская сторона. В принципе здесь можно вполне оценить габариты здания. Думаю, что Брестский железнодорожный вокзал - самый масштабный в Беларуси, даже Минский выглядит компактнее, хотя он и повыше конечно.


Частично здание под очередной реконструкцией. Справа кусок павильона с мозаикой и тоннелем.


Спустившись с пешеходного моста, я оказался на небольшой площади с пошлым фонтаном, образованной на перекрестке улиц Орджоникидзе и Комсомольской. Комсомольская (прямо) ведет в район старосветской застройки, но я здесь все же поверну направо. В следующей серии административный центр Бреста, межвоенная польская архитектура в ассортименте и ответ на злоботрепещущий вопрос: "Где жить в Бресте".


118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Пинск.

Витебская область:
- Лепель.

Гомельская область:
- Гомель.

Гродненская область:
- Гродно.
- Дятлово.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин.
- Дзержинск.
- Логойск.
- Марьина Горка.
- Минск.
- Молодечно.
- Слуцк.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Могилев.

Ну и пока без райцентра:
- Жодино.

барановичи, мои фото (2010), жд, отчеты, брест

Previous post Next post
Up