В 1275 году магистр Ливонского ордена барон Эрнст фон Ратцебург в рамках программы по строительству в Латгалии сети агрогородков укрепленных опорных пунктов ордена поставил на правом берегу Западной Двины, на месте старой деревянной крепости Невгин новый каменный замок, назвал который Динабург (Дина - древнее название Двины-Даугавы). Замок, регулярно захватывавшийся войсками ВКЛ, окончательно был разрушен Иваном Грозным в ходе Ливонской войны в 1577 году. Стефан Баторий решил его не восстанавливать, а построить новую крепость в 19 км ниже по течению Двины, что в 1580-е годы и было сделано. Вокруг крепости Батория быстро вырос город, в 1582 году уже получивший магдебургию и ставший столицей нового Инфлянтского воеводства, т.н. Инфлянт польских, формально находившихся в совместном владении и Короны, и ВКЛ. Второй Динабург просуществовал до начала XIX века, после чего был снесен (как это позже случилось и с Берестьем, и с Бобруйском) для строительства на его месте новой крупной крепости, на этот раз уже имперскими властями. Динабург №3 был выстроен в нескольких километрах от второго, по регулярному плану.
Во второй половине XIX века Динабург превратился в крупный железнодорожный узел, что конечно же вызвало его бурное развитие. В 1893-м его в довершение всего еще и переименовали в Двинск. К Первой мировой войне Двинск, формально бывший лишь уездным центром Витебской губернии, превратился в ее крупнейший город - тут жило более ста тысяч человек, значительно больше, чем даже в губернской столице. Несмотря на изрядные разрушения в XX веке, нынешний Даугавпилс в немалых количествах сохранил масштабную историческую застройку конца XIX-начала XX веков, периода собственного расцвета. Осмотреть второй город Латвии (сейчас тут живет чуть больше 100 000 человек, но в ближайшее время статус стотысячника город определенно потеряет), я собирался давным-давно, но удалось это сделать только в этом мае.
О городе я напишу 5-6 постов, первый из которых будет об окрестностях станции "Даугавпилс-Пассажирский".
1. Железнодорожный узел сформировался в Динабурге в 1860-73 гг. В 1860-62 гг. через город прошла Петербурго-Варшавская железная дорога, в 1861-м заработала Риго-Динабургская дорога, в 1866-м - Динабурго-Витебская (последние две впоследствии слиты в Риго-Орловскую ж.д.). Наконец, в 1873-м году рядом с городом, но на противоположном берегу Двины, через имение Калкуны проложили Либаво-Роменскую железную дорогу. В Динабурге-Двинске было два крупных исторических вокзала: один на северной окраине города, на Петербурго-Варшавской дороге (окончательно разрушен в 1944 году). Масштабное было здание.
2. Главный подъезд. Построен вокзал в 1874-78 гг.
3. Второй вокзал - Рижский, на соответствующей дороге.
4. Собственно, именно Рижский вокзал в 1951 году перестроили в здание, и являющееся в настоящее время главным на станции "Даугавпилс-Пассажирский".
5. Современное фото.
6.
7. Парадный вход.
8. Даугавпилсский вокзал со стороны пассажирского перрона. На фронтоне видна дата перестройки.
9. Стоит дизель на Ригу. Насколько я понимаю, несколькими парами рижских дизелей и двумя ПДСами (Санкт-Петербург-Вильнюс и Рига-Минск) пассажирское движение тут и ограничивается.
10. Хотя вот товарных поездов здесь навалом. Узел выглядит загруженным.
11. Достаточно скромный интерьер и табло расписания.
12. Рядом с вокзалом памятник "Революционным солдатам 5-ой армии - двинцам, героям Великого Октября". Подписан "комсомольцы Даугавпилса, 1967".
13. Приятные улочки в окрестностях станции.
14.
15. Названий сейчас уже и не вспомню, но они дают хорошее представление о том, как Даугавпилс выглядит. Застройка сохранилась достаточно цельно.
16.
17. Привокзальная площадь. Между зданиями в центре снимка начинается Рижская улица (Ригас иела), местный пешеходный променад.
18. Вокзал замыкает его перспективу.
19. Ранее было так же, только вокзал был смещен в другую сторону.
20. Вечерняя фотография Ригас. Ничего особенно выдающегося в плане архитектуры тут нет, но застройка малоэтажна и приятна.
21.
22. Удивило, что в городе довольно мало интересных кафешек, даже тут на арбатике.
23. Перекресток с улицей Алейяс. Довольно пышная эклектика.
24.
25. Перпендикулярные Ригас улицы.
26.
27. Историческая застройка периодически разбавляется поздними вставками. Самая непристойная эта вот.
28. Попадается и совсем новое строительство.
29. Арт-объекты.
30.
31. Главная достопримечательность улицы - костел св. Петра (1845-48).
32.
33. Улица Ригас перед костелом.
34. Логотип Даугавпилса с изображением лилии, одного из городских символов.
Ригас йела в конечном итоге приводит на площадь Единства, главную в городе. О ней и ее окрестностях в следующей части.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор поездки.
2.
Неменчине.
3.
Пабраде.
4.
Швянченис.
5.
Игналина.
6.
Висагинас.
7.
Зарасай.