Предыдущие:
Часть 1 - Италия. Регион Калабрия. Алессандрия-дель-Карретто Часть 2 - Италия. Регион Калабрия. Алессандрия-дель-Карретто - Окрестности Часть 3 - Италия. Регион Калабрия. Алессандрия-дель-Карретто - Кулинарные традиции Часть 4 - Италия. Регион Калабрия. Побережье Требизачче Часть 5 - Италия. Регион Калабрия. Ориоло Часть 6 - Италия. Регион Калабрия. Сибари Часть 7 - Италия. Регион Калабрия. Чивита Часть 8 - Италия. Регион Апулия. Бари Часть 9 - Италия. Регион Апулия. Альберобелло Часть 10 - Италия. Регион Кампания. Салерно и Амалфи Ну а теперь покинем Амалфитанское побережье и поспешим к конечной цели нашего путешествия на сегодня - Помпеи. Нужно поторопиться, т.к.
Археологический музей Помпеи закрывается в 19:30, а касса работает только до 18:00. При этом на его осмотр необходимо как минимум 4-5 часов!
Дорога от Амалфи до Помпеев проходит через горный перевал с серпантином и занимает час.
Город Помпеи не пропал в истории. Он и сегодня располагается у подножия вулкана Везувий. Только сегодня от "сросся" с другими городками и складывается впечатление, что это какойто район какогото нереально большого мегаполиса, на улицах которого, как и в Неполе, вечно кишит суматошное движение из автомобилей и носящихся между ними мотоциклистами. Вежливые водители будут стоять до ночи - их никто не пропустит! Надо ездить по нахалке и агрессивно, тогда ты просто вливаешься в городской поток
Музей-Раскопки расположен на краю современного города. Поэтому в навигаторе забивайте не Помпеи, а
вот эту стоянку у музея Покупаем билеты
И не забываем взять бесплатную карту - пригодится! Город то не мелкий!
24 августа 79 года произошло одно из самых катастрофических извержений вулкана Везувий. В результате этого природного катаклизма засыпало и полностью уничтожен не только город Помпеи, но и еще два города - Геркуланум (в нём селились легионеры, вышедшие в отставку, а также бывшие рабы, ставшие свободными гражданами. В Римской республике любой раб мог купить свободу или получить её в дар за какие-то заслуги.), Стабии (был местом римских нуворишей. Здесь стояли утопающие в зелени роскошные виллы. Дома бедных людей находились в отдалении. В них жила обслуга, ремесленники, торговцы. Все они кормились от богатых людей, обеспечивая их потребности) и несколько небольших селений и вилл, располагавшиеся у подножия вулкана. Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Сначала из кратера поднялся серо-черный столб дыма и пепла. Потом вулкан начал выбрасывать более крупные обломки. Раскаленное облако достигало 33 километров в высоту. Люди в панике метались по улицам, но быстро выбивались из сил, падали и в отчаянии закрывали головы руками. На город хлынули разрушительные гидротермальные пирокластические потоки. Их температура доходила до 700 °C. Они несли страх и гибель. Горячая вода смешивалась с пеплом, и образовавшаяся масса облепляла все, что оказывалось у нее на пути. Начался камнепад. Все это продолжалось 18-20 часов. Вулкан извергал огромное количество камней и шлаков.
Дышать было трудно, тяжелая черная пелена висела в воздухе. Люди боролись за свои жизни, пытались спастись от неминуемой гибели, найти безопасные участки. Потом падали без сил, и их быстро засыпало пеплом. Они задыхались и умирали в жестокой агонии. Искаженные лица, открытые в безмолвном крике рты, конвульсивно сжатые руки, сведенные пальцы… Именно так погибло большинство горожан. В итоге, город был погребен под вулканическими породами. Нижний слой состоит из камней и небольших кусочков плазмы. Его толщина в среднем составляет 7 метров. Потом идет двухметровый слой пепла. Всего получается около 9 метров, но в некоторых местах толщина завалов была значительно больше. Большинство жителей Помпеи погребены в верхних слоях вулканического пепла. Они пролежали там без малого 2 тысячи лет. В павильоне у входа в музей можно видеть не только положение тел в момент гибели, но даже выражение ужаса и агонии на лицах несчастных.
Но на самом деле это только слепки, которые делают археологи. В 1870 году руководителю раскопок Джузеппе Фиорелли обнаружил, что на местах гибели людей образовались пустоты. Ведь смешанный с водой пепел, хлынувший на город во время извержения, плотно облеплял погибших. Масса высохла и затвердела, сохранив точные отпечатки тел, складки одежды, черты лиц и даже мельчайшие морщинки. Заливая их гипсом, ученый получал точные и очень реалистичные слепки. Так ему удалось воспроизвести позы людей, получить их посмертные маски. Но сами тела давно превратились в прах.
История музея начинается в 1592 году - Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. Вот это место
В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого. Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город - Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных. При управляющем Ф. ле Вега в 1760-1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировали, находки, не отправившиеся в музей, оставляли на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город - не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808-1814 при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт. С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер. Начиная с 1961, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-23 % территории Помпей не раскопано
В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно. Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии
Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.
- Инкрустационный или структуральный (150-80 годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин.
- Архитектурный стиль (80 год до н. э.-14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
- Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.
Римская дорога с колеёй Римской колесницы. Ширина её 4 фута и 8.5 дюйма, поэтому за 300 лет езды по ей и образовалась вот такая колея! Откуда взялся этот размер? Почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины? А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюйма - это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы.
Эти "две лошадиные задницы" прошли века и дошли до наших дней!!! Дороги в Великобритании, как известно, строили римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась... правильно, 4 футам 8.5 дюймам! Потом появились Конки! Их делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Потом появились трамваи, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки - колея 4 фута 8.5 дюйма! Позже появилась железная дорога и делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные - 4 фута 8.5 дюйма! Эту систему позже перенесли и США - железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии 4 фута 8.5 дюйма! А когда начали разрабатывать космический корабль "Кеннеди" по его бокам размещаются два двигателя шириной по 5 футов. Конструкторы корабля хотели бы сделать эти двигатели еще шире, но не смогли. Почему? Дело в том, что двигатели эти доставлялись по железной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов. Вот так.... люди даже в космос попадают через ДВЕ РИМСКИЕ ЛОШАДИНЫЕ ЗАДНИЦЫ!!!
Лупанариев (борделей) и отдельных комнат для свиданий с проститутками в Помпеях было больше, чем, например, хлебопекарен. Недаром жители Помпеи считались самыми распущенными в Римской империи. По легенде - именно распущенность жителей Помпеев разгневала Богов и стала причиной его гибели. Вам эта история не напоминает историю
Содома и Гоморра? Думаю жителям некоторых современных городов пора призадуматься!
Высота зданий не маленькая - сложно поверить, что это всё было погребено пеплом!
После 79 года произошло еще несколько извержений. И каждый раз это была страшная трагедия. Так, в 1631 году жертвами вулкана стали примерно 4 тысячи человек. В 1805 году извержение погубило около 26 тысяч человек и разрушило большую часть Неаполя. В 1944 году погибло 27 человек, а потоки лавы уничтожили города Масса и Сан-Себастьяно.
Click to view
Следующее извержение Везувия будет началом глобального катаклизма - не исключено, что пострадает не только Неаполь. В предсказаниях Эдгара Кейси сказано, что сначала проснутся вулканы Везувий, Пеле и Этна. А потом будет катастрофа планетарного масштаба. Вот фрагмент из книги, изданной еще в 1967 году: «Если начнется сильная активность Везувия или Пеле, то в следующие 3 месяца можно ожидать землетрясения и наводнения на южном побережье Калифорнии, а также между Солт-Лейк и южной частью Невады.»
А на выходе - нашли "гаттини"!
муря-муря!
Ну а закат Солнца мы конечно же встречаем в Неаполитансом Заливе Тиренского моря с видом на Везувий. Мы планировали здесь устроить пикник и искупаться, но местные жители нам объяснили, что из-за производств на побережье, портов и городов вода в неаполитанском Заливе самая грязная во всей Италии - можно подцепить какую нибудь заразу.
Коснувшись линии горизонта Солнце прячется буквально на глазах. Время за которое диск Солнца полностью прячется за горизонт всего то ~4 минуты!
Источники:
wikipedia nefacto.ru factruz.ru Далее:
Часть 12 - Fiat Panda и Вильнюс