В честь дня Гражданской авиации группа блогеров была приглашена в Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА). Здесь готовят специалистов по работе в области гражданской авиации: инженеров, техников, диспетчеров, логистиков, экономистов и многих других. Самое интересное в университете - современная тренажёрная база и советские лайнеры на загородной учебной стоянке.
![](http://antares-610.users.photofile.ru/photo/antares-610/2593440/92738186.jpg)
1. На полдесятого утра был назначен сбор. На «Водном стадионе» меня встретили студенты и направили к автобусу.
2. Короткая поездка, и мы на Кронштадском бульваре, у главного корпуса МГТУ ГА. Университет был образован ещё в 1971 году, но раньше носил название Московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА).
3. Холл главного здания наполнен воздухом, в котором парит Земля и маленький самолётик.
4. Стена вестибюля украшена художественным панно и витражом с очертаниями континентов.
5. А мне понравились эти простенькие, но симпатичные панели в торцах коридора второго этажа.
6. Заглянув в столовую, я обнаружил там занятные росписи.
7. Нестандартное оформление окошка для грязной посуды.
8. В этом корпусе мы посетили только музей, открытый в 2007 году.
9. Нас сопровождали студенты Мария Фёдорова, Даниил Чебров, Дмитрий Колпаков и Томас Стальгис, одетые в форму, напоминающую кители лётчиков и стюардесс «Аэрофлота».
10. Когда все расселись по местам, хранитель фондов, Галина Евгеньевна Винокурова, рассказала об учебно-воспитательной и патриотической работе, ведущейся в музее.
11. Потом выступил ректор, Борис Петрович Елисеев. Он говорил об особенностях университета и учебного процесса, о выгодном отличии МГТУ ГА от других вузов - глубокой интегрированности в отрасль. Борис Петрович пришёл в образование из «Аэрофлота».
12. Экспонаты музея собирались «с миру по нитке»: из семейных архивов, запасников. Здесь представлено 48 моделей отечественных летательных аппаратов.
13. В макетах представлены все отечественные типы гражданской авиации, начиная от «Ильи Муромца».
14. Заканчивая Ан-225 «Мрия» и SSJ-100.
15. Чёрный ящик Ан-24.
16. Кино- и фототехника.
17. Значительную часть экспозиции составляют сувениры и награды.
18. Егорьевский авиационно-технический колледж гражданской авиации им. В. П. Чкалова - филиал МГТУ ГА.
19. Я рядом с ректором и
aviator_ru.
20. До 1999 года основными учебными корпусами были два соединённых школьных здания, расположенные на Пулковской лице. Туда мы и переместились для осмотра тренажёрной базы университета.
21. В лаборатории процедурных тренажеров воздушных судов и авиационных систем нас встретил заведующий кафедрой, профессор Олег Фёдорович Машошин. Он поведал о тренажёрах типа MFTD самолётов A320 и A330. С их помощью можно виртуально проникнуть в любой уголок лайнера, открыть любой люк и нажать любую кнопку. В ближайшее время сюда будет закуплен аналогичный тренажёр для Boeing 737.
22. Lufthansa Technik обучает здесь преподавателей работе с новыми авиационными тренажёрами Airbus, закупленными университетом. Тренажёр является одним из лучших в стране, сюда приходят учиться даже из «Аэрофлота» и S7.
23. Блогеры под впечатлением =)
24. Процедурный тренажёр А330 производства французской фирмы ECA Faros. Здесь нет полноценной симуляции с видом из кабины, но можно полетать «по приборам».
25. Управление тренажёром осуществляется в основном при помощи сенсорных экранов.
26.
immense_sp и
sergey_mikheyev в креслах тренажёра А320. Вместо традиционного штурвала на Airbus стоит джойстик, причём КВС держит джойстик левой рукой, а второй пилот - правой.
27. Класс подготовки диспетчеров. На стене - карта Московского авиаузла (МАУ), на столах - то же оборудование, что и в реальной диспетчерской вышке. Здесь можно одновременно готовить до 12 студентов.
28. Виктор Иванович Цепилов - КВС на Ан-2 и Ан-26, отлетавший двадцать лет на северных маршрутах Красноярского края, настоящий ас гражданского флота.
29. Студент Андрей Ексимов продемонстрировал работу диспетчера. Сейчас этот старшекурсник проходит практику в УВД Шереметьево.
30. В соседней комнате его работу курирует действующий диспетчер МАУ, бывший пилот, преподаватель кафедры УВД.
Как происходят учебные переговоры диспетчера с пилотами, можно посмотреть на видео:
Click to view
31. А вот автоматизированное рабочее место диспетчера. График работы - 2/2 по 11 часов, стоимость обучения - 200 тысяч рублей за семестр, а зарплата - около 100 тысяч в месяц.
32. Устрашающие таблицы позволяют оценить трудность этой работы.
33. Здесь можно моделировать любые зоны контроля и любые ситуации в небе. Красные зоны - запрещённые для полётов: Москва, Барвиха, танковый полигон в Алабино, военный городок Балобаново-1.
34. В визуализации задействованы модели аэропортов Внуково и Шереметьево, а также небольшой региональный аэродром (он на фото). В будущем планируется ввести Домодедово и другие аэропорты.
35. Картинку можно мгновенно поменять: время суток, время года, погоду, добавить или убрать самолёт. Отрабатываются и нештатные ситуации, например, выход коровы на ВПП.
36. Или посадка борта с горящим двигателем.
37. Дальше переходим в аудиторию кафедры транспортной безопасности.
38. Здесь проходят подготовку и повышение квалификации сотрудники, ответственные за обеспечение безопасности на объектах воздушного транспорта.
39. В классе представлены предметы, запрещённые к проносу на борт.
40. Демонстрируется, как могут быть замаскированы опасные объекты. Например, в книге или детской игрушке.
41. Предметы, запрещенные к провозу в багаже.
42. Взрывные устройства и прочее, замаскированные под обычные предметы.
43. Предметы, запрещённые к провозу в ручной клади.
44. Блогеры опробовали свои силы на тренажёре, имитирующем рентгеновскую установку (индоскоп) на входе в аэровокзал.
45. В режиме реального времени нужно определить по цвету и форме предметы, запрещенные к провозу. Оператору даётся 11 секунд, чтобы найти в чемодане три ручки и взрывное устройство.
46. В классе пилотажно-навигационных комплексов нас встретил советник ректората по инновациям к.т.н. Андрей Леонидович Горбунов.
47. Он продемонстрировал новейшие разработки, часть из которых не имеет аналогов в мире.
48. Например, специальные очки, совмещённые с планшетом, а в перспективе - и со смартфоном.
49. Задача этой разработки - указать пилоту необходимую траекторию полёта (коридор), по сравнению с фактическим расположением самолёта. Такие очки могут быть незаменимы при плохой видимости. Андрей Леонидович особенно напирал на то, что будь у пилотов такой прибор,
трагедия с президентом Лехом Качиньским могла бы не произойти.
50. Другие очки накладывают на реальную картинку трёхмерные модели. Это очень полезно при манёврах на лётном поле, позволяет визуализировать положение машины относительно других самолётов и избежать столкновений. В очки встроены две видеокамеры и два микродисплея, а также датчик позиционирования.
51. Такая картинка отображается на экранах очков. Позади самолёта как раз видно меня, фотографирующего экран монитора.
52. После обеда всё тот же автобус перевёз нас в Шереметьево, в учебный авиационно-технический центр МГТУ ГА, где студенты в живую работают на настоящих бортах.
53. Здесь есть класс для обучения эксплуатации аэродромных РЛС. Все установки действуют.
54. На стоянке находятся Ту-154, Ил-76 и два Ил-86. Все в рабочем состоянии.
55. На ночь сторожевых собак спускают с цепи, чтобы было поменьше желающих разжиться ценным авиационным оборудованием.
56. От перрона терминала А сюда ведёт бетонированная рулёжная дорожка, и в скором времени по ней могут приехать Ил-96 и какой-нибудь Airbus.
Специально для нас запустили двигатели Ил-86. По очереди погоняли все 4 движка, сожгли 2 тонны топлива:
Click to view
А вот видео из кабины, где видны действия экипажа:
Click to view
После было время полазить по внутренностям бортов, я их подробно покажу в следующих частях.
57. Перед тем, как покинуть стоянку самолётов, сделали общий снимок.
58. Юля
relax_action делает
общее фото со стремянки. Рядом, явно довольный произведённым эффектом, начальник пресс-службы университета Евгений Девятьяров.
59. Перечисляю слева направо, кого смог опознать: 3-й
igo_ryanych, 5-я
flyberry_msk, 7-й
dron_sd, 8-й
prosto_vova, 9-й
d_voronin, 10-й
immense_sp, 11-я
belkino, 12-й
sirobb, 13-й Б. П. Елисеев, 14-й
sergey_mikheyev, 15-й
e_strannik, 16-й
tibidaba. А
tankasan,
meteo и
relax_action в кадр не попали :(
60. В конце нас ждало чаепитие с ректором и вкуснейшими домашними пирожками.
e_strannik командует кому куда садиться :)
После автобус вернул нас в Москву, и все разъехались по домам, полные впечатлений.
Познакомиться с репортажами других участников можно по ссылкам:
1.
http://relax-action.livejournal.com/414578.html 2.
http://prosto-vova.livejournal.com/2466698.html 3.
http://e-strannik.livejournal.com/66207.html 4.
http://e-strannik.livejournal.com/65820.html 5.
http://e-strannik.livejournal.com/66599.html 6.
http://sirobb.livejournal.com/304136.html 7.
http://frocush.livejournal.com/162044.html 8.
http://sergey-mikheyev.livejournal.com/298395.html 9.
http://belkino.livejournal.com/4448140.html10.
http://tibidaba.livejournal.com/45028.html11.
http://igo-ryanych.livejournal.com/3104.html12.
http://tankasan.livejournal.com/96958.html13.
http://immense-sp.livejournal.com/10198.html14.
http://immense-sp.livejournal.com/10458.html15.
http://dron-sd.livejournal.com/10588.html16.
http://meteo.livejournal.com/64391.html17.
http://aviator-ru.livejournal.com/405809.html18.
http://fotografersha.livejournal.com/494142.html19.
http://fotografersha.livejournal.com/495941.html Отдельное спасибо Евгению Девятьярову за организацию, а Марине Лысцевой
fotografersha - за информацию о событии.
Также рекомендую ознакомиться с записями:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6523/84064482.10/0_739d6_70613ad2_XXL.jpg)
![](http://antares-610.users.photofile.ru/photo/antares-610/3991481/95501765.jpg)
![](http://antares-610.users.photofile.ru/photo/antares-610/4006753/95811471.jpg)
Музей ВВС в Монино «Стрижи» и «Русские Витязи» Академия космических войск