Мотивы моих публикаций

Oct 19, 2015 14:13

Патриархийные пиарщики делают свою работу на твердую двойку.

Например, отец Всеволод Чаплин ищет в моих действиях или конспирологию или корыстные замыслы. Он говорит, что Кураев то ли делает карьеру, то ли мстит за то, что карьера не удалась, то ли гонится за рейтингом.
Хорошо. Уел меня, обличил. Но в каком свете тем самым он выставил и себя и Церковь?

Не странно ли, что среди предполагаемого им перечня мотивов моих действий нет предположения о том, что христианский священнослужитель может действовать просто по велению совести?
Любое твое гадание о скрытых чужих мотивах прежде всего говорит о том, что считаешь ценным и логичным ты сам.

Хорошим тоном у апологетов любых причуд «вертикали власти» считается заметить, что Кураев все это пишет из чувства обиды и жажды мести - за увольнение из Академии.

Что ж, пригласите психологов и дайте им посмотреть видеозаписи моих бесед за последние два года. Есть ли там признаки эмоциональной перегрузки, неуравновешенности? Звучат ли какие-то «сверхценные идеи», которые я стремлюсь во что бы то ни стало донести до собеседников, навязывая им свою, якобы «скандальную» тематику?

У меня нет личной обиды на Патриарха по одной причине: патриарх Кирилл многих людей одарил должностями, званиями, митрами, орденами… А свободу он подарил только мне.

Страшновато сказать (по римским понятиям: боги завистливы и потому нельзя вслух хвалиться благополучием), но я сейчас живу в мире психологического комфорта.

Три моих маленьких генератора счастья со мной.


Здоровье еще более-менее приличное. Каждая служба - в радость (отчасти потому, что понимаю, что ее в любой момент могут прекратить). Места и график своих поездок я определяю сам, и они уже не столь частые, насыщенные и изнурительные как раньше. Я радуюсь, уезжая из дома. Радуюсь, возвращаюсь. Радуюсь, когда приходят теперь не столь частые гости. Радуюсь, когда они уходят.
Редкие лекции радуют меня возможностью встречи с людьми.
На улице ежедневно ко мне подходят незнакомые люди со словами благодарности. Ни разу ни один священник за эти годы при личной и случайной встрече не пробовал меня "вразумить". Но всегда - наоборот.
А скутер дарит мне ежедневные маленькие радости все той же свободы движения.
Доходы упали? Ну и ладно. Все равно никаких крупных покупок я уже не планирую.

Горько не хватает мне вовсе не моего стиля жизни прошлых лет, а ушедших родителей… Но Патриарх тут не при чем.

И все же у меня есть глубоко личная обида на корпорацию священноначальников. За публичное извращение ею и ее спикерами основ нашей формально общей христианской веры. За оправдание вызывающей роскоши, лжи, насилия…

У нас разное понимание блага церкви. То, что им кажется успехом или мало что значащими мелочами, мне представляется путем к большому провалу.
Отчасти поэтому я бываю опять же рад, что сейчас я в стороне от них. Я не обязан аплодировать всем их начинаниям и декларациям. Могу лишь сочувственно выслушивать горькие рассказы священников о том, как «нагибают» их.

Так как же я отношусь к патриарху Кириллу? - Как к патриарху Никону или к патриарху Адриану.
Если я скажу, что не все слова и действия некоего патриарха 17 столетия не вызывают моего согласия - отлучат ли меня за это от православной церкви? Нет. Иначе придется отлучить всех церковных историков как класс. Так почему же современного мне патриарха и его действия я должен оценивать исключительно в превосходно-лестной степени?
Может, когда историк дает не-коплиментарные оценки действиям патриархов 17века, он им мстит? Гневается? Исполняет заказ госдепа? Да нет, он просто размышляет. Так и я поступаю с тем веком, в котором мне повезло жить.

Итожу: у меня есть свои убеждения. Я их не скрывал никогда. Я их считаю органически и естественно совместимыми с сутью христианской веры. Эти убеждения не мною сформулированы и обоснованы: эту работу до меня прекрасно сделала русская религиозная философия в своем «серебряном веке».

Они, в частности, состоят в том, что во имя христианской веры нельзя никого преследовать и раздавать «двушечки». Что, проповедуя истину, нельзя лгать даже с самыми «духоподъемными» и «патриотическими» целями. Что к людям надо относиться как к цели, а не как к средству.

Да, все это идеи христианского гуманизма. Того самого, которому объявил войну Чаплин.
Это свое антигуманистическое мировоззрение он и его хозяева стали открыто высказывать недавно. Недавно же в нашей Церкви стали открыто высказываться папистские тезисы о том, что наконец-то среди нас зазвучал живой «голос Бога».
Это - перемены в церковном официозе, а не во мне. Я остался прежним. Просто я отказался карьерно «взрослеть» и приспосабливаться к новым богословским модам.

… Я сказал, что благодарен патриарху Кириллу за дар свободы, за разрешение остаться прежним. Это не итоговая формула. Есть более серьезный фундамент моего внутреннего благодушного настроя: Верую, что сей Патриарх, как и любой иной, дан нам Промыслом Божиим.
Но эта расхожая формула вовсе не обязана быть комплиментом.

В седьмом веке генерал Фока, совершив государственный переворот, устроил целую серию зверских казней. Феофилакт Симокатта (История 8,1) повествует, что на глазах свергнутого государя «были умерщвлены его сыновья, а затем эти убийцы, наказав его сначала мечом природы - убийством детей, убили и самого Маврикия». Поразительно, что кормилица одного из царских младенцев отдала в руки убийц своего грудного ребенка, чтобы спасти царевича. Но св. Маврикий сам открыл убийцам эту подмену, сказав, что «несправедливо сокрытием этого сына оскорблять святость смерти других детей» (это стоит помнить к вопросу о патриарших телохранителях)…

Спустя 9 веков «Хроника Псевдо-Дорофея» (Иерофея) Монемвасийского (http://vremennik.biz/opus/BB/26/51949) сообщает, что «некий богоносный муж, имеющий дерзновение к Богу, услышав о царских делах злых, возопил ко Господу так: «Господи Боже! Чего ради Ты прогневался на народ свой и послал такого царя-тирана? За что такое наказание? Чем провинился народ Твой, что Ты отдал его во власть такого кровожадного волка?» и было сему богоносному мужу от Бога откровение в таком роде «много-де Я старался найти царя похуже, чтобы наказать народ за его своеволие, но не мог обрести хуже Фоки».
(цит. по: Терновский Ф. А. Терновский С. А. греко-восточная церковь в период Вселенских Соборов. Киев, 1883, СС. 351-352).

(недавно замечательный духовник одинцовский протоиерей Валериан Кречетов опубликовал сборник своих проповедей с этой цитатой. Благочинный бдительно донес начальству - и последовала отставка о. Валериана со служения духовника духовенства московской епархии).

Так вот, мне постоянно говорят, что надо смириться с Промыслом Божиим, который попустил геепископам и прочим милым феодалам править Церковью Христовой. Хорошо. Согласен.
Их буйный жизненный пир попустил Господь.



Но Божий Промысл ограничен лишь царями и патриархами, или же он распространяется и на судьбы диаконов?
Вдруг и мой отчаянный писк тоже попустил тот же Автор?

Не может ли быть так, что моя не самая простая биография строилась Им так, чтобы в минуту прорезания первых папистских зубиков - внутри Церкви, а не вне нее, оказался бы не сельский пономарь, а профессор богословия, не мирянин, а клирик, который смог бы сказать "contradicitur!"?

Допуская же такую мысль, я тем более не обижаюсь на увольнение из Академии. Господь решил исправить так течение моей жизни и мысли. Что же мне роптать? Пусть ропщут те, кто в порыве мстительной страсти не предусмотрел такой поворот дарованного мне досуга.

Хотите - считайте это иронической улыбкой Творца: Он сделал так, что современниками нашего патриарха Кирилла стали папа Франциск и диакон Кураев. Ну, чтобы рельефнее сравнивалось и интереснее жилось :)

(это я пишу не для того, чтобы встать в позу Избранного, а для того, чтобы осадить азарт "толкователей Промысла": формула, объясняющая всё, на самом деле не объясняет ничего).

***
(это серия постов:
"Зачем я это делаю?" http://diak-kuraev.livejournal.com/955967.html
"Мотивы моих публикаций" http://diak-kuraev.livejournal.com/965789.html
"Почему знал, но молчал ч.1" http://diak-kuraev.livejournal.com/966102.html
"Почему знал, но молчал ч.2" http://diak-kuraev.livejournal.com/966223.html
«я и патриарх Кирилл» http://diak-kuraev.livejournal.com/966406.html

см. также старые:
Почему я не пошел к Патриарху http://diak-kuraev.livejournal.com/592695.html
Почему я не пошел в светский суд http://diak-kuraev.livejournal.com/593262.html
Почему я не пошел в церковный суд http://diak-kuraev.livejournal.com/593631.html )

Автобио, Наш папизм

Previous post Next post
Up