124 По достаточно распространенной в Азии логике туриндустрии посещение в самом деле примечательных объектов Муйне не входит в число популярных экскурсий. Между тем они легко доступны на такси и вообще отлично видны с дороги, соединяющей курортную зону с городом Фантьетом. Однако туристов чаще всего возят за десятки километров к новодельным храмам второй половины XX века, на дюны, совершенно невнятные грязноватые ручьи и т.д. После общения с местным туристическим агентством, о чем было рассказано в предыдущем листе дневника, мы приняли решение перейти на полностью автономный режим, о чем в дальнейшем совершенно не пожалели. Изучив отзывы в Интернете о достопримечательностях Муйне, мы решили, что легко обойдемся без таких канонических объектов, как гора Таку или маяк Кега, а вот действительную седую старину, дошедшую до наших дней, нужно посмотреть обязательно, тем более для этого не требуется тратить полдня в разъездах.
Буддистский храм на переднем плане особого интереса не представляет, а вот башни справа и слева от него на заднем плане чрезвычайно любопытны. К ним-то мы и направились одним прекрасным утром на такси.
125 Поездка от отеля в Муйне обошлась где-то в семьдесят тысяч донгов. На въезде на территорию я уплатил за себя и супругу еще по десть тысяч (получается, билет стоит 25 рублей на наши деньги), для ребенка вход был бесплатный. Таксист припарковался в тени и выразил горячее желание подождать нас; счетчик при этом он не включал - обычная практика во Вьетнаме. Для нас это было чрезвычайно удобно, так как машины такси там обычно не дежурят, поймать их можно разве что на дороге, но до нее придется протопать несколько сотен метров по жаре.
126 Первая и основная достопримечательность холма - три древние тямские башни Пошану. Тямами (в другом варианте написания - чамы) называется малый народ, некогда владевший значительными территориями в южной части современного Вьетнама. Уже к XV столетию от былого могущества тямского государства Чампа мало что уцелело, однако последнее княжество Падуранга было поглощено вьетами только в 1832 году.
С развитием туризма вьетнамские власти сочли тямскую карту козырной и активно взялись за восстановление культурного и исторического наследия этого почти исчезнувшего (в стране осталось чуть более 120 тысяч тямов) народа. В частности, башни Пошану были внесены в список национального достояния Вьетнама в 1991 году.
Первая по ходу движения от подножья холма башня посвящена Нандину - слуге, привратнику и другу Шивы, одного из верховных богов индуистских богов. Он, как иногда и само божество, изображается в виде белого быка или существа с бычьей головой, что дает повод считать Нандина зооморфным символом Шивы.
127 К сожалению, ранним утром, еще до наступления зноя, попасть к башням не получится - Google уверяет, что вход открывают только с 10 часов. Соответственно рекомендую захватить с собой головные уборы и воду. Сам холм превращен в парк, но спасительную тень деревья дают далеко не всегда, а ветер на приличном удалении от морского берега практически не ощущается. Долго находиться там было просто невозможно.
128 Вдали на соседнем холме видно обширное христианское кладбище. Если не вглядываться, его легко принять за буддистское - те же формы захоронений, те же яркие жизнерадостные краски. Обмануться не дадут разве что кресты.
Несмотря на бросающиеся в глаза многочисленные католические и протестантские церкви, вьетнамцев, относящих себя к буддистам, раза в четыре больше, чем местных христиан всех конфессий. Правда, мне лично ситуация напоминает японскую, когда многие считают себя одновременно как синтоистами, так и буддистами. Здесь же похожая ситуация с христианами. Даже в такси очень часто католические образки соседствуют с буддистскими подвесками. На позициях аутсайдеров во Вьетнаме находятся индуизм и ислам (однако мечети строятся по стране довольно активно).
129 Именно индуизм и исповедуют вьетнамские тямы (в отличие от проживающих в других странах, где им более свойственен ислам суннитского толка).
Башня повыше посвящена Лингаму - основному символу Шивы.
130 Невысокая башенка относится к культу некого божества огня. В индуизме я не разбираюсь совершенно, поэтому затрудняюсь точно сказать, о чем именно идет речь на весьма скупой информационной доске у подножья холма. Возможно, подразумевается огненный Лингам, откуда Шива явился Брахме и Вишну.
131 Сооружения датируются IX веком, но в последующие столетия они неоднократно перестраивались, так что древнейшая кладка если где-то и сохранилась, то разве что где-то внутри или даже в толще стен у основания. Цвет кирпичей объясняется характерной для этих мест красной глиной. Скреплена кладка не традиционным строительным раствором, а какой-то экзотической смесью растительного происхождения.
132 Все эти башни продолжают использоваться тямами как культовые объекты. Молятся внутри тесных строений по-старинке - лежа.
133 Три башни - это единственное, что осталось от некогда довольно обширного индуистского храма.
134 Многочисленные таблички на двух языках просят не забираться на остатки стен древнего храма, но вьетнамским туристам это все до лампочки - шастают туда-сюда только так.
135 На бывшей прихрамовой территории стоят какие-то маленькие алтари, но что именно это такое, я так и не понял.
136 Вид на Фантьет со склона холма, увенчанного тямскими башнями. На переднем плане в кадр попала часть буддистского храмового комплекса.
137 Выше башен стоит обелиск в честь удачной операции только-только формировавшейся вьетнамской армии против французов на раннем этапе Первой Индокитайской войны, называемой здесь также Войной за независимость. 14 июня 1947 года вьетнамцы разгромили засевший в укрепленной вилле, называемой дворцом принца, французский гарнизон.
138 В ходе сражения были убиты или попали в плен 35 французских солдат и офицеров. Вьетнамцы захватили их амуницию и вооружение, включая тяжелый пулемет «Виккерс», что и запечатлено в барельефе.
139 Около обелиска сложен символический дот - долговременная огневая точка. Сразу видно, что это фантазия художника, так как при подобном расположении амбразур вести огонь изнутри было бы совершенно невозможно, да и железобетонная плита, служащая сооружению крышей, оказалась бы неоправданно ослаблена.
140 Зато на почти плоской вершине холма находятся самые настоящие французские доты, соединенные системой подземных, точнее, прикрытых уже отнюдь не декоративными железобетонными плитами, ходов.
Засевшие на вершине этого высокого холма даже сравнительно небольшие силы могли полностью контролировать важную дорогу между Фантьетом и Муйне, в более широком смысле - между Сайгоном (ныне Хошимином) и Ньячангом, а также порт Фантьета.
141 Можно вспомнить, что французы начали колонизацию Индокитая с 1858 года (хотя сам этот топоним формально появился лишь почти три десятка лет спустя). Последовала целая череда войн, в частности против Сиама (современный Таиланд). Провинция, где находится Фантьет, полностью оказалась под властью захватчиков к 1884 году. Продолжительное время восстания вьетнамцев успешно подавлялись. Временное освобождение пришло в 1945 году, когда французские войска были разоружены японцами, предпринимавшими отчаянные попытки сопротивления Союзникам. Де-факто одних колонизаторов сменили другие, к тому же вполне реалистичный реванш Парижа предотвратила только скорая капитуляция Страны восходящего солнца. Руководимый Хо Ши Мином Вьетминь отнюдь не был счастлив возвращению прежних хозяев страны, которым явочным порядком передали власть Союзники.
142 Приемлемое для обеих сторон политическое решение найдено не было, и 19 декабря 1946 года началась продлившаяся семь с половиной лет война за независимость страны. Французы отчаянно пытались удержать свою колониальную империю, уже носившую, правда, имя Французского союза, но не помогла даже широкая помощь США; после сокрушительного поражения в битве при Дьенбьенфу они вынуждены были вывести свои войска из Вьетнама. Впрочем, подложив свинью в виде создания в противовес Демократической республике Вьетнам со столицей в Ханое второго государства в южной части страны со столицей в Сайгоне, что привело в конечном итоге к широко известной Второй Индокитайской войне, где в свою очередь потерпели поражение уже американцы.
143 На самой вершине у гребня склона, обращенного в сторону города, высится квадратная башня. Кирпичные стены с узкими бойницами густо посечены осколками и пулями.
Я слышал версию, будто эта башня - единственное, что осталось от упомянутой ранее виллы, которую местное население называло дворцом или замком принца. Построили ее еще в начале XX века, и вилла была столь красива, что ее даже воспевали в стихах. Французские военные заняли здание в 1946 году. Видимо, после успешного для Вьетминя рейда 14 июня тут началось оборудование настоящего укрепрайона. Предположу, что вилла пострадала не только в ходе боев, но также была использована как донор стройматериалов для сооружения дотов.
144 Следы от пуль, проникавших в бойницы, видны и на внутренних стенах башни. И все-таки удивительно, что вьетнамцы ее так и не разрушили артиллерией, ведь это идеальный наблюдательный пункт, откуда можно эффективно корректировать огонь по всему узлу сухопутных и морских коммуникаций.
145 Обзор наглядно демонстрирует вид с холма на бухту Муйне.
В следующей части дневника я планирую завершить тему морского Муйне и подготовить тем самым переход к рассказу о горном Далате.
Все листы дневника овощного трипа в Индокитай:
Прибытие Ненавязчивый российско-турецко-вьетнамский сервис Курортный Муйне и провинциальный Фантьет Об экскурсиях и экскурсионном мошенничестве О настоящих достопримечательностях, куда туристов обычно не возят Последние «пять копеек» про пегасовский отель в Муйне