Ну что ж, вот мы и добрались до закрытия фестиваля симфонической музыки - восьмой день форума и пятый концерт, о котором я вам рассказываю. Симфофорум как фильмы о Гарри Поттере - последняя часть в "двух томах" (читай: постах). А все потому, что один пост будет о самом концерте, а второй содержит особенныйую потребительский инсайт историю о подноготной происходящего на сцене. //Фото обаятельной девушки в конце - присутствует.//
Программка заряжена на достижение гармонии через катарсис
К этому концерту форум длился уже восьмой день: концерты каждый вечер и попутные выставки, круглые столы, всяческие встречи на разных площадках. В этот день, как и в
первый, на сцене выступал наш родной Уральский академический филармонический оркестр, а в качестве дирижера его художественный руководитель
Дмитрий Лисс. Мои руки однажды дойдут до того, чтобы актуализировать
путеводитель по выбору оркестра исходя из численного состава и симпатичности скрипачек, ну а пока, лишь напомню, что
УАФО - это состав опытных музыкантов буквально дышащих музыкой - ровно, уверенно и непоколебимо. Дмитрий Лисс даже на фоне именитых дирижеров этого форума не выглядит обделенным регалиями. Возглавляет оркестр без малого 20 лет.
Первое отделение было отдано Сергею Рахманинову и его Симфонии №3 ля минор. Это одно из последних его произведений, написанное уже спустя 17 лет после того, как он покинул Россию. Это очень плавное и душевное произведение, пронизанное удивительной силой, глубокое, преданное симфоническим традициям Чайковского (и тут без него не обошлось). Не знаю, что мне доставило большее удовольствие: слушать исполнение или следить за тем, как Лисс управляет оркестром. Надо сказать, что созерцание дирижеров на этом форуме и их манеры разговора с оркестром занимают отдельную нишу моего восприятия. Это жутко интересно. Больше чем я это богатство мимики и экспрессию жестов могли заметить те, кто смотрел трансляцию. Ее, конечно, в перспективе выложат в полном объеме, но пока, увы, ее нет.
Первое отделение я провел в комнате, откуда как раз эта трансляция и выходит в свет. Где сидит команда специальных людей. Откуда идет звук и картинка в мир. Ну, и откуда рождаются всякие маленькие гэги, которые сложно заметить непосвященным. И отсюда отличный вид на все - от мимики дирижера и первой скрипки, до декольте Виолончели или подчеркивающего красивые изгибы спины выреза платья Арфы. Но если про эти тонкости технологического процесса и хитрости наведения камер я расскажу не раньше, чем завтра, то о музыке и впечатлениях продолжу прямо сейчас.
The Royal Philharmonic Orchestra,
Andrew Litton,
Сергей Васильевич Рахманинов -
Symphony No. 3 in A minor Op. 44: I. Lento - Allegro moderato - Allegro на
Яндекс.Музыке "Беседы с Аветом Тертеряном" теперь это так называется, да? в монтажке глубокого закулисья Филармонии
Лисс, безусловно, самый плавный и техничный в этом отношении, на мой взгляд, дирижер, из тех что я увидел за время форума. Дирижерская палочка в его руке танцует подобно шпаге в руках опытного фехтовальщика Точечные множественные уколы, выпады, парирования, отходы... Если смотреть на это под другим углом, тогда Лисс подобен Дамблдору, кастующему экспелиармус (потом как нить попробуйте на запись с трансляции наложить иной звук и трагичную музыку Поттера).
Все время, что оркестр играл симфонию Рахманинова, на лице дирижера была несходящая мука - переживание, которое всеми гранями своих эмоций переливалось отблесками в музыке. Это волнение и трепет, которые пронизывают исполнителя, заставляют испытывать эту душевную боль, пока они не приведут тебя в катарсис, а там - переродят в состояние музыкальной гармонии с миром.
Второй раз за время Форума звучала симфония Авета Тертеряна (
первый раз в исполнении ЯАГСО). Симфонию №3 для большого оркестра, дудука и зурны было бы легче воспринять, если не видеть сцену, а иметь перед глазами видеоряд неспешно плывущих облаков на фоне гор, планы крутых склонов. Тогда и колоритность культуры не сбивает, ни авангардичность звучания. И акцентированный музыкальный "космос", который, как мне рассказывает мой музыковед, все находят в его симфониях. Кажется, в этот раз я уже просто устал и не был так восприимчив, как раньше. Потому, когда на сцене протяжными нотами долго звучал дудук при полном молчании всего оркестра, я по-иному понял фразу "Концерт для оркестра с дудуком" - дудук играл, а оркестр слушал - для оркестра же концерт :О)
В рамках форума и в честь юбилея композитора, на главной лестнице Филармонии располагалась выставка Николая Предеина "Тертерян. Писание звука". О ней, как и о творчестве композитора, которое она отражает, проще всего говорить, цитируя сопроводительный текст:
"Авет Тертерян не был сочинителем своей музыки, как не был физиком своих звуков. Рациональность, в плену которой оказываются и сочинитель, и физик, не дает возможности человеку быть искренним. А Тертерян был предельно искренним музыкантом. [...]
(для слуха тишина всегда темна, а звук - это вспыхивающий свет. Для зрения - наоборот: белый лист - тишина, а звуки - темные пятна на бумаге)".
Запись музыки в виде QR кода: "считал глазами - услышал ушами"
Нотная пропись ленивца
Непоправимое столкновение инструментов в оркестре, вид сверху
Плотный трафик на центральной улице города
Музыкальный сперматозоид и зарождение музыки
Метеоритный дождь или "атака из космоса"
Как резюмировала свои впечатления моя спутница, коей в этот раз была
library_bat: "Кроме того, что я, можно сказать, впервые за 20 лет была в филармонии и на симфоническом концерте, впечатления положительные. Почти все первое отделение я наблюдала за оркестром, хотя видно было только сам знаешь кого [скрипачек, прим. автора]. В общем, я не столько слушала музыку, сколько наслаждалась синхронностью движений... в балете такое не часто встретишь".
Симфонический форум завершен, и я определенно этому рад. Недостатка впечатлений я не имею, как вы можете судить по написанным постам, но теперь нужно как-то придти в себя. И вот вам лайфхак: если вам перегрузили мозг в библиотеке, музее или концертном зале - идите в бар.
library_bat и Лисс, ой лиииис
Все рассказы о концертах Симфофорума: