В Израиле есть милая традиция приглашать на зажигание свечки Хануки каких-то известных людей. Вот я, можно сказать, пригласила зажечь первую свечку Хануки художника Зеэва Рабана. В виртуальной реальности все возможно, да и этот художник любил Хануку. Его ханукальные светильники хранятся в музеях и даже в резиденции Израильского президента...
Зеэв Рабан нес искусство в массы в прямом смысле этого слова. Я уверена, что даже те, кто никогда не слышал об этом художнике, видел его работы.
Например символ Израильской полиции придумал именно Зеэв Рабан. Этот символ, без сомнения, видели не только израильтяне, но и туристы, Израиль посещавшие.
Символ полиции, 1948-1949
"
Emblem of Israel Police" מאת לא ידוע -
[1]. ברישיון נחלת הכלל דרך
ויקישיתוף.
Те кто сам состоял в движении Цофим или дети\внуки состояли, однозначно знают и символ этого движения, который тоже придумал З.Рабан.
Движение Цофим, ок.1950г.
"
Emblem of the Hebrew Scouts Movement in Israel" מאת לא ידוע - תנועת הצופים. ברישיון
השימוש ההוגן בהצופים העבריים">שימוש הוגן בלוגו דרך
ויקיפדיה.
Рабан был из тех художников еврейского происхождения, которые не стали европейским мейн-стримом своего времени, а переехали в Эрец-Исраэль и создавали новое еврейское\израильское искусство, как они его видели. Это то самое поколение художников в Эрец-Исраэль, которое хотело создать и прошлое и настоящее еврейского искусства одновременно.
Будучи человеком светским, тем неменее, Зеэв Рабан основной своей темой для творчества видел ТаНаХ. Может быть потому, что он в детстве учился в хедере, и отец его был религиозным евреем, раввином, художнику очень хотелось создать зрительные образы героев ТаНаХа. Иудаизм запрещает изображения, и может именно поэтому ему так хотелось проиллюстрировать все еврейские священные книги... Этим образам он остался верным на всю свою долгую творческую жизнь.
Он был одним из основателей знаменитого "стиля Бецалель", который не имеет никакого отношения к современной академии Бецалель.
Но вернемся к Хануке. Вот ханукальные подсвечники, сделанные по эскизам З.Рабана.
Зажигание меноры в Храме после победы. 20е годы прошлого века, серебро, Музей Эрец-Исраэль.
Кстати, очень в еврейской традиции ханукальных светильников с изображением меноры. Можете сами убедится, посмотрев мою коллекцию этих подсвечников
тут и
тут Ханукия с изображением очищения Храма. Между 1909 и 1929гг.
Часть ханукии, изготовленной фирмой "Цель-Цион" 1950г.
Во дворце Президента Израиля также находится ханукия по рисунку Зеэва Рабана, выполненная ювелирами семьи Йемени. С этой семьей Рабан много и плодотворно сотрудничал, об этом дальше. Ханукия выполнена из серебра, в европейском стиле в технике йеменской филиграни.
Я уверена, что многие знают эту коробочку с ханукальными свечками.
Изображение с ханукией на фоне Иерусалима на ней по мотивам рисунка З.Рабана.
Эта коробочка с другой стороны.
З.Рабан был на столько значительный художник и он оставил так много работ, что посещая выставки и разнообразные музеи Израиля, я сама того не замечая, насобирала довольно много его работ, а в сети их не так много. Вот я и решила их показать.
В наши дни Рабана бы назвали дизайнером: он создавал эскизы для работ в самых разных материалах. Он создал и ханукию, хранящуюся в Президентском дворце и спортивные кубки, и значки для награждения отличников военной службы.
Можно сказать, слегка иллюстрированная биография художника.
Зеэв Рабан, 1930г.
"
Zeev Raban 1930" מאת Y.M.C.A., JERUSALEM -
Israel National Photo Collection. דרך
ויקישיתוף.
Из рассказа дочери Зеэва Рабана, Рут Рабан-Дорон (предисловие к Книге Рут с иллюстрациями Зеэва Рабана, 2011г.)
Зеэв Рабан (Вольф Рабицкий) был старшим сыном раввина Ихиэля Фишеля Рабицкого и Ривки Рейзель Бесер. Он родился в 1890г. в городе Лодзь, в Польше. Зеэв родился в канун Судного дня и его мать упорно хотела поститься, несмотря на недавние роды. Не взирая на уговоры мужа, она стояла на своем и желала выполнять заповедь. Отец новорожденного привел миньян раввинов, чтобы убедить роженицу, что она может не постится в Судный день. В конце-концов она согласилась.
В семье Рабицких родилось еще 2 сына и дочь.Раввин-отец требовал от семьи очень строго соблюдать все заповеди, он хотел, чтобы сыновья учились только в хедере. Его жена выросла в относительно либеральной семье и она хотела детям только самого лучшего, и это привело к ее разрыву с мужем. Они стали жить раздельно и она дала возможность детям учиться исключительно по их желанию. Сама же она стала работать главным торговым агентом фирмы "Доктор Эткер"- товары для домашней выпечки.
Зеэв Рабан (Вольф Рабицкий) с 15 лет учился живописи и скульптуре.
С 16 лет изучал декоративное искусство в Мюнхенской академии художеств, а затем скульптуру в парижском «Божаре» и в Бельгийской Королевской академии.
В 1911 году Борис Шац, хотевший создать в Эрец-Исраэль большой художественный центр-академию, приехал в Париж и там в Молодежном сионистском клубе встретил Зеэва Рабана и пригласил его преподавать в своей академии. Рабан согласился и в 1912 году совершил алию и стал старшим преподавателем по специальностям скульптура, анатомия и чеканка по меди в
Академие Бецалель. Именно в Академии Бецалель он встретил йеменских евреев, которые работали в технике филиграни.
В 1916 году он получил повестку о призыве в турецкую армию. С помощью членов еврейского батальона он бежал в Мигдаль, где прожил до 1918 года.
Вот такое свидетельство о покупке участка в "Городе-садов" в
Мигдале в 1917г. работы З.Рабана я обнаружила среди фотографий, которые я сделала в Музее первопроходцев в Мигдале.
Здесь же в Мигдале он закончил свою первую иллюстрированную книгу "Песнь песней".
Иллюстрации к "Песнь песней" (7:13), 1911-1918.
"Рано утром пойдем мы в виноградники, посмотрим, расцвела ли лоза виноградная, развилась ли завязь, распустились ли гранаты? Там отдам я тебе ласки мои."
Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?", Музей Мане-Кац, Хайфа.
Львы, иллюстрация к "Песнь песней" 1923г.,
Музей Эрец-Исраэль Полностью все иллюстрации к "Песнь песней" З.Рабана можно увидеть в этом видео на фоне "Песнь песней" на музыку Нисима Халифа в исполнении Надава Инбара
Click to view
В 1918 году с приходом британцев, он возвращается в "Бецалель" к преподаванию.
Художественные игральные карты из Эрец-Исраэль, ок. 1920г..
В качестве образов использованы герои Танаха и еврейская символика, в частности
менора, маген-давид, листья инжира и
гранат.
Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?", Музей Мане-Кац, Хайфа.
Преподавая в академии, З.Рабан так же следил за изготовлением двух знаменитых работ академии Бецалель "стул пророка Элиягу" и синагогальный ковчег.
В 1921 году он участвовал в исторической выставке, впервые организованной Ассоциацией художников Эрец-Исраэль. Эта выставка состоялась в Башне Давида в Старом городе Иерусалима и была первой в серии ежегодных выставок, называемых «Художественные выставки в Башне Давида».
Зеэв Рабан около синагогального ковчега, работы Бецалель, который был представлен на выставке в Башне Давида в 1921г.
"
Zeev raban with the bezalel torah ark" by
Talmoryair (
talk) -
Talmoryair (
talk). Licensed under Public Domain via
Wikimedia Commons.
В 1923 году вместе с художником Меиром Гуром Арье Рабан основал «Мастерскую промышленного искусства» там он работал, параллельно с преподаванием в академии.
Графика к книге Б.Шаца "Построенный Иерусалим" , 1924г.
"
Raban" מאת מקור. ברישיון
זכויות יוצרים. עם זאת, מעלה הקובץ סבור/ה שהשימוש בו בוויקיפדיה הנו בגדר
שימוש הוגן בערך
ירושלים הבנויה.">שימוש הוגן דרך
ויקיפדיה.
"Еште мацу, произведенную на больших мукомольных заводах Эрец-Исраэль." Музей Эрец-Исраэль. Реклама 1925г.
Сразу возникает вопрос: почему именно большие мукомольные заводы надо рекламировать?
Большие мукомольные заводы в Эрец-Исраэль основал, как вы уже догадались, наш барон Ротшильд в 1921г. Без барона просто невозможно было обойтись до определенного момента. Для чего нужны были эти заводы? Для того, чтобы поддержать еврейских крестьян, которые выращивали пшеницу.
С 1924 по 1928гг., во времена Четвертой алии, в Тель-Авиве поселилась довольно большое количество обеспеченных людей. Они хотели каким-то образом оформлять свои дома снаружи. Тогда и появились на фасадах тель-авивских зданий керамические плитки по эскизам З.Рабана. Некоторые здания и плитки сохранились до сих пор и их можно увидеть.
Большая часть этих изображений с выставки в Мигдаль Шалом, Тель-Авив.
Тель-Авив, 1924, дом Маргарет-Элис Пальмер, не сохранился.
"И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их".
Йешайа (11:6) Этикетка для бутылки вина винодельни барона Ротшильда в Ришон-Леционе. Изображен царь Шломо (Соломон) и царица Савская. Год не указан. Из Музея Эрец-Исраэль.
"До 100.000 дунамов Еврейского национального фонда", плакат - просьба пожертвований на покупку земли. Ок. 1925г., Музей Ану (бывш. Бейт Атфуцот).
"Дом Ледерберга", находится на углу бульваров Ротшильда и ул.Алленби (Аленби 118 и Ротшильд 29). Можно увидеть и сейчас.
Архитектор И. Магидович, 1925г..
Это две иллюстрации к "Песне восхождения" (שיר המעלות), к стиху "Те, кто сеет в слезах пожинать с радостью" (ה הַזֹּרְעִים בְּדִמְעָה בְּרִנָּה יִקְצֹרוּ )
В том смысле, что тому кто тяжело работает воздастся сторицей.
"Сеятель" З. Рабан
"Жнец" З. Рабан
"Еще Я восстановлю тебя, и ты будешь восстановлена, дева Йисраэйлева". Йирмейа 30-31:3, (перевод Мосад Арав Кук, 1978).
Керамические панно с изображениями городов Эрец-Исраэль для фасада Городской школы ул. Эхад Аам 37, Тель-Авив, 1925г.
Можно увидеть и сейчас.
Все здание школы.
"
Ehad haam school8" מאת
Talmoryair - נוצר על ידי מעלה היצירה. ברישיון
CC BY 3.0 דרך
ויקישיתוף.
Тверия
Яффо
Хайфа
Хеврон
Львы и менора.
Внутреннее оформление дома Х. Н. Бялика в Тель-Авиве, 1925г..
Сфотографировано во время экскурсии.
В
доме поэта Х. Н. Бялика в Тель-Авиве колонны украшены плитками, специально сделанными в академии Бецалель по эскизам З.Рабана.
Это колонны, которые отделяют гостиную от холла.
"Захваченная Иудея", сделана по мотивам монеты IVDEA CAPTA.
В честь победы над Иудеей, Веспасиан, отец Тита, в период с 69 по 79гг. выпустил монету, знаменитую IVDEA CAPTA - "Захваченную Иудею", которую я сфотографировала в Национальном римском музее - палаццо Массимо (Museo Nazionale Romano - Palazzo Massimo alle Terme).
В данном случае в центре плитка изображающая "Свободную Иудею", вокруг нее традиционные растительные мотивы - гранаты, инжир.
Это гостиная дома. Обратите внимание на камин, столь не подходящий к тель-авивскому климату... Может это говорит о том, что хозяин был выходцем из более холодных мест?
Х. Н. Бялик хотел, чтобы в оформлении гостиной присутствовали традиционные еврейские элементы, на камине изображена сцена с Ковчегом Завета и сцена возвращения разведчиков.
На этой колонне в круге под виноградной лозой написано "Эраим", имеется в виду одно из колен Израилевых, сверху гранаты, снизу - инжир, и белые цветы, явно цветы
миндаля.
Бывший дом Кацмана, потом Банк Асапанут, Эхад Аам 35, вторая половина 20х годов прошлого века.
Дом Кацмана был полностью разрушен.
В 1993 году был восстановлен фасад с медальонами.
Эскизы медальонов выполнены совместно с Борисом Шацем.
Пророк Элиягу.
Пророк Йешайа.
Пророк Йермиягу
Царь Давид.
Как это здание выглядит сейчас можно посмотреть в коротеньком видео без текста.
Click to view
В 1926-27гг. он был заместителем проф. Бориса Шаца в академии "Бецалель".
Элементы оформления здания ИМКА в Иерусалиме (YMCA от англ. Young Men’s Christian Association - Юношеская христианская ассоциация), 1927г.
Иерусалимцы и гости нашей столицы безусловно не могли не заметить это очень приметное здание.
Общий вид части здания. Подробнее об этом здании
тут Знаменитый шестикрылый серафим был сделан по эскизу Зеэва Рабана.
Один пример книжной иллюстрации, который я пока встретила.
"Мы праздновали" Л.Кипнис, иллюстрации З. Рабана, "Бецалель", Иерусалим, 1928г. Показана на выставке
«Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм» в Музее Эрец-Исраэль.
В 1929 году кончились деньги на финансирование академии "Бецалель" и она закрылась.
До своей кончины в 1970г. Рабан работал в «Мастерской промышленного искусства».
"Приезжайте к нам на Колыму в Палестину", 1929 год. Плакат Кампании по продвижению туризма в Святой Земле. Настоящая реклама своего времени. Реальная Палестина того времени выглядела несколько иначе.
Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?", Музей Мане-Кац, Хайфа.
Это футляр для Свитка Эстер, серебро, филигрань, конец 20х годов прошлого века.
Дизайн Зеэва Рабана, Школа Бецалель. С выставки
"Святыня. Искусство. Эстетика" в музее Мане-Кац (Хайфа) Хайфа из серии "Эрец-Исраэль, 10 картин", 1930.
Верхней части Хайфы еще просто нет в это время, есть только кусок города у моря.
Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?", Музей Мане-Кац, Хайфа.
Иллюстрации к Книге Рут, 1930г.
"Книга Рут", иллюстрации З.Рабана, 1930г.
Музей им.Бар-Давида (Кибуц Барам)
Бокал для вина с изображением
Исхода (начало 30х. годов 20в., из коллекции
Музея Эрец-Исраэль.
Ниже все изображение, если его развернуть.
Вот так они и шли, впереди Моше, затем коэны и левиты несли Ковчег со Скрижалями Завета, и за ними весь народ.
Четыре броши, сделанные по эскизам Зеэва Рабана.
Броши сделал ювелир Йехие Йемени, глава династии ювелиров, выходцев из Йемена. Броши изготовлены после 1943 года.
Выставка
"Материалы времени"Броши представляют собой образы знаменитых женщин, героинь
ТаНаХа.
Рут.
Мирьям
Шуламит.
Двора.
Гранаты в виде пальм, Иерусалим, середина 20в., ювелир
Йехие Йемени по эскизу
Зеэва Рабана.
Музей Израиля, Иерусалим.
Я бы сказала, что Зеэв Рабан был из первых израильских художников, которые еще были еврейскими. Он был воспитанником европейской художественной школы, но понимал, что тематика его иная, еврейская. Он стремился нести еврейское искусство и еврейскую тематику в массы, в быт, в каждый дом. В работах Рабана хорошо сочетаются восточные элементы, характерные для Эрец-Исраэль, мотивы Танаха и пейзажи страны. Его многочисленные символистические произведения относятся к направлению "еврейского символизма". В 2001 году состоялась большая ретроспективная выставка творчества Зеэва Рабана в Тель-Авивском художественном музее и была выпущена книга о нем "Зеэв Рабан, еврейский символист" (автор Бат-Шева Гольдман-Ида).
Это сама книга, на титульной стороне иллюстрация из "Песнь песней" (2, 1-2) "Я - лилия Шарона", 1911-1918гг.
На обратной стороне "Царица Савская и удод", иллюстрация к сказке Х.Н. Бялика "Царь Соломон и царица Савская". ок. 1920г.
З.Рабан был одним из основателей иерусалимского района Бейт-Акерем, где до сих пор сохранился его дом, в котором живут его дочь, внуки и правнуки.
В 2010 году одна улица в этом районе была названа его именем. Видео-рассказ об этом событии и о художнике.
Click to view
Двери больницы Бикур-Холим (Шаарей Цедек), Иерусалим, по рисунку З.Рабана, выполнил Сасон Хавив, 1925г..
Животные и растения.
Сверху надпись:
וקראת ישועה חומתיך ושעריך תהלה
ישעיהו ס:יח
"и назовешь спасением стены твои и ворота твои - славой"
Йешаягу 60:18
Фрагменты:
Дверь "12 колен Израиля".
Сверху надпись:
ונתתי בציון תשועה לישראל תפארתי
ישעיהו מו:יג
"и дам Цийону спасение, Йисраэйлю - славу Мою."
Йешаягу 46:13
Колена, слева направо: Нафтали, Гад, Ашер, Биньямин.
Колена, слева направо: Эфраим, Менаше, Дан, Звулун.
Колена, слева направо: Иссахар, Реувен, Шимон и Леви, Йегуда.
Большое спасибо за помощь в подготовке этого поста экскурсоводу
Инне Чернявской Всем веселой и светлой Хануки!
Инфа:
http://musaf-shabbat.com/2014/05/31/%D7%94%D7%A0%D7%A1%D7%99%D7%9B%D7%94-%D7%94%D7%A6%D7%99%D7%95%D7%A0%D7%99%D7%AA-%D7%99%D7%A2%D7%9C-%D7%9E%D7%90%D7%9C%D7%99/https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%96%D7%90%D7%91_%D7%A8%D7%91%D7%9Fhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD,_%D0%97%D0%B5%D0%B5%D0%B2http://www1.amalnet.k12.il/sites/Mifgashim/Pages/RabanZeev.aspx This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2202918.html.