Есть в Иерусалиме один интереснейший музей, о котором мало знают русскоговорящие израильтяне. Это Музей итальянского еврейства имени
д-ра Шломо Умберто Нахона.
Он рассказывает о культуре и искусстве еврейской общины, общины выходцев из Италии. Эта удивительная община, члены которой евреи не сефарды и не ашкеназы.
Евреи Италии уникальны тем, что они без перерыва жили на одном месте на протяжении 2200 последних лет, начиная со времен до Римской империи и начала христианства.
Музей был открыт в 1983 и предназначен для сохранения и демонстрации артефактов, представляющих жизнь евреев Италии с периода Ренессанса до наших дней. Экспонаты музея были вывезены из Италии после Второй Мировой войны, в 50 и 60е годы прошлого века. Это делалось для спасения от уничтожения и потери предметов культуры после гибели еврейской общины Италии в Катастрофе. Организатором спасения был д-р Шломо Умберто Нахон.
О коллекции музея.
Предметы религиозного обихода из Италии великолепны по исполнению и соответствуют уровню культуры и искусства Италии.
Евреи Италии участвовали в расцвете итальянской культуры и искусства, использовали итальянский стиль и мотивы соответствующего времени чтобы украсить предметы религиозного обихода.
Еврейская община Италии существовала непрерывно более 2000 лет, и культура и искусство этой общины, пожалуй, несравнимы ни с какой другой.
Вещи, представленные в музее, очень красивы. Их можно рассматривать бесконечно.
Работы из серебра.
Создание серебряных вещей стало развиваться в Италии в 17 веке, во времена Барокко. В те времена итальянские евреи заказывали серебряные вещи у мастеров-не евреев. Об этом свидетельствуют печати авторов на изделиях, которые были в собственности еврейских общин. Вместе с тем, есть документы о деятельности еврейских ремесленников во Флоренции, Модене, Вероне и Мантуе, которые работали с серебром. Эта их деятельность была за долго до того, как евреи получили гражданские права, в период когда евреям было запрещено вступать в профессиональные гильдии. Отношение к евреям-ювелирам соответствовало городу, стране или региону, где они проживали и нормам существовавшим в тот период.
Например: евреи-ювелиры, работавшие с золотом, в Риме были очень ограничены Папой Римским. В Пьемонте евреи-ювелиры, работавшие с серебром, могли работать совершенно свободно с середины 18 века. В Венеции было несколько мастерских, которые специализировались на изготовлении предметов религиозного обихода. Их изделия были распространены во всех еврейских общинах Италии и повлияли на все такие предметы, которые были сделаны в 17-18 веках.
Набор для обрезания, Рим, Италия, 1726-88
Амулеты, 18 век.
Гранаты для свитка Торы, Турино, конец 18 века.
Гранаты для свитка Торы, Ровиго, Италия, 18 век.
Замечательные гранаты в форме гранатов же:) Мой рассказ о гранатах, и плодах и украшениях свитка Торы
тут Гранаты для свитка Торы, 18 век.
Гранаты для свитка Торы, 19 век.
Кувшин и...
... блюдо для ритуального омовения рук, Венеция, Италия, 18 век.
Блюдо, 19 век.
Корона Торы, Alessandria, Италия, 1849г.
Корона Торы, 19 век.
Коробочка для благовоний, 18 век (?)
Коробочка для благовоний, 18 век (?)
Коробочка для благовоний, 18 век (?)
Коробочка для этрога, 1780г., Москва.
Этот экспонат меня сильно удивил своим происхождением:) Наверно итальянские евреи заказали его в Москве. На сайте музея ничего не указано.
С этикетками в музее есть серьезная проблема, хорошо хоть на сайте музея частично можно найти, что за экспонат и откуда. К сожалению, я не нашла подписи к некоторым экспонатам, так что они останутся не подписанными.
Книги в серебряных обложках, скорее всего
сидуры (сиддур, ивр. - סידור)- молитвенники.
Ханукия.
Ткани.
Вышивки в синагогах Италии необычно высокого качества. Образцы-рисунки были очень красивые, ткани самые дорогие: дамаск, тафта, бархат. Вышивали или шелковыми нитками или золотыми.
Традиция вышивки у евреев Италии весьма древняя, евреи могли заниматься вышивкой без ограничения с позднего Средневековья до периода Эмансипации. В Средние века в Италии вышивкой занимались исключительно мужчины. Только в 16 веке женщины стали вышивать для синагог и это было наиболее распространено в Италии по сравнению с другими еврейскими общинами.
Парохет (занавес синагогального ковчега), Мантуя, Италия, 18век.
Парохет, 18 век. (?)
Чехол для свитка Торы, Мантуя, Италия, 17 век.
Лента для свитка Торы, Тренто, Италия, 1668
Работа по дереву.
Спасение ритуальных предметов искусства началось с синагогальных ковчегов, которые по традиции сделаны из дерева.
Часть спасенных ковчегов находятся в разных синагогах Израиля. Два ковчега находятся в комплексе "Четыре сефардские синагоги", о нем я писала
тут, а один в Музее Эрец-Исраэль. О последнем и вообще о синагогальных ковчегах подробно я писала
тут.
Д-р Ш. У. Нахон организовал перевозку в Израиль 40 синагогальных ковчегов и множества ритуальных предметов иудаизма из заброшенных синагог в Италии в действующие синагоги и музеи в Израиле.
Во многих итальянских синагогах все декоративное оформление сделано из дерева: стены покрыты деревом, деревянная скульптура, скамьи, синагогальный ковчег, бима.
В определенные периоды, когда евреев сильно ограничивали и синагоги должны были выглядеть снаружи скромно, как обычные дома, интерьер синагоги сохранял свой роскошный вид, особенно в периоды Ренессанса и Барокко. Именно тогда позолоченное дерево и искусственный мрамор стали постоянным элементом оформления синагог. Яркий пример тому синагога, находящаяся в Культурном центре итальянского еврейства, в музее, о котором тут идет речь. О синагоге дальше, а пока отдельные изделия из дерева.
Двери синагогального ковчега (роспись по дереву), Песаро, Италия, 1646г.
Синагогальный ковчег, Мантуя, Италия, 1543г.
Одно из двух кресел, которые стоят с двух сторон этого ковчега, Мантуя, Италия, 1543г.
Дата изготовления имеется на одном из кресел.
Синагогальный ковчег, San Daniele del Friuli, Италия, 18в.
Четыре деревянные резные гирлянды из города Падуя, из синагоги, которая была сожжена и разрушена во время Второй мировой войны.
Панель от суккотного шалаша "Получение Торы", роспись по дереву, Венеция, Италия,19 век.
Кресло пророка Элиягу, 1845г.
Это ящечки для сбора цдаки (пожертвований на определенные цели), синагога "Матир-Ассурим", Флоренция, 17в.
Интересное устройство, сильно отличающееся от аналогичных современных ящиков. Здесь в каменную полосу, вставленную в стену, вмонтированы деревянные ящики, каждый с отдельной дверцей. Над каждым ящиком написана цель пожертвования. Интересно, что вместе с обычными для евреев целями, как помощь бедным, помощь старикам, указаны Иерусалим и Тверия.
Каллиграфия.
В коллекции музея находятся сотни рукописных документов, написанных на пергаменте и на бумаге, многие из них оформлены красивыми рисунками. Среди них Агады к Песаху, множество Свитков Эстер, брачных договоров. Большая часть коллекции - брачные договора, красиво оформленные, из разных концов Италии. Они написаны на больших листах пергамента, и в большинстве своем, оформлены изображениями растительных и геометрических мотивов, куда вписан текст. Другие варианты оформления представляют собой фигуративные изображения сцен из ТаНаХа, аллегорических образов, знаков зодиака, гербов семей, сосудов Храма. Выбор образов ТаНаХа на ктубе не случаен, он намекает на имена жениха и невесты. Это говорит о том, что рисовавшие эти образы были евреями или рисунки производились под тщательным присмотром евреев.
Все представленные артефакты написаны от руки.
Ктуба (брачный договор), Ливорно, Италия, 1728
Ктуба, Триест, Италия, 1740г.
Фрагмент из этой ктубы.
Именно этой общине был присущ более свободный подход в оформлении брачных договоров - обратите внимание, что есть изображения даже обнаженного тела, хотя весьма условное.
Маген-давид в центе изображения и два путти или же обнаженные дамы, не знаю...
Ктуба, Феррара, Италия, 1729г.
В верхней части явно изображение рая, Хавы и Адама около дерева познания добра и зла. Обе фигуры обнаженные, пусть даже изображения условны.
Фрагменты из этой ктубы.
Также как и на предыдущей изображены мужчина и женщина в костюмах 18 века. Не знаю, это абстрактные образы или портреты жениха и невесты...
Синагога из Конеглиано, Венето.
Основным элементом музея является очень красивая действующая синагога, в которой молятся выходцы из Италии. Это полностью оригинальная синагога из Конеглиано, Венето, местечка находящегося севернее Венеции.
Евреи, жившие в Конеглиано начиная с 16 века, молились в синагоге, в которой синагогальный ковчег был украшен позолоченными деревянными украшениями. В нижней части синагогального ковчега можно прочесть надпись - посвящение раввину Натану Оттоленго, скончавшемуся в 1615 году. Синагогальный ковчег и остальная мебель синагоги были перевезены в "новую" синагогу в 1701 году.
Эта синагога действовала и как синагога и как центр еврейской жизни в Конеглиано до Первой мировой войны. Последняя молитва в синагоге была в Йом-Кипур 1918 года, и в ней участвовали солдаты и офицеры Австро-Венгерской армии. С тех пор и до окончания Второй мировой войны синагога не использовалась.
После Второй мировой войны евреи, выходцы из Италии, жившие в Израиле, собрали пожертвования, чтобы перевезти эту синагогу в Израиль. В 1951 году она была восстановлена в Иерусалиме и открыла свои двери для выходцев из Италии. Позднее синагога стала и частью музея.
Молитвы в синагоге происходят каждую пятницу и субботу, в дни праздников. Молитва проходит по римской традиции, одной из самых древних в еврейском мире и самой близкой к традиции Эрец-Исраэль времен Второго Храма.
Синагогальный ковчег, Конеглиано, Венето, 1701г.
Бима
Скамьи для молящихся.
Еще очень красивую итальянскую синагогу, оформление которой было закончено в 1700, можно увидеть в Музее Израиля, я рассказывала о ней
тут Синагога и в наши дни используется по-назначению. Это я перефотографировала со стенда общины.
Молящиеся вынимают свитки Торы из ковчега.
Акафот в празник Суккот.
Маленькое видео на английском и иврите о синагоге.
Click to view
Несколько слов о еврейской общине в Италии.
Три основные демографические волны повлияли на еврейство Италии: первая - в ранний римский период, вторая - со Средних веков до Ренессанса, и третья - современная эмансипация через национальное возрождение. Тем не менее, после каждого периода расцвета приходили периоды уменьшения еврейского населения. Это происходило, когда христианство стало официальной религией Римской империи, и в более поздний период падения империи, затем во времена контр-реформации, изгнание евреев с юга Италии и островов, закрытие евреев в городских гетто и с приходом к власти фашизма с его расовыми законами и в результате Катастрофы европейского еврейства.
Во время продолжительного нахождения евреев в Италии они были подвержены влиянию греко-римской культуры и христианства, и всем их предрассудкам, которые итальянское общество впитало в прошлом и в настоящем.
Итальянские евреи, как жизненно важный фактор, говорили на итальянском и их было невозможно отличить их от не евреев. Тем не менее, они сумели создать синтез уникальной культуры, включающей еврейскую традицию и гуманистический итальянский взгляд.
В 1938 году, во время принятия расовых фашистских законов, в Италии жило 46000 евреев. В 1945 году, после того как 7500 евреев погибло в Катастрофе, 6000 сменило свою веру на католическую, 6500 эмигрировало в другие страны, осталось 26000 евреев.
Сейчас в Италии живет меньше 30000 евреев.
Откуда и когда итальянские евреи попали в Эрец-Исраэль?
Первые евреи из Италии попали сюда во время изгнания евреев из Испании. Испания включала тогда и районы на юге Италии. 10% всех евреев, живущих в Цфате, выходцы из Италии, попавшие туда в 16 веке.
Наибольшее количество евреев из Италии прибыло в Эрец-Исраэль в течение 20 века. Это происходило волнами, как во времена Британского мандата, так и после образования государства. Причинами приезда итальянских евреев были как антисемитизм и плохая экономическая ситуация в Италии, так и быстрое развитие Израиля. Многие приехали после введения в 1938 году расовых законов, после Второй мировой войны, после Шестидневной войны. В последние годы количество приезжающих тоже увеличивается.
На сегодняшний день в Израиле живет 25000-30000 выходцев из Италии, их потомком и членов их семей.
О евреях Италии, в частности Рима, я писала
тут и
тут Составлено по материалам музея и сайта музея
http://ijamuseum.org/he/ Адрес музея: Иерусалим, ул. Гилель 25 (רח' הלל 25, ירושלים)
Часы работы:
воскресенье, вторник, среда, четверг с 10:30 до 16:30
пятница с 10:00 до 13:00
закрыто в понедельник и в субботу.
Музей находится в Культурном центре итальянского еврейства, который открыт для посетителей в будние дни и представляет им культуру евреев Италии, а в праздники и выходные он открыт только для членов общины.
Поэтому, если вы решите посетить музей, то на всякий случай позвоните по телефону 02-624-1610 и уточните часы работы.
Если у вас нет возможности посетить Иерусалим, то с 31.03.2016 по февраль 2017 в Музее Диаспоры (Тель-Авив) будет проходить выставка экспонатов из Музея итальянского еврейства. Подробно на иврите
тут 11 апреля на базе института Яд Бен Цви и этого музея будет конференция и концерт, посвященные 500-летию создания венецианского гетто. Выступает Давид Касуто. Вот программа.
This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2218936.html.