Несколько слов о синагогальном ковчеге.

Oct 04, 2015 09:12



Благодаря сложной еврейской истории, нам осталось так мало от еврейской материальной культуры, что когда я встречаю хоть что-то, то стремлюсь сфотографировать и сохранить...
Вот и этот мой рассказ, я думаю, не откроет вам ничего нового, это просто моя коллекция синагогальных ковчегов и еще чуть-чуть.
Я решила показать ее именно в праздник Симхат-Тора (Радость Торы), потому что в прошлом году к этому празднику я рассказывала о свитках Торы, так что теперь можно посмотреть, где хранят эти свитки.



Началось все, естественно, с того, что на горе Синай Моше получает от Всевышнего Скрижали Завета с десятью заповедями, на первый взгляд такими простыми и понятными, типа "не убий, не укради..." Те самые заповеди, которые мы так полностью их и не освоили за прошедшее время.
Чтобы хранить Скрижали был построен Ковчег Завета ( אֲרוֹן הַבְּרִית, арон ха-брит). Он был изготовлен по точным указаниям Всевышнего, данным Моше. По форме это был ларь, ящик, приспособленный для хранения и переноски Скрижалей.



Вот так они и шли по пустыне после выхода из Египта и получения Скрижалей Завета. Впереди Моше, затем коэны и левиты несли Ковчег со Скрижалями Завета, и за ними весь народ. Так представлял себе это шествие художник Зеэв Рабан (начало 30х. годов 20в., из коллекции Музея Эрец-Исраэль.)



Этот макет показывает, что находилось внутри Скинии: Кочег Завета со Скрижалями, Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения.



Это макет Ковчега со Скрижалями Завета из Шило. Можно купить и собрать дома. Настоящий Ковчег еще был покрыт золотом, но это уж каждый решает для себя, чем покрывать модель.



Кочег Завета, который несут коэны и трубят в шофар. Современный сувенир.



В синагоге Кфар-Нахум есть изображение Ковчега на колесах... Катить, конечно, легче, но все источники говорят о том, что Ковчег несли. В общем, оставим эти колеса на совести строителей синагоги.

Но вернемся, все-таки к синагогальному ковчегу (ивр. ‏אֲרוֹן הַקֹּדֶש‏‎‎‎, арон а-кодеш - Ковчег Святыни), специальному хранилищу свитков Торы в синагоге. Он появился в интерьере синагог в последние десятилетия до разрушения Первого храма (586 г. до н. э.) или первые десятилетия после этого. Он символизирует Ковчег Завета и является местом для хранения свитков Торы.
В древности (2-4вв. н.э.) это была ниша или выносной ларь, напоминавший Ковчег Завета.

Начиная с 4в.н.э. в Эрец-Исраэль появляются синагогальные ковчеги в форме шкафа и мы встречаем их изображения в древних синагогах Галилеи.



Синагога Бейт-Альфа 6в.н.э.



Бейт-Шеан, 4-6 в.н.э. Изображение из Музея Эрец-Исраэль.



Синагога Ум эль-Канатир на Голанских высотах, ориентировочно 6-8в.н.э.
Совершенно удивительный синагогальный ковчег (арон кодеш ארון קודש) был обнаружен в этой синагоге. Посмотрите на изображение ковчега на предыдущей фотографии. Там изображен именно такой ковчег!
Практически нигде в древних синагогах ковчегов не сохранилось, т.к. было принято изготовлять ковчеги из дерева. Дерево практически не сохраняется... А этот каменный, огромный, на помосте... Прекрасно сохранились все его части и были вновь собраны археологами.
До восстановления этого ковчега никто не знал как вообще выглядели эти ковчеги в древние времена. Только отдельные изображения на мозаиках в Бейт-Альфа или в Хамат Тверия демонстрировали изображения огромные и роскошные. И было непонятно, это синагогальный кочег или же вход в синагогу. Ступеньки никто не мог объяснить. И ковчег этой синагоги объяснил как же были устроены древние ковчеги.



Этот ковчег напоминает красиво украшенный вход в дом, который внутри дома.
95% фрагментов сохранилось и нет никаких вопросов о том, как же это выглядело. Именно так, как мы видим сейчас.

Судя по документальным свидетельствам, видимо, с 12 века в Европе существовали ковчеги уже имевшие привычную нам форму шкафа, в которых свитки Торы помещались, возможно, вертикально.

Два старинных ковчега привезенных в Израиль из Италии, они украшены только растительным орнаментом.



Синагогальный ковчег из синагоги пророка Элияху, (музей Четыре сефардские синагоги) был создан в Средние века и находился в итальянском городе Падуя. В Иерусалим он был привезен после Второй мировой войны.



В том же самом музее, после реставрации в Стамбульской синагоге установлен синагогальный ковчег, стоявший прежде в синагоге итальянского города Анкона. 16 век.

Художественное оформление синагог и ковчегов обычно соответствовало стилю эпохи и окружения и включало чисто еврейские элементы: танахические стихи, высказывания законоучителей Талмуда, изображения фасада Храма, Скрижалей Завета, меноры, короны Торы, символических животных и птиц, воздетых в жесте благословения рук коаним и т. п.

Вообще, в Израиль было привезено из Италии довольно много старинных синагогальных ковчегов.



Синагогальный ковчег синагоги в Пьемонте (Италия), 70е годы 18 века, сейчас находится в Музее Эрец-Исраэль.
На дверцах ковчега изображен Храм.
У этого ковчега есть своя интересная история.
30 лет назад этот ковчег прибыл в музей в разобранном виде из небольшого местечка в Пьемонте. Этот красивый ковчег был создан на деньги шести еврейских семей, живших в этом местечке. Во время реставрации ковчега было найдено имя архитектора, спроектировавшего этот ковчег: Benedetto Alfieri, он же спроектировал дворец герцогов Савойских. Можно себе представить, сколько же стоил этот ковчег... Как же такая небольшая группа евреев смогла оплатить столь большой и роскошный ковчег? Ответ прост: в тот период евреям было запрещено вкладывать деньги в свою одежду и украшения. "Сэкономленные" на этом деньги были вложены в создание этого ковчега.
Это был первый в Италии деревянный ковчег, покрытый листовым золотом и покрашенный под мрамор. Художник, расписавший ковчег, остался безымянным.
Постепенно все евреи покинули местечко и в 1958 году синагога была разрушена. Все предметы, находившиеся в синагоге, были перевезены на склад, где и нашел их коллекционер из Милана д-р Бруно Модена. Он же пожертвовал эти вещи музею.

Синагогальный ковчег, автор - Дэйв, сын Израиля, XVIII век. Дерево, резьба. Национальный художественный музей Беларуси. Выставка "10 веков искусства Беларуси".
Ковчег украшен текстом и растительным орнаментом.


"Aron Kodesh by Dave ben Israel 10 Centuries of Art of Belarus" by Dave, son of Israel - Self-photographed. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.



Старейшая сохранившаяся французская синагога в городе Карпантра (Carpentras) в Провансе 18век.
Центральное место в интерьере занимает синагогальный ковчег. Считается, что его оформление датируется более ранним периодом времени, чем остальная часть интерьера.



Синагога Ари Ашкенази, Цфат. Считается, что ковчег создан в 1857 году.
Эта синагога знаменита своим синагогальным ковчегом. Он был вырезан из дерева оливы резчиком из Галиции в стиле, типичном для синагог Восточной Европы. Завеса синагогального ковчега, парохет, закрывающая двери ковчега синего цвета.
В резьбе использована еврейская символика: шофар, виноградные гроздья, изображения рук в Аароновом благословении.

Два синагогальных ковчега, которые, на мой взгляд, относятся к концу 19- началу 20вв. С уличной выставки в Хайфе "Камни, бывшие в употреблении". Фотографии зданий синагог в разных странах, которые сейчас используются не по назначению. Фотографии сделала Бернадетт Альперн, Венгрия.



Музыкальная академия имени Ференца Листа, Гиор, Венгрия.
Ковчег сохранился практически в целости.



Заброшенное здание, Суботица, Сербия.
Обратите внимание, какой красивый ковчег, с колоннами и трубами сверху, напоминающими орган (?).



Большая синагога, Рим. нач. 20 века. Именно это время характерно строительством грандиозных синагог по всей Европе.
Синагогальные ковчеги строились такими же грандиозными, как и сами синагоги.

А это синагогальный ковчег сделанный в 1922 году в Академии Бецалель. Да-да, там когда-то создавали красивые вещи, а не только концепции, как сейчас.
Рядом с ковчегом известный художник Зеэв Рабан, видимо, один из создателей ковчега.


"Zeev raban with the bezalel torah ark" מאת Talmoryair ( talk) - Talmoryair ( talk). דרך ויקישיתוף.



В синагоге Йоханана бен Закая (музей Четыре сефардские синагоги) два синагогальных ковчега. Это объясняется тем, что во времена мусульманского владычества в синагоге заставляли хранить и Коран, помимо Торы. Евреи легко нашли "творческое решение", чтобы не хранить Коран вместе со свитками Торы. Было построено два ковчега, один для свитков Торы, другой - для Корана.
Так выглядела молитва в этой синагоге в 1925г.
Синагога построена 16-17вв. , но пережили многочисленные перестройки. Не нашла дату создания ковчегов, но всяко до 1917 года, до начала правления тут Британского мандата.

Синагога Хурва.
Так выглядел синагогальный ковчег до разрушения синагоги в 1948 году


"Churva" by Original uploader was Chesdovi at en.wikipedia - Transferred from en.wikipedia; transfer was stated to be made by User:מתניה.. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.



Синагога была восстановлена в 2010г. Так выглядит нижняя часть восстановленного ковчега. Его старались точно воспроизвести по фотографиям. Ковчег очень высокий, мне не удалось его вместить в один кадр. Высота ковчега больше 12 метров, в его оформлении использовано листовое золото.

Теперь современные синагогальные ковчеги, которые необыкновенно разнообразны.



"Мировой центр Торы и хасидизма Белз", открыт в 2002 году.
Огромный синагогальный ковчег, 12 метров высотой, 8 метров шириной, на создание которого пошло 20 тонн бразильского ореха. В нем есть место для 70 свитков Торы, которые лежат специальным образом, как принято именно у белзских хасидов.



Синагогальный кочег в синагоге в Маале Адумим, Иешива-колледж в районе Хар-Нево.
Автор Кети Кернер (Cathy Kerner קאטי קרנר), художник по дереву.
Ковчег полностью сделан в технике маркетри (деревянная мозаика). Целиком, к сожалению, не влез.
Все изготовлено из натуральных пород дерева разного цвета.



Тунисская синагога «Лагрива», Акко, воссоздана в память синагоги в Туниссе.
Многодверный ковчег.



Хутор Гивъат Олям (Холм мира) (Шомрон-Самария)
Это синагога построенная руками поселенцев. Ковчег облицован камнем.

Теперь заглянем во внутрь синагогального ковчега. Мне это удалось только один раз, в Центральной синагоге города Нацрат-Илит. За что я от души благодарна Инне Чернявской и Илане Раз
Синагога построена в 1961 году. Перед строительством синагоги был конкурс и был выбран проект архитектора Нахума Золотова.



Так выглядят двери ковчега.



Хаим Кениг, переписчик священных текстов (софер ста"м) открывал и закрывал для нас ковчег, и можно было увидеть, как красиво оформлены двери.



Место, где находятся свитки Торы.



Так как это центральная синагога города, тут можно увидеть свитки написанные и оформленные как в ашкеназийской традиции, так и в сефардской.

Теперь пару слов о занавесе синагогального ковчега, парохет (ивр. ‏פָרֹכֶת‏‎‎‎). Несмотря на различия в декоративном стиле, все ковчеги имеют общие элементы. Один из них - это завеса. В наше время такие завесы вышивают вручную, золотыми, серебряными и шёлковыми нитями по бархату или шёлку.
В Храме эта завеса отделяла Святая святых от остальных помещений.
Выше уже было показано несколько таких завес.
Иногда над парохет помещают полосу из материи, которая должна напоминать крышку Ковчега Завета - капорет (כפורת)



Капорет синагогального ковчега конец. 19-нач.20века.
"Святыня. Искусство. Эстетика", выставка в музее Мане-Кац (Хайфа)



Занавес синагогального ковчега Средней синагоги (музей Четыре сефардские синагоги).



Синагога Абуав, Цфат.
Интересно, что в этой синагоге три синагогальных ковчега. В правом лежит свиток Торы раввина Ицхака Абуава и рядом с ним свиток Сулимана Оханы, одного из учеников Ари. Эти книги вынимаются из ковчега только 3 раза в год, на Шавуот, Рош Ашана и Йом Кипур.
В центральном шкафу лежат свитки Торы, которыми пользуются каждый день, а в левом шкафу лежат свитки Торы которые вышли из употребления. Фактически это гениза.



В синагоге в Маале Адумим, (Иешива-колледж в районе Хар-Нево) завеса в современном стиле, отличающемся от традиционного. Она выполненный в технике батик (роспись по шелку).

И в завершение, синагогальный ковчег - вырезка из бумаги.



Работа Якова Неэмана.

Инфа:
http://www.he.chabad.org/library/article_cdo/aid/2223167/jewish/-.htm
https://faculty.biu.ac.il/~barilm/articles/publications/publications0094.html
http://www.eleven.co.il/article/12143
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%94%D7%99%D7%9B%D7%9C_%D7%95%D7%90%D7%A8%D7%95%D7%9F_%D7%94%D7%A7%D7%95%D7%93%D7%A9_%D7%91%D7%99%D7%9E%D7%99_%D7%A7%D7%93%D7%9D
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%B3
http://go.galil.gov.il/he/synagogue-abuhav

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

синагога, Израиль, еврейское

Previous post Next post
Up