страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Выезжаю из города в северном направлении вдоль долины Ишима.
Долина Ишима чуть севернее Петропавловска. Небольшие дачные массивы.
Поворачиваю на Омск.
Пока дорога ещё не ушла далеко от Ишима, по сторонам её тянутся сосновые леса. Они растут здесь на почвах лёгкого механического состава.
Асфальт на автотрассе Петропавловск-Омск - широкий, ровный. Но сама дорога почти пустынная. Транспорт ходит редко.
Если бы не государственная граница между Россией и Казахстаном, то наверняка этой дорогой шёл бы оживлённый поток машин с Кургана и Челябинска на Омск и в обратном направлении. Дорога наилучшим образом связывала бы с восточной частью России все города, из которых до Челябинска и Кургана ближе, чем до Екатеринбурга. Ну, а так - кому охота дважды пересекать границу со всеми вытекающими обстоятельствами? Посему весь российский автотранспорт идёт в объезд - через Тюмень. Двести километров не крюк. Петропавловск от этого в экономическом плане, понятное дело, теряет. Железнодорожный транспорт отчасти тоже идёт в обход Петропавловска - через Тюмень.
Раз потока машин нет, чувствую себя на дороге спокойно; дорожная обстановка для меня несравненно лучше, чем в предыдущие два дня. Ветер почти всю дорогу попутный, и попутные машины слышны хорошо.
Днём ранее я переместился из Аккайынского района в Кызылжарский. Теперь, выезжая из Петропавловска, снова оказываюсь в Кызылжарском районе. Район образован в 1990-х гг. в рамках политики джимериндеринга посредством слияния Соколовского и Бишкульского районов в один с приданием ему названия Кызылжарского. В сущности, в данном случае произошла лишь маскировка топонимов с русской и татарской основами топонимом с казахской основой. Каких-либо других эффектов это вряд ли дало. Что в Бишкульском районе, что тем более в Соколовском районе доля русскоязычного населения была преобладающей. Преобладающей она остаётся и в Кызылжарском районе.
Даже согласно официальной статистике, доля русских в целом по району составляет 62,53%, а с украинцами и с белорусами - 66,75%. На долю казахов приходится 24,49%. На долю немцев - 3,83%. Доля татар в населении района в настоящее время невелика - всего лишь 1,75% [
Википедия. Кызылжарский район.]. При этом в северной части района доля русского населения, должно быть, выше, чем в южной. Так по данным 1985 г., в Соколовском районе доля русских составляла 76,8% (с украинцами и белорусами - 82,0%), а казахов - только 7,3% [Природные условия и исторический очерк.
sokolovka08.narod.ru ›
o_sokolovke.rtf] (по Бишкульскому району соответствующих данных найти не удалось).
Национальный состав Кызылжарского района по официальной статистике сходен с национальным составом Петропавловска, где на долю русских приходится 66,27% (с украинцами и белорусами - около 70%), на долю казахов - 21,42%, немцев - 1,59%, татар - 3,75% [
Википедия. Петропавловск.].
Что касается Петропавловска, то визуально складывается впечатление, что реальное положение не сильно отличается от приводимой статистики. А вот насчёт Кызылжарского района по этому поводу ничего сказать не могу. За исключением райцентра - Бишкуля - все населённые пункты расположены в стороне от автотрасс, по которым перемещаюсь.
Вот и теперь - после Петропавловска - в пределах района по левую сторону от дороги виден всего один населённый пункт - Белово.
Автодорога идёт в обход всех населённых пунктов. Собственно, пространство слева от автодороги - та территория, которая до революции относилась к Тобольской губернии. Конкретнее - к Бугровской волости Ишимского уезда. Население исторически как есть русское. До образования в 1921 г. т.н. Киргизской АССР казахов в окрестных сёлах или вообще не было или же почти не было.
Несколькими километрами южнее автодороги протянулись вереницей сёла, прежде бывшие станицами Сибирского казачьего войска. Там же проходит и линия Транссиба. Ну, а где именно автодорога проходит по территории бывшей Тобольской губернии, а где - по землям Сибирского казачьего войска - это надо внимательно присматриваться к картам.
Ландшафты по сторонам от дороги - вполне себе лесные. Поначалу, неподалёку от Петропавловска, местность заметно заболочена. Это автодорога обходит стороной озеро Большое Белое.
окрестности озера Большое Белое.
А далее на восток ландшафт представлен берёзовыми перелесками, полями, луговинами.
Типичный ландшафт автодороги Петропавловск - Омск.
Левая педаль чуть слышно поскрипывает, пока ещё не понятно почему. Правое колено побаливает; хотя и вечером, и утром я его мазал троксевазином.
У изгиба дороги, где её направление становится почти строго широтным, обнаружилось, наконец, что раскрутился болт левого шатуна. Пытаюсь завернуть, но болт уже тёртый, ключ проворачивается, и затянуть болт до упора не удаётся. Еду и так, но всего лишь километров пять. Болт опять раскручивается. Пытаюсь закрутить другим способом. Но и это действие снова помогает ненадолго.
Днём ранее я отказался от мысли ехать в Булаево через Ташкентку и от неё - просёлками. Любопытно, что эта упомянутая ранее Ташкентка была основана татарами в 1786 г. [
З.Махмутов. Из истории татар Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.].
И вот теперь, сообразно обстоятельствам я размышлял, как же продолжить маршрут? Очень хотелось проехать через Метлишино и затем через Бугровое - Шелегино - Зарослое - Октябрьское. Потому как именно этими дорогами (только в обратном направлении) отступали отряды повстанцев 20-22 февраля 1921 г.
Но полтораста километров на седьмой день пути с учётом того, что поздновато выехал, и с учётом 16-ти километров непросохших просёлков - всё это, в принципе, трудноосуществимо. Размышляю, а не повернуть ли всё-таки при первом же повороте влево - на Метлишино и Бугровое, чтобы затем другой дорогой выбраться на трассу из Метлишино ближе к Токушам? Но это означает, что возвращаться придётся против ветра - возможно, пешком. И тогда ночевать в кемпинге у поворота на Полудино. В общем, я решил добираться до Булаево кратчайшей дорогой - по автотрассе.
Проезжаю мимо первого поворота на Метлишино:
А в окрестностях - берёзовые перелески, поля, поросшие тростником болотца. Должно быть, окрестности Бугрового выглядят примерно так же.
Метлишино - населённый пункт, основанный крестьянами-переселенцами в конце XVIII в. [
Кызылжарский район. Краткая историческая справка.].
По другую сторону от автотрассы в нескольких км расположены Тюменка и Токуши. Тюменка была основана переселенцами-немцами в годы столыпинских реформ.
Токуши были основаны на землях Сибирского казачьего войска как станица Токушинская.
По легенде, основанное в 1864 г. поселение было названо по имени зажиточного кочевника-бая Токуша [
История села Токуши.]. Но вот это сомнительно. Токуши расположены посреди сплошной полосы земель Сибирского казачьего войска; а в те годы селиться на них каким-либо кочевникам не разрешалось. Если же обратиться к ещё более давним временам, то придётся рассматривать как казахскую, так и татарскую версию происхождения топонима. Так, возле населённого пункта расположены ныне в числе озёр Большие и Малые Токуши. Возможно, название станице было дано по гидрониму. В настоящее время «токушы» с казахского переводят как «вязальщик» [
Северо-Казахстанская область]. А в татарском языке слово «портной», «швея» пишется как «тегүче» (теоретически, под влиянием общения с казахами русские казаки в речи вполне могли видоизменить гидроним в «токуши»). Татарская версия кажется фонетически менее похожей, однако в её подтверждение можно привести наличие рядом с Токушами озера Биктеш (топоним татарского происхождения).
В общем, ясности в этом вопросе нет. А что касается ономастической комиссии, так она в данном случае превзошла саму себя, переиначив исконное название, и без того звучащее вполне так по-казахски:
Судя по указателю, Токуши теперь официально переименованы в Токыш.
Направо - асфальтовая дорога в Токуши, налево - грунтовая в Метлишино:
Дорога в Метлишино.
Таким образом, этот второй поворот на Метлишино оказался просёлком, так что если бы я всё-таки поехал в Бугровое, то пришлось бы возвращаться обратно на трассу той же самой дорогой, а не этим просёлком.
Немного далее расположено озеро Сетово:
.
В краю берёз. Типичный местный ландшафт:
Всё то время, пока я еду от Петропавловска в сторону Булаево, позади сгущается облачность. В зеркало мне её неплохо видно.
Кроме того, на одном из участков пути в зеркале виден как бы тёмный силуэт стоящего возле лесополосы человека. Но я только что проезжал мимо, никого там не было, и я понимаю, что это лишь менее яркое пространство между стволами берёз с одной стороны и их кронами и просветом дороги - с другой. Но всё же не удерживаюсь от того, чтобы на секунду-другую обернуться. Оптический эффект от того не исчезает. Ощущение, что там кто-то стоит, остаётся.
Непосредственно перед границей административных районов замечаю, что ехать почему то стало тяжелее. Оказалось, переднее колесо спущено. Останавливаюсь возле указателя «район Магжана Жумабаева». Снимаю колесо, камеру. Прокол оказался со стороны протектора по центру.
А с запада в это самое время туча уже тёмная:
В кадре синева почему-то почти совсем не отобразилась. И даже фотошоп не особенно помог её вытянуть:
Начинается дождь. Сильный! Одеваю под мембрану третий слой термобелья, одеваю мембранные штаны, прячу в пакет кофту. Продолжаю возиться с велосипедом. Меняю камеру, ставлю колесо. Вспышка! Что это было? Гром - низкий, раскатистый. Ударило километрах в двух. Ещё одна вспышка и ещё один мощный гулкий раскат грома. Это - километрах в семи, где-то ближе к Метлишино.
Откровенно сказать, ситуация пугает. Льёт дождь, а я стою на дороге возле металлической рамы и высокого металлического указателя границы районов. Укрытия в обозримом пространстве нет, разве что берёзовые перелески по сторонам. Оставляю всё своё полуразобранное хозяйство возле указателя, подхватываю только рюкзачок и иду в берёзки. Но далеко в берёзки не отойдёшь - указатель становится не виден. А ближе к дороге ещё надобно место найти так, чтобы и на расстоянии между берёз, и не слишком сырое и не на кабеле. Думал: ну, всё - сейчас вообще такое начнётся! Небо с западной стороны тёмное-тёмное.
А вот, скажем, поехал бы просёлками через Шелегино - вообще встрял бы сказочно!
Ан вроде дождь чуть-чуть ослаб. Не прекратился, нет. Возвращаюсь к велосипеду. Осталось только упаковаться. Поспешно собираюсь и отъезжаю. Оборачиваюсь - не забыл ли чего? Вроде нет… Ан потом обнаружил - забыл таки. Там на бетонное основание указателя я положил задний щиток (я так и не ставил его на место после того как снял у Шаглытениза). По ходу дела щиток, по-видимому, куда-то сдуло. А в спешке я забыл про него. В общем, так он там и остался. А ещё колпачок и гайка на вентиль камеры.
Продолжаю движение под дождём. Громыхнуло ещё пару раз, но уже в противоположной стороне поодаль, т.е. впереди и справа. Гроза перескочила через дорогу и пошла далее на юго-восток:
окрестности Полудино.
Одна из обгоняющих иномарок обдаёт таким количеством воды из лужи - примерно как шлепок воды в фэйс в нижней ступени Красно-Быстрого порога, что на Керети! Даже в рот попало! Пф-фр-тьфу!
Дождь прекратился. Я и не заметил даже, как проехал мимо озера с актуальным названием Мочище.
Ещё раз заворачивал болт левого шатуна. Пытался поддеть его одним ключом и завернуть другим. Но сложность в том, что болт утоплен в паз шатуна, и чем ни попадя его не подцепишь.
После того, как я миновал указатель границы районов, перемещаюсь по территории Булаевского района. Это - последний административный район РК на моём маршруте. Образован в 1928 году. В 1997 г. в состав Булаевского район был включён расположенный южнее Возвышенский район. А 2000 г. Булаевский район был переименован в район им. Магжана Жумабаева [
Википедия. Район Магжана Жумабаева]. Т.е. это и есть современное официальное название района.
Современное название было присвоено району в честь уроженца Петропавловского уезда, поэта и историка Магжана Жумабаева. Родился он в урочище Сасыкколь. Это - километрах в 45-ти к юго-западу от возникшей несколькими годами позже станции Булаево (т.е. на полпути от Булаево к оз. Шаглытениз; в юго-западной части района). Репрессирован и расстрелян в 1938 г.
Национальный состав района согласно официальной статистике начала 2010 таков: русских 54,41% (с украинцами и белорусами - 60,59%), казахов - 24,49%, немцев - 5,48%, татар - 1,36%. А по данным конца 2011 г. казахов уже аж 29,8%, при том что доля остальных этносов официально же сократилась несущественно [
Википедия. Район Магжана Жумабаева]. Как так? В очередной раз официальная статистика вызывает у меня сомнения. Складывается впечатление, что толи в казахи записывают всех, кто не заполнил графу национальность, или тех, кто обозначает себя словом казахстанец, толи ещё кого.
Забегая вперёд, за всё время пребывания в районе я видел всего трёх-четырёх казахов (не считая КПП), да и то трое из них оказались не местными. Впрочем, перемещаюсь по бывшему Булаевскому району, а казахское население, какое здесь есть, исторически расселено большей частью южнее - в пространстве бывшего Возвышенского района.
окрестности Полудино.
Проехал поворот на Полудино. Полудино интересно тем, что там стояла Полудинская крепость, основанной на берегу Питного озера в то же время, что и Петропавловск - в 1752 г. Полудинская крепость располагалась между Петропавловском и Лебяжинской крепостью, а помимо них на этом участке Пресногорьковской укреплённой линии существовало ещё несколько редутов. Редуты Плоский и Медвежий административно относились к Полудинной крепости. Несли там службу сибирские казаки.
Топоним Полудино объясняют тем, что топографическая экспедиция прибыла из Петропавловска в полдень [
Станица Полуденная]. Кроме того, можно вспомнить, что в прежние времена слово «полуденный» означало «южный».
В настоящее время место Полудинской крепости является памятником местного значения.
Была у меня перед поездкой мысль завернуть туда. Но… К усталости седьмого дня поездки прибавилось ноющее колено, неблагоприятные погодные условия и что ещё хуже - техническая неисправность велосипеда. Посему отказываюсь от идеи посетить земляные валы крепости.
вид в сторону Полудино.
Возле поворота на Полудино есть кафе. Можно ли остановиться на ночь - не знаю. Во всяком случае, время позволяет ехать до Булаево. Еду.
И снова раскрутился болт левого шатуна. Как и в предыдущий раз я остановился возле автобусной остановки. Но на этот раз допетрил, наконец, вывернуть болт полностью, насадить на него все шайбы, которые были в запасе и закрутить обратно. За счёт шайб болт стал торчать над поверхностью шатуна, посему его удалось таки завернуть разводным ключом (но если ещё пару раз раскрутится, то вряд ли удастся завернуть чем-либо - грани сточены).
Больше болт вроде как не выкручивается. Но теперь эта падла цепляет за штаны и рвёт их - рвёт мои замечательные мембранные штаны. Пришлось обвернуть штанину изолентой (чтобы небольшая дырка не увеличивалась в размерах) и замотать изолентой болт.
Пространство между Петропавловском и Булаево было ареной боевых действий не только в 1921 г., но и в 1919 г. Так, 31 октября 1919 г. Белая армия, потерпев поражение, оставила город Петропавловск и отступила на восток. Следом на восток двигалась Красная армия. Года три-четыре назад попадалась мне информация, согласно которой 06.11.1919 Красная армия вышла в окрестности разъезда Ганькино и деревни Рявкино, где испытала энергичное сопротивление (к сожалению, источник я тогда не выписал, привести не могу).
Вид в сторону Ганькино:
.
мирный пейзаж.
Вроде бы распогаживается.
Вид на ушедшую на восток тучу.
Ну, вот и перекрёсток: направо - Булаево, налево - дорога на Октябрьское. Булаево на указателе подписано как «Булаев» (ещё один привет от т.н. ономастической комиссии). Задерживаюсь у ближайшей заправки, интересуюсь гостиницей. Оказывается, работники заправки меня видели: автобусом проезжали мимо, когда я под дождём заканчивал ремонт велосипеда.
Отправляюсь на поиски гостиницы, что расположена на ближайшей окраине городка. Она в Булаево всего одна. По пути затариваюсь в магазине продуктами.
Тем временем с запада снова заходит туча:
Едва располагаюсь на ночлег, как начинает идти дождь.
Номер - на втором этаже совершенно обычного здания, двухместный. Похоже, розетки в номере нет вовсе. Заряжать аккумулятор приходится в ванной комнате. Остальное нормально:
опять намокли карты, описания и записи.
Моя физия, раздосадованная неисправностью велосипеда и к концу 7-го дня пути заметно подуставшая:
.
Поздно вечером за окнами - гроза. Молнии сверкают километрах в трёх к югу. Это над Камышловским логом. Грозовые раскаты глухие, долгие, рокочащие, низкие по тембру - заметно отличаются от привычного сухого «треска».
Ни одного ходового дня без дождя. Ни одного ходового дня!
Километраж за 7-й день пути - около 98 км.
5.05.2013
Вот только неделю ранее был в Балкашино, а ощущение такое, как будто это было года полтора тому назад: впечатлений много.
На этот день у меня намечен небольшой по протяжённости выезд с возвращением в эту же гостиницу. Обязательная цель моей поездки в Казахстан - посещение деревни Октябрьское. Ещё только отправляясь в Казахстан, я уже обозначил для себя, что сочту поездку удачной, если хотя бы доберусь до Октябрьского - независимо от того, как может быть модифицирован маршрут в дальнейшем.
.
продолжение следует:
путешествие во времени (ч.27: Из крепостных в казаки)... путешествие в пространстве (ч.33: г. Булаево)….
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение