Да исчезнет с лица земли Русской ложное
и весьма пагубное убеждение людей крайних партий,
будто Евангелие Христово составляет препятствие на пути
к усовершенствованию жизни государственной и общественной!
Поистине, люди эти «возненавидели Христа напрасно» (Ин.15:25),
ибо все лучшее, к чему стремятся различные партии,
есть в христианстве, с тою лишь разницею,
что оно не освящает насилия и неправды,
без которых не могут обойтись люди,
принадлежащие к левым крайним партиям!
свщм.Фаддей Успенский, архиепископ Тверской
В этой заметке расскажу (в тезисах и подборке цитата) об удивительном подвижнике советских безбожных времен, архиерее - священномученике Фаддее (Успенском), Архиепископе Калининском И Кашинском (
wiki/
pravoslavie.ru).
После его житии в цитатах (особо обратите внимание на случай, как Богородица пригрозила зекам, чтобы не трогали святителя) будет:
- его патриотическая проповедь по случаю открытия "Союза русского народа", актуальная в наше время, когда все не успокоятся эти, как их уже называют квази-сектантами, наши радикальные уранополиты, многие из которых прячутся под вывеской "...при Синодальном Миссионерском отделе";
- мой маленький бонус - рассказ о том, что произошло у меня, пока читал его житие;
P.S. Вырванные цитаты, конечно не передадут всей картины масштабы личности и лучше пройти по ссылке на pravoslavie.ru ознакомиться с кратким житием в двух частях.
Годы жизни: 1872-1937
День почитания: Январь 29 (новомуч.), Декабрь 18
Образование: магистр богословия; преподаватель логики, философии, дидактики, основного догматического и нравственного богословия. С 1903 года - ректор Олонецкой духовной семинарии.
Характерный портрет:
А.И. Кузнецов: «Я должен воссоздать образ человека необычайной монашеской красоты: мистического склада души, аскетических подвигов, ревностного, до самоотверженности, отношения к Церкви, смирения, кротости, беспредельной доброты и любви к людям. Какая-то необычайная гармония царила во всем существе этого человека».
Аскетизм и подвижничество
Архиепископ при жизни был видный аскет и подвижник, неимеющий ничего своего, можно сказать, что нищенствовал:
20 декабря, около восьми часов вечера, сотрудники НКВД пришли арестовать Архиепископа Фаддея. Перерыли весь дом, обыскивали до пяти часов утра, но ни денег, ни чего-либо ценного не нашли.
- На что же вы живете? - спросил один из них. - Мы живем подаянием, - ответил Архиепископ.
Одна характерная черта, в свете нынешних событий на Украине:
В 1919 году, после того, как правящий Волынский архиерей архиепископ Евлогий (Георгиевский) вынужден был оставить свою кафедру и уехать за границу, епископ Фаддей стал исполнять его обязанности. В период существования Украинской народной республики отказался вступать в переписку с её представителями на украинском языке, несмотря на угрозы высылки с Украины.
Святость и святительство
Уже при жизни люди его считали святым, даже Патриарх Тихон, также причисленный Церковью к сонму святых, отмечал это:
"Знаете ли Вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви - явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига"".
Таким он был и своем служении, как святителя и архипастыря, посрамляя большевиков:
А.М. Тренина: "В доме Красной Армии в 6 часов вечера собралось много народа разных возрастов. Докладчик - атеист - пришел раньше всех, ожидая архиерея Саратовской епархии. Открывается дверь, входит высокочтимый человек в священной одежде, прогремели аплодисменты. На кафедру входит ярый коммунист и несет всякую чепуху о жизни Христа... После него выступает с речью владыка - это и был Фаддей, который стоял во главе всех церквей Саратовской области. В своей речи с Крестом и Евангелием в руках он разъяснял присутствующим, Кто же такой Христос. В зале была глубокая тишина. Из Евангелия было много прочитано о сущности Христа, о Его истине. Много задавалось вопросов, и отец Фаддей отвечал на них и устно, и обращаясь к Евангелию и Кресту. Когда истекло время и закончилась беседа, докладчик-атеист был посрамлен, а отцу Фаддею преподнесли массу цветов и благодарностей. Эти диспуты продолжались почти до Пасхи".
Святитель был известен своей ученостью и красноречием, но он миссионерствовал прежде всего своим примером, переворачивая души грешников и раскольников:
"За все время своего пребывания в Астрахани Архиепископ Фаддей ни одного слова не сказал против обновленцев публично, но пример его личной жизни был красноречивее любых слов. Идеолог обновленчества в Астрахани священник Ксенофонт Цендровский, принося публично покаяние в грехе раскола, сказал:
- Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на Ваших глазах".
Богослужения у владыки были долгие:
В.А. Артемьева: "Службы совершал долго, литургию с 10 до 3 часов дня. Служил много, все воскресные праздничные всенощные и литургии, акафисты, праздники святых. Был отличный проповедник, каждую службу говорил проповеди, так что дети стояли и не уставали. Его при жизни считали святым".
ЧудесаЕстественно, жизнь святого человека источает вокруг себя чудеса - святитель обладал от Бога даром прозорливости и по его молитвам исцелялись люди. Укажу лишь один характерный пример прозорливости:
Воспоминания М. Смыслова:
"В сознании верующих он был окружен ореолом святости. В этой связи не могут забыть такого события. В единоверческом храме идет литургия. Владыка Фаддей стоит с чашей и преподает Святые Тайны. Верующие один за другим подходят к Чаше. Но вот неожиданность: владыка отстраняет от Чаши молодую девушку и с волнением что-то говорит ей. Девушка в слезах и в какой-то растерянности уходит с амвона, ее окружают, спрашивают о случившемся, и она рассказывает, что вчера держала пари с подружками, что может причаститься без исповеди, но вот сегодня, едва подошла к Чаше, как неожиданно услышала от владыки: "Отойдите в сторону и не делайте греха; поисповедайтесь сначала..." Я помню и эту плачущую, растерявшуюся девушку и то огромное, потрясающее впечатление от ее рассказа. Девушка эта впоследствии стала глубоко верующей и часто рассказывала людям об этом случае".
Чудеса. Богородица защищает своего праведника от беспредельщиков зеков
Советской власти святитель, конечно же был не угоден, поэтому его пытались подмять под себя, подвергая арестам. Св.Фаддей был несговорчивым на допросах, поэтому, его решили сломать и посадили в пресс-хату:
начальство поместило владыку в камеру с уголовниками, и те насмехались над ним, старались его унизить.
И тогда Матерь Божия Сама заступилась за Своего праведника. Однажды ночью Она явилась главарю уголовников и грозно сказала ему:
- Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибните.
Наутро он пересказал сон товарищам, и они решили посмотреть, жив ли еще святой старец. Заглянув под нары, они увидели, что оттуда изливается ослепительный свет, и в ужасе отшатнулись, прося у святителя прощения.
С этого дня все насмешки прекратились и уголовники даже начали заботиться о владыке. Начальство заметило перемену в отношении заключенных к владыке, и его перевели в другую камеру.
Все эти бывшие заключенные остались живы. Один из них, оказавшись перед финской войной на призывном пункте в Торжке, рассказал о том случае Александру Пошехонову, узнав, что тот верующий
Смерть
Святитель Фаддей был казнен 31 декабря 1937 года (15, л. 46). Рассказывают, что его утопили в яме с нечистотами.
Рака с мощами священномученика Фаддея в Вознесенском соборе Твери.
Теперь пару статей, нашим антипатриотом. Многие антипатриоты настолько зашоренны, что до сих пор не могут понять одну просту вещь, что все - ВСЕ святые были небесными гражданами (уранополитами), но это нисколько - НИСКОЛЬКО, не мешало им любить свою Родину. И Свщм.Фаддей, постоянно укорял в своих проповедях людей, о том, что они держатся за земное, забывая о Небесном Отечестве, но в то же время, он, как истинный христианин, был патриотом своего Отечества - просто правильно расставлял свои приоритеты.
Прим.: заметьте, и в то время были те, кому не нравилось тогдашнее патриотическое общество "Союз русского народа". По сути, наши радикалы, которые неправомерно называют себя уранополитами, являются пособниками западных буржуем и иудеев (дабы не сказать "жидо-масонов"), что, в прочем, выражает и святитель Фаддей.
[
проповеди из первого тома издания "Творения" 2002 ]
Скачать можно на
рутрекере.
106. Речь на молебне по поводу открытия в г. Петрозаводске Отдела «Союза русского народа» в день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы2)
Собрались мы сюда, братие, помолиться о здоровой, успешной и плодотворной деятельности открывшегося в Петрозаводске Отдела «Союза русского народа». Значит, не на пламенном только юге, но и на холодном севере нашлись сердца, которые не могли с холодным равнодушием терпеть падение, повсюдное унижение и осмеяние русского имени, заветов, историей русскому народу оставленных. И вот они объединяются в союз, или братство, для более прочного хранения означенных заветов.
Это не значит, конечно, что чрез то самое они становятся во враждебные отношения ко всем прочим партиям или народностям земли Русской, - ведь не по причине только вражды и борьбы образуются союзы и братства, но и ради достижения задач положительных. Даже в Церкви есть общества и братства (как, например, ревнителей духовного просвещения, трезвости и т. д.), хотя, конечно, это не значит, что входящие в состав союзов или братств объявляют вражду прочим верующим. Почему же враги «Союза русского народа» хотят непременно так представить дело, что причиной возникновения Союза является исключительно слепая вражда и ни на чем не основанная ненависть? Почему не может Союз возникнуть для возвращения к родным заветам русской истории, для более прочного хранения их русскими людьми, искренно эти заветы любящими? Ведь не «партией» даже называет себя «Союз русского народа», а самим русским народом, вспомнившим и желающим неизменно хранить заветы отцов. Не должен ли был бы подобный Союз сделаться общерусской партией и объединить в себе все партии, на знамени своем выставляющие прежде всего благо того же русского народа?
Если же люди иных партий не одинаково с Союзом понимают заветы истории русской, то пусть предоставят членам Союза хотя бы свободу убеждения, которой доселе они в столь многих местах еще лишены. Не клеймите позором Союз, прежде чем он явился! «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Ин.7:51) сказал некогда один из достойных представителей еврейского народа, столь враждебного везде Союзу.
Не будем и мы прежде времени хвалить Союз и предоставим ему своею деятельностью заслужить сочувствие народа русского, подобно тому как всеми поносимое сначала учение Христово потом покорило весь мир. Будем теперь говорить только о достоинстве самых задач Союза. Итак, спросим противников Союза, заслуживает ли горячего сочувствия самый девиз, который носит Союз: «За Веру, Царя и Отечество»? Что может иметь кто-либо из искренних радетелей о благе народа против самого этого девиза? Или пусть скажут, можно ли одобрить тот высокий подъем религиозных и патриотических чувств, который спасал землю Русскую от ига татарского или бедствий Смутного времени? Не заслуживает ли порицания и сама Церковь, освятившая этот высокий подъем духа своими празднествами, например нынешним в честь Владимирской иконы Божией Матери, по усердным молитвам к Которой народа русского избавилась Россия от бедствий нашествия Тамерлана? Если нет, то не следует ли уже назвать «истинно» любящими отечество тех людей, которые во время поражений русских войск со стороны японцев радовались этим поражениям и всячески содействовали, а теперь, руководствуясь принципом «чем хуже, тем лучше», не перестают разорять землю Русскую забастовками, грабежами, убийствами должностных людей и т. д.?
Конечно, не для того возникают «Союзы русского народа», чтобы с тупым, ни на чем основанным самомнением отстаивать и хвалить все существующее в Русской земле, будет ли оно хорошим или худым. Нужно хвалить заветы, оставленные народу русскому его историей, и действительные доблести сынов земли Русской, а не все хорошее и худое вместе. Может быть, русский народ окажется в некоторых отношениях и хуже других, особенно теперь, когда он так унизился и забыл заветы свои. Хвалить ли за все это? Не каяться ли время, как каялся, а не хвалил себя народ русский во время тяжелых бедствий, им пережитых в течение многовековой истории. Но ведь заведомая клевета и то, что «Союз русского народа» хвалит все существующие теперь порядки жизни религиозной, государственной и общественной, клевета, необходимая, быть может, некоторым партиям, которые, производя насильственное давление на другие, хотят усилить себя или прямо на крови их хотят упрочить свое благосостояние. Злоупотребления не менее известны и «союзникам», и о бедствиях народа русского жалеют они, вероятно, гораздо искреннее, чем прочие благодетели народа.
Итак, называющие себя честными борцами за свободу и благо народное пусть в отношении к «Союзу русского народа» проявят хотя бы ту степень честности, чтобы не клеветать на него, прежде чем он явился, и не говорить в глаза явной заведомой лжи!
Пусть хотя бы не спешат с отвратительным и тупым предубеждением причислять к погромщикам всех людей, которые открыто заявляют о том, что держатся знамени «За Веру, Царя и Отечество!». Ведь сами они с гневом ограждали себя от попыток обвинить их в преступлениях даже тогда, когда преступность их устанавливалась судом. И тогда они кричали: «это провокация правительства!», «это недоразумение: совсем ничего и не было!», «и вы верите этому?» Так было даже тогда, когда открыт был замысел цареубийства. И они-то хотят чернить и топтать в грязь имя союзников русского народа, в число которых входят люди, не уклоняющиеся лицемерно, но прямо и открыть порицающие убийства, входят массы простого, не тронутого изменой Вере, Царю и Отечеству русского народа!
Союзники же да обезоруживают врагов своих прежде всего делами, противоположными клеветническим обвинениям своих противников! Если задуманное ими дело укрепления земли Русской на основе священных заветов древности совершается во имя Христово, то оно не погибнет. «Не бойся, малое стадо!» - сказал Господь малому числу учеников Своих, за Ним следовавших (Лк.12:32). Пусть помнят слова эти и союзники! Если поднятое ими народное движение корни свои имеет в здоровых началах жизни народной, сложившихся в течение веков, то не может оно заглохнуть, но подобно зерну горчичному, сначала малому, а потом вырастающему в большое дерево, будет и оно расти.
И, быть может, исцелится благодаря этому движению земля Русская от бесчисленных бед, постигших ее, как уже исцелялась неоднократно во времена ига татарского, или в Смутное время, или во времена каких-либо иных бедствий, постигавших ее в продолжение долгих веков многострадальной ее истории.
***
Произнесено 26 августа 1907 г. в Братском Назарьевском Доме г. Петрозаводска
19. Слово в день святого апостола Филиппа и в день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны
…[отрывок] Сколько живет кругом нас себялюбцев, и все они кажутся такими пустыми, неинтересными, как бы пресное вещество, неприятное на вкус! Но если кто, одушевляемый заветами Христова Евангелия, начинает забывать себя, отдается служению ближнему в духе Христовой любви, сейчас же мы отмечаем такого человека среди других как особенного; беседа, общение с ним кажутся интересными и нужными; его жизнь, дела вливают какую-то оздоровляющую струю в окружающую жизнь, улучшают ее и поддерживают. Это нечто особенное в таком человеке, как бы какая-то духовная соль, сообщающая особый приятный вкус пище, в которую влагается, есть не что иное, как дух Христовой самоотверженной любви, которую воспринял мир только от Христа. Посмотрите и на целые государства: чем более вымирают в них начала Христовой жизни, тем ближе они к вырождению, и наоборот. Не воодушевляется ли, например, наша страна на подвиг военный всемирной борьбы с жестоким врагом именно началами христианской жизни, которые в народе нашем еще так живучи, а пред войною так усилились, произвели громадный подъем духа? Воинство побеждает главным образом постольку, поскольку оно бодро духом, мужественно; бодро же оно, когда оно христолюбиво, когда воодушевлено готовностью и жизнь отдать за веру Христову, Царя и Отечество. Посмотрите и на союзные народы Франции и Англии, как и в них оживилась религиозная жизнь пред войной и во время войны, как они ведут в союзе с нами борьбу за лучшие начала истинно человеческой, христианской жизни. Пред войной Францию называли вырождающейся. И не оттого ли она была такою, что оттуда изгонялось правительством и вымирало там христианство? Во время же войны религиозность в народе весьма сильно поднялась, и вот мы видим французский народ снова возродившимся, совершающим чудеса храбрости, как во времена Жанны д.Арк.
Как же необходимо нашему народу хранить тщательно в душах своих эту соль христовой жизни, воспринятую в Святом Крещении, так оздоровившую жизнь Древней Руси! Как и теперь часто жизнь народа нашего, теряя эту духовную соль христианства, возвращаясь к началам жизни языческой, делается пустой, бессодержательной и возвращается к временам «поганаго» язычества, когда на Руси главным было «веселие лишь пити»! Как пагубно для жизни русского народа, если особенно верхние слои его начинают отбрасывать оздоровляющую соль христианства в своей жизни и деятельности, стыдятся Христа, действуют, как не знающие Его язычники! Чем грозит все это народу русскому?
Не начнется ли тогда гниение духовное всего народа, как рыба загнивает с головы? Не сбудется ли на всем народе грозное слово Господа: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф.5:13)? Не сделается ли тогда ни к чему не годным весь народ русский, как те люди, среди которых и языческий мудрец не мог найти истинного, неиспорченного, годного человека? Не будет ли весь народ выброшен вон из среды других народов, как нечто негодное, и не будет ли отдано царство его другим, которые, восприяв соль христовой жизни и учения, будут призваны вместо народа русского служить духовному оздоровлению мира (Мф.21:43)? Аминь.
---------
Произнесено во Владикавказском кафедральном соборе 14 ноября 1916 года
[bonus]: Рассказ о маленьком чуде, которое произошло со мной, пока читал его житиеВ общем, у меня под рукой куча открытых страниц из разных трудов, против нынешних радикалов антипатриотов (квази-сектантов), где говорится про патриотизм и любовь к Родине. Для меня тема уже неактуальна, и мне их все некогда систематизировать - раз в несколько месяцев, может одну закладку "оформлю".
И вдруг сегодня, мой ноут вдруг не выдержал нагрузки и перезапустился с крэш-тестом... за все годы, сколько он у меня, я даже не помню, если у меня такое еще случалось. Ну, поэтому случаю, думаю, отдохну немного и я, хотя дел и так невпроворот - куча незаконченных статей. Решил поставить крестик хотя бы еще на одной закладке. И вот так зацепился за глазами за святителя Фаддея. Имя для меня было незнакомое и решил поискать, кто он такой.
А нужно еще сказать, что я о своем здоровье редко молюсь Богу, т.к. Слава Богу все хорошо, ну, разве когда заболею (что редко бывает) или что-то заболит. А тут всю эту неделю, от того, что много и неотрывно сидел за компьютером у меня стала болеть в левом боку, может даже сама почка. Так и раньше бывало, но сейчас вообще жутко болело - даже приду из церкви, больше часу сидеть уже было весьма сложно. Все это легко лечится, просто отдыхом, но у меня куча материала, которое нужно уже наконец-то когда-нибудь закончить (та же эпопея про "Папу, ворона и чайку"). Что делать?
И вот сегодня утром помолился Богу, дабы излечил, если есть на это Его воля, для пользы общего дела, если в этом есть хоть какая-то польза. Тем паче, что у меня были случаи, когда после молитвы, или просто елеепомазания все моментально проходило.
И вот, с трудом сидя, чуть ли на боку, читаю я житие свщм.Фаддея... и настолько оно меня почему-то захватило - увидел пред собой прямо живого человека, насколько он был смиренным и простым и через какие тяготы ему пришлось пройти. И вот не помню на каком моменте, возможно, когда Богородица пригрозила зекам, дабы не обижали ее верного служителя, меня вдруг так проняло, насколько сильно я проникся его житием, словно одна большая мурашка меня всего охватило. Я этому не придал вначале особого значения, т.к. что-то похожее и раньше было, и у многих - это, как обычная реакция организма, как выплеск адреналина что ли, при том же страхе. В общем, продолжал с упованием читать дальше. Но вдруг обратил внимание, что боль моя полностью прошла... полностью.
Хотите верьте, хотите нет. Хотите списывайте на чудо, хотите на какую-то эмоциональную или физическую разгрузку. Но был еще один маленький непонятный момент, и не уверен, что если точно видел это: в общем, после этого, вдруг заметил в мониторе отражение, вроде бы какой-то маленькой красноватой вспышки. Вначале подумал, может светодиод от мышки... нет - ничего светящегося и мигающего не было и больше не повторялось. Вспышка была где в район отражения моей левой руки, в которой держал четки, которые мне подарил православный брат, который уехал на послушание на Афон. Четки эти, он освятил на Афоне везде, кто только возможно было.
В общем так. Вот честно, повторюсь - такое стойкое ощущение от его жития, что человек, как живой. Без сомнения высокой святости был человек, и не просто - а архиерей. Молитесь Св.Фаддею, и уверен, он вам поможет. Аминь!
--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
28 марта 2014г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com
Рубрика:
"Персоналий" "Чудеса" "Читальня" Заметки по теме:
Персоналий: "Воспоминания "смертника" о пережитом" (новомученик, о.Михаил Чельцов) BQT: Св.Василий Кинешемский "Беседы на Евангелие от Марка" Икона: "Ангел с кадилом"("Голубой Ангел"). Святая новомученица Мария (Скобцова). Старец Иустин Пырву: наши мучения, были легкими в сравнении с тем, что еще предстоит пройти вам. доп.теги:
Богородица СССР новомученики гонения