28. Алексей Голдобин. "Дядюшка Кронш или как пишутся пьесы". Картина №5

Nov 22, 2010 22:46

Картина №1  community.livejournal.com/drama_talks/49250.html
Картина №2  community.livejournal.com/drama_talks/61410.html
Картина №3  community.livejournal.com/drama_talks/74726.html
Картина №4  community.livejournal.com/drama_talks/86690.html

Картина пятая.

Тот же полуподвал КРОНША. Исчезла только перегородка. Кронш сидит в кресле качалке, укрытый пледом. ГИРЛАНД сидит на диване, читает газету. Кольваджи копается в телевизоре. ДЖОННИ что-то пишет в папке с пьесой. ДЖОАН готовит.

ГИРЛАНД(откладывая газету). Слава Богу.

КРОНШ. Что опять приключилось?

ГИРЛАНД. Я не об этом. Слава богу, Кронш, что с Вами всё обошлось.

КРОНШ. Бог здесь не при чём. Если бы не Джоан с Джонни, которые не отходили от меня ни на минуту, и если бы не Кольваджи, который отдал мне почти всю свою кровь, мне бы пришлось туго.

КОЛЬВАДЖИ. Чего там…

КРОНШ. Не скромничайте, Кольваджи. Когда врач сказал, что Вы готовы были не только отдать всю свою кровь, но и любой орган, я прослезился.

ДЖОАН. Дядюшка, тебе нельзя много говорить.

КРОНШ. Милая Джоан. Мне много чего уже нельзя в этой жизни. Но если я не выскажу слова благодарности людям, которые меня спасли, я уйду в мир иной должником. А мне этого не хочется.

ГИРЛАНД. Что не хочется, уходить?

КРОНШ. Подумайте, Гирланд.

ГИРЛАНД. Я сейчас думаю о другом. Как вы могли попасть под автомобиль на тихой улице, где за сутки проезжают максимум два автомобиля?

КРОНШ. Его Величество, Случай.

ГИРЛАНД. Это меня и настораживает.

КРОНШ. Чёрт, никак не могу вспомнить.

ДЖОАН(подходит, поправляет плед). Что, дядюшка?

КРОНШ, Когда я лежал в больнице, привезли нового пациента. Его ударили по голове, и у него совершенно пропала память. Где же я мог его видеть? На всякий случай я оставил ему свой адрес.

ДЖОННИ(подойдя к КОЛЬВАДЖИ и отводя его в сторону). Твоя работа?

КОЛЬВАДЖИ. Я же легонько, так, для испуга.

ДЖОННИ. Здорово же ты его напугал, раз у него всю память отшибло.

КОЛЬВАДЖИ. Ну, это… Делать-то что будем? У меня где-то осталась его папка с пьесой.

ДЖОННИ. Давай, Кольваджи, неси эту папку. Мы внесём в неё некоторые изменения. Что-то мне подсказывает, что концовка у Автора для нас не очень перспективная.

КОЛЬВАДЖИ достаёт из шкафа папку.

КОЛЬВАДЖИ. Джонни, а тут нет концовки.

ДЖОННИ. Как нет концовки? Как такое вообще возможно?

КОЛЬВАДЖИ. Вот, смотри…

ДЖОННИ(читает) ГИРЛАНД. Ужин отменяется. Дядюшка Кронш попал под машину. И всё? Может, у Автора есть ещё одна папка?

КОЛЬВАДЖИ. (Обречённо). Нет, я не видел.

ДЖОННИ. Судя по тому, что у Автора, благодаря тебе, отшибло память, надо самим придумывать концовку.

КОЛДЬВАДЖИ. Но, как же? Лично я никогда пьесы не писал. А ты, Джонни?

ДЖОННИ. Ты, знаешь, Кольваджи, как это ни странно звучит, но и я никогда не писал пьесы.

КОЛЬВАДЖИ. Джонни, мы тут такое намудрим, что можем испортить всю пьесу.

ДЖОННИ. С другой стороны, как мы захотим, так она и закончится.
Давай напишем, что мы случайно выиграли в лотерею миллион. И всё будет хорошо. Или нашли клад.

КОЛЬВАДЖИ. И ты думаешь, что зритель поверит? Ты спроси, кто из сидящих в зале, кто выигрывал в лотерею миллион или находил клад?

ДЖОННИ. Чего в жизни не бывает?

КОЛЬВАДЖИ. Бывает лёгкость в получении кредитов и трудности с их возвратами.

ДЖОННИ. Мне тоже об этом спрашивать?

КОЛЬВАДЖИ. Думаю, не стоит бередить незажившие раны, сидящих в зале.

КРОНШ. Джонни, Кольваджи, что вы там шепчетесь?

ДЖОННИ. Возможно, мы пытаемся изменить жизнь к лучшему.

КРОНШ. Это похвально. Многие пытались сделать жизнь лучше. И это им удалось. К сожалению, не для всех.

ГИРЛАНД. Кронш, по-моему. Вы становитесь философом.

КРОНШ. В каждом человеке, который дожил до глубокой старости, просыпается философ. Вся беда в том, что не всё сказанное стариками воспринимается. Многие считают это старческим маразмом.

ГИРЛАНД. Кронш, Вы или действительно стали философом, или врачи поспешили с Вашей выпиской из больницы.

КРОНШ. Эх, Гирланд. Больница - это приют для одиноких и бездомных. Человек выздоравливает не от лекарств, а от общения.

ГИРЛАНД. М-да…

КРОНШ. Когда меня сбила машина, у меня потемнело в глазах, но удивительно просветлела голова. И я подумал, как летит время! Куда ухо¬дит жизнь? Что есть вечность?

ГИРЛАНД. М-да… Дай, бог каждому иметь такую светлую голову.

ДЖОАН (с подносом) А, ну-ка, все к столу.

КРОНШ. Гирланд, по такому случаю достаньте-ка то лекарство, которое мне прописал врач.

ГИРЛАНД. Не плохая идея.

ДЖОАН. Дядюшка!!!

КОНШ. Джоан, каждая рюмка делает меня моложе. Мне хочется петь или в крайнем случае писать стихи.

ГИРЛАНД. Рюмка хорошего виски ещё никому не вредила. Парень, сыграй, нам что-нибудь. Я хочу потанцевать.

Музыка. ГИРЛАНД приглашает на танец ДЖОАН. Танцуют танго.

КРОНШ. Джонни, как ваш бизнес?

ДЖОННИ. Сейчас мы переживаем временные трудности.

КРОНШ. Знаете, ничего не бывает более постоянного, чем временные трудности.

ДЖОННИ. Увы. Жизнь как рулетка. Не знаешь, куда выпадет шарик.

КРОНШ. Действительно. Настали трудные времена. У тебя стрит, а у крупье всегда оказывается каре.

ДЖОННИ. Я знал одного джентльмена, он никогда не проигрывал в рулетку.

КРОНШ. Разве такое возможно?

ДЖОННИ. Он ставил каждый раз на черное и красное одинаковое количество Фишек.

К РОНШ. А в чём тут, извиняюсь, интерес?

ДЖОННИ. Ему нравился сам процесс.

КРОНШ. Интересная мысль.

ГИРЛАНД с ДЖОАН заканчиваю танец.

ГИРЛАНД. Спасибо, братец. Уважил.

ПИАНИСТ молча кланяется. Уходит.

КРОНШ. Джонни, ты бы хотел иметь много денег. И сразу?

ДЖОННИ. Познакомьте меня с человеком, которого бы этого не хотел.

КРОНШ. А если бы для этого пришлось идти на преступление?

ДЖОННИ. Что-то я не пойму, к чему Вы клоните?

КРОНШ. Джонни, скажите честно…(Пауза). Вы с Кольваджи хотели ограбить банк?

ДЖОННИ. Какой банк?

КРОНШ. Тот, что напротив. Вест Кепитал.

ДЖОННИ. С Вами всё в порядке, Кронш?

КРОНШ. Если сравнить мой возраст с моим состоянием моего организма - вполне. Вы молоды и энергичны. В вашем возрасте у меня были такие шальные идеи.

ДЖОННИ. Бросьте, Кронш. С чего Вы взяли?

КРОНШ. Тот больной, с травмой головы, что-то всё говорил про банк и двух молодых джентльменов, которые собираются рыть подкоп.

ДЖОННИ. И какая здесь связь?

КРОНШ. Я смотрю, Вы заинтересовались. Гирланд, налейте нам ещё. И можете присоединяться.

ГИРЛАНД. Кронш, я с удовольствием налью Вам чашку чая.

КРОНШ. Гирланд, лучше без удовольствия налейте мне рюмку. Поверьте, это не повредит.

ГИРЛАНД. Ну…

ДЖОННИ. Кольваджи, налей мне стакан из наших запасов. И пусть мне это повредит. Дело стоит того.

КРОНШ. Ну?

ДЖОННИ. Я просто спросил: Какая связь между бредом полоумного и ограблением банка?

КРОНШ. Я связал всё сказанное, с вашим появлением, и как-то у меня всё сложилось.

ДЖОННИ. У Вас, Кронш, родственников на Бейккер-Стрит не было?

КОЛЬВАДЖИ. По-моему я здесь лишний. Ничего не понимаю.

ГИРЛАНД. А я боюсь высказать вслух свою догадку.

КРОНШ. Не буду вас интриговать. Но, для начала вы должны выслушать одну историю про двух молодых авантюристов, которые захотели ограбить банк.

КОЛЬВАДЖИ. Джонни. Клянусь мамой. Я ничего никому не рассказывал.

КРОНШ. Кольваджи, успокойся. Это я про себя.

КОЛЬВАДЖИ. А кто второй?

КРОНШ. Мой приятель Гарри Монроз.

ГИРЛАНД. Кронш, и вы хотели ограбить банк? Ушам не верю.

КРОНШ. Мы были молоды, бедны. Мы были уверенные в себе и отчаянные парни. Мы были готовы на всё, чтобы заработать кучу денег и свалить куда-нибудь из этого паршивого городишка.

ДЖОАН. Дядюшка, когда это было?

КРОНШ. О, это было очень давно. Так давно, что я даже иногда стал сомневаться, было ли это на самом деле. Ты была тогда ещё дитя и твои родители были живы.

ДЖОННИ. Кронш. Нельзя ли ближе к истории.

КРОНШ. Что, интересно?

ДЖОННИ. Скорее забавно.

КРОНШ. Так вот. Перебрав все способы быстрого обогащения, мы решили, что самое простое это будет ограбить банк.

ДЖОННИ (С ехидством). Ну, конечно, же. Как другие не додумываются, что нет ничего проще, чем ограбить банк.

КРОНШ. Мы высмотрели этот подвал, собрали всё, что у нас было и выкупили его. Нам казалось, что два здоровых молодых парня запросто пророют тоннель под дорогой к банку. Мы работали сутками. Под видом ремонта вывозили землю и завозили раствор и доски.

ДЖОННИ подходит к КОЛЬВАДЖИ и стучит себе по лбу.

КРОНШ. Но мы просчитались. Грунт был тяжёлым. К тому же приходилось доставать обломки старого фундамента, какие-то плиты. Мы потратили двадцать лет.

ДЖОННИ. Двадцать лет!

ГИРЛАНД. Под носом у полиции и службы охраны банка. Невероятно. И никто не поинтересовался.
КРОНШ. У нас были все документы на ремонт. Это не вызывало сомнений.

ДЖОАН. И чем все это закончилось? Где деньги?

КРОНШ. А денег нет. Мы не успели осуществить наш план. Хотя нам оставалось совсем немного.

ГИРЛАНД. Что помешало?

КРОНШ. На это было несколько причин. Во-первых, умер Гарри Монроз.

КОЛЬВАДЖИ. Ваш подельник?

КРОНШ. Мой напарник. Дела никакого не было. Во-вторых одному мне было не под силу. Брать другого напарника было бы не умным решением. Ну, а потом, я стал опекуном Джоан. И как-то всё сошло на нет.

ГИРЛАНД. Постойте, Кронш. Я не понял. Так что, подкоп под банк существует и сейчас?

КРОНШ. Конечно. Куда же ему деться. Не зарывать же обратно.

ГИРЛАНД. Так, где он.

КРОНШ. Вы действительно хотите знать?

ДЖОННИ. Конечно, хотим.

ГИРЛАНД. Чисто из профессионального интереса.

ДЖОАН. Мистер Гирланд, Я надеюсь Вы не воспользуетесь откровениями дядюшки?

ГИРЛАНД. Какой полицейский будет кому-то сообщать, что на его участке двадцать лет рыли подкоп, чтобы ограбить банк? Мне ещё дорога моя пенсия, до которой мне осталось немного.

КРОНШ. Хорошо, я покажу. Но, тогда хочу вас предупредить, что в какой-то мере вы становитесь соучастниками. Кольваджи, Джонни отодвиньте этот шкаф.

КОЛЬВАДЖИ и ДЖОННИ отодвигают шкаф. За шкафом видна небольшая дверь.

ДЖОННИ. Что-то мне напоминает сказку про Буратино. ( Открывает дверь) Да Вы не дядюшка Кронш. Вы просто Папа Карло какой-то.

КРОНШ. Включатель справа.

ГИРЛАНД и ДЖОАН тоже подходят к двери.

ГИРЛАНД. Ничего себе. Если бы не увидел - не поверил. Можно туда зайти или там заминировано?

КРОНШ. Можно. Теперь можно.

ГИРЛАНД, ДЖОННИ, КОЛЬВАДЖИ и ДЖОАН исчезают в проёме.

КРОНШ. И зачем я это всё рассказал? Не знаю. Наверное, к старости появляется потребность рассказать о своих грехах? Или я не захотел уносить эту тайну в могилу? А, может, я сделал это ради тебя Гарри Монроз. Эй, Гарри? Ты слышишь меня. Скажи что-нибудь.

Появляется АВТОР.

АВТОР. Я не опоздал?

КРОНШ. Нет, Вы пришли вовремя. Я, думаю, сейчас начнётся самое интересное.

АВТОР. Я совсем упустил действие пьесы. Даже не знаю, что сейчас происходит.

КРОНШ. Судя по тому, что зрители ещё в зале, пьеса продолжается.

АВТОР. А где остальные?
КРОНШ. Ушли на экскурсию.

АВТОР. Не понимаю.

КРОНШ. Они за той дверью. Осматривают подкоп к банку

АВТОР. Что, уже прорыли?

КРОНШ. Он был вырыт давно.

АВТОР. И Вы держали всё это в секрете?

КРОНШ. Да. Что в этом удивительного. Я, что должен был каждое утро выходить на улицу и кричать об этом?

АВТОР. Я тоже туда…

КРОНШ. Потерпите, господа. Осталось совсем немного. Хотя, я, честно сказать немного утомился. Что поделать? Возраст.

Появляются все.

ГИРЛАНД. Сработано на совесть.

ДЖОАН. Дядюшка, а там…

КРОНШ. Это Гарри Монроз.

КОЛЬВАДЖИ. Почему же Вы его не похоронили?

КРОНШ. В смысле?

КОЛЬВАДЖИ. Ну, покойников принято хоронить. В землю закапывать.

КРОНШ. А он где по-Вашему?

КОЛЬВАДЖИ. Действительно. Не подумал.

ГИРЛАНД. Кронш, сколько по Вашему осталось рыть?
КРОНШ. Всего ничего. Ночь работы.

ГИРЛАНД. Жалко упускать такую возможность.

КРОНШ. Гирланд, Вы сейчас о чём?

ГИРЛАНД. Я о том, о чём думают все здесь присутствующие. Жалко упускать такую возможность. Такой шанс даётся раз в жизни.

КРОНШ. Гирлан, несколько минут назад Вы говорили, что дорожите своей пенсией.

ГИРЛПНД. К чёрту пенсию. Я узнаю, когда в банке будет больше всего денег. Разработаем план, возьмём деньги и скроемся.

ДЖОННИ. Куда? Нас быстро вычислят.

ГИРЛАНД. Я сделаю всем документы. Я могу. Самое главное, сорвать большой куш. А с деньгами нам будут везде рады.

КРОНШ. Давайте спросим. Джоан, ты тоже так считаешь?

ДЖОАН. Ну, дядюшка. Действительно. Заполучить сразу столько денег. Это заманчиво.

КРОНШ. О чём ты, Джоан? Неужели ты жила в нищете, что способна ограбить банк?

ДЖОАН. Но, какой шанс!

КРОНШ. Джонни?

ДЖОННИ. Э. Я бы рискнул. Чем чёрт не шутит.

АВТОР. Я только за. Давайте прямо начнём сегодня.

КОЛЬВАДЖИ. Да, помолчи ты. А то ещё раз навестишь больницу. Тебя тут как раз меньше всего спрашивают. Банк грабить. Даже пьесу написать не можешь.

АВТОР. Да если, у меня будет много денег, я напишу роман.

КОЛЬВАДЖИ. Вот поэтому, таким как ты и нельзя иметь много денег. Кронш, я против.

КРОНШ. Слава богу.

ГИРЛАНД. Что значит против? Не хочешь участвовать в этом деле, так сваливай. Без тебя справимся.

КРОНШ. Кольваджи, поставь шкаф на место.
ГИРЛАНД (Выхватывая пистолет). Не двигаться. Пристрелю.

КРОНШ. И меня?

ГИРЛАНД. Как это ни печально. Поймите, Кронш. Может, Вам всё равно, а у меня это шанс. Понимаете? У каждого человека есть в жизни только один шанс разбогатеть. Только один. И, если он его не использует, будет влачить жалкое существование, радуясь, что есть хоть какая работа, и хоть какое-то жалование.

КРОНШ. Я просто Вас не узнаю.

ГИРЛАНД. Джонни, Джоан, вы чего молчите. У вас вся жизнь впереди. И какая она будет?

КРОНШ. То же самое говорил мне Гарри. И где он сейчас?

ГИРЛАНД. Тогда давайте голосовать. Кто за?

КОЛЬВАДЖИ берёт лопату и ударяет ГИРЛАНДА.

КОЛЬВАДЖИ. Теперь можно голосовать. Я и КРОНШ против. Джонни и Джоан за. Ничья.

АВТОР. А я?

КОЛЬВАДЖИ.А тебя, тут никто не спрашивает. Тебя спрашивают в реанимации: Куда это наш пациент подевался?
ДЖОАН. Дядюшка, прости. Это была всего минута слабости.

КРОНШ. Конечно, моя милая. Она уже прошла.

ДЖОННИ. Признаюсь, был не прав. Иногда на меня такое находит, сам себе удивляюсь. Но, что же нам делать?

КОЛЬВАДЖИ. Поставим шкаф на место.

ДЖОННИ. А потом?

КОЛЬВАДЖИ. Время покажет.

КРОНШ. Джоан, что там с мистером Гирландом?

ДЖОАН. Он уже приходит в себя. Приготовь крепкий глитвейн. Надеюсь, это ему поможет.

АВТОР. Так чем же всё-таки закончится пьеса?

КРОНШ. У Вас есть концовка?

АВТОР. У меня нет.

КРОНШ. Вот и славно. Пусть зритель сам её придумает. А мы, пожалуй, закончим прекрасной музыкой. Мне особенно нравится вот это. Та-та-ра-ба-ба-бу-да. Маэстро, Вы знаете её?
( Маэстро кивает). Сыграйте нам её.

Играет музыка. Каждый думает о своём.

Занавес.

*осенний драмафон-2010*

Previous post Next post
Up