-
День 10
В Покхару на самолете
Красотка Нилгири
Утром нас ждало следующее приключение - перелет местными авиалиниями из горного прохладного Джомсома в жаркую Покахру - второй по значимости город в Непале. Сколько я слышал и читал про малую аваиацию в Непале - про сложность заходов на посадку на гималайские аэродромы, про то, что «у каждого облака каменное сердце» - я ждал этого приключения и желал его всей душой.
Так и представлял, что к сараю на краю поля подкатывается приземлившаяся крылатая «маршрутка», оттуда выходят прилетевшие пассажиры, потом в нее прямо с багажом заходят другие. Затем «маршрутка» взлетает, и трясясть на всех исходящих и нисходящих воздушных потоках, лавируя между узкими стенами ущелий вырывается из суровых гор на равнину.
Управляет ей прожженный «воздушный волк», настоящий герой неба, который знает Гималаи как свои пять пальцев и не раз водил самолеты и в ветер, и в дождь.
Все оказалось несколько по-другому. Аэропорт в Джомсоме - это вовсе не сарай на краю летного поля, а вполне нормальный аэропорт - с залами прилетов и вылетов, зоной досмотра, накопителем для пассажиров и другими необходимыми помещениями. Само летное поле огорожено колючей проволокой, взлетно-посадочная полоса имеет твердое покрытие, есть диспетчерская вышка, ну и так далее. Обычный аэропорт. Но маленький.
Погода вечером накануне вылета оптимизма не внушала, ветер в ущелье не стихал, и я уже представлял, как нашу крылатую «маршрутку» будет трясти на этих воздушных ухабах. Или еще хуже, рейс задержат или отменят из-за этого ветра. Но утро выдалось тихим и безветренным. Видимо, ветер поднимается только тогда, когда горы прогреваются солнцем.
Вылет был назначен на 7:15, но нас попросили прийти в аэропорт к 6:30. Лекс, наш портер, куда-то пропал, хотя мы с ним договаривались, что он поможет нам донести вещи. Он объявился только в аэропорту, когда мы собирались пройти на регистрацию. Прощание с ним было недолгим, мы ему дали порядка 2000 рупий на чай. Он попросил прощения, сказал “I’m sorry if I did something wrong” (сожалею, если сделал что-то не так). Впрочем, нам особо не на что было на него обижаться, мы сказали ему «намастее», пожали руку и отпустили с миром.
Багаж, как оказалось, надо сдавать - все как по правилам ICAO. И его при вас же досматривают. Потом его точно также грузят на тележки, везут к самолету, и затем грузчики размещают его на полках в багажных отсеках.
Аэропорт Джомсома
Tara Air работает на направлении Покахара-Джомсом следующим образом: они гоняют туда-сюда пару своих самолетов DHC-6 - двухмоторных турбовиновых машин, рассчитанных на 15-20 пассажиров. Сначала прилетает один, потом, через минуту-другую - второй. Высаживают пассажиров, выдают груз, принимают на борт новых. Время, затрачиваемое на «оборот» одного борта - 10-15 минут.
Вот и настала наша очередь. Открыли дверь, показали к какому самолету бежать. Добежали, расселись по салону. Мест никто никому не назначает, все садятся кто куда успел. Пока производится посадка, второй двигатель, расположенный на стороне, противоположной выходу, продолжал работать. Первый. видимо, выключали из соображений безопасности.
Ну, а что было дальше? Руление в конец полосы, взлет. Да, мы летели очень близко к скалам, но лично я чувствовал себя в безопасности. И не стоило тешить себя иллюзиями насчет того, что с самолета будут «видны все Гималаи». Нет. Он почти не набирает высоту, пассажирский отсек негерметичен и максимальная высота, на которую поднимается эта «маршрутка» - около 5000 метров. Иначе и пассажиры, и экипаж рискуют почувствовать себя очень плохо из-за нехватки кислорода. Полет в основном продолжался вдоль ущелья, и снежные пики если и были видны, то лишь с небольщим отличием от того, как они выглядят с земли.
Да, и пара слов об экипаже. Все «как у взрослых» - два пилота: капитан и второй пилот. Никакой вольности в форме - те же белые рубашки со знаками отличия, темные штаны, обычная пилотская форма. Вот так примерно выглядят непальские «воздушные волки».
Полет продолжался около 20-ти минут. За это время мы перенеслись из каменистой горной полупустыни Джомсома в цветущую, благоухающую, манящую своим теплом и курортной негой Покхару.
Стюардесса
Чем хороша Покхара? Да хотя бы тем, что до звания «тропический рай» ей не хватает только лишь моря. Озеро Фева, конечно, может его заменить (при определенной смелости там можно искупаться). В остальном - она очень-очень похожа на курортный город. Особенно ее район Lake Side. В Покхаре много туристов - как тех, кто уже сходил в горы так и тех, кому это только предстоит. Также там много тех, кто приехал в Непал попрактиковаться в йоге, ну или просто «зависнуть» на месяц-другой.
Вид на Покхару с холма. Фото © Пит Комаров
Озеро Фева
Храм на острове на Феве
Дух хиппи витает над этой местностью, и основная масса туристов имеет соответствующий вид. Длинные волосы, дредды, непальская одежда, легкая небритость, сандалии, бесформенные рюкзаки.
Глядя на все это, самому захотелось провести здесь не день и не два, а остаться на подольше, а потом снова двинуть куда-нибудь в горы, на какой-нибудь трек. Но через два дня - возвращение в Москву, и это желание придется оставить на какой-нибудь другой год.
А на следующий день утром мы уехали назад в Катманду. Круг "вокруг Аннапурны" замкнулся. Отличное было приключение!
Крылья сложили палатки... Фото © Пит Комаров
На этом все про ту поездку в Гималаи.
Но! Чуть позже будет еще один пост с некоторой практической информацией о поездке.
Поэтому пока не прощаюсь. С Новым Годом!
Начало:
заброска,
дни 1-2,
день 3,
дни 4-5,
дни 6-7,
день 8 (перевал),
день 9 (спуск в Джомсом).
-