"Замечательная Альфа" - АПЛ, которую все боялись (Борис Дронов)

Jul 01, 2017 09:04

«Замечательной «Альфой» назвали специалисты ВМС США Советскую АПЛ Проекта 705


В конце 1958 года, когда проходили государственные испытания первой отечественной атомной подводной лодки, Госкомитетом по судостроению был объявлен конкурс на разработку предложений по АПЛ следующего поколения. В итоге в СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») появились проектные разработки, которые воплотились затем в кораблях второго поколения проектов 671 и 670. Одним из результатов конкурса явилась разработка проектной идеи создания автоматизированной подводной лодки малого водоизмещения и был определен ее предварительный облик. Автор идеи - один из победителей вышеназванного конкурса, талантливый конструктор Анатолий Борисович Петров, возглавлявший группу молодых ученых.
                                                                                  С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ ( Светлана Савицкая- забытый герой.)
                              Петров Анатолий Борисович
Начальник бюро и главный конструктор первой отечественной атомной лодки Владимир Перегудов горячо поддержал идею корабля, рассказал о ней академику А. П. Александрову и попросил его принять А. Б. Петрова с докладом об этом корабле. И вот ранней весной 1959 года Анатолий Петрович Александров принял Петрова и автора этих строк в Институте атомной энергии. Беседа продолжалась более двух часов. Академик очень внимательно слушал нас, задавал массу вопросов, размышляя вместе с нами, шутил, держался просто и непринужденно. И мы с Петровым не ощущали никакого давления его огромного авторитета. У него не проявлялось ни малейшего оттенка превосходства, снисхождения или поучения. Это была беседа коллег и единомышленников. Анатолий Петрович попросил принести чай и продолжал оживленно расспрашивать нас об особенностях нового корабля. Услышав про однокорпусную архитектуру, малый запас плавучести и связанный с этим отказ от требований надводной непотопляемости, он сказал, что это здорово и органично, но моряки на это не пойдут.
В итоге Александров попросил прислать материалы разработок, обещал полную поддержку проекта. Был поздний час. Узнав, что мы в тот же день уезжаем, он распорядился отвезти нас к поезду.
В июне 1959 года А. П. Александров непосредственно в СКБ организовал большое совещание с участием академика В. А. Трапезникова, директора Института автоматики и телемеханики, и всего руководящего состава бюро. Работы развернулись. Главным конструктором назначили Михаила Георгиевича Русанова. Это был на редкость удачный выбор. Русанов глубоко проникся проектными решениями корабля и стал их реализовывать с необыкновенным упорством и воодушевлением. Вначале он работал вместе с А. Б. Петровым, но затем их пути разошлись. Необычайно талантливый и одаренный инженер Петров мог постоянно придумывать и предлагать все новые и новые идеи, во многом определяющие основные направления развития подводного кораблестроения. Однако реализовывать их, постоянно устранять очередные технические и организационные проблемы ему было не дано. Это блестяще выполнял Русанов. Он принял на себя громадную ответственность и сделал ее без преувеличения смыслом своего существования. Все отпущенные ему силы и время он отдал созданию этого корабля.
                                    Основные новаторские технические решения проекта, определившие его облик, заключались в следующем:
- комплексная автоматизация технических средств, сокращение экипажа втрое, единый центральный пульт управления кораблем, титановый корпус;
- реакторная энергоустановка с жидкометаллическим теплоносителем, применение переменного тока частотой 400 герц, блочная паротурбинная установка, применение всплывающей спасательной камеры на весь личный состав;
- использование разрезных рулей и совмещенных выдвижных устройств, применение гидравлических торпедных аппаратов.
И все это должно быть реализовано при условии получения малого водоизмещения.
В создании корабля принимали участие десятки, если не сотни различных организаций - конструкторские бюро, заводы, научно-исследовательские институты. Их захватывали новизна и необычность проекта, возможность творчески решать интересные технические задачи, увлекали энтузиазм и самоотверженность сотрудников СКБ-143 и прежде всего главного конструктора Русанова. Были разработаны новые производства и технологии, в частности титановая металлургия для серийного строительства, автоматика и автоматизация технических средств, малогабаритные реакторная установка с жидкометаллическим теплоносителем и блочная паротурбинная установка большой мощности, новые радиоэлектронные комплексы гидроакустики, радиолокации, навигации и радиосвязи. Удалось создать новейшее оборудование, приборы контроля и управления, новые конструктивные схемы ко всем системам и устройствам корабля.         ( Пролог двадцать четвёртой части)
Можно сказать, что проект 705 поднял на новую ступень уровень научных и конструкторских разработок в судостроении, энергетике, радиоэлектронике, а также культуру труда на заводах, опытных производствах и в научных лабораториях. И все это происходило в 60-х годах прошлого века, причем в нашем распоряжении не было цифровой электроники и компьютеров. Когда в 1999 году автор этих строк делал сообщение по проекту 705 на международном симпозиуме Warships-99 в Лондоне, присутствующие, а это элита мирового судостроения, встали. В результате такой корабль появился на свет. Первую подводную лодку проекта 705 построили на Ленинградском Адмиралтейском объединении в 1971 году, последнюю в серии, седьмую - в 1981-м. Четыре корабля наш флот получил от Ленинградского Адмиралтейского объединения, три - от Северного машиностроительного предприятия.


Оригинальные технические решения позволили создать АПЛ водоизмещением всего две с небольшим тысячи тонн с тактико-техническими характеристиками, не уступающими ТТХ любых других атомных подводных лодок. Впервые в мире титановый сплав использовался в строительстве серии боевых кораблей. Это служило мощным толчком развитию титановой металлургии, разработке новых конструкционных материалов на основе данного металла.
В боевой строй вступила первая АПЛ с комплексной автоматизацией основных технических средств, малым числом личного состава, оригинальной компоновкой отсека убежища, ограниченного переборками, рассчитанными на полное забортное давление, и включающего в себя главный командный пост, жилые и служебные помещения. Над отсеком располагалась всплывающая спасательная камера на весь личный состав. Новым являлось решение о применении электрооборудования с частотой не 50 герц, как это было принято, а 400 герц, что обеспечило создание малогабаритного электрооборудования. Жидкометаллический теплоноситель на энергоустановке позволил резко уменьшить ее размеры и вес, а также значительно улучшить маневренность в смысле набора и сброса мощности. В то же время главная энергетическая установка (ГЭУ) потребовала нового подхода к эксплуатации реактора, так как была необходима постоянная работа насосов 1-го контура из-за угрозы замерзания сплава и выхода установки из строя. Это усложняло базовое обеспечение и обслуживание корабля в базе. Правильно было сказать, что высокий технический уровень корабля и его выдающиеся боевые характеристики требовали новой, более совершенной организации обслуживания и базирования.   ( Советское детство (СССР)) При строительстве и эксплуатации подводных лодок проекта 705 в бюро велась непрерывная интенсивная работа по постоянному поиску проектных и конструкторских решений, направленных на повышение надежности оборудования, а также снижение шумности. Это касалось прежде всего систем и устройств ГЭУ (паровая арматура, узлы крепления паропроводов, неплотности парогенераторов и т. п.). ( Некрополь у Кремлёвской стены) Данные лодки красноречиво свидетельствуют об исключительно высоких характеристиках АПЛ проекта 705.
                                            ЛЕГКАЯ, БЫСТРАЯ И МАНЕВРЕННАЯ                 Русанов Михаил Георгиевич
Эксплуатация этих подводных лодок подтвердила их высокие тактико-технические характеристики. Несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, специфические для этой серии кораблей - затянувшийся срок строительства, крайне низкое качество инфраструктуры в местах базирования (сюда же надо приплюсовать новизну и резкое отличие от всех предыдущих атомных подводных лодок), АПЛ проекта 705 проявили себя как надежные и боеспособные корабли. Интенсивность их использования была достаточно высокой, они регулярно совершали автономные походы, участвовали практически во всех учениях и маневрах ВМФ на атлантическом театре, показали высокую эффективность, каждая имела несколько контактов с иностранными субмаринами и благодаря высокой маневренности и скорости получала определенные преимущества перед ними. В 1983 году соединение ВМФ, в которое входили подводные лодки проекта 705, признали лучшим в Военно-морском флоте. ( Иван Иванович Дубасов "художник" денег СССР) Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростями противолодочных торпед, «Альфа» могла развивать полный ход в течение одной минуты с момента подачи команды. Это позволяло ей зайти в теневой кормовой сектор любого надводного корабля и подводной лодки. По свидетельству командиров АПЛ, она могла развернуться практически «на пятачке». ( СССР в 1957 году)
Был случай в Северной Атлантике, когда одна из «Альф» в течение более 20 часов висела на хвосте натовской атомной подлодки, предпринимавшей отчаянные попытки уйти. Слежение прекратилось только по команде с берега. По свидетельству экипажей АПЛ, которые высоко оценивали боевые качества этих кораблей, подводные лодки проекта 705 превосходили другие АПЛ по следующим свойствам:
- значительно более высокая готовность к выходу в море из исходного состояния при не введенной в действие ГЭУ в связи с более высокой (почти в три раза) скоростью ввода, значительно большая максимальная скорость хода, открывающая возможность быстрого развертывания в районы предназначения;
- высокая маневренность, позволяющая более успешно уклоняться от всех типов существовавших иностранных противолодочных торпед (до принятия на вооружение ВМС США торпеды МК-48) и обеспечивающая достаточно длительное слежение за иностранными АПЛ;
- автоматизация процессов управления кораблем, оружием и ГЭУ даже для уровня того времени являлась эффективной и надежной, ресурс эксплуатации средств автоматизации общекорабельных систем и ГЭУ на всех кораблях был превышен более чем в два раза.
                                                ( Игорь Абрашин "РАБСТВО" В СССР. (эссе) + подборка от тех кто жил в СССР)
Тем не менее строительство этих АПЛ было прекращено и проект не получил дальнейшего развития. Это произошло в значительной степени из-за преждевременного выбора неотработанной реакторной установки с жидкометаллическим теплоносителем (наземный стенд ППУ так и не был создан) и, к сожалению, отразилось на судьбе передовых и уникальных проектных решений подводной лодки проекта 705. Общий уровень состояния отечественной промышленности и производственных технологий, условий инфраструктуры и базирования, а также подготовки личного состава и организации службы на флоте не мог обеспечить полноценную и надежную эксплуатацию этих кораблей - они слишком опередили свое время.
С 1986 года напряженность использования АПЛ проекта 705, как и других подводных лодок и флота в целом, стала снижаться, они не ставились в ремонт, межремонтные сроки вышли, ресурсы автоматики были исчерпаны, ресурс активной зоны реакторов составлял менее 30%. С начала 90-х годов финансирование флота практически прекратилось, что повлекло за собой фактическое уничтожение этих замечательных, далеко опередивших свое время кораблей. ( Ильдар Ильясов "Алюминий") Остается только высказать сожаление, что ни один корабль такого выдающегося проекта, который вызывал восторг и зависть нашего вероятного противника, не был оставлен хотя бы в качестве памятника-музея творческому подвигу конструкторов СПМБМ «Малахит», заводов-строителей, организаций-контрагентов и экипажей этих подводных лодок. ( Александр Головенко "Сегодня мы могли быть на Марсе")
Проектные идеи и технические решения при разработке 705-й ПЛ послужили основой для многих конструктивных и технологических решений при создании АПЛ третьего и четвертого поколений. ( Нелли Цапурина)
Судьба кораблей оказалась и прекрасной, и трагической. Такая же участь постигла и многих авторов, разработчиков проекта, в том числе главного конструктора проекта М. Г. Русанова, посвятившего ему всю жизнь. Можно без преувеличения сказать - без целенаправленности, энергии, эрудиции, опыта и профессионализма, силы убеждения, организационных способностей Михаила Георгиевича корабль проекта 705 вряд ли был бы создан. В 1974 году его освободили от должности главного конструктора. ( Надежда Курченко) Это касается и Анатолия Петрова, чья проектная идея и концепция автоматизированной подводной лодки малого водоизмещения легла в основу разработки. Обидно, что его имя не получило соответствующего признания.
                                  ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО НАГРАДЫ И ВОСПОМИНАНИЯ ( В.А. Торгашев "Мой СССР")
АПЛ проекта 705 стали примером творческого взлета отечественного и мирового подводного кораблестроения. Это было одним из самых выдающихся достижений бюро, которое по достоинству оценили и наши вероятные противники. Аналогов 705-му в подводном кораблестроении не было, и не только в России. «Замечательной «Альфой» назвал подводную лодку проекта 705 видный американский военно-морской историк и аналитик Норман Полмар в книге «Подводные лодки холодной войны». Эти субмарины открывали дорогу новому направлению в создании многоцелевых ПЛ - комплексно-автоматизированных высокоскоростных и маневренных кораблей небольшого водоизмещения. К сожалению, время окончания интенсивной эксплуатации серии АПЛ проектов 705 и 705К, осмысление опыта создания этих кораблей и их дальнейшего совершенствования совпало с периодом распада Советского Союза, развала промышленности и флота. Один из командиров АПЛ проекта 705 В. Т. Булгаков писал: «В течение 10 лет была закончена постройкой, введена в боевой состав ВМФ и без единого выстрела уничтожена дивизия уникальных, не имеющих аналогов в мире кораблей с корпусами, не ограниченными сроками годности». Выполненный бросок в будущее и сегодня не получил подкрепления, подводное кораблестроение развивается дальше по более традиционному пути. Современный уровень передовых технологий показывает перспективность идей «Альфы» и вселяет надежду на дальнейшее ее развитие. ( Авдеев: Советская лампа)
Высокий научно-технический уровень, достигнутый при создании АПЛ проекта 705, был отмечен указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1981 года. Коллектив СПМБМ «Малахит» наградили орденом Октябрьской Революции, а 113 сотрудников - орденами и медалями. Ордена Ленина вручили М. Г. Русанову и Л. А. Подвязникову. Из числа соавторов В. В. Ромин, заменивший М. Г. Русанова на посту главного конструктора в 1974 году, стал лауреатом Ленинской премии, а Государственную премию получили Ю. А. Блинков, В. В. Крылов, В. В. Лаврентьев, К. А. Ландграф и В. В. Борисов.
Вот наиболее отличившиеся из награжденных: А. Б. Петров, Ю. В. Соколовский, Н. И. Тарасов, И. М. Федоров, Б. П. Сушко, М. И. Королев, Л. В. Калачева, В. Г. Тихомиров, В. И. Баранцев, В. П. Богданович, Б. В. Григорьев, И. С. Сорокин, И. Н. Лощинский, В. А. Устинов, Б. М. Козлов, С. П. Катков, В. Г. Бороденкова, Ю. А. Чехонин, В. А. Данилов, И. М. Грабалин, И. М. Валуев, Б. Ф. Дронов, В. Я. Векслер, Г. Н. Пичугин, Н. А. Садовников, В. В. Юрин, О. А. Зуев-Носов, В. Р. Виноградова, Ю. Д. Перепелкин, О. П. Перепелкина, М. М. Холодова, А. И. Сидоренко, В. А. Лебедев, Г. И. Туркунов и ряд других сотрудников бюро. ( Вертолёты+ Валенки в Арктике и в изображении...) Следует отметить также награждение большой группы специалистов предприятий-контрагентов, науки и Военно-морского флота, причем около 40 из них были удостоены Ленинской и Государственной премий.
( В СССР передвигали здания) Создание корабля проекта 705 убедительно показало высокий потенциал науки и промышленности Советского Союза 60-70-х годов.
Previous post Next post
Up